Полная версия
«Дни науки» факультета социотехнических систем. Выпуск III
Все сферы жизни города пронизаны конфликтами. Потому важно чтобы проектировкой и застройкой городского пространства занимались профессионалы. Важен постоянный диалог городских властей с жителями города, для выявления и устранения наиболее острых проблем, а также повышения уровня городского комфорта. Власть должна понимать обстановку в городе, тем самым предупреждая недовольства и появление, так называемых «рассерженных горожан», готовых выходить на улицы.
Киямова К.Н.
КНИТУ, гр.3101-41, науч. рук. ст. преп. Кузнецова А.В.
Педагогическое управление межличностными конфликтами учащихся младших классов
На сегодняшний день все более актуальным становится формирование конфликтологических компетенций у педагогов и всех участников образовательного процесса.Так как именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях, возрастает потребность в профессиональном управлении межличностными конфликтами учащихся младших классов. Формирование опыта отношений младших школьников в условиях разрешения межличностных конфликтов – это сложный, многоаспектный процесс, который ставит воспитанников в новые условия, стимулирующие внутренние силы саморазвития личности и, как результат, приводящие к переосмыслению предшествующего опыта.
Особенности управления школьными конфликтами определяются их спецификой как сложного социального явления и сферой, в которой онипротекают. Управление конфликтом– это сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. В начальной общеобразовательной школе чаще всего третьей стороной выступает классный руководитель. Деятельность по управлению конфликтами более эффективна, если осуществляется на ранних этапах возникновения противоречий.
Специфика возникновения, развития и разрешения межличностных конфликтов в начальной школе находится в прямой зависимости от следующих факторов:
– возрастные особенности младшего школьника;
– специфика организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе;
– отношение младших школьников к конфликту, которое включает: понимание термина конфликт, причин возникающих конфликтов, действия в случае возникновения конфликтов.
Младший школьный возраст – это особый период жизни ребёнка, который исторически выделился недавно. Это возраст 6 (7) – 10-летних детей, обучающихся в 1-3 (4) классах современной отечественной начальной школы. С точки зрения нашей проблемы, интересно рассмотреть основные особенности, присущие ученикам младших классов. Во-первых, происходит преобразование социальной ситуации развития (переход от беспечного детства к позиции ученика), изменение привычного образа жизни ребенка, распорядка дня, соответственно, у него появляются новые потребности и обязанности. Во-вторых, младшему школьнику свойственна неустойчивость внимания и преобладание впитывающего характера познания, а не запоминание.Дети стремятся к исследовательской деятельности в силу восприимчивости и впечатлительности, сравнению и анализу окружающих их явлений, выражению своего личного отношения к той или иной ситуации. Преобладающим средством формирования умений и навыков ребенка является игровая деятельность. Наконец, детям свойственно отсутствие житейского опыта конструктивного поведения в случае возникновения конфликтной ситуации, преобладание стиля поведения на интуитивном уровне.
Учитель должен понимать, что межличностный конфликтотнюдь не всегда только лишь негативное явление. Межличностный конфликт это один из способов и проявлений социализации у школьников, призванный научить их конструктивному поведению в конфликтных ситуациях и сформировать у них навыки разрешенияспоров ненасильственными методами. При том конфликтные ситуации раннего детства переживаются значительно острее, чем подобные ситуации в отношениях взрослых. Поэтому наиболее важной проблемой, стоящей перед учителем начальных классов является способность предвидеть возможную конфликтную ситуацию и умение провести педагогическую работу для ее конструктивного разрешения.
К сожалению, большинство педагогов предпочитают роль третейского судьи или арбитра при разрешении конфликтных ситуаций. Однако гораздо эффективнее занимать роль нейтрального посредника или медиатора, тем самым позволяя конфликтующим школьникам проанализировать ситуацию и самим найти выход. Решения, навязанные детям учителями, чаще всего, остаются малоэффективными. Так, например, участники конфликта подают друг другу руки, но делают это против своей воли, и примирение на самом деле не происходит. Они делают это потому, что их принуждают, или потому, что не хотят огорчать учителя. Но проблема от этого не перестает существовать. Однако, учитывая специфику педагогического процесса в общеобразовательной школе, педагог должен понимать, когда соблюдение нейтралитета становится нецелесообразным и настает время вмешаться в конфликт. Например, если заранее известно или выясняется в ходе разбора, что кто-то из детей стал жертвой грубой несправедливости, учитель может и даже должен встать на его сторону.
Чтобы успешно провести процедуру медиации в случае межличностного конфликта учащихся младших классов, во-первых, необходимо найти время и удобное помещение. Беседа должна проходить в спокойной, непринужденной обстановке, в которой все ее участники чувствовали бы себя как можно свободнее. На первом этапе беседы, необходимо четко обозначить цель, которую предполагается достичь, а также убедится в понимании детьми ихличного вклада в проблему и готовности выслушать друг друга. Полезно в начале беседы изложить правила, обязательные для всех (не перебивать говорящего; говорить правду; не оскорблять; стремиться к сотрудничеству, искать общее решение). Учитель, выступая в роли посредника, не должен навязывать своих решений, он должен помочь конфликтующим самим найти выход из ситуации.
Чтобы снизить конфликтность в классе учитель может проводить игры на сплочение детского коллектива, развивающие такие ценные качества как терпимость, уважение, умение общаться и сотрудничать. С помощью игр на узнавание начинает создаваться атмосфера доверия и уважения в классе.
Также, для снижения количества деструктивных межличностных конфликтов, для формирования конструктивного опыта поведения при возникновении межличностного конфликта можно использовать метод моделирования конфликтных ситуаций. Этот прием, во-первых, актуализирует интеллектуальный потенциал учащихся, и, во-вторых, способствует тренировке умения конструктивного спора.
Таким образом, сегодня конфликты представляют собой теоретически мало изученное явление, но практически оказывающее влияние на формирование личности. Известно, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Основным конфликтогенным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно – в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими ребенок, подросток, юноша, девушка осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям. Поэтому не следует рассматривать конфликт как исключительно нежелательное явление. Управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их предупреждения, разрешения – необходимые навыки на сегодняшний день, которыми должен обладать учитель начальной школы.
Кузнецов А.Д.
КНИТУ, гр.3101-42, науч. рук. проф. Салагаев А.Л.
Присоединение Крыма и Украинский кризис в зеркале русского национализма
События, происходящие на Украине, в начале 2014 г., сильно повлияли на внутреннюю и внешнюю политику многих государств, и международная геополитическая система претерпела серьезные изменения. Русский национализм не мог оставаться в стороне от этих событий, испытав на себе их влияние он трансформировался. Русский национализм уже не будет прежним, он прошел «точку не возврата», разделил союзников и объединил врагов. Этот разлом в русском националистическом движение требует тщательно анализа, в нем проявляется основной политический дуализм русского этноса – это определение и связь понятий «государство» и «нация». Исторически сложилась концепция отношений между русской нацией и государством, которую можно охарактеризовать как превалировали интересов государства над интересами нации. Конкретные интересы русского населения учитывались мало, они заменились различными идеологическими конструктами будь-то, концепция «Москва – Третий Рим» во времена Российской Империи, построение коммунизма во всем мире в эпоху СССР или современная концепция Евразийства. Эти идеократические системы требуют больших ресурсов. Пассионарный надлом и ослабление русского этноса вызвало 25 декабря 1991 распад СССР, в итоге в конце XX и начале XXI века русский национализм представлял собой весьма ослабленное и маргинальное движение, не способное к политической борьбе.
Все изменилось на волне роста общего самосознания русской нации и развития гражданских институтов, на авансцене русского национализма начали появляться лидеры способные вести за собой и бороться за политическую власть, такие как: Константин Крылов, Валерий Соловей, Егор Холмогоров, Александр Севастьянов, Алексей Широпаев и проч. Начался процесс самоорганизация и партстроительства, появились организации: Русский Гражданский Союз, Национально-Демократический Альянс, Русское Общественное Движение, Реструкт, Лига обороны Москвы, Движение против нелегальной иммиграции, ЭО Русские, Сопротивление и проч., политические партии: Новая сила, Национально-Демократическая партия, Великая Россия, Российский общенародный союз и т.п. Все эти партии и организации условно можно разделить на два лагеря это «имперский» и «либерально–демократический» общими чертами, которых, является признание России антирусским государством, и защита прав русских, отличительными же чертами, которых, являются взгляды на будущее России и отношение русской нации с государством. «Имперский» лагерь отстаивал позиции этатизма т.е. превалирование государственных полномочий над нацией, а «либеральнодемократический» придерживался концепции государства «ночного сторожа» и ратовал за широкие либерально–демократические свободы. События на Украине пошатнули позиции обоих лагерей и вчерашние «имперцы» стали поборниками свободы, а некоторые из либральных-демократов в одночасье превратились в этатистов, призывающих к жестким действиям и «закручиванию гаек».
Первым серьезным противостоянием, можно даже сказать расколом, вызванными событиями на Украине можно назвать противоречие внутри Национально–Демократической партии. Он был вызван несогласием некоторых членов партии во главе с Андреем Скляровым с официальной позицией партии по Киевским событиям: «Действия высших руководителей в лице Владлена Кралина (он же Владимир Тор) и Всеволода Радченко вызывают у меня смятение и ступор. Люди, называющие себя националистами европейского образца, выступающие против путинского режима и возврата к советской эпохе, внезапно едут в соседнюю страну, чтобы по факту поддержать пропутинского президента, украинский аналог «Единой России» и тех же самых коммунистов! Это как вообще понимать? Почему Тор называет собравшихся на Майдане украинцев русофобами, если те вообще не говорят плохого о России и русских?»30 дальше в ходе Крымских событий этот раскол усилился и привел к фактическому выходу из партии ряда его членов: «Константин Анатольевич Крылов написал программный текст от имени «Национал-Демократической Партии» (подчеркиваю, ОТ ИМЕНИ ПАРТИИ, а не от себя лично – втексте это несколько раз подчеркнуто: «мы считаем», «наша позиция», и т.д., и т.п.), задекларировав официальную партийную позицию по вопросу российской агрессии против Украины и оккупации части ее территории… НДП открыто, четко и осознанно задекларировала свою поддержку агрессии против суверенной страны и братского, украинского народа, оккупацию и попытку аннексии части ее территории, и вопиющее нарушение всех тех соглашений, подписанных Россией… Это поддержка каинова греха. Поддержка преступного, антирусского государства в самом мерзком его преступлении, совершенном за все годы путинского правления. Что ж, НДП сделала свой выбор. Мне очень жаль. Я искренне надеялся на эволюцию этой партии, даже после моего декабрьского конфликта с рядом ее представителей (тоже по украинскому вопросу)…Сейчас НДП для меня умерла. Я и многие другие люди в них ошиблись.»31
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология и профилактика ранней наркомании. – Самара, 1996.
2
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983. – 304 с. 20
3
Березин С.В. Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании. – Самара: Изд-во "Самарский университет", 2000. – С. 72. 22
4
Абшаихова У.А., Сирота Н.А. Клинико-катамнестическое исследование поведения подростков, больных гашишной наркоманией. Саморазрушающее поведение у подростков. – Л.: Изд-во Ленинград. психоневрологического ин-та, 1991. – С. 72-74.
5
Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение подростков. – Минск, 1988. – 118 с.
6
Курек Н.С. Особенности экспрессивно-имперсивного аспекта эмоциональной сферы больных наркоманией // Журнал невропатологии и психиатрии. – 1991. – № 2. – С. 64-67.
7
Курек Н.С. Особенности эмоционального общения подростков, больных токсикоманией, с родителями // Вопросы наркологии. – 1992. – № 1. – С. 39-43.
8
Букановская Т.И. Эмоциональное переживание и психологическая защита в структуре синдрома зависимости у больных опийной наркоманией // Вопросы наркологии. – 1992. – № 3-4. – С. 157-161. 25
9
Кроз М.В. Социально-психологические и правовые аспекты ксенофобии / М.В. Кроз, Н.А. Ратинов. – М.: Academia, 2005. – С. 4.
10
См.: Фридман В. Национализм и ксенофобия: социальные причины и психологическая основа явления выбора / В. Фридман [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://scepsis.net/library/id_1594.html , свободный. – Проверено (25.03.2014).
11
См.: Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. – СПб.: «Питер», 2005. – 460 с. 26
12
См.: Стенограмма заседания Научного совета ВЦИОМ «Национализм в современной России» (от 23.11.2011) [Электронный ресурс] / ВЦИОМ. − Режим доступа: http://wciom.ru/fileadmin/nayka/sovet/%CD%D1_2011_11_nacionalizm.pdf, свободный. – Проверено (25.03.2014).
13
См.: Макарчук А.В. Тренинг по профилактике ксенофобии / А.В. Макарчук, Б.У. Солдатова. – М.: Генезис, 2006. – 256 с. 27
14
См.: Хабенская Е.О. Ксенофобия виртуальная и реальная // Социологический журнал. – 2010. – № 2. – С. 50-67. 28
15
Зеленков М.Ю. Конфликтология. – М.: Дашков и К, 2013. – С. 22.
16
Конфликтология / под ред. В.П. Ратникова. – М.: Юнити-Дана, 2012. – С. 41.
17
Белинская А.Б. Конфликтология в социальной работе. – М.: Дашков и К, 2009. – С. 10-33. 39
18
Решетникова К.В. Конфликты в системе управления. – М.: Юнити-Дана, 2013. – С. 34-57. 40
19
Орлов А.А. Национализм в Каталонии – фактор риска для Испании // Обозреватель-Observer. – 2010. – № 11(250). – С. 111. 42
20
Шириков А.С. Анатомия бездействия: политические институты и конфликты в бюджетном процессе регионов России. – СПб., 2009. – С. 178 – 179.
21
Reuter O.J., Remington T.F. Dominant Party Regimes and the Commitment Problems: The Case of United Russia // Comparative politics. – 2009. – Vol.42. – №.4. – P. 520. 45
22
Гельман В.Я., Рыженков С.И. Локальные режимы, городское управление и «вертикаль власти» в современной России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.politex.info/content/view/764/30/, свободный. – Проверено 04.02.2014. 46
23
Молодежная безработица: «потерянное поколение» век спустя // РБК. 2013. URL: http://top.rbc.ru/economics/08/10/2013/881075.shtml (дата обращения: 14.04.2014). 47
24
Революция бугров и разломов // Эксперт online. 2012. URL: http://expert.ru/expert/2012/31/revolyutsiya-bugrov-i-razlomov/ (дата обращения: 14.04.2014).
25
Кризис в сфере занятости молодежи: Время. Доклад 5 // Международная конференция труда, 101-я сессия. 2012. URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/-ed_norm/-relconf/documents/meetingdocument/wcms_1 75984.pdf (дата обращения: 14.04.2014). 48
26
Яницкий, Я. Тревоги молодежи запада. – М.: Прогресс, 1976. – С. 75.
27
Семь миллионов студентов – таково количество обучающихся в 2011-2012 учебном году в российских вузах // «NEWSED.INFO». 2012. URL: http://www.newsed.info/federalnye-novosti-obrazovaniya/652-sem-millionov-studentov-v-2011-2012-uchebnom-godu-v-rossiyskih-vuzah.html (дата обращения: 14.04.2014).
28
Радионова Л.А. Город как социальная система: Курс лекций для студентов 1 курса всех форм обучения специальностей. – Харьков, 2008. – С.180-182. 49
29
Семенов В.Е. Социально-психологические аспекты экологии человека в большом городе // Экология человека в больших городах. – Л., 1988. 50
30
Андрей Скляров. Обращение к руководству НДП. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nagletssklyarov.livejournal.com/72368.html, свободный, (дата обращения 18.04.2014). 55
31
НДП Сбрасывает маску [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://volnodum.livejournal.com/897969.html, свободный, (дата обращения 18.04.2014).