Полная версия
Знаки и символы в сфере потребления алкоголя: конструирование, развертывание, противодействие
В период эллинизма Дионис «усилил свое влияние на умы».33 С легкой руки Александра Македонского бог виноделия продолжил свое триумфальное шествие по произведениям прикладного искусства. Историки, например, отмечают многократное появление бога вина и его спутников – Ариадны, Менады, Мете, Сатира – на эллинистических камеях.34 Чеканные спинки бронзовых парадных лож часто украшались дионисийскими сценами (изображениями мулов, увенчанных виноградными лозами, иногда самого Диониса).35 Во дворце македонских царей в Пелле мозаики, созданные около 300 г. до н.э., изображали Диониса верхом на леопарде.36 Самой знаменитой мозаикой острова Делос в эпоху эллинизма был «Дионис, потрясающий тирсом».37
На заре своей истории Рим отличался очень скромным уровнем винопития, однако хлынувший к концу республики поток добычи смыл старые нравы. Алкогольная символика в украшении, одежде, жестах приобрела особый размах. Ее воплотил, например, излюбленный герой современного киноискусства Марк Антоний. Он еще в юности «пристрастился к алкоголю. И уже не мог освободиться от однажды приобретенного порока»38. Освободившись от опеки Цезаря, Антоний быстро вернулся к разгулу: «…теперь, едва оправившись от бедствий, снова с головою ушел в прежнюю жизнь, разнузданную, полную наслаждений… римляне негодовали, видя этот дом почти всегда закрытым для военачальников, полководцев и послов, которых бесстыдно гнали прочь от дверей, зато битком набитых фокусниками, мимами и пьяными льстецами, на которых уходили чуть ли не все деньги, добывавшиеся ценою жесточайших насилий» [Плутарх, Антоний, 9].Еще больший простор для расцвета наклонностей предоставило Антонию фактически бесконтрольное положение на Востоке: «В Александрии он вел жизнь мальчишки-бездельника и за пустыми забавами растрачивал и проматывал самое драгоценное … достояние – время. Составился своего рода союз, которые они звали «Союзом неподражаемых», и что ни день они задавали пиры, проматывая совершенно баснословные деньги» [Плутарх, Антоний, 28]. Антоний «приказывал называть себя новым Отцом Либером и разъезжал по Александрии, подобно Отцу Либеру, обвитый плющом, в золотой короне, с тирсом в руках, обутый в котурны» [Веллей Патеркул. Римская история. Кн. 2. LXXXII, 4]. Антоний даже стал чеканить монеты с изображением Диониса39.
Под стать Антонию была и последняя правительница Египта. На личной печати Клеопатры было изображение богини опьянения Мете40. Ее воспевали поэты:
«Я – Опьянение – Мете, которую умные рукина аметист нанесли, что опьянению чужд,но обладает кольцом сама Клеопатра; и дажетрезвость на этой руке стать Опьяненьем должна!»41Позиция алкогольного бизнеса крепли по мере приближения конца классической античности. Об этом свидетельствует в Галлии большой рельеф II – III вв. н.э. из района Апт на реке Дюранж: «Плита длиной 1,49 м. Разделена по горизонтали на две неравные части, в верхней части изображены большие винные амфоры и сосуды, оплетенные тростником. Внизу представлен хозяин этого богатства – виноторговец, в ладье перевозящий бочки вина. Судно тянут бечевой два бурлака. Впереди бородатый, сзади – молодой. Хозяин в лодке управляет рулевым веслом. Фигуры ярко характерны, особенно старый бурлак, в движении которого большое напряжение, на лице скорбная гримаса. Его короткая фигура с большой головой и взлохмаченной шевелюрой имеет некоторое сходство с Сильваном из Панонии. Не меньшее, если не большее внимание уделил скульптор натюрморту. Скрупулезно переданы плетенка на сосудах, обручи на бочках и пр. Представив бочки в ракурсе, художник добился впечатления глубины пространства».42
Широко известен также рельефный памятник корпорация виноторговцев конца II – III вв. н.э. из города Невиомагум (Неймаген, близ Трира): «На барже, плывущей по реке и везущей огромные бочки вина, сидят солидные бородатые торговцы, переправляющие свой товар на север, на низы Рейна. Фигуры непропорционально велики по отношению к ладье, но главным для художника здесь было раскрыть в подробностях сюжет и дать портрет корпорантов»43.
Развитие проалкогольной символики в античности закономерно вызвало ответ: противоборство символам винопития. Вершиной антиалкогольных размышлений Эзопа является басня о трех гроздьях Диониса, которую, как пишет патриарх Фотий, Эзоп «придумал, чтобы показать вредоносную природу вина» (№ 424а). Уточним, басня направлена не против издержек, не против крайностей винопотребления, а против вина как такового! Характерна финальная часть басни: «Да, поистине, было бы лучше и полезней, если бы вовсе не являлся на свет Дионис!». (№ 424а). На сегодняшний день, это самая изящная и точная формулировка антиалкогольной мысли античности, известная автору данной монографии и выражена она через символы – гроздья Диониса.
Заметные перемены в символике произошли в результате победы христианства над язычеством: виноградная лоза, бывшая некогда символом второразрядного бога (даже «полусмертного», согласно одной из версий Лукиана), ныне стала обозначать самого Спасителя (Иисуса Христа!). Покровителем винопития стала важнейшая фигура христианского пантеона.44
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Интернациональная организация гуманизма и трезвости (International Organisation of Good Templars; далее ИОГТ или IOGT) – на начало XXI века крупнейшая трезвенническая организация мира. Основана в 1851 году.
2
Вторые традиционные чтения // Эйфория. – 2011. – № 2. – С. 1.
3
Впрочем, для автора данной монографии это наиболее дорогой вариант медали. Кто-то из сторонников трезвого образа жизни в Германии не только раздобыл американскую памятную медаль, но и кустарным способом пробил в ней дырку, в которую пропустил ленту, чтобы носить медаль в каких-то торжественных случаях. Именно с этой лентой медаль и попала в руки автора монографии. Тема медали 1976 года будет продолжена в третьей главе монографии.
4
Ловчев В.М. Алкоголь в европейской культуре. – М.: КДУ, 2012. – 548 с. Ловчев В.М. Алкоголь в российской культуре (конфликтологический аспект). – Казань: Изд-во КНИТУ, 2013. – 252 с.
5
Данный подход восходит к идеям М.Брейка, см.: Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в Республике // Социологические исследования, 1998, № 11, С.95.
6
Советский энциклопедический словарь. Изд. 4-е. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 1208.
7
Советский энциклопедический словарь. Изд. 4-е. – С. 465.
8
Социологическая энциклопедия. В 2 томах. Т. 2. – М.: Мысль, 2003. – С. 400.
9
Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь. М.: ЗАО «Издательство «Экономика, 2004. – С. 421.
10
Звоновский В.Б. Социология пространства повседневности. – Самара: Издательство «Самарский университет», 2009 – С .86.
11
Цит. по: Smoke: всемирная история курения. – М.: Новое литературное обозрение, 2012. – С. 412.
12
Зазулин Г. В. Наркоконфликтология и теория антинаркотической политики: экспликация категориального аппарата // Конфликтология. – 2007. – № 2 и многие другие работы данного автора.
13
Ловчев В.М. Пропаганда трезвеннических символов // Эйфория, 2002, № 4, 26 с.
14
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПб: «Искусство-СПб», 2002. – С. 343.
15
Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб: «Искусство-СПб», 2000. – С. 21.
16
В наиболее концентрированном виде описание метода «упаковано» в книге: Бурно М.Е. Алкоголизм. Терапия творческим самовыражением. – М.: «Познавательная книга плюс», 2002. – 224 с.
17
Этому великому культурологическому образу мы обязаны Паоле Волковой (Волкова П. Д. Мост через бездну. – М.: Зебра Е, 2013. – 224с.). П.Д.Волкова рассматривает судьбы культуры в целом, ее частным вариантом является трезвенническая субкультура, оснащенная своей системой символов.
18
Бидерман Г. Энциклопедия символов. – М.: Республика, 1996. – 335с. Похлёбкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. – 3-е изд. – М.: Междунар.отношения, 2001. – 560с.
19
Festschrift. 100 Jahre Deutscher Frauenbund fuer alkoholfreie Kultur e.V. in Bremen. – Bremen: Geffken & Koellner, 2000. – S.10. Понятие «Symbol» выделено нами [В.Л.].
20
Ловчев В.М. Пропаганда трезвеннических символов // Эйфория, 2002, № 4, 26 с.
21
Словарь Международной независимой ассоциации трезвости. 5-е изд. – Казань: Хэтер, 2007. – 254с.
22
Подсчёты автора данной монографии. Изображения некоторых эмблем в книге А.Коса повторяются: Koss A. Zur Geschichte der Internationalen Organisation der Guttempler. Lueneburg, 1985. XVIII, 678 S. Сильно сокращенный перевод данной работы представляет собой брошюра: Кос А. Интернациональная организация гуманизма и трезвости (1851 – начало 80-х гг. ХХ века) // Эйфория, 1999, № 6.
23
Белая гвардия // Досье коллекция, 2011, дополнительный выпуск № 15, 36с.
24
Первая мировая. Кавалерия // Досье коллекция, 2014, специальный выпуск № 44, 36с.
25
Показателен первый том популярного издания «История». В нем замечательные фотографии, рисунки и схемы рисуют первые шаги человеческой культуры. Значительная часть фотографий посвящена древним рисункам и мелкой пластики, в той или иной мере отражающих деятельность первобытных людей по поиску и производству продуктов питания. Иллюстраций, связанных с производством алкогольных изделий нет: Моррис Н. Начало истории. – СПб.: ЗАО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2014. – 48с. Во втором томе уже представлено изображение «короны ассирийской царицы», украшенной, среди прочего, миниатюрными виноградными лозами (Моррис Н. Месопотамия и библейский мир. – СПб.: ЗАО «Торговоиздательский дом «Амфора», 2014. – С. 21).
26
Эра царствующих богов: 3000-1500 гг. до н.э. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. – с.108
27
Таронян Г.А. Примечания к кн.: Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. – М.: Ладомир, 1994. – С. 349.
28
Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады. – М.: Изобразительное искусство, 1977. – Илл. 195, 196.
29
К сожалению, из обеих тетралогий сохранились только фрагменты. Они опубликованы в кн.: Эсхил. Трагедии. – М.: Наука, 1989. – С. 268-271.
30
Античные гимны. – М.: МГУ, 1988. – С. 111-112, 132, 140, 210,225 и др.
31
Составители Антологии относят данную эпиграмму к творчеству Симонида Кеосского (Эпиграммы греческой антологии. – М.: ТЕРРА, 1999. – С. 529, 718). Однако Симонид жил почти на два века раньше великого скульптора. Скорее всего, Скопас передал свою вовлеченность в вакхический экстаз кому-то из поэтов эпохи эллинизма.
32
Музей кикладского искусства. – М.: ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», 2013. – С. 54.
33
Левек П. Эллинистический мир. – М.: Наука, 1989. – С. 146.
34
Неверов О.Я. Античные камеи. – СПб: Искусство, 1994. – С. 44, 56, 64, 72, 76, 80, 82, 106.
35
Левек П. Эллинистический мир. – С. 140.
36
Левек П. Эллинистический мир. – С. 139.
37
Левек П. Эллинистический мир. – С. 139.
38
Фрэн И. Клеопатра, или Неподражаемая. – С. 298.
39
Абрамзон М.Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской империи. – С. 322.
40
Неверов О.Я. Античные камеи. – С. 44.
41
Неверов О.Я. Античные камеи. – С. 44.
42
Чубова А.П. Искусство Европы I – IV веков. Европейские провинции Древнего Рима. – М.: Искусство, 1970. – с. 199-200.
43
Чубова А.П. Искусство Европы I – IV веков. – с. 247.
44
Подробнее см. Ловчев В.М. Алкоголь в европейской культуре. – М.: КДУ, 2012. – С. 292.