Полная версия
Магия ворожбы и гадания
Составитель Антонина Соколова
Магия ворожбы и гадания
Введение
О Близнецах-антагонистах: религия и ворожба
Ворожба и христианство считаются понятиями взаимно чуждыми, хотя на самом деле это далеко не так. Сложилось так, что занятие ворожбой в обществе считается занятием антихристианским и антирелигиозным, а значит, направленным против Бога. В реальности нет предметов более близких по отношению к человеку, чем ворожба и религия. Прежде всего, и то, и другое имеет дело с такими отвлеченными от повседневного бытия категориями, как Бог и дьявол, Добро и Зло, чудо и знамение, предвидение и рок, и проч. И то и другое предполагает определенную систему обрядов и некий моральный кодекс, такой как безусловная вера в Бога, недеяние зла, любовь к ближнему. Однако далее начинаются такие различия, что поневоле начинаешь понимать, как наиболее близкие родственники становятся злейшими врагами. Прежде всего религия учит, что лиц, занимающихся ворожбой, следует физически истреблять – «ворожеи не оставь в живых» (Исх. 22:18). Затем заявляет, что занятие ворожбой аморально и противно Богу (4 Цар. 21:6). И наконец, что для ворожей не будет пути в Царство Небесное (Гал., 5:19–21). Вместе с тем исцеление именем Христовым считается вполне нормальным актом.
Если говорить даже о таких порицаемых церковью вещах, как приворожение болезни или гадания, то подавляющее число заговоров на исцеление болезни построены как раз на использовании имен Христа, Богородицы и святых угодников и носят характер народных молитв (в отличие от латинских заклинаний, призывающих элементалей, духов и бесов). Гадание же на святых книгах было освящено (как мы увидим позднее) самыми ранними веками христианства, и большинство русских гадательных сборников также построены на христианском вероучении.
В отличие от церкви, ворожеи относятся к последней вполне благочестиво и даже почтительно, деятельности своей наружу не выпячивают и подсчет совершаемых чудес не ведут. Как правило, ворожба требует любви к людям и желания помочь им, но время показывает – если она превращается в поточное производство материальных благ для автора, он очень быстро превращается в проходимца. Разумеется, помимо знаний ворожее важно иметь еще и талант, но кто скажет, есть он у вас или нет, пока вы не попробуете?
Могут спросить о другом якобы близнеце ворожбы – о магии. Давайте поговорим и о ней.
Еще раз о близнецах, но не сестрах: ворожбе и магии
Ворожбу очень часто путают с магией, но это на самом деле совершенно разные понятия.
Магия, как наука, конечно же существует – это несомненное творение человеческого ума, как и животноводство, как и аграрные науки, как и физика, как и музыка, как и химия, как и поэзия. Магия – это даже целый ряд наук, в нее входят такие различные отрасли, как нотарикон, теургия, гоэтия, алхимия, каббала… Это ряд наук неофициозных, то есть эзотерических. Магические науки называются так, потому что рассказывают о непознанном. В то время как физика, химия, астрономия, сопромат – это науки познаваемые, то есть науки экзотерические. Разделение это чисто условное, поскольку физика вряд ли способна пояснить, что происходит с веществом, преодолевающим скорость света, а астрономия не в состоянии внятно объяснить теорию происхождения Вселенной. Слово «Бог» экзотерика отвергает, а эзотерика признает и приветствует.
Однако человечество избрало для себя экзотерику. И наверное, правильно сделало, поскольку нам очень приятно пить пепси– и кока-колу из холодильников, быстро разогревать еду в микроволновках, смотреть кино и телесериалы, говорить по мобильникам и переключать телевизионные каналы, пользуясь инфракрасными пультами. Но есть и ряд людей, которые не признают официозные науки и все более склоняются к магическим. Самое странное, что к этому приходят не только дремучие недоумки, но и люди с высшим образованием (а то и с двумя), которых никто не смог бы заподозрить в недостатке интеллекта, в тупости и упертости. И такое происходит на протяжении ряда веков… Вдумайтесь – примерно тысячелетие умнейшие люди человечества бросают все свои достижения и обращаются к мистике, колдовству, магии, к чертям и демонам… ради чего?
Ради богатства? Но ведь ни один маг не нажил богатства, сравнимого хотя бы с богатством Рокфеллера. Легенды о сокровищах магов – не более чем легенды; даже Ротшильды нажили свои богатства столетиями упорных трудов членов своей семьи на благо своей фирмы.
Ради бессмертия? Но ни один маг не прожил долее 55–65 лет (Нострадамус – 63 года, Папюс – 50 лет, Блаватская – 51 год, Юрий Лонго – 56 лет). Эликсир бессмертия так и не был найден, а если и был, то он остается в полной тайне от всех – посвященных или непосвященных, и теории современных ученых о том, что таким эликсиром могут стать стволовые клетки нерожденных младенцев или спинномозговая жидкость крыс, до сих пор не более чем теории.
Ради власти? Но ведь ни один маг не провластвовал над народами долее 15–20 лет (если брать за эффект магии всемирную власть над народами Александра Македонского, Юлия Цезаря, Чингисхана, Наполеона, Ленина, Гитлера, Сталина…). На самом деле оказывается, что истинным благом оказывается не Власть, а именно отказ от Власти над миром, как это сделал отрекшийся от престола император Диоклетиан, сказавший своим сенаторам, пришедшим просить его вновь возвратиться на царство: «Вы бы не стали меня просить об этом, если бы видели, какая у меня в этом году уродилась капуста».
Оказывается, в мире есть иные – высшие ценности, кроме бессмертия, богатства и власти. Но тогда ради чего люди склоняются к магии? Очевидно, ради эффекта всевластия, эффектов бессмертия и всесилия. Да, не ради самого всевластия, бессмертия и проч., а лишь ради их эффекта. Эффект может быть весьма эффективен, когда действует на несовершенный человеческий мозг. Так в чем же истина? А в том, что на самом деле магия существует. Но ей научиться нельзя – с нею надо родиться.
Видов магии очень много. И вовсе не каждый маг, который в газетном объявлении уверяет весь мир, что он волшебник в десятом поколении, дипломированный колдун и магистр (адепт) черной магии, на самом деле таковым является. Вполне возможно, что у него просто завалялись в кармане с полтысячи рублей и он решил вместо того, чтобы честно спустить их в пивной, заплатить за цветное объявление в газете. Желтая газетенка вполне могла на такое предложение купиться (тем более что она клятвенно обещает читателям, что ни малейшей ответственности за честность рекламодателей не несет, а они могут быть не только адептами сатанизма, но и маньяками, бандитами или патологическими убийцами). Поэтому, откликаясь на рекламу мага, вы, мой почтенный читатель, скорее всего, откликаетесь на приглашение вора подставить ему свои карманы. Но о них мы рассуждать не будем.
Однако есть и такие маги, которые никому не дарят никаких обещаний, но все равно обладают великой властью над миром. Дело в том, что кроме магии белой и черной существует истинная магия. Это магия, позволяющая повелевать умами людей – тысяч, сотен тысяч и миллионов людей. Это магия звука, магия слова, магия речи, магия познания природы. Ею на протяжении уже тысяч лет пользуются гении: величайшие музыканты, поэты, писатели, актеры, ученые, политики. Скажем так, практически все они ничего не понимают в механизме действия собственной магии, и мало кто способен извлечь из нее практическую пользу (уникумы вроде Шаляпина, Ульянова-Ленина, Стивена Кинга или Билла Гейтса встречаются крайне редко), но все они реально были способны (и до сих пор способны) влиять на настроения огромных скоплений людей и через них на всю окружающую нас природу, ноосферу и, следовательно, на мировое информационное поле (природы коего не понимают ни ученые, ни маги, но и те и другие верят в его существование). Поймите (и примите к сведению), уважаемые современники, что истинная магия – это не драконы и не волшебные палочки, а то, что меняет пути развития человечества, а значит, и всей планеты, например как это сделали паровозы, социализм, космос, Интернет и мобильники. А огнедышащие летучие змеи и ковры-самолеты – это всего лишь литературный прием. Магия – это великие египетские пирамиды, «Пифагоровы штаны» и «Битлз», а всякие там Эдгары Кейси, Чумаки и Кашпировские – это дешевые прожектеры, великие специалисты по надуванию щек перед доверчивой публикой. Их магия никому не принесла никакой особенной пользы (хотя и никому особо не навредила), кроме них самих. Тогда стоит ли особо говорить о магии, если она как наука совершенно бессильна, бесцельна и наивна по сравнению с гением отдельно взятого человека?
Совершенно особое дело ворожба. Она не претендует на звание науки, а кроме того, ворожба не предполагает никаких магических действий и проникновения в эзотерические тайны, не предлагает сотрудничества с добрыми или злыми духами, не нацелена на производство заклятий или на применение колдовских чар против обычного человека.
О верованиях древней Руси и ворожбе
На Руси обычай ворожить или отправляться за советом к ворожее имеет весьма давние корни, настолько давние, что они теряются в дебрях языческих веков. Прежде того как на Русь пришли Перун и Велес, среди славянских племен проживали люди, известные как ведуны, вещуны, волхвы и доки. Все это суть одно и то же – люди, владеющие приемами и навыками ворожбы. Их нельзя причислить к категории друидов или жрецов, магов или чернокнижников, поскольку они не поклонялись тем или иным богам, не творили магических деяний и не имели никаких книг. Их можно сравнить разве что с позднейшими монахами-отшельниками, которые уходили от мира и пытались познать мир в себе. Они не владели письменностью и знания свои передавали по наследству изустно. Между тем известно, что первые языческие храмы (капища) появились по инициативе князя Владимира лишь незадолго до крещения Руси.
В каких же богов веровали наши предки? Мы устойчиво повторяем байки позднейших ученых про Перуна, Даждьбога, Велеса, не имея о них каких бы то ни было письменных источников (кроме пресловутой Велесовой книги, в которой легендарно решительно все – от ее якобы находки до ее якобы расшифровки.). Нет о них упоминания и в самых ценных литературных памятниках Древней Руси – народных песнях и народных мифах-сказках. Вместо языческих богов героям наших мифов (Иванушкам или Аленушкам) помогают или вредят… животные! Могучий и преданный Волк, добродушный Медведь, волшебница Щука, проказница Лиса, отважный конь Сивка-Бурка, пламенная птица Сирин. Нет, наши предки не творили себе кумиров из бревен и камней, не поклонялись тотемам, но верили в духов, живущих в животных. Эта религия называется теротеизмом, и она была свойственна многим древнейшим культурам мира – древнеегипетской, древнеиндийской, древнеафриканской. Ну и древнерусской, естественно, поскольку исконно русскими божествами были божества природные – духи лесов, полей, озер, домов, которых олицетворяли те или иные наиболее примечательные животные.
Единственными признаками божеств (бессмертие, всемогущество, повелевание силами природы) русская мифология наделяет только крайне отрицательных существ – (коварную) Бабу-ягу, грозного (хотя и смертного) Змея Горыныча и Кощея Бессмертного (весьма жестокого, но все же смертного). Логика русского человека была несокрушимой – добро, оно добро и есть, а зло – оно от лукавого. Добро – это все то, что не зло, а если зло творится, то его носителя все равно не победишь (коли ты не богатырь), значит, надо его умилостивить, то есть дать взятку. Отсюда происходят обряды умасливать домовых, банников, овинников, всякую дворовую нечисть, отсюда же исходит неистребимое на Руси (и позже в России) взяточничество. История показывает, что взяточник в итоге все равно будет наказан Промыслом Божьим, но до этого еще много может утечь воды, так что спокойнее будет вовремя от него откупиться.
Можно предположить, что именно из-за всеобщего всенародного безверия князь Владимир принялся насаждать на подведомственных ему землях религию, которая могла бы сплотить отдельно живущие на территории нашей страны племена в единый народ. Похоже, что князь долгое время колебался между одной религией и другой, склонился было к язычеству и стал воздвигать кумиры богов (до него в Киеве храмы если и были, то лишь у нескольких христианских общин, возникших с Аскольдовых времен), начал приносить богам кровавые человеческие жертвы, но в итоге сделал окончательный выбор в пользу христианства. И выбор этот был сделан вовсе не от того, что «веселие на Руси есть пити», а потому что христианская Византия была несравнимо более могущественным государством, чем исламская Хазария или иудейская Булгария. Именно такой князь Владимир Красное Солнышко хотел видеть и Русскую землю. Так что выбор был сделан мудро и правильно.
Собственно, потому христианство так органично прижилось в русском народе, что никаким особым богам наши русские предки не поклонялись. К тем же народам, у которых действительно сложились языческие культы – чуди, мордве, коми и проч., – христианство шло гораздо более долгим и сложным путем и дошло в итоге лишь к XVII–XVIII векам.
Вообще к религии у русских людей всегда было двойственное отношение – с одной стороны, безусловная, истовая вера в Бога и святых угодников, с другой – ироничное «на Бога надейся, да сам не плошай» (см. у В. И. Даля «Русские пословицы и поговорки» в соотв. разделе). Такое же двойственное отношение сложилось в народе к служителям культа и к властям предержащим. Таким образом, можно говорить об определенной черте русского национального характера. Если сказать, что народ наш просветлен и всею душою тянется к православию, то это будет неправдой, ибо далеко не весь наш народ просветлен, да и семьдесят три года насаждавшегося атеизма основательно повыветрили в нем веру в Бога. Если же сказать, что народ наш темен и в нем живет единодушная вера в силу ворожбы, это тоже будет ложью, поскольку далеко не все русские и не во всех случаях жизни прибегают к помощи гадалок и целителей. Но даже если такое и случается, то это в народе не считается каким-то особенным грехом, изменой Господу или суеверием. Ворожба для русского человека обычна, даже обыденна, поскольку к ней на Руси, а позже и в России прибегали всегда – всегда пытались предугадать будущее, найти способ сохранить себе жизнь и здоровье, как в военное, так и в мирное время, внушить симпатию к себе, как у лиц противоположного пола, так и у начальства. Происходило это потому, что и на Руси и позже в России всегда был крайне низкий уровень медицинского обслуживания, совершенно наплевательское отношение властей к жизни и здоровью подданных и чрезмерно высокий уровень угодничества и взяточничества (тест: найдите 10 отличий с бытием современной России).
Я решил собрать в этой книге сведения о различных видах ворожбы, таких как ворожба предсказательная, целительская и любовная. Некоторые виды ее раннего, еще языческого происхождения, другие возникли в христианское время, иные – такие как ворожба на картах и кофе – в новейшее время, в петровские времена. Но от этого ворожба не становится менее увлекательным занятием. Не хочется называть ее полезной или вредной – она есть, она бытует в нашем народе, пусть такою же и остается.
Крестьянская бытовая ворожба
Можно быть сколь угодно просвещенным и несуеверным человеком, однако никто не станет отрицать, что у домов, так же как и у людей, есть души. Бывают дома уютные, веселые, населенные веселыми, красивыми, добрыми людьми, к таким и подойти приятно, и залюбуешься палисадником и стенами. А бывают дома мрачные, угрюмые руины; глядя на такие, охотно веришь в то, что в них может селиться всякая нечисть. И ведь поселяется!
Бытовая ворожба в русском селе имела широкий спектр применения ввиду того, что коварные бытовые мелочи способны очень сильно испортить человеку жизнь. Зачастую духи дома бывают настроены вполне благожелательно к хозяину, и достаточно простого разговора, чтобы примирить обе стороны. Однако раз и навсегда избавить нашу жизнь от всех проявлений потустороннего мира невозможно, поскольку внеземные существа имеют не меньше прав на существование в нашем мире, чем мы сами, и потому лучше всего нам постараться соблюдать симбиоз.
Домовые духи
Назвать ли это духом или душой дома, а может быть, его астральным покровителем – пусть решают эзотерики. В народе же эту странную личность зовут домовым (или «хозяином») и в вопросах хозяйствования чрезвычайно с ним считаются.
По общим понятиям, домовой представляет дух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живет в каждом доме, в каждом семействе. От Сатаны он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Он пред кончиною когонибудь в семействе воет, иногда даже показывается комунибудь из семейства, производит стук, хлопанье дверями и пр. По общему поверью, живет он по зимам близ печки или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается близ лошадей.
Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае он бьет и колотит посуду, кричит, топает и пр.
Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, то ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят о какой-нибудь неприятности, особенно если синяк больной. Также наваливается во время ночи на спящего и давит его так, что в это время нельзя ни пошевелиться, ни сказать слова. Обыкновенно эта стень наваливается на того, кто спит на спине, в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает мрачным голосом «да» или «нет».
Говорят, что он не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит близ порога или под порогом. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, между тем как, по-видимому, ничего этого не видно. Особенно любит домовой жить в банях и париться, а также в ригах и в других теплых местах; также его слышат и в театрах.
В простом народе к домовому питают уважение, так что мужичок боится его чем-либо оскорбить и даже остерегается произнести его имя без цели. В разговорах называют его не домовым, а дедушкой, хозяином, набольшим или самим. При переходе или переезде из дома в другой непременной обязанностью считают в последнюю ночь пред выходом из старого дома с хлебом-солью просить домового на новое место. Хозяйство каждого, по их мнению, находится под влиянием домового. Говорят, что домовой не любит ленивых, особенно ветряные мельницы.
Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить; в этом случае пред порогом дома зарывают в землю череп или голову козла.
По словам крестьян, домовой имеет внешность хозяина (старшего) дома и его иногда видят, даже сталкиваются с ним в темное время на дворе перед каким-нибудь случаем. Он подкладывает сена и овса любимым скотинам, оделяя нелюбимых. Бывают случаи, что ему особенно не нравится какая-нибудь лошадь, и тогда говорят, что она не «ко двору пришлась». Он ее изгоняет и всячески мучает. Дабы узнать, что надо сделать, знахари советуют сесть в угол клети и покрыться бороной, остриями кверху, тогда он не может достать, и, выждав, когда он натешится над нелюбимым животным, спросить, чем помочь беде. Часто он отвечает, в противном случае проделать то же самое в следующую ночь. Ожидать обыкновенно приходится долго. При встрече с домовым надо спросить только: «к добру и или к худу», и он ответит.
Чтобы задобрить домового при новоселье в квартиру
Чтобы задобрить домового при переезде на новую квартиру или в дом, надо на старой квартире накануне переезда замесить тесто: 800 г муки, два яйца, две ложки сахара и 200 г сливочного масла, две щепотки соли. Снести на новую квартиру с ржаным хлебом, солью и кошкой или котом. На новой квартире посадить в первый раз эту булку печься, и если булка выйдет ровная и хорошая, то и жизнь в этом доме будет хорошая; если она треснет – это знак, что скоро придется уехать. Булку три дня не трогать, на третий день вечером накрыть стол, поставить лишний прибор и рюмку, выставить вино и закуски, все равно какие, лишь бы числом поболее. Налить во все рюмки вино (водку, самогон), в том числе и домовому, чокаться с его рюмкой, разрезать испеченную булку и угостить всех, одну горбушку убрать и хранить постоянно. Вторую горбушку посолить три раза, воткнуть ребром серебряную монету, положить эту горбушку на печь и поставить туда же полную рюмку водки домовому, приговаривая: «Хозяин-батюшка, сударь домовой, меня полюби да пожалуй, мое добро береги, мою скотину береги, мое угощение прими и вина отпей из полной чаши». Поклониться печке с трех сторон по три раза (девять раз), поднести кошку в подарок домовому к печке, говоря: «Дарю тебе, домовой-батюшка, мохнатого зверя на богатый двор». Через три дня посмотреть, выпито ли вино; если выпито, то налить снова с теми же словами; если вино не выпито, то просить домового девять раз, чтобы отведал угощенья. Если печи в доме нет, то позвать колдуна, который должен найти, где находится (сидит) домовой, и положить угощение туда, куда укажет колдун. Угощать домового надо каждое первое число.
Разговоры с домовым
Есть еще один способ отвести беду от дома, даже если она уж случилась, способ, как говорят старики, самый верный. Делятся они им неохотно, поскольку считается, что если ты воспользовался этим способом – никому о том не рассказывай, чтобы не разрушить дело своих рук. Это – обращение к домовому, для него необходимо иметь сохранившееся с Пасхи крашеное яичко.
Ранним утром, затемно, в полной тишине (т. е. до первых петухов) берут в одну руку крашеное яичко, в другую – церковную свечу. Крестятся вначале яйцом, потом свечой, затем меняют руки и говорят:
«Дядя домовой, дядя дворовой, приходи ко мне на свет от свечи. От яйца, что святили куличи, на зелень, как дубравный аист, на синь, как речной вал. Приходи таков, каков я есть сам, я тебе Христово яичко дам. Пособи мне, помоги мне, отведи мое горе (такое-то) от моего дома, от моего двора, от моей семьи, от меня. Хозяюшко-господин, пособи моей беде. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
Свечу и яйцо оставляют на том месте, где читался заговор, и уходят спать. Говорят, домовой сам знает, что делать.
Народные приметы и присказки про домовых
Домовой (дедушка, суседко) лошади гриву завил.
Конь ко двору пришелся: суседко колтун сколтунил.
Домовой лошадь изломал, крестец надсадил, в подворотню протащил.
Коли дедушку не перезывать с собой в новую избу, то станет прокудить.
Домовой (постен, постень) душит по ночам, садясь на грудь.
Домовой теплою и мохнатою рукою гладит по лицу – к добру; голою и холодною – к худу.
Коли домовой душит, то спрашивай: к добру аль к худу?
Вместо ответа станет легко либо тяжело.
Домовой по ночам стучит и возится, выживая хозяина.
Заговор одежды
В высоком терему в отцовском, за рекою Волгою стоит девица красная, стоит покрашается, добрым людям похваляется, ратным делом красуется, в правой руке держит пули свинцовые, в левой медные, в ногах каменные. Ты, красна девица, отбери ружья турецкая, татарская, немецкая, черкесская, мордовская, всяких языков и супостатов, заколоти ты своей то не видимою рукой ружья вражьи. Будет ли стрелять из ружья, и их пули были бы не пули, а пошли ты эти пули в сыру землю, во чисто поле. А был бы раб Божий (имя) на войне невредимым и конь был цел и невредим. А была бы его одежда крепче панциря. Замыкаю мои приговорные словеса замком, а ключ кидаю в океан-море, под горюч камень-алатырь, как морю не услыхать, камня не видать, ключей не выдавать, так и раба Божьего (имя) пулям не убивать, до моего живота, по конец века. Аминь.
Хлевник – покровитель домашнего скота
В русском селе рассказы о домовом перенесены на домашних животных: лошадей, коров, коз и овец, составлявших у народа пастушеского его главнейшее богатство, поэтому домовому дают названия хлевника, сарайника, конюшника, табунника: он охраняет их от болезненных припадков и умножает приплод, а в случае гнева своего творит самок бесплодными или убивает ягнят и телят при самом их рождении. Белорусы звали такого духа баганом или вазилою и отделяли для него в коровьих и овечьих хлевах особое место и устраивали маленькие ясли, наполненные сеном: здесь-то и поселяется баган. Сеном из его яслей они кормят отелившуюся корову, как целебным лекарством.
Чтобы пособить заболевшей скотине, знахарь на Ярославщине отводил на дворе место домовому. Это делается так: в каком-нибудь углу двора огораживается колышками небольшое место и кладется туда пирог или хлеб-соль; знахарь произносит заклинание, называя домового «родимым кормильцем и батюшкою», и берет пирог себе. В Чистый четверг и на Светлое воскресенье можно видеть домового в хлеве или коровнике, где он сидит, притаившись в углу. Если кто между крестьянами разбогатеет от торга скотом, то все уверены, что ему помогает домовой. Народное поверье приписывает домовому особенную страсть к лошадям; по ночам он любит разъезжать верхом, так что нередко поутру видят лошадей в мыле.