bannerbanner
Экономические и социальные проблемы России № 1 / 2011
Экономические и социальные проблемы России № 1 / 2011

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Несмотря на столь широкое распространение, какого-то единого определения того, что же такое мультикультурализм, нет до сих пор. Как справедливо отмечает Питер Кивисто в своей работе «Мультикультурализм в глобальном обществе», «разные теоретики под мультикультурализмом понимают разное» [Kivisto, 2002, p. 37].

Большинство авторов называют среди черт мультикультурализма ориентацию на принципиальное политическое признание как индивидуальных, так и групповых прав граждан (расходясь, впрочем, в том, в каком объеме эти групповые права следует признавать, а также споря в отношении того, права каких социальных групп признавать стоит, а каких – нет, и на каком основании); отведение важной (чаще – определяющей) роли культуре (в различных ее трактовках) в социальной и политической жизни личности (проблематика идентичности) и общества; позитивное восприятие разнообразия (этнического, культурного, политического и т.д.); понимание значимости включенности и проблемы исключения. В отношении же «фундаментальности» мультикультурализма и его универсальности консенсуса среди ученых так и нет. Что это? Концепция? Философия? Теория? Может быть, это политическая линия? Или уже целая доктрина? Новая идеологическая направленность, социальная реальность или практика? Мегатренд мирового развития или общий термин для временных мер, предпринимаемых западными государствами для решения наиболее острых проблем с иммигрантами?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

1

C. Роккан называл данный тип монокефальным [Rokkan, 1987].

2

См. об этом, например: Ле Руа Ладюри, 2005, Bell D., 2001, Guillorel, 1981, Tilly, 2004. – С. 95–132.

3

С. Роккан называл данный тип поликефальным [Rokkan, 1987].

4

Об этом см., например: [Elazar, 1998].

5

Две различные стратегии (доминирования или консенсуса) при формировании нации и государства, по мнению А. Степана, приводят к формированию государств разных типов: «нация-государство» и «государство-нация» [Stepan, 2008]. Р. Брубекер также указывает на различия типов государств в зависимости от стратегии по отношению к меньшинствам. «Национализирующие» государства в отличие от гражданских, где этничность не является фактором государственной политики, а государство и гражданство определяются в терминах либеральной демократии и гражданских прав, по его мнению, характеризуется следующими особенностями. Оно является преимущественно этнически гетерогенным, но при этом воспринимается как нация-государство, доминирующая элита которой продвигает язык, культуру, демографические, экономические и политические позиции титульной нации. Организованные и обладающие самосознанием национальные меньшинства выступают за автономию и сопротивляются ассимиляции. Внешние «родины» национальных меньшинств стремятся защитить их от ассимиляции, руководствуясь желанием распространить формальный статус нации поверх политических границ [Brubaker, 1995].

6

См., например: [Pennings, Keman, 2008].

7

Важность наличия внутренней автономии сегментов и обладания собственными ресурсами как предпосылки сецессии и формирования самостоятельного государства отмечает также Ф. Редер [Roeder, 2007].

8

Как справедливо отмечает Р. Брубекер, современное государство – это не только территориальная, но и членская организация [Brubaker, 1992].

9

О влиянии международных структур на ситуацию в странах постсоветского пространства см., например: [Galbreath, 2005; Bernier, 2001].

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3