
Полная версия
«И вечной памятью двенадцатого года…»
По справедливому утверждению И. М. Семенко, «лирика Батюшкова – лирика жанровая»152. Поэт мыслил жанрами и, разумеется, отличал послание от элегии. Однако для Батюшкова важнее диалогической природы жанра (а именно она вообще-то и делает послание посланием) оказывается выразившаяся в стихотворении «К Дашкову» личная патетика, обусловленная глубоко серьезным (без тени свойственной традиционному дружескому посланию шутливо-домашней, по определению Пушкина, «болтовни», без «домашней» семантики слова, понятной только узкому кругу посвященных – друзей-единомышленников) отношением к предмету «разговора».
Многочисленные стихотворные отклики того времени с их готовыми поэтическими формулами и риторическими штампами вторили правительственным манифестам:
К мечам! вперед! блажен трикраты,Кто первый смертью упредит!Развейтесь, знамена победны,Героев-предков дар наследный!За их могилы биться нам! (М. В. Милонов. К Патриотам)В них содержались ура-патриотические призывы, вроде тех, что звучали в «Солдатской песне» (1812) боевого офицера – поэта Ф. Н. Глинки, написанной при свете «полевых огней» и распевавшейся в войсках:
Вспомним, братцы, россов славу,И пойдем врагов разить.Защитим свою державу;Лучше смерть – чем в рабстве жить!..Мы вперед, вперед, ребята!С Богом, верой и штыком!Вера нам и верность свята:Победим или умрем!Выражалась бодрая вера в несомненную скорую гибель врага:
Хоть Москва в руках французов,Это, право, не беда! —Наш фельдмаршал, князь Кутузов,Их на смерть пустил туда. (Ив. Кованько. Солдатская песня)153На этом фоне «К Дашкову» Батюшкова выделяется своей совершенно особой тональностью: в стихотворении зазвучал живой голос, полный жгучей боли и скорби, голос человека, потрясенного «ужасными происшествиями нашего времени». В то время, когда петербургские театралы рукоплескали словам Пожарского – героя одноименной трагедии М. В. Крюковского:
Россия не в Москве, среди сынов она.Которых верна грудь любовью к ней полна!154—Батюшков пишет стихотворение, в котором пожар и плен Москвы предстают как трагедия всей России. В восприятии Батюшкова, война – источник горя, величайшее бедствие, нарушившее привычный и естественный ход жизни. Эта «согретость» личным чувством и личным отношением и делает «К Дашкову» «лучшим лирическим стихотворением, написанным о событиях Отечественной войны 1812 года»155.
В стихотворении «К Дашкову», в отличие от других посланий, в которых Батюшков «ближе следует жанровой традиции», как она сложилась к тому времени в русской лирике, поэт демонстрирует не просто свободное владение жанровым каноном, но и выход за его пределы. Здесь Батюшков соединяет совсем другие сферы жизни, не совмещавшиеся прежде в жанровой структуре послания, уравнивая в правах (может быть, впервые в русской поэзии) личное и гражданское, делая «общее» предметом интимного и страстного переживания.
Причастность к великим историческим событиям, к самому историческому процессу приводила поэта к пониманию того, что человек не может замкнуться в мире своей мечты, какой бы прекрасной она ни была. Обнаруживались пока еще неясные для Батюшкова сложные связи человека с историей, что проявилось с особой силой во время Отечественной войны.
Новое понимание мира и человека в нем выразилось в стихотворениях участника Заграничного похода русской армии Батюшкова, которые принято называть историческими, или монументальными, элегиями: «На развалинах замка в Швеции» (июнь или июль 1814), «Переход через Рейн. 1814» (1816 – февраль 1817), близкий к ним «отрывок» «Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года» (предположительно 1813). Уже не переживание личного, интимного, порядка, как было в традиционной элегии, а переживание самой истории становится предметом элегии Батюшкова.
История, на фоне которой изображается вступление русских войск на территорию Франции, разворачивается в ее главных событиях перед мысленным взором лирического героя стихотворения «Переход через Рейн». «Реин величавый» – «свидетель древности, событий всех времен»: он помнит битвы древних германцев с римлянами и победы Цезаря; на его берегах совершались рыцарские турниры и раздавались звуки «сладкой лиры» трубадуров; познал «родитель вод» «и стыд и плен» новоявленного Аттилы – Наполеона и, наконец («час судьбы настал!»), увидел освободителей – «сынов снегов», пришедших сюда «под знаменем Москвы»:
Стеклись с морей, покрытых льдами,От струй полуденных, от Каспия валов,От волн Улеи и Байкала,От Волги, Дона и Днепра,От града нашего Петра,С вершин Кавказа и Урала!.. (с. 211)Торжественно, одически звучит 4- и 6-стопный ямб. В бодрой, четкой интонации стихотворения, подчеркнутой «звонкой» аллитерацией, усиливающей звуковую выразительность стиха, слышатся «шум полков и новых коней р
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
А се грехи злые, смертные…: Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (X – первая XIX в.): Тексты. Исследования / сост. и вступ. ст. Н. Л. Пушкаревой. М., 1999. С. 612.
2
Кочеткова Н. Д. Формирование исторической концепции Карамзина – писателя и публициста // Пробл. историзма в рус. лит. конца XVIII – начала XIX в. Л., 1981. Вып. 13. С. 132.
3
Там же. С. 136.
4
Кросс Э. «Вестник Европы» Н. М. Карамзина, 1802–1803 [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/vestnik/2002/6/kross.html.
5
Кочеткова Н. Д. Формирование исторической концепции Карамзина… С. 149.
6
Там же. С. 150.
7
Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991. С. 32.
8
Там же. С. 35.
9
Кросс Э. «Вестник Европы» Н.М. Карамзина. С. 44.
10
Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России… С. 44.
11
Кросс Э. «Вестник Европы» Н. М. Карамзина…
12
Кочеткова Н. Д. Формирование исторической концепции Карамзина… С. 150.
13
Кросс Э. «Вестник Европы» Н. М. Карамзина…
14
Там же. …=1242.
15
Там же.
16
Там же. …=1534.
17
Там же. …=1571.
18
Там же.
19
«Вестник Европы» Н. М. Карамзина… =1571.
20
Там же.
21
Там же.
22
Там же. …=1573
23
Там же. …=1572
24
Там же. …=1571
25
Карамзин Н. М. Стихотворения. Л., 1966. С. 300.
26
Кочеткова Н. Д. Формирование исторической концепции Карамзина… С. 153.
27
Шириянц А. А., Ермашов Д. В. Мировоззрение Н. М. Карамзина в контексте консервативной традиции [Электронный ресурс]. Ст. 3.URL: // http://www.portalslovo.ru/history/41265.php?PRINT=Y.
28
См.: Наринский М. М. Наполеон в современной ему российской публицистике и литературе // История СССР. 1990. № 1. С. 126–138; Лобачкова М. Г. Образ Наполеона Бонапарта в русской публицистике, 1799–1815: автореф. дис. … канд. филол. наук, Самара, 2007; Амбарцумов И. В. Образ Наполеона I в русской официальной пропаганде, публицистике и общественном сознании первой четверти XIX века [Электронный ресурс]. URL: http://www.museum.ru/1812/library/ Ambartsumov/part01.html.
29
Невзоров М. И. Ода на чудесные российские победы // Друг юношества. 1814. № 4. С. 117–124.
30
Невзоров М. И. Наполеонова политика, или Царство гибели народной… М., 1813. С. 73.
31
Может ли Наполеон не быть завоевателем? // Рус. вестн. 1814. № 5. С. 81–82.
32
Изображение Бонапарта. Сочинение Шатобриана // Вестн. Европы. 1814. № 10. С. 139.
33
Невзоров М. И. Наполеонова политика, или Царство гибели народной… С. 47.
34
Друг юношества. 1808. № 2. С. 17.
35
Там же. 1808. № 6. С. 74–75.
36
Невзоров М. И. Наполеонова политика… С. 82.
37
Там же. С. 37.
38
Друг юношества. 1808. № 1. С. 123.
39
Невзоров М. И. Наполеонова политика… С. 54–55.
40
См.: РО РНБ (Рукописный отдел Российской национальной библиотеки). Q III. 73. Л. 50.
41
Там же. Л. 82.
42
Продолжение Орлиной пустыни // Друг юношества и всяких лет. 1814. № 8. С. 113–128.
43
Письмо И. В. Лопухина к Д. П. Руничу от 10 мая 1814 г. // Рус. архив. 1870. Стб. 1225.
44
Суровцев А. Г. Иван Владимирович Лопухин. Его масонская и государственная деятельность. СПб., 1901. С. 109.
45
Продолжение Орлиной пустыни… С. 117.
46
Записки Сергея Николаевича Глинки. СПб., 1895. С. 362.
47
Там же. С. 368.
48
Шаликов П. К моей библиотеке // Друг юношества и всяких лет. 1813. № 2. С. 136.
49
Невзоров М. И. Наполеонова политика… С. 56.
50
Лопухин И. В. Примеры истинного геройства, или Князь Репнин и Фенелон в их собственных чертах // Друг юношества и всяких лет. М., 1813. № 3. С. 21.
51
См.: РО РНБ. Q III. 73. Сочинения и мысли М. И. Невзорова. Л. 1–12.
52
Рунич Д. П. Письмо к издателям «Русского инвалида» от 23 апреля 1820 г. // Рус. старина. 1896. № 10. С. 137–138.
53
Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 10 т. Л., 1977. Т. 1. С. 284.
54
Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 10 т. Т. 2. С. 60.
55
См. в этом плане парадоксальное сближение образов Бориса Годунова и Наполеона в пушкинских заметках на полях статьи М. П. Погодина «Об участии Годунова в убиении царевича Димитрия»: «А Наполеон, убийца Энгенского, и когда? Ровно 200 лет после Бориса» (Пушкин А. С. Указ. соч. Т. 7. С. 386).
56
Захаров В. Н. Русская литература и христианство // Евангельский текст в русской литературе веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: сб. науч. тр. Петрозаводск, 1994. С. 9.
57
Пушкин А. С. Указ. соч. Т. 5. С. 36.
58
См.: Муравьева О. С. Пушкин и Наполеон: (пушкинский вариант «наполеоновской легенды») // Пушкин: исследования и материалы. Л., 1991. Т. 14. С. 5–32.
59
Берковский Н. Я. О «Пиковой даме» (заметки из архива): (публикация M. Н. Виролайнен) // Рус. лит. 1987. № 1. С. 61–69.
60
Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 5. М., 1994. С. 188.
61
Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 6. Л., 1973. С. 199–200.
62
Там же. С. 319.
63
Хомяков А. С. Стихотворения и драмы. Л., 1969. С. 118–120.
64
Тютчев Ф. И. Лирика: в 2 т. Т. 1. М., 1965. С. 116–117.
65
Мамин-Сибиряк Д. Н. Наполеон. Рассказ // Юная Россия. 1907. Июль. С. 789. Далее все цитаты из этого произведения приводятся с указанием соответствующей страницы в тексте.
66
Отправляясь в Курью на рыбную ловлю, француз берет с собой бутылку коньяка как средство лечения от простуды, любезно предлагая коньяк своим попутчикам. Вполне вероятно, что Мамин-Сибиряк обыгрывает здесь марку самого лучшего и дорогого коньяка Франции, известную еще с 1811 г. под именем «Наполеон» (данная марка означает, что коньяк провел в дубовой бочке не менее 6 лет).
67
Указанная бытовая деталь интерьера заставляет вспомнить описание кабинета Онегина в одноименном романе Пушкина: «…И столбик с куклою чугунной / Под шляпой с пасмурным челом, / С руками, сжатыми крестом» (Пушкин А. С. Указ. соч. Т. 5. С. 128).
68
Кстати, данное изречение нередко приписывают Наполеону, который, согласно преданию, повторял его во время своего отступления из России в декабре 1812 г.
69
Вольперт Л. И. Пушкинская Франция. Тарту, 2010. С. 345.
70
Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. 29: с 1806 по 1807 г. С. 928–929.
71
См.: Сазонова Л. И. Сказание о Наполеоне-антихристе: старообрядческий вариант антинаполеоновского мифа // Славяноведение. 2012. № 2. С. 42–61.
72
Амбарцумов И. В. Образ Наполеона I в русской официальной пропаганде, публицистике и общественном сознании первой четверти XIX в. [Электронный ресурс]. URL: http://www.museum.ru/museum/1812/Library/Ambartsumov/part03. html (дата обращения: 14.03. 2013).
73
См., например: Тайная история новаго французскаго двора и любопытные анекдоты, относящиеся до Сент-Клудскаго кабинета а Париже: пер. с фр. Ч. 1–3. СПб., 1807; Французы в Вене, или Описание всех происшествий и поступков Бонапарте и войска его в Австрии, их там преступлений, опустошений, обманов и грабительств, начавшихся с самого их вступления в Вену. СПб., 1807; и др.
74
Лобачкова М. Г. Образ Наполеона Бонапарта в русской публицистике, 1799– 1815 гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Самара, 2007. С. 20.
75
Текст письма В. Гецеля военному министру М. Б. Барклаю де Толли от 12 июня 1812 г., содержащего вычисленный им нумерологический код имени Наполеона, см.: Чимаров С. Ю. Русская православная церковь в войне 1812 года. СПб., 2004. С. 80–81.
76
Муравьева О. С. Пушкин и Наполеон: (пушкинский вариант «наполеоновской легенды») // Пушкин: исследования и материалы: в 15 т. / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). Т. 14. Л., 1991. С. 8.
77
Державин Г. Р. Сочинения / с объяснит. примеч. Я. Грота: в 9 т. Т. 1. СПб., 1864–1883. С. 610–611.
78
По справке Я. К. Грота, данная строфа была приведена автором изданного в Петербурге в 1807 г. перевода французской брошюры «Предуведомление к тайной истории новаго французского двора» для характеристики Наполеона (Там же. С. 610).
79
Державин Г. Р. Указ. соч. Т. 1. С. 223–224.
80
Там же. С. 217.
81
В личном архиве поэта имеется обширная подборка переводов из различных иностранных книг и журналов под заглавием «Сведения о Бонапарте» (см.: ИРЛИ. Ф. 96. Оп. 14. № 85. 22 л.).
82
См.: Державин Г. Р. Сочинения. Т. 6. С. 828.
83
Альтшуллер М. Г. Беседа любителей русского слова: У истоков русского славянофильства. 2-е изд., доп. М., 2007. С. 69.
84
Державин Г. Р. Сочинения. Т. 6. С. 829.
85
См., например: Поход Озирида // Любитель словесности. 1806. № 1. С. 6; Глас Санктпетербургского общества по случаю высочайшего благоволения, объявленного ему главнокомандующим ноября 29 дня. СПб., [1805]; Персей и Андромеда: кантата на победу французов русскими. СПб., 1805; Нa выступление корпусa гвaрдии в поход против фрaнцузов, феврaля 13, 14, 15 и 16 числ 1807 годa. СПб., 1807; и др.
86
Альтшуллер М. Г. Беседа любителей русского слова. С. 69.
87
Державин Г. Р. Сочинения. Т. 3. С. 153.
88
Там же. С. 139.
89
Державин Г. Р. Сочинения. Т. 2. С. 609.
90
Там же. С. 609.
91
Там же. Т. 3. С. 138.
92
Там же. С. 138.
93
Там же. С. 141.
94
Там же. С. 142–143.
95
Там же. С. 147.
96
Там же. С. 152.
97
Державин Г. Р. Сочинения. Т. 3. С. 151.
98
Там же. С. 148.
99
Там же. С. 139.
100
Scott W. The Life of Napoleon Buonaparte, Emperor of the French. With a Preliminary View of the French Revolution: 9 Vol. Edinburgh, 1827.
101
The life of Napoleon Bonaparte [Electronic resourse]. URL: http://www. walterscott.lib.ed.ac.uk/works /prose/napoleon.html#top.
102
См.: Burrows M. The history of the foreign policy of Great Britain. Edinburgh, 1895.
103
Headley J. T. Napoleon and His Marshals [Electronic resourse]. URL: http:// www.napoleonic-literature.com/
104
Headley J. T. The Distinguished Marshals of Napoleon with the Life and Character of Napoleon Bonaparte. N. Y., 1850.
105
Headley J. T. The Imperial Guard of Napoleon: from Marengo to Waterloo. [Electronic resourse]. URL: http://openlibrary.org/works/OL1115600W/ The_Imperial_guard_of_Napoleon.
106
Цит. по: Vance T. J. The Lost Voices of Napoleonic Historians [Electronic resourse]. URL: http://www.napoleonseries.org/research/biographies/c_historians.html.
107
Headley P. C. The Life of Napoleon Bonaparte. N. Y., 1903.
108
Abbot J. S. C. The History of Napoleon Bonaparte: 4 vols. N. Y., 1855–1856.
109
Abbot J. S. C. Napoleon at St. Helena, or Interesting Anecdotes and Remarkable Conversations of the Emperor during the Five and a Half Years of His Captivity [Electronic resourse]. URL: http://www.questia.com/rea d/77770055.
110
См.: Ropes J. C. The First Napoleon: A Sketch, Political & Military. Boston, 1885.
111
Слоон В. М. Новое жизнеописание Наполеона I: в 2 т. М., 1997.
112
См.: Tarbell I. M. A Short Life of Napoleon. N. Y., 1895.
113
Подробнее см.: Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск, 1974. 391 с.
114
Байдин В. И. Антихрист у власти // Урал. следопыт. 1994. Вып. 3. С. 40; Бай- дин В. И. Антихрист у власти: социально-политические сюжеты старообрядческой лицевой книги XVIII – XIX вв. // Цензура в России: материалы Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 1995. С. 41.
115
Подробнее см.: Байдин В. И. Антихрист у власти // Урал. следопыт. С. 39–42; Казанцева М. Г., Мосин А. Г. Экспедиции уральских археографов на Вятку в 1984–1988 годах // К истории книжной культуры Южной Вятки. Л., 1991. С. 13.
116
Чистов К. В. Русская народная утопия (генезис и функции социально-утопических легенд). СПб., 2003. С. 123–135.
117
Там же. С. 140–141.
118
Там же. С. 234.
119
Лаборатория археологических исследований (далее – ЛАИ) УрФУ. XII. 45р/1370. Л. 17 об.
120
Варадинов Н. В. История Министерства внутренних дел. Кн. 8, доп. СПб., 1863. C. 515.
121
Витевский В. Н. Раскол в Уральском войске и отношение к нему духовной и военногражданской власти в конце XVIII и в XIX в. Казань,1878. С. 51.
122
ЛАИ УрФУ. XII. 45р/1370. Л. 17.
123
Там же. Л. 17.
124
Там же. Л. 19.
125
Витевский В. Н. Указ. соч. С. 51.
126
Кузнецов В. А. Иррегулярные войска Оренбургского края в XVIII – XIX вв.: дис. … докт. ист. наук. Челябинск, 2011. С. 334–335.
127
ГАОО. Ф. 173. Оп. 10а. Д. 349. Л. 1–3.
128
Тюменское (XII) собр. Сборник. 45 р/1370. Л. 10 об.
129
В данной работе рассмотрены Сборники из Тюменского и Курганского собраний древлехранилища ЛАИ УрФУ. См. также: Байдин В. И. Новые источники по истории крестьянских волнений на Урале в 40-е гг. XIX в. // Из истории духовной культуры дореволюционного Урала. Свердловск, 1979 (здесь упоминается о Сборнике, входящем в Красноуфимское собрание).
130
Тюменское (XII) собр. Сборник. 45 р/1370. Л. 7.
131
Байдин В. И. Новые источники… С. 93.
132
Чистов К. В. Указ. соч. С. 235.
133
Байдин В. И. Старообрядчество Урала и самодержавие, конец XVIII – середина XIX в.: дис. … канд. ист. наук. Свердловск, 1983. С. 169.
134
Байдин В. И. Антихрист у власти: социально-политические сюжеты… С. 40.
135
См.: Древлехранилище ЛАИ УрФУ. Курганское (V) собр. Сборник 98р./1405. Л. 17 об.; Байдин В. И. Новые источники… С. 93.
136
История казачества Азиатской России. Т. 1: XVI – первая половина XIX века. Екатеринбург, 1995. С. 73.
137
Цит. по: Сидоров Н. П. Отечественная война в русской лирике // Отечественная война и русское общество: юбилейн. изд., 1812–1912. М., 1911. Т. 5. URL: http://www.museum.ru/1812/library/sitin/book5_10.html.
138
Батюшков К. Н. Избранная проза. М., 1988. С. 408.
139
Там же. С. 335.
140
Кошелев В. А. Константин Батюшков. Странствия и страсти. М., 1987. С. 153.
141
Батюшков К. Н. Полное собрание стихотворений. М.; Л., 1964 (далее цитируетя по этому изданию с указанием страниц в тексте).
142
Цит. по: Катаев И. М. Пожар Москвы // Отечественная война и русское общество Т. 4. URL: http://www.museum.ru/1812/library/sitin/book4_10.html.
143
См.: Батюшков К. Н. Чужое – мое сокровище [Из записной книжки 1817 г.] // Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе. М., 1978. С. 412–416.
144
Пушкин А. С. Заметки на полях 2-й части «Опытов в стихах и прозе» К. Н. Батюшкова // Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 10 т. Т. 7. М.; Л., 1951. С. 580.
145
Прочитав строки: «И там, где с миром почивали / Останки иноков святых / И мимо веки протекали, / Святыни не касаясь их…», Пушкин, не скрывая своего восторга, напишет на полях «Опытов…»: «прелесть» (Пушкин А. С. Заметки на полях… С. 580).
146
См.: Сидоров Н. П. Отечественная война в русской лирике [Электронный ресурс]. URL: http://www.museum.ru/museum/1812/Library/sitin/book5_10.html (дата обращения: 15.01.2013).
147
Фридман Н. В. К. Н. Батюшков [вступ. ст.] // Батюшков К. Н. Полное собрание стихотворений. С. 33.