Полная версия
Спартианские игры и клубы в системе организации досуга, образования и воспитания детей и молодежи
К числу важнейших из них относятся следующие:
• уникальная соревновательная программа Игр, основным элементом которой являются «спартианские агоны», объединяющие спорт с искусством, с другими видами духовно-творческой деятельности и требующие от участников разностороннего развития, гармонии духовного и физического;
• новая, гуманистически ориентированная, «мягкая» система оценки и поощрения участников соревнований, ориентирующая их на бескорыстное и одухотворенное соревнование;
• сочетание соревнований с не-соревновательными играми;
• равноправное участие инвалидов вместе с другими лицами.
Гармоничное объединение спорта с искусствомОдна из важнейших особенностей Спартианских Игр состоит в том, что их соревновательная программа включает в себя разнообразные соревнования и конкурсы, которые связаны не только со спортом, но также с искусством и другими видами духовно-творческой деятельности.
Определенный комплекс этих соревнований и конкурсов, подобранных таким образом, чтобы на их основе можно было сравнить и оценить параметры как физического, так и духовного развития участников Игр: их физическую подготовленность, спортивное и художественное мастерство, творческие способности, юмор, знания и т. д., составляет спартианский агон (агон по-гречески – борьба, состязание, турнир). Программа Игр может включать в себя один или несколько спартианских агонов.
Ниже указываются основные «спартианские агоны», которые придуманы автором проекта «СпАрт» (ему принадлежат, следовательно, авторские права на программу и название этих соревнований) и неоднократно использовались на практике в ходе организации и проведения Спартианских Игр.
«Спартианская визитка». В этом спартианском агоне каждый участник (команда или отдельное лицо) представляет свою «визитку» («визитную карточку»), но не обычную, а «спартианскую». Это представление включает в себя художественно-театрализованное выступление и художественно оформленный стенд, которые заранее (до Игр) готовятся участниками и выполняют для них функцию «визитной карточки» – с их помощью они должны представить себя другим участникам, жюри, зрителям, познакомить со своими интересами, идеалами, достижениями в спорте, искусстве, науке, техническом творчестве, продемонстрировать свое понимание принципов спартианского (соответствующего критериям духовности, нравственности и красоты) поведения в соревнованиях, «спартианской» идеи объединения спорта и искусства и т. д.
Художественно-театрализованное выступление участника включает в себя:
а) приветствие других участников, судей, зрителей и демонстрацию своей атрибутики: названия или имени, эмблемы, талисмана, девиза, вымпела (флага), песни (гимна) и т. д.;
б) показ оригинальной «спартианской одежды» и «спартианских украшений» участника, которые символизируют идею единства спорта с искусством и предусматривают творческое использование в одежде и украшениях спортивного и художественного инвентаря (например, футбольного или теннисного мяча, музыкальных инструментов и т. д.);
в) спортивную художественную композицию (сценку), в которой средствами хореографии и пантомимы показывается мир спорта, соблюдение и нарушение спортсменами принципов спартианского поведения в соревнованиях, а вместе с тем демонстрируется физическая подготовленность и спортивное мастерство участника.
Продолжительность выступления уточняется организаторами с учетом общего числа участников и продолжительности Игр. По согласованию с организаторами выступление может быть целостным или расчлененным на несколько этапов.
Наряду с выступлением каждый участник выставляет художественно оформленный стенд, на котором он может представить любые материалы (рисунки, фотографии, карикатуры, модели, коллекции, рассказы и т. д.), которые содержат в себе какую-то интересную и важную информацию об участнике, о его жизни, интересах, идеалах, способностях и достижениях в спорте, искусстве, науке, техническом творчестве и т. д.
Спартианское многоборье. Программа данного агона включает в себя традиционные спортивные соревнования и художественные (творческие) конкурсы. Характер этих соревнований и конкурсов зависит от места и продолжительности проведения спартианского многоборья, возможностей организаторов, состава участников, их возраста, подготовленности, особенностей физического состояния, умственного развития и т. д. В принципе в программу спартианского многоборья могут быть включены любые спортивные соревнования и художественные (творческие) конкурсы, например, соревнования по легкой атлетике, плаванию, конкурсы певцов, танцоров, музыкантов и т. п.
Однако оптимальный вариант организации спартианского многоборья предусматривает включение в его программу таких спортивных соревнований и художественных (творческих) конкурсов, которые в наибольшей степени соответствуют целям и задачам (всей «идеологии») Спартианских Игр.
Из спортивных соревнований к числу таковых относятся:
– спортивные соревнования в традиционных видах спорта (например, в спортивных играх – футбол, волейбол, баскетбол и др.), но с измененными правилами для того, чтобы сделать эти соревнования более демократичными, гуманными, доступными для любого человека независимо от уровня его физической или спортивной подготовленности, инвалидности и т. д. (например, в волейболе вводится правило, что игроки должны сидеть – "сидячий волейбол", каждой команде разрешается бить по мячу более трех раз, игроки могут принимать мяч не только руками, но также телом, головой и т. д.);
– наиболее "эстетичные" спортивные соревнования, т. е. такие, которые проходят под музыку, требуют от спортсменов красоты телосложения и движений (например, соревнования в таких видах спорта, как художественная гимнастика, фигурное катание, фристайл, спортивная аэробика, спортивные танцы, джазовая гимнастика, Джун-до балет и др.);
– соревнования в эстетической демонстрации спортивного мастерства (например, соревнования среди баскетболистов по умению красиво забивать мяч в корзину или среди футболистов – на самый красивый гол и т. п.);
– эстафеты типа "веселые старты";
– народные игры и забавы, национальные виды спорта, способствующие сохранению и развитию самобытной национальной и народной культуры;
– соревнования, в ходе которых перед отдельным участником, командой или всеми участниками Игр ставится задача «превзойти (победить) самих себя» (показать результат лучше того, который они показывали раньше – в период проведения данных Игр или на предыдущих Играх);
– соревнования по туризму и в ориентировании (особенно в ориентировании по тропам, которое позволяет участвовать в этом виде соревнования лицам с ограниченными физическими возможностями).
Из художественных (творческих) конкурсов предпочтительны для включения в программу спартианского многоборья:
– те из них, которые связаны с национальными и народными культурными традициями, обычаями;
– художественные и творческие конкурсы (в области живописи, хореографии, пантомимы, пения, фотографии, кино, технического творчества и т. д.) спортивной тематики;
– конкурс знатоков и ораторов на темы, связанные с искусством, культурой, спортом, олимпизмом (возможные формы проведения: ответы на вопросы об искусстве, спорте, олимпизме; рассказ – с использованием картин, фотографий, коллекций и т. д. – об интересных событиях, фактах, связанных со спортом или искусством; рассказ о наиболее интересных событиях Спартианских Игр; реклама или критика определенного вида спорта; комментарий по поводу демонстрируемого спортивного соревнования и т. д.);
– спартианский конкурс изобретателей. Участники конкурса предлагают на суд жюри свое «изобретение»: соревнование (игру) или техническое приспособление для соревнования (игры), требующие от участников физической подготовленности, спортивного мастерства. Это могут быть совершенно новые, уникальные соревнования (игры, приспособления) или модификации известных соревнований (игр, приспособлений). Модификация соревнования или игры может затрагивать их правила, используемый инвентарь и т. д. Предложенная модификация соревнований (игр, приспособлений) должна делать их более интересными, эстетичными, гуманными и демократичными (доступными для всех, включая инвалидов). Особо поощряется изобретение «спартианских» соревнований и игр, в программе которых спорт объединяется с искусством. Обычно конкурс проходит в 2 этапа. На первом этапе участники представляют свои «изобретения«, сделанные дома, а на втором – изобретают соревнование, игру или приспособление, выполняя задание организаторов (указываются предметы, которые должны быть использованы, число участников, место проведения соревнования или игры и т. д.).
С учетом указанных выше видов соревнований и конкурсов спартианское многоборье может выступать как двоеборье: Спорт + Арт» (спортивные соревнования + художественные конкурсы), троеборье: Спорт + Арт + Знания» (спортивные соревнования + художественные конкурсы + конкурсы знатоков), четырехборье: Спорт + Туризм + Арт + Знания и т. д.
Во всех этих случаях возможно несколько вариантов проведения агона.
1-й вариант. Каждый участник обязан выступить во всех соревнованиях и конкурсах, включенных в его программу.
2-й вариант. В рамках каждой группы соревнований и конкурсов (спортивных, художественных и т. д.) участник может выбирать те или иные соревнования и конкурсы (например, в спортивных соревнованиях он выбирает соревнования по бегу или плаванию, в художественных конкурсах – конкурс музыкантов или танцоров и т. д.).
3-й вариант. К соревнованиям в спорте (искусстве и т. д.) допускается лишь определенная (по договоренности) группа участников, показавших наилучшие результаты в искусстве (спорте). Например, спартианское многоборье среди юных спортсменов может проводиться в два этапа. В программе первого этапа – спортивные соревнования, а второго – художественные (творческие) конкурсы (в хореографии, музыкальном искусстве, живописи и т. д.). К этим конкурсам допускается лишь определенная часть (например, одна треть) участников, показавших лучшие результаты в спортивных соревнованиях. Аналогичным образом и спартианское многоборье среди лиц, увлекающихся искусством, может быть проведено в два этапа: на первом этапе – художественные конкурсы, на втором – спортивные соревнования. Причем, ко второму этапу допускается лишь определенная часть (например, одна треть) участников, показавших лучшие результаты в художественных конкурсах.
Спартианское многоборье может проводиться как «Спартианская тропа испытаний». Участники должны пройти «спартианскую тропу»: преодолеть специально созданную полосу препятствий, выполнить ряд заданий, связанных со спортом, искусством и т. д. В спартианскую тропу может быть включена и так называемая «экологическая тропа» [см. Организация работы… 1990].
Другой формой организации спартианского многоборья являются «спартианские» эстафеты, программа которых требует от участников не только физической подготовленности и спортивного мастерства, но и выполнения заданий, связанных с искусством или другими видами творческой деятельности (например: соревнования по бегу, при проведении которого перед спортсменами ставится задача как можно быстрее перенести перемешанные буквы из одного места в другое и расставить их так, чтобы получился правильный ответ на поставленную организаторами задачу, загадку и т. п.; эстафета, на различных этапах которой участники должны демонстрировать физическую подготовленность, спортивное или художественное мастерство, интеллект, знания в различных областях искусства, спорта, олимпизма и т. д.).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
В Приложениях к данной работе использованы материалы, подготовленные: Вишневским В.И. [Приложение 1]; Губаревой Т.И. [Приложение 11]; Елистратовым М.В. и Кучер Н.И. [Приложение 5]; Кабановым Ю.Н. и Симаковым Ю.П. [Приложение 7]; Подколзиной Л.Н. [Приложение 9]; Богословским В.В. [Приложение 10]; Глотовой Л.Н., Горбатовым А.Н. и Новиковой С.С. [Приложение 13].