Полная версия
Национальные отношения и государственное устройство России
Позубенков П. С., Порфирьев Д. Н., Сологуб Н. Н.
Национальные отношения и государственное устройство России
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Национальные отношения и государственное устройство России» является одной из дисциплин, закладывающих фундамент профессиональной подготовки студентов в аспекте усвоения ими теории и практики национальной и федеративной политики как в зарубежных странах, так и в современной России. Национальные и федеративные отношения неразрывно связаны с рядом общественных и юридических дисциплин, таких как философия, история, политология и теория и история государства и права. В рамках курса дается освещение основных путей практического воплощения идей и представлений о взаимодействии отдельных этносов, способах их бесконфликтного сосуществования, возникновения и развития основных институтов федерализма, вариантов организации политических структур и административно-территориального устройства с учетом интересов и реальных возможностей всех народов и социальных групп.
Целью учебного курса является формирование у студентов основ правовой культуры и правового сознания, необходимых как для комплексного понимания процесса формирования федеративной государственности и путей межэтнической солидарности в различные исторические эпохи вплоть до наших дней, так и для прогнозирования основных тенденций развития современной этнополитической обстановки в ближайшей и отдаленной перспективе. Основные задачи курса:
– уяснение основных закономерностей возникновения и развития этносов, форм межэтнического диалога;
– изучение важнейших положений федерализма и их дальнейшей эволюции на различных этапах истории человечества;
– овладение навыками анализа этнополитических ситуаций и прогнозирования путей их разрешения.
Преподавание ведется методом комплексного и системнопроблемного изучения национальных и этнополитических процессов и явлений с выявлением их причинно-следственных связей, объективных противоречий и тенденций. Содержание курса национальных отношений включает в себя лекционные и практические занятия. Формой итоговой проверки знаний студентов является зачет.
Тема 1 «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ» КАК НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
1. Предмет и методы курса
2. Место курса в системе общественных наук
Основные понятия и термины: национальные отношения, государство, государственное строительство, предмет курса, объект, метод.
В рамках курса «Национальные отношения и государственное устройство России» рассматриваются теоретические и практические аспекты государственного строительства, организации административно-территориального устройства, разработки и осуществления основных направлений национальной и региональной политики. Отдельные аспекты обозначенных проблем уже достаточно долгое время плодотворно разрабатываются в рамках других научных дисциплин, однако отсутствие комплексного подхода к их рассмотрению имеет и свои недостатки: так, зачастую тесно связанные друг с другом вопросы исследуются независимо, разрозненно, что, соответственно, не позволяет получить целостной картины изучаемого объекта или явления. Преодоление данного препятствия возможно с помощью междисциплинарных связей. По сути, междисциплинарным является и сам курс национальных и государственных отношений.
Предметная область курса расположена на стыке целого ряда общественных наук:
– этнографии и этнологии (происхождение и развитие этнических общностей);
– антропологии, культурологии и религиоведения (развитие культуры в различных человеческих обществах);
– психологии, конфликтологии и этнополитологии (изучение национального характера, менталитета; межнациональное общение, этнополитические конфликты);
– социологии и демографии (социально-экономические аспекты развития наций);
– политологии, теории и истории государства и права (государствоведение, анализ различных политических систем, форм административно-территориального устройства).
Особенностью курса является его ориентированность не только на теоретические стороны изучаемых проблем, но и на их практическую реализацию, в том числе в повседневной работе соответствующих органов государственной власти. Поэтому вполне уместно говорить о научно-практическом характере рассматриваемой дисциплины.
Предметная область курса включает в себя ряд проблем. Наиболее актуальной из них является проблема соотношения прав человека и прав этничности, прав индивида и групповых прав. Если в моноэтничных государствах эти права совпадают, то в полиэтничных государствах они могут расходиться. Среди других проблем можно выделить проблему самоопределения этничности, изучение современных этнических (национальных) движений, выявление причин межэтнических конфликтов, механизмы управления этими конфликтами, теоретическое обоснование проблем этничности в целом, истоки федерализма и государственности.
Объектом исследования является этничность в политической сфере общественной жизни. При этом выделяется несколько уровней этого предмета: личность как носитель определенной этничности, этническая общность и всевозможные этнополитические институты. На каждом уровне имеются свои особые экономические, социальные и политические интересы. Трансформация одних интересов, как правило, означает и обуславливает трансформацию других.
В целом для курса характерны большинство методов, применяемых при исследованиях политических процессов: сравнительно-исторические, эмпирические и системные. К сравнительно-историческим методам относятся историческое описание, анализ, сравнение, периодизация, ретроспективный и прогностический подходы. Все они дают возможность изучать общественные явления в контексте той исторической обстановки, в которой они возникли, характер их изменений в процессе развития, делать прогностические оценки на перспективу. Задача эмпирических методов: изучение политического поведения различных этничностей, их политической культуры, влияния этнических факторов на политический процесс в целом. Для этого используются подходы, заимствованные из этносоциологии. При культурологическом подходе изучается поведение людей, объясняется через господствующие в этнической культуре ценности и стереотипы мышления и поведения; при коллективистском – факты рассматриваются в контексте социальной деятельности этнических сообществ; при психологическом – политическое поведение этничностей объясняется через их потребность в позитивной этнической идеентичности. Системный подход позволяет изучать этническую политику государства в целом как комплексный процесс, выявляя на общем фоне развития различных этнополитологических явлений определенные элементы, прослеживая их взаимосвязь и взаимную обусловленность. Определите основные категории предмета.
Темы рефератов1. Значение курса «Национальные отношения и государственное устройство России» в современных условиях.
2. Предмет и объект исследования курса «Национальные отношения и государственное устройство России» в современных условиях.
Контрольные вопросы1. Определите предмет научного исследования курса «Национальные отношения…», его проблематику и методологическую основу.
2. Какими категориями оперирует данная дисциплина?
3. Какие методы используются при изучении предмета?
4. Выясните междисциплинарные связи и место национальных и федеративных отношений в системе общественных наук.
5. Раскройте практические аспекты курса национальных отношений и их связь с профессиональной деятельностью современных специалистов.
6. Какое значение национальные отношения имеют как научно-практическая дисциплина?
Литература: 3, 5, 9, 20, 26, 32.
Тема 2 НАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО АНАЛИЗА И ПОЛИТИКИ
1. Развитие этносов. Теории этногенеза. Типология этносов (племя, народность, нация). Этногенез народов России
2. Роль национального фактора в политике. Борьба наций за самоопределение
Основные понятия и термины: этнос, нация, народность, суб-этносы, суперэтносы, диаспора, самобытность, этногенез, самоопределение наций.
Этнос (нация) – это исторически сложившаяся на определенной территории и самоидентифицирующаяся устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими чертами и стабильными особенностями культуры, психологии.
В науке в целом выделяют следующие признаки этносов:
1. Этноним – самоназвание этноса. Помимо этнонима существуют еще политонимы (общегосударственные и областные названия), топонимы (названия местности), лингвонимы (названия языков) и конфессионимы (названия религий);
2. Этнокультурные особенности, проявляющиеся в языке, рели-гии, обычаях, обрядах, народном искусстве и фольклоре, нормах этики. С сознанием этих особенностей представители данного этноса разделяют все человечество на две группы по принципу «мы – они»;
3. Антропо-психологические признаки – отличительные черты во внешнем физиологическом облике и психологическом складе характера людей, что, как правило, осознанно или неосознанно может ассоциироваться с общим происхождением;
4. Единство территории, которое имело очень большое значение для процесса этногенеза и в формировании современной этнической карты мира. Однако в последние полвека в силу процессов глобализации и миграции единство территории имеет уже заметно меньшее этнодифференцирующее значение.
Как и любое явление, нации постоянно находятся в развитии. В отечественной традиции общепринятой считается так называемая восходящая типология этносов: племя (объединение людей на основе общности мифологии, ритуалов и обычаев), народность (объединение людей на основе общности культуры) и нация (объединение людей на основе общности культуры, социально-экономического и общественно-политического уклада). Стадия нации характеризуется обретением этногосударственности или стремлением к таковой. Внутри крупных наций выделяют субэтносы, или этнографические группы (крупные объединения людей, которым помимо общенациональных присущи собственные языковые и культурно-исторические особенности; например, поморы, казачество у русских), а также диаспоры (исторически обособленные части нации, развивающиеся в инонациональном окружении). Стадии нации не достигают так называемые малые народы, не обладающие достаточным потенциалом для борьбы за политическую независимость, но, в то же время, продолжающие сохранять языковые и культурные традиции. Кроме того, следует выделить так называемые суперэтносы – наднациональные объединения людей по признаку сходства их менталитета, мироощущения и ценностно-оценочных ориентаций (например, Запад и Восток, в более узком контексте – американцы, россияне, китайцы, исламский мир).
Этническая карта России представлена, прежде всего, народами славянской группы индоевропейской языковой семьи (русские, украинцы, белорусы), тюркской группы алтайской языковой семьи (татары, чуваши, башкиры) и финно-угорской группы уральско-юкагирской семьи (мордва, удмурты, марийцы). В общей сложности указанные народы составляют около 95 % населения страны (в том числе только русские – более 80 %). Наиболее пестрая этническая картина наблюдается на Северном Кавказе и в крупных мегаполисах (в последних за счет миграционных потоков). В настоящее время в России насчитывается 32 национально-культурные автономии (республики, автономная область, автономные округа).
В литературе остается дискуссионной проблема соотнесения национального и политического. На Западе эти понятия зачастую смешивают: так, под русским там понимают любого гражданина России вне зависимости от его этнической принадлежности. Национальный фактор в политике в настоящее время продолжает играть достаточно заметную роль, и игнорировать его недопустимо. К проявлениям национального начала в политике можно отнести и борьбу наций за самоопределение, и деятельность разнообразных национальных, национально-освободительных, националистических организаций и объединений, а также собственно национальную политику (государственные мероприятия в сфере регулирования межнациональных отношений). Однако нельзя обойти стороной и тот факт, что из более чем пяти тысяч этносов, существующих на Земле, лишь около 200 обладают собственной государственностью.
Самобытность наций в решающей степени определяется присущей им культурой, традициями, социально-экономическим укладом, в меньшей степени религиозно-конфессиональными предпочтениями. Исключительно важны и психологические аспекты национального, позволяющие вести речь об уникальном опыте поддержания внутреннего единства и мотивирования духовно-практической деятельности самими членами этнических объединений (национальная культура и ее развитие), взаимодействии отдельных этносов друг с другом, формировании у них исторической памяти, национального характера (специфических ценностно-оценочных ориентаций по отношению к окружающему миру).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.