Полная версия
Подлинная история Древней Руси
Гостомысл имел четыре сына и три дочери. Сыновья его или на войнах убиты, или в дому умерли, и не осталось ни единого его сына, а дочери выданы были соседним князьям в жены. И была Гостомыслу и людям о сем печаль тяжкая, пошел Гостомысл в Колмогард вопросить богов о наследии и, восшедши на высокое место, принес жертвы многие и вещунов одарил. Вещуны же отвечали ему, что боги обещают дать ему наследие от утробы женщины его. Но Гостомысл не поверил сему, ибо стар был и жены его не рождали, и потому послал в Зимеголы (район совр. Елгавы – Авт.) за вещунами вопросить, чтобы те решили, как следует наследовать ему от его потомков. Он же, веры во все это не имея, пребывал в печали. Однако спящему ему пополудни привиделся сон, как из чрева средней дочери его Умилы произрастает дерево великое плодовитое и покрывает весь град Великий, от плодов же его насыщаются люди всей земли. Восстав же от сна, призвал вещунов, да изложил им сон сей. Они же решили: «От сынов ее следует наследовать ему, и земля обогатиться с княжением его». И все радовались тому, что не будет наследовать сын старшей дочери, ибо негож был. Гостомысл же, предчувствуя конец жизни своей, созвал всех старейшин земли от славян, руси, чуди, веси, меров, кривичей и дряговичей, поведал им сновидение и послал избранных в варяги просить князя. И пришел после смерти Гостомысла Рюрик с двумя братья и их сородичами. (Здесь об их разделении, кончине и пр. согласно с Нестором, только все без лет – прим. Татищева).
Рюрик по смерти братьев обладал всею землею, не имея ни с кем войны. В четвертое лето княжения его переселился от старого в Новый град великий ко Ильменю, прилежа о разбирательстве о земле и управлении, как то делал и дед его. И чтобы всюду разбирательство справедливое и суд не оскудел, посадив по всем градам князей от варяг и славян, сам же проименовался князь великий, что по-гречески архикратор или василевс, а оные князи подручными. По смерти же отца своего правил и варягами, имея дань от них.
Имел Рюрик несколько жен, но более всех любил Ефанду, дочерь князя урманского, и когда та родила сына Ингоря, ей обещанный при море град с Ижорою в вено дал (как дар жениха за невесту. – Прим. Татищева).
Славяне, живущие по Днепру, называемые поляне и горяне, утесняемы будучи от казар, которые град их Киев и прочие захватив, собирали дани тяжкие и работами изнуряющие, прислали к Рюрику старших мужей просить, чтобы послал к ним сына или иного князя княжить. Он же дал им Оскольда и воинов с ним отпустил. Оскольд же, придя, стал править Киевом и, собрав войско, победил сначала казар, потом пошел в ладьях ко Цареграду, но буря разбили на море корабли его. И возвратясь, послал в Цареград ко царю».
В приведенном отрывке мы узнаем, что приглашать князей – устоявшаяся традиция. Сначала пригласили Гостомысла, затем Рюрика. Функция «судить по праву» равносильна сегодняшнему «гаранту конституции». Это означает, что основы государственности у приглашавших уже были! Главная особенность приглашаемых князей – наличие родственных связей, а значит, знание традиций и обычаев народа. В какой же город пригласили Гостомысла и Рюрика? Рюрик через четыре года переехал в Новый град и стал там княжить. Где эти города? Новгород у Ильменя есть, Старгорода или Великого града нет. Более того, Новгород Великий возник на сотню лет позже приглашения Рюрика. Это подтверждает археологическое исследование. Но где же Старый город, в котором правил Гостомысл? Может, их и не было – ни того ни другого?
То, что Гостомысл был, подтверждается еще одним документом – в Ксантентских анналах под 844 годом есть такая запись:
«…В том же году король Людовик выступил с войском против вендов. И там погиб один из их королей по имени Гостимусл, остальные же пришли к нему и принесли клятву верности. Когда он ушел, они тотчас нарушили ее. После этого Лотарь, Людовик и Карл собрались в Диденхофене и, после совещания, расстались в мире».
И дальше под 845 годом читаем еще интересней:
«…король Людовик, собрав большое войско, отправился в поход против вендов. Когда язычники узнали об этом, они, со своей стороны, отправили в Саксонию послов, и преподнесли ему дары и передали ему заложников и просили о мире. И тот предоставил мир и вернулся в Саксонию. После же этого на разбойников нашла чудовищная смерть, при этом также и вожак нечестивцев, по имени Регинхери, который грабил христиан и святые места, умер, пораженный Господом. Тогда, посоветовавшись, они бросили жребии, которыми их боги должны были указать им средство к спасению, но жребии упали без пользы. Когда же некий пленный христианин посоветовал им бросить жребий перед христианским богом, они это сделали и их жребий упал удачно. Тогда их король по имени Рерик вместе со всем народом язычников в течение 40 дней воздерживался от мяса и медового напитка, и смерть отступила, и они отпустили в родные края всех пленных христиан, которых имели».
Вот те раз! В 844 году убивают короля венедов Гостомысла, а в 845-м у венедов-язычников новый король – Рерик! Может быть, это совпадение? Где обитали венеды и был ли у них старый или новый град?
Венеды или венды – славяне, обитавшие на южном балтийском берегу, особенно в устьях Эльбы, Одера, Вислы. Название венеды происходит от слова вено – территории личного пользования. Смотрим на карту: на правом берегу Одера в районе современного Щецина находим Старогард (Щецинский) и рядом Новогард, кстати, на берегу озера. Совсем недалеко от них – славянская языческая святыня – остров Рюген, а напротив Рюгена есть даже крохотный городок Рерик… И хотя назван он так лишь в 1938 году, думается, что дыма без огня не бывает. В России и такого нет. Другой Рерик, более ранний, находился в Вагрии («Датский конунг Готфрид напал на ободеритов и разрушил их главный город Рерик». Лоршские анналы. 808 год) по соседству с другим старым городом – Ольденбургом Гольштинским (Ольденбург-ин-Хольштайн). Есть еще Старогард Гданьский. Обратите внимание на написание слова город – гард. Именно от такого произношения скандинавы называли славянскую страну городов – Гардарика. Наконец, эта территория граничит с владениями франкских королей. И именно здесь нам следует поискать города Гостомысла и Рерика.
Если мы внимательно изучим южное побережье Балтики, то заметим несколько мелких хуторов вокруг Вислы с говорящими названиями Русиново, и целое Куявско-поморское воеводство, соединившее в своем названии Киев и Померанию. Да и у самой Пруссии те же проблемы с этимологией, что и у России (слово Пруссия стали повторять за баварским анонимным географом, назвавшим в своем сочинении это место «Брусы»). Но все эти совпадения меркнут на фоне уникального водного пути «из варяг в греки», где волок судов вообще не требуется! Это редкое природное явление существует и сегодня[1]. На приличном судне, размером с прогулочный речной трамвайчик вы можете попасть из Балтики в Черное море: по Висле, Западному Бугу, свернув прямо у Брестской крепости – в речку Мухавец, по ней в Припять и далее в Днепр! Откройте в интернете фотоглобус www.earth.google.com и проверьте. Эту водную трассу немного спрямили каналом, но осталось и старое русло.
Рис. 2. Современная карта южного побережья Балтики
Все перечисленные аргументы подводят нас к тому, чтобы прочесть Иоакимову летопись и ПВЛ с учетом новых координат во времени и в пространстве. Заодно проверим, как зазвучат и многие другие первоисточники.
Итак, славянский князь Буривой из Великого града вел войну с варягами и отвоевал у них Бярмию (Карелия) до реки Кумени. Тогда-то и заселили словене берега Белого моря и тогда-то появилась народность зыряне (вытесненные), а на Ладоге, у Ильменя и Онеги осели словене.
Затем Буривой потерпел поражение, и в одном из завоеванных городов Бярмии, лежащем на острове, умер. Варяги же после его смерти пришли в Мекленбург, Померанию, Пруссию, Прибалтику, захватили там многие города и обложили словен, русь и чудь непомерной данью. (Обратите внимание на уже существовавшую русь). Его сына Гостомысла пригласили княжить в Великом граде и он, приняв власть, быстро дал отпор норманнам, и построил город в честь сына своего Выбора. Наследники Гостомысла мужского пола все погибли, остались лишь дочери и их дети. Чтобы определиться с наследником Гостомысл даже ходил в Колмогард и советовался с вещунами. Затем отправлял посланников к земгалам и те присоветовали призвать князя по женской линии – сына средней дочери – Рюрика. Свою волю Гостомысл сообщил старейшинам славян, руси, чуди, веси, меров, кривичей и дряговичей и все очень обрадовались такому решению. После смерти Гостомысла призвали Рюрика, и он пришел с братьями своими и с их родичами в Великий град, он же Старый град. И было это в 844 году. Братьев быстро не стало, и Рюрик стал править один. Через четыре года он отстроил на озере Новый град и переселился туда, назвался великим князем и правил там, сажая по городам князей и славянских и норманнских. После смерти своего отца – варяжского конунга, Рюрик стал получать дань и от варягов. Имел он нескольких жен, но больше всех любил Ефанду, дочь норманнского конунга. Ефанда родила Рюрику сына Ингоря, за что получила подарок – приморский город в Ижоре – на содержание. Воевода Аскольд по рекам Висле, Западному Бугу, Припяти и Днепру прибыл в Киев, прогнал хазар и остался управлять регионом. Поскольку русы сидели и на Балтике и в Киеве, то на помощь киевским поспешили русы поморские, иными словами, русь из дельты Вислы пришла на помощь своим землякам в Киеве и составила значительную часть в армии Аскольда. Вот такая история. Весьма гладкая и непротиворечивая.
Теперь, с учетом всех вышеперечисленных обстоятельств попробуем подобрать возможного исторического кандидата на роль Рюрика. Требования будут следующими:
1. Его имя должно быть созвучно Рюрику.
2. Его годы жизни должны укладываться в описываемый период.
3. Его родители должны быть: из норманнов – отец и из славян – мать.
4. Кандидат должен быть знатного происхождения и иметь большую грозную дружину.
Из предлагаемых историками Йориков, Хрориков и Эйриков, всем вышеперечисленным требованиям соответствует только Рерик Ютландский, маркграф Фризский, из рода Скьельдунгов – сводный брат короля данов Харальда II Клака. Генеалогия Рерика такова: сын датского наследственного конунга Haitabu (Хедебю в Земле Шлезвиг-Голштиния) Хальфдана (767 – 810), чей дед, норвежец Эйштейн I Фарт, силой оружия получил Хедебю в личное пользование. Несмотря на большое количество детей у Хальфдана, ничего не известно о его женах – единственное белое пятно в генеалогии Скьельдунгов. То что их было несколько не вызывает сомнения – слишком велика разница в возрасте у сыновей, но ни одного имени их матерей пока не обнаружено. Впрочем, если предположить, что последней его женой была дочь Гостомысла, то Рерик полностью будет удовлетворять искомой кандидатуре и все события его бурной жизни прекрасно наложатся на историю Иоакима и Нестора.
Генеалогия Скьельдунгов
Рис. 3. Генеалогия Скьельдунгов
Глава 3
Рёрик
Теперь, переходя к биографии нашего кандидата, давайте немного освежим в памяти европейскую историю. Император франков Карл Великий (ок.742 – 814), воодушевленный наступлением христианской эры в Европе завоевал огромные пространства и создал империю Франков. Она просуществовала недолго. Его сын Людовик Благочестивый поделил ее и оставил своим наследникам Карлу, Лотарю и Людовику. Те же никак не могли смириться с границами своих владений и постоянно ссорились и мирились между собой. Мирились в те моменты, когда им угрожала внешняя опасность. Огромной головной болью франков, славян и данов были саксы. Этот грозный народ, не только отказывался подчиниться Карлу Великому, но и не уживался со своими соседями. Вот что мы можем узнать из «Деяний саксов» Видукинда Корвейского (X век):
«Франки с удивлением взирали на людей, превосходящих их физически и духовно, они были удивлены и новой одеждой саксов, и их оружием, и длинными волосами, ниспадающими на плечи, но больше всего они были удивлены огромным постоянством духа. Одеты саксы были в военные плащи, вооружены копьями, стояли, опершись на малые щиты, а у бедра имели большие ножи»
А вот описание сцены после победы саксов над славянами:
«В тот же день лагерь противника был взят, многие в нем были убиты или уведены в плен; и кровопролитие продолжалось до глубокой ночи. На следующий день голову короля [славян] выставили в поле, а возле [этого места] обезглавили семьсот пленных, советнику [короля] выкололи глаза, вырвали язык и оставили как бесполезного среди трупов».
Это не значит, что славяне были запуганы и собирались такое терпеть. Ведь слово «вендетта» происходит от обычаев вендов. Против саксов выступили союзными силами: славяне, часть данов и франки. Хальфдан, отец нашего Рерика, выступал на стороне франков и славян, а старший Годфрид, король данов – на стороне саксов. Предводителем саксов был Видукинд, по совместительству дядя Годфрида по материнской линии. Причины такого семейного разлада остаются загадкой, но братья Скьельдунги оказались по разные стороны франко-саксонской войны. Впрочем, загадка вполне решаема. В шведской «Саге о Рорике и его потомках», записанной Д. М. Михайловичем, мы можем найти ответ на вопрос, почему в датском семействе Скъельдунгов царил разлад. В академических исследованиях эту сагу не используют, поскольку народное творчество – не документ. Но посмотрите, как зазвучит эта сказка теперь:
«У ярла Гаутланда (о. Готланд – Авт.) воспитывался Рорик из рода Скильвингов, конунгов Восточного пути. Его отец, Арнвид Незаконнорожденный, был убит в Гардарике людьми, посланными шведским конунгом… Арнвид по праву владел Альдейгьюборгом (Старогард. – Авт.) и собирал дань с Хольмграда, Бьярмии и других земель Восточного пути. Шведский конунг послал корабли с большим войском, его воины бились с людьми Арнвида, и многие пали с обеих сторон в этой битве. Конунг Альдейгьюборга был убит, и с ним погибли почти все его воины. Но и от людей шведского конунга осталось меньше половины. И тогда жители Гардарики, называвшиеся словене, объединились с бьярмами и прочими племенами, разбили их и прогнали за море… Тогда им пришлось вспомнить о том, что в Гауталанде воспитывается враг шведского конунга. Они послали своего человека и тот тайно встретился с Рориком…Посол из Гардарики по имени Лют сказал Рорику: «Мы обещаем опять отдать тебе Альдейгьюборг, если ты сумеешь защитить нас от людей конунга».
Вот что разделяло семейство Скъельдунгов – отец Рерика считался незаконнорожденным! Властью с ним никто делиться не собирался – Хальфдану и его детям пришлось мечом завоевывать свою часть наследства. Этим вполне объясняется брак с дочерью славянского князя и союз с франками.
Франки победили. К 804 году оставшихся в живых саксов Карл расселил в разные углы своей империи, а союзникам, и первым и вторым, были пожалованы земли во Фризии (совр. Нидерланды), где и разместились торговые предприятия славян и данов. Но и защищать эти жалованные земли они должны были самостоятельно. Эта область с городом Дорестадом получила название Рустрингии. На языке франков Rüstr¡ngen означало круговую оборону (Rüst – оружие, Ring – кольцо). В какой-то период командовал этой обороной и Рерик Ютландский. Возможно, что и брак его родителей был результатом такого соседства данов и славян в Рустрингии.
В 843 году Лотарь, Людовик и Карл согласовали границы и подписали Верденский договор. В том же году Лотарь I, в чьих владениях оказалась Фризия, решил отобрать эти земли обратно (возможно, из-за изгнанных христианских священников). И тут началось. И даны, и славяне поднялись против франков. Внуки Карла Великого объединились и пошли в наступление – в этой войне погибли и Гостомысл, и Харальд II Клак. Остался Рерик – наследник погибших родственников и новый предводитель славянско – датского сопротивления – «…Норманн Рерик, брат упоминавшегося уже юного Гериольда, который бежал прежде, посрамленный Лотарем, снова взял Дуурстеде и коварно причинил христианам множество бедствий…»
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Полесье– огромная заболоченная территория. Припять пересекает эту территорию и наполняется ее водными ресурсами. Воды так много, что она растекается в разных направлениях – сначала в общее русло, из которого стекает в противоположных направлениях. Этакий постоянно пополняемый сосуд с двумя разнонаправленными отверстиями стока.