Полная версия
Воспитание в спортивной деятельности
По мнению «космистов», человек – это существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь, по существу, идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении духом материи и одухотворенности мира и человека.
Николай Федоров впервые в истории эстетических учений увидел сущность художественного творчества в борьбе с тяготением. Такая точка зрения философа вытекала из его общей концепции мира, в которой силам падения (энтропии) противостоят созидательные силы «восстания».
А.Л. Чижевский создал теорию невероятной предсказанности: жизнь биосферы и социальные ритмы зависят от ритмов Солнца. Он утверждал: «Жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем" земное. Она создана воздействием творческой динамики Космоса на инертный материал Земли. Она живет динамикой этих сил, и каждое биение органического пульса согласовано с биением космического сердца – этой грандиозной совокупности туманностей и звезд, Солнца и планет».
В.И. Вернадский появление разума по значимости считал таким же важным, как и возникновение жизни на Земле. Он утверждал, что биосфера, как планетная организация жизни, есть часть космической организованности, поэтому «…разгадка жизни не может быть получена только путем изучения живого организма».
В философском наследии русского религиозного возрождения, которое представлено творчеством Н. О. Лосского (1870-1965), Н. А. Бердяева (18741948), П. А. Флоренского (1882-1943), И. А. Ильина (1883-1954). С. Н. Булгакова (1871-1944) и др., также выделяется линия, близкая пафосу идей русского космизма. Имеется в виду то склонение в русской православной философии, которое Н.А. Бердяев называл «космоцентрическим, узревающим божественные энергии в тварном мире, обращенным к преображению мира», и антропоцентрическим, «…обращенным к активности человека в природе и обществе». Именно здесь ставятся «проблемы о космосе и человеке», разрабатывается активная, творческая эсхатология, смысл которой в том, что конец истории зависит и от творческого акта человека.
Человек – эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее. «Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир – микрокосм, в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все великие исторические эпохи», – писал в книге «Смысл истории» Н. А. Бердяев. Он утверждал также: «Цивилизация обезличивает. Личное начало раскрывается лишь в культуре».
В одной из лекций, прочитанных в 1919-1920 гг., Николай Александрович Бердяев провозгласил: «В центре мира стоит Человек, и судьба Человека определяет судьбу мира, через него и для него. Но на вершине новой истории личность человеческая чувствует все больше и больше рабство и у природы, и у общества. Человек становится рабом созданной им машины и созданной им материальной социальной среды… Народ наш должен пройти через великое покаяние».
Беспокоясь о духовности общества, И.А. Ильин в работе «Творческая идея нашего будущего» тоже говорит о значении культуры: «В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания – ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профессиональных училищах, ни в университетах».. Ильину принадлежит мысль о том, что «первые движущие силы – любовь и вера; через это – жертвенность. Из внутреннего огня создается голос совести – не укоряющий, а властью бросающий нас в самое верное и лучшее из возможных деяний и делающий невозможными дела злобы и коварства». По мнению Н.А. Бердяева, любовь – акт творческий, созидающий иную жизнь. В любви утверждается личность, единственная, неповторимая.
С.Н. Булгаков считал, что народное мировоззрение и духовный уклад определяются Христовой верой. Как бы ни было, далеко здесь расстояние между идеалом и действительностью, нормой является христианское подвижничество.
Общим для воззрения русских религиозных мыслителей было то, что они признавали – вся Россия создана силой русского духовного характера, вся история России есть победа духовного характера над трудностями, соблазнами, опасностями и врагами.
Почти все рассмотренные концепции развертываются вокруг трех философских категорий: доброта, истина, красота. Так обретается человеческий образ, актуализируется человек. Отсюда можно протянуть нити к определенному типу личности.
Задачи воспитания1. Включать растущую личность в разнообразные виды деятельности (учебно-познавательная, гражданско-патриотическая, морально-познавательная и морально-практическая и т. д.)
2. Стимулировать активность формирующейся личности в организуемой ей деятельности.
3. Проявлять высокую гуманность и уважительное отношение к формируемой личности в сочетании с тактичной требовательностью.
4. Открывать перед учащимися перспективу их личностного роста, помогать им добиваться успехов в различных видах деятельности.
5. Выявлять и опираться на положительные качества.
6. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
7. Формировать и развивать детский коллектив.
8. Обеспечивать единый подход к учащимся со стороны школы и родителей и их согласованность.
Педагогика физической культуры имеет обширные связи с другими науками, которые оказывали влияние на ее становление и развитие. В числе первых сложились связи педагогики физической культуры и спорта с философией, общей психологией, психологией развития личности, возрастной психологией, психологией физической культуры и спорта, физиологией, которые и сейчас являются необходимым условием развития педагогической теории и практики. Позднее стали просматриваться связи с социологией, социологией спорта. Взаимосвязь с науками проявляется в форме заимствования педагогикой физической культуры основных идей и положений, обобщающих выводы других наук (Например, понятие системы, как совокупности компонентов, взаимосвязанных единой целью и выстроенных в иерархии), методов исследования, а также использования конкретных результатов исследований физиологии, психологии, социологии и других наук.
Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры современного общества представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев населения. Люди, которые не знают об огромном оздоровительном и воспитательном потенциале физической культуры, как правило, не понимают необходимости приобщиться к ней. Именно поэтому они ничего не предпринимают для создания условий, способствующих ее развитию, а существующие возможности используют плохо, либо совсем игнорируют, прикрывая свое негативное отношение к физической культуре различными причинами. Однако среди них почти никогда не фигурирует истинная причина – отсутствие твердой убежденности в пользе физической культуры для человека. А такая убежденность появиться лишь тогда, когда люди овладеют соответствующими знаниями. Роль физической культуры и особенно спорта – составной ее части – заметно возросла в эпоху научно-технического прогресса. Наряду с бесспорными положительными факторами научно-технический прогресс привел к некоторому увеличению нервно-психического напряжения в повседневной жизни, уменьшению двигательной активности и физических нагрузок. Такой неблагоприятный дисбаланс отрицательно сказывается как на физическом и психическом состоянии человека, так и на его дееспособности, возможности реализовать свой жизненный потенциал.
Жизненный опыт и научные исследования показывают, что трудовая и общественная активность людей зависит не только от их знаний, умений и желаний, но и от того, насколько они способны фактически реализовать их в той или иной форме деятельности, особенно в трудных, сложных или опасных условиях. Слабое здоровье, физическая немощь, психическая неустойчивость, недостаточный уровень развития волевых и нравственных качеств существенно снижают дееспособность человека. Люди с низким уровнем дееспособности не могут, даже если очень хотят, успешно накапливать, совершенствовать и применять свои познания и опыт, особенно при решении новых творческих задач. Если это человек молодой, то он не использует в полной мере представляемые ему обществом возможности для учебы, овладения профессией или хорошей подготовки к военной службе. Если это взрослый – то, как правило, он не может высокопроизводительно трудиться, освоить новую или дополнительную специальность, не находит сил для общественной работы. Старый человек в этом случае не может сохранять активное долголетие, живой интерес к людям и событиям.
В работах известных отечественных специалистов по физиологии физической культуры Н.В. Зимкина, А.Н.Крестовникова, Я.Б.Лехтмана и других убедительно доказано, что в процессе физической тренировки в организме человека происходят прогрессивные структурные (морфологические) и функциональные изменения. Они охватывают все важнейшие системы, участвующие в жизнеобеспечении организма – мышечную, сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную, пищеварительную, выделительную и др.
Главнейшим по значению итогам занятий физической культурой ученые считают совершенствование высшей нервной деятельности, осуществляемой центральной нервной системой, ее высшим отделом – корой головного мозга.. установлено, что в ходе систематических тренировок и соревнований в коре головного мозга проходит образование новых временных связей между агентами внешней и внутренней среды и различными функциями организма. Кроме того, под влиянием физической тренировки изменяются основные показатели нервной активности (или свойств нервной системы): сила возбудительного и тормозного процессов, равновесии между ними и подвижность.
Еще И.П. Павлов указывал, что тип высшей нервной деятельности может изменяться под влиянием воспитания. Это изменение особенно эффективно достигается, как показали исследования физиологов физической культуры, в процессе физического воспитания. Так, в процессе систематических занятий, направленных на развитие физической выносливости, силы, быстроты, особенно при включении в их соревновательных моментов, повышается сила нервных процессов, что означает увеличение способности нервных клеток головного мозга выносить все большие напряжения. Регулярно участвуя в тренировках и соревнованиях, человек вынужден постоянно преодолевать различные трудности (повышенные физические нагрузки и эмоциональное напряжение, нарастающее чувство усталости и т.п.). Преодолевая вначале небольшие, а затем более серьезные трудности, он постепенно совершенствует это важное свойство своей нервной системы, что имеет большое значение в жизни. От его уровня зависит возможность длительно, устойчиво и безошибочно работать в трудных условиях, проявлять настойчивость и упорство в достижении поставленных целей.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.