Полная версия
На горах
94
Мягкая деньга – фальшивая.
95
Мертвый Култук – залив в северо-восточной стороне Каспийского моря.
96
Бурметь – нечто вроде холста из хлопчатобумажной пряжи персидского изделия, простая бурметь зовется шиле, лучшая – ханагай. Алача или аладжа – шелковая или полушелковая полосатая ткань персидского изделия. Канаус – известная шелковая ткань.
97
Шкалик – полкосушка.
98
Бязь – то же почти, что бурметь, но не персидского, а среднеазиатского изделия.
99
Кизильбашами зовут персиан. Старинное их название. Значит – красноголовый.
100
Кутафья – неуклюжая, безобразно одетая женщина, также неуклюже построенное здание (в Москве башня Кутафья так прозвана народом, а не официально). Кутафья роговна – столь безобразно одетая женщина, что над нею все смеются.
101
30 октября.
102
12 января.
103
Волжанин или волжанин сын – так зовут уроженцев Поволжья, особенно среднего и низового.
104
Прачешное заведение.
105
Беседка.
106
Сафьянные спальные сапоги татарской работы.
107
Кантовать – весело пировать на каких-нибудь радостях.
108
Яглиться – поволжское слово, употребляемое от Нижнего до Астрахани, значит – двигаться, шевелиться, сгибаться, а говоря о деле каком – спориться, ладиться, клеиться.
109
Коломенка – барка от пятнадцати до двадцати сажен длины, поднимает от семи до двенадцати тысяч пудов груза. Гусянка – крытая барка с четвероугольною палубой, свешенною к корме и к носу (не как у тихвинки или шитика, у тех палубы округлые), в длину бывает до двадцати сажен и грузу поднимает пудов тысяч до десяти и больше.
110
Цветочный кутас – гирлянда из цветов, плетеница, длинный венок.
111
Тент.
112
Цветочные сукна, выделываемые на фабрике Понятовского при селе Таганче (Каневского уезда Киевской губернии), известны в ярманочной торговле под именем таганских.
113
Табанить, таванить, нередко таланить – грести веслом назад. Гребля с одного бока вперед, а с другого назад, употребляется при заворотах лодки.
114
На которой нет ни судов, ни лодок.
115
Фарватер.
116
Кочерявый, коряжистый – суковатый, кривоствольный кустарник. Кочерявый дуб вырастает от корней срубленного, но не выкорчеванного (вырытого с корнем) леса. Он годится только на дрова.
117
Гомон – громкий, нестройный шум от множества человеческих голосов, в котором за отдаленностью или сильным криком нельзя распознать ни единого слова.
118
В так называемых шиповках куют гвозди и скобы для судов. Работа большей частью артельная. У каждого наковальня и железо свои, а уголь общий.
119
Роспуски – станок, дроги для перевозки клади.
120
Наигрыш – старинное слово, в киевских былинах употребляемое, – голос песни, напев.
121
Кладнушка – небольшое плоскодонное судно длиной сажен в шесть. Дощаник – с палубой не над всем судном, а только над серединой – гребное, а в случае благоприятной погоды и парусное. Шитик – мелкое судно, крытое округлою палубой. Шитик и дощаник поднимают до тысячи пудов грузу. Кладнушка – тысяч до двух.
122
Посуда, посудина – всякое парусное судно на Волге, кроме лодок.
123
Обвенки – крепкие малорослые лошади, первоначально разведенные на реке Обве (Пермской губернии) Петром Великим. Их также называют вятками.
124
Дерево – мачта на судне; снасть – не очень толстый канат.
125
Слуда – высокий, бугристый, поросший лесом берег большой реки.
126
Поросший тальником, то есть кустарной ивой, вербой salix amigdalina, иначе лоза, шелюга.
127
Коноводами зовутся на Оке бурлаки на судах, которые тянутся лошадьми.
128
На Волге и в устьях Оки рыболовов зовут ловцами, а не рыбаками. Рыбак – это торговец рыбой.
129
Черная, или шашковая, снасть – длинная веревка (хребтина), которую опускают на дно; к ней на веревочках прикреплены железные крючки (кованцы). Каждый крючок держится в воде от хребтины вверх посредством шашки (поплавка) из деревянной чурки, держащейся в верхних слоях воды.
130
Чапыжник – частый, едва проходимый кустарник.
131
Ровнедь и Остров входят в состав владений автора.
132
Имение.
133
«Право руля», «лево руля» – волжские выражения. Взять право руля значит поворотить дышло руля вправо, тогда лодка или судно поворотит влево.
134
Ботальная дель– двойная рыболовная сеть. Снаружи – режь, то есть самая редкая сеть, по четверти аршина в каждой ячее; внутри ее другая сеть, частая. Делью называется всякая сеть.
135
На Волге и низовьях Оки у ловцов рыбой зовется только осетровая порода, остальное – бель или частик.
136
Рашня – то же, что раковица – снаряд для ловли раков – сетчатый кошель на обруче. Ботало – шест с дощечкой или деревянным стаканом на конце; этим орудием «ботают» воду, то есть бьют обо дно и мутят ее для загона рыбы или раков в сети или в рашню.
137
Ботник – легкая маленькая рыбачья лодка, не больше как на трех человек.
138
Мерными на средней Волге зовут стерлядей в аршин и более; от трех четвертей до аршина зовется полумерною.
139
Так называется рынок.
140
Пятным колом(от пята) называется кол, к чему привязывается конец невода, с которого начинают его закидывать.
141
Пятное крыло – та половина невода, с которой начинается его выкидка в воду, затем следует мотня – середка невода; это кошель из самой частой и крепкой дели (сети), в которой при вытаскивании невода остается наловленная рыба. Крыло невода по другую сторону мотни называется ходовым. Кодол – веревка, на которую навязан невод; один конец ее, привязываемый к колу, называется мертвым или глухим, противоположный – ходовым.
142
Ножницы – клешни, щетина – усы.
143
То есть не годятся.
144
Житнички – хлебные мыши, что водятся в житницах.
145
Августа 15-го Велика пречиста (Успенье Богородицы), а сентября 18-го (Рождество Богородицы) – Мала пречиста.
146
Волот – великан, сказочный богатырь. Кости допотопных животных считаются костями волотов. Волоты почитаются в некоторых местах покровителями земледелия.
147
Шадринского уезда Пермской губернии.
148
Деревянная точеная чашка.
149
Лубянками зовут каменные корпуса лавок, преимущественно с красным товаром, построенные между Обводным каналом и шоссе. Зовут их также Ивановскими (по фабричному селу Иванову).
150
Сибирская пристань на Волге возле Макарьевской ярманки; там громадные склады кяхтинских чаев.
151
Софроновская пристань на городской стороне, на самом устье Оки, против ярманки. Там становятся караваны с зерновым хлебом.
152
Августа 16 празднуют св. врачу Диомиду.
153
Извозчиков.
154
Иноков и инокинь не спрашивают о здоровье, а всегда о спасении.
155
Истоптанный лапоть.
156
Амбразуры.
157
Их теперь по Волге с притоками плавает больше пятисот, и для всех почти их рейсов целью служит устье Оки.
158
Начиная от Тверской губернии по Заволжью употребляется слово наймак, а по Горному Поволжью до устья Суры – наймит. И то и другое означает наемник.
159
Эстафеты.
160
Обмануть, как Емелю дурака.
161
Не обманешь, не проведешь.
162
Пятница – мусульманский праздник.
163
Ослянка – иначе осланка – небольшое мелкосидящее судно.
164
Шпиль – длинный шест с костылем либо шишкой вверху, о который упираются плечом рабочие. Перетираться на шпилях – то же, что идти на шестах, значит, судно вести, упираясь шпилями во дно реки.
165
Паузок – мелководное судно для перегрузки клади с больших судов на мелкой воде.
166
Кабестан – ворот. Прежде на Волге были коноводные суда, на которых бывало по сотне и более лошадей. Они приводили в движенье ворот, на который навивался канат, конец которого с якорем впереди судна брошен в воду. Оттого судно и двигалось, хотя и очень медленно. Теперь сила лошадей заменена силой пара.
167
Буксирным пароходом называется такой, который ведет за собой несколько барж с грузом.
168
На устье Волги на Каспийском взморье.
169
Бурлацкие выражения. Святой воздух – ветер, апостольская скатерть – паруса.
170
Бакалда – казанская пристань на Волге. Иначе называется Устьем (реки Казанки).
171
Сходня и сходни – доска с набитыми на ней брусками для схода с судна на берег.
172
Топсель – верхний парус; он поменьше нижнего – коренного, или ходового.
173
Светлая каюта, поставленная у кормы на пароходной палубе над сходом в каюты.
174
Поговорка, употребляемая на Горах, она значит: поздно. На левом берегу Волги, в Лесах, эта поговорка не употребляется.
175
Лучшие волжские лоцмана из села Татинца, что немного повыше Лыскова.
1
Апокрифическая баба Соломея, или Соломонида, будто бы принимавшая Христа при рождестве его, упоминается в апокрифических евангелиях и в некоторых церковных книгах (например, «Синаксарь»). У старообрядцев поминается она, когда дают молитву роженицам. Празднуют бабе Соломее на другой день Рождества (26 декабря), в этот день варят кашу и угощают бабушек-повитух. Обычай этот называется «бабьи каши».
2
Ременное масло – на языке бурлаков удары линьком или концом лямки. Дерево – мачта, райна – поперечное дерево на мачте, к которому прикрепляется парус, по-морски рея. Бечеву ссаривать – отцеплять ее от кустов и деревьев, перекидывая бечеву через них. Это дело косных. Косными зовут на судне двух бурлаков, что при парусах, они обшивают их и насаживают на райну; один из них кашевар, то есть повар бурлацкой артели; дядя, то есть лоцман, управляет ходом судна; шишка – передовой бурлак во время тяги бечевою.
3
Гармоники изобретены не более пятидесяти лет тому назад туляком Сизовым. Они давно уже совсем вытеснили старинную нашу балалайку. Гармоник, исключительно тульской работы, на одной Макарьевской ярманке продается каждый год до 250 тысяч штук. Сорты гармоник: пятитонная в 10 к., семитонная в 20 к., редкая от 25 до 30 к., вторная от 35 до 45 к., двухсторонняя от 50 до 65 к., детский свист от 50 до 90 к., трехвторная от 1 р. 30 к. до 1 р. 80 к., десятинная от 2 до 3 р. Высшие сорта есть по 5 и по 6 рублей.