bannerbannerbanner
Фельдмаршал Манштейн. Военные кампании и суд над ним. 1939—1945
Фельдмаршал Манштейн. Военные кампании и суд над ним. 1939—1945

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Популярность армии, как следствие Польской кампании, стала угрозой для тщательно выстроенной Гитлером системы балансов. Победоносная армия всегда является политическим фактором, и Гитлер искал путей обуздать ее влияние при любой возможности. Одним из первых шагов стало отстранение армии от управления оккупированной Польшей и передача его доверенному партийцу Гансу Франку (обергруппенфюрер СС, с октября 1939 г. генерал-губернатор оккупированных польских территорий, которые не были непосредственно включены в состав Германии. – Пер.). Фон Бласковиц (генерал-полковник вермахта. – Пер.), оставленный возглавлять военное командование, был возмущен поведением Франка и его палачей. Он настоял на том, чтобы лично выразить свой протест Гитлеру. Единственным результатом такого протеста явилось смещение Бласковица с занимаемого поста. В последующем ему отказали в военном командовании во время Французской кампании, и, хотя позже он снова был привлечен, продвижения по службе больше не получил. Бласковиц единственный, кто начал и закончил войну в чине генерал-полковника. После войны в ожидании суда по обвинению в военных преступлениях он покончил с собой. Но настоящие жестокости в Польше начались только после его ухода. В Польше немецкая армия не отличалась бесчинствами. Как можно видеть, когда дело дошло до суда, самые тщательно подобранные истории зверств, представленные коммунистическим правительством Польши, имели крайне малое отношение к немецкой армии, что выяснилось даже при самом поверхностном рассмотрении. Однако действия гражданской администрации губернатора Франка были настолько бесчеловечными, что не скоро изгладятся из людской памяти.

Французская кампания

После победы над Польшей Гитлер искал пути заключения мира с западными державами. Но получал категорический отказ. Тогда он решил напасть на Запад. Свои мотивы он изложил в меморандуме («Памятная записка и руководящие указания по ведению войны на Западе») от 9 октября 1939 г. «Никакой пакт или договор не могут гарантировать длительный нейтралитет России – вялотекущая война истощит ограниченные ресурсы Германии, – тогда как на данный момент Германия обладает неоспоримым преимуществом в важнейших видах вооружения – любое промедление уменьшит это превосходство, Германия не в состоянии состязаться с промышленным потенциалом Англии, Франции и Америки; но если нанести внезапный удар, Германия обретет достаточное превосходство, чтобы разгромить Францию, как разгромила Польшу».

Так утверждал Гитлер. Генералы не согласились. Фельдмаршал фон Браухич был убежден, что у Германии не хватит сил, чтобы одержать решительную победу на Западе, и что подобная попытка настолько ее ослабит, что она окажется беспомощной для обороны на Востоке.

23 ноября Гитлер собрал на совещание своих ведущих генералов. Присутствовал на нем и фон Манштейн. Гитлер битых два часа излагал свою точку зрения. Он охарактеризовал своих генералов как «боязливых». Фон Манштейна шокировало как высокомерие, с которым Гитлер обращался к своему главнокомандующему сухопутными войсками в присутствии его подчиненных, так и смирение, с которым фон Браухич подчинялся фюреру. Если не считать этого, фон Манштейн был согласен с Гитлером. Он верил, что Францию можно победить. Фон Браухич и Гальдер изо всех сил противились нападению на Запад. Они искали контакты с западными союзниками, дабы навязать Гитлеру мир. Генерал, командующий армией внутри страны, отказался сотрудничать с ними, и фон Браухич с Гальдером оказались беспомощны.

План Верховного командования в значительной степени повторял план последней войны Альфреда фон Шлиффена (генерал-фельдмаршал (с 1911 г.), в 1891–1905 гг. начальник германского Генерального штаба. Получил широкую известность благодаря разработанному им к 1905 г. плану последовательного разгрома сначала Франции, а затем России. – Пер.). Было предложено снова обрушиться на Францию по дуге с северо-востока, но с большим радиусом, подминая Голландию, а заодно и Бельгию. Фон Манштейн считал этот план слишком уж очевидным. Противник наверняка его предвидел, это приведет к сражению в Бельгии с лучшими английскими и французскими соединениями. Каналы, пересекавшие Нидерланды и Бельгию, делали местность непригодной для массированного применения танков. Ситуация могла стать тупиковой. Вместо этого Манштейн предложил нанести упреждающий удар южнее. И пока противник приготовится к сражению на севере, главный удар следует нанести буквально под носом западных союзников, через Арденны (западная часть Рейнских Сланцевых гор, на территории Франции, Бельгии и Люксембурга, высоты до 694 м). По словам Манштейна, капитан Лиддел Гарт в своей предвоенной статье высказал предположение, что бронетанковый прорыв сквозь Арденны технически возможен. В немецкой армии, как и в нашей собственной, ценность чьего-либо суждения зависит не от его дарований или знания предмета, а от высоты ранга. Поэтому немецкое высшее командование было шокировано как дерзостью плана, так и невысоким чином капитана Лиддел Гарта. По их мнению, этот сумасбродный план вполне мог привлечь Гитлера. И Манштейна поспешили отослать командовать пехотным корпусом. Однако Гитлер успел услышать его предложения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Чаще он был осведомлен, особенно в Крыму. (Здесь и далее примеч. ред.)

2

В семье генерала артиллерии Эдуарда фон Левински (чей прусский род вел начало от тевтонских рыцарей) и его жены, в девичестве фон Шперлинг. (Примеч. ред.)

3

Награжден Железным крестом 2-го и 1-го класса, был ранен, а также отравлен в ходе газовой атаки врага. Проявил себя храбрым и инициативным солдатом, но дослужился только до ефрейтора.

4

На самом деле в мае 1935 г. в общих СС было 196 875 чел., в войсках СС 10 700, всего 207 575 чел.

5

В декабре 1938 г. в войсках СС было 23 406 чел., из них 12 000 членов общих СС, в декабре 1939 г. 40 000, из них 20 000 членов общих СС.

6

В марте 1945 г. в войсках СС было 829 400 чел., из них 63 881 чел. членов общих СС; в общих СС насчитывалось 263 929 чел., всего в СС насчитывалось 1 029 448 чел.

7

В 1944 г. группой армий «Верхний Рейн» на Западном фронте, в 1945 г. (январь – март) группой армий «Висла» на Восточном фронте.

8

Трения были, но было и взаимное уважение, поскольку делали общее дело – захватывали «жизненное пространство для германской нации». Безусловно, армии не нравилось, что соединения и части СС получали в первую очередь новую технику и пополнение. Но в армии оценили самоотверженность эсэсовцев, их готовность умереть, но победить.

9

Отец Германа Геринга, Эрнст Генрих, родился в 1838 г. в городе Эммерих-на-Рейне, умер в 1913 г. в Мюнхене. В 1895–1890 гг. был рейхскомиссаром (генерал-губернатором) Германской Юго-Западной Африки. Мать, Франциска, в девичестве Тифенбрунн, происходила из баварско-австрийских крестьян.

10

Автору, видимо, неизвестно, отчего случился тот эксцесс с немецкими ранеными в Феодосии, – к тому времени невероятные зверства немцев и их союзников на советской земле вызвали ответную ярость, которую не всегда могли сдержать советские командиры.

11

Манштейн здесь лукавит – он был достаточно хорошо осведомлен.

12

Этому утверждению противоречит его приказ от 20 ноября 1941 г. Там, в частности, говорится, что «каждый солдат обязан до конца осознать необходимость сурового, но справедливого возмездия недочеловекам – евреям».

13

Это произошло 22 августа.

14

После того как 21 августа стало ясно, что Англия и Франция срывают переговоры с СССР по поводу совместного противостояния нацистской Германии, в условиях, когда продолжались бои на Халхин-Голе с Японией и угроза войны на два фронта была реальной, когда страны Прибалтики (Эстония и Латвия) подписали с Германией договоры о ненападении (а Эстония даже заявила, что будет воевать против СССР вместе с Германией), советское руководство, мудро оценив ситуацию, пошло на подписание 23 августа договора о ненападении с Германией, что давно предлагала немецкая сторона.

15

Совершенно не связанные вещи. Польское правительство 16 сентября бежало в Румынию, но польские войска были лишены такой возможности – уже 16 сентября кольцо окружения восточнее Варшавы сомкнулось. Немецкие войска вышли на линию Львов, Владимир-Волынский, Брест, Белосток. В условиях, когда польская государственность фактически рухнула, и для того, чтобы предотвратить оккупацию немцами Западной Украины и Западной Белоруссии (захваченных Польшей в 1919–1920 гг.), советское правительство отдало приказ Красной армии перейти государственную границу и занять территорию, населенную в основном украинцами и белорусами (этот вариант развития событий был согласован с Германией в ходе подписания договора о ненападении 23 августа 1939 г., на что немцы были вынуждены, как и на многое другое, пойти). В ходе освободительного похода Красная армия с 17 сентября по 2 октября 1939 г. разоружила и взяла в плен 452 536 польских военнослужащих, в том числе 18 789 офицеров. В ходе подавления отдельных очагов сопротивления Красная армия (всего было задействовано 466 516 чел.) потеряла безвозвратно 1475 чел. (в том числе 973 чел. убито, 102 умерло от ран, 76 погибло в катастрофах и происшествиях, 22 умерло от болезней и 302 пропало без вести), санитарные потери составили 2383 чел. (в том числе 2002 ранено, контужено и обожжено, 381 чел. заболело); всего потери советских войск составили 3858 чел. В ходе сопротивления продвижению Красной армии погибло 3,5 тыс. польских солдат и офицеров.

16

После капитуляции Варшавы бои продолжались еще неделю. В условиях полного окружения до 30 сентября стойко сражался гарнизон крепости Модлин (бывший русский Новогеоргиевск), только 2 октября пал Хель, и до 5 октября (по др. данным, 6 октября) вели бои с танками и пехотой 14-го немецкого моторизованного корпуса под городком Коцк солдаты генерала Франтишека Клееберга. Всего в боях с вермахтом с 1 сентября до окончания военных действий польская армия потеряла 66,3 тыс. убитыми и 133,7 тыс. ранеными, около 420 тыс. польских солдат и офицеров попало в германский плен. Немцы потеряли 10 527 чел. убитыми, 3409 пропавшими без вести и 30 322 ранеными.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3