bannerbanner
Толкование на псалмы
Толкование на псалмы

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

(3). Доколе положу советы в души моей? Скорблю, помышляя в душе о том, чтобы не умереть мне во грехе: и это более всего причиняет болезни моей душе. Болезни в сердце моем день и нощь – ежедневная забота в сердце.

Доколе вознесется враг мой на мя? Если враг наш диавол смиряется, когда мы богочестивы, то явно, что он возносится, когда грешим. Так как унижение человеков – возвышение сатане. Как о Боге говорится, что Он возносится спасением нашим, так о диаволе, что превозносится он нашею погибелью.

(4). Просвети очи мои – имеет в виду очи ума. Ибо сказано: просветите себе свет ведения (Ос. 10, 12).

(7). Аз же на милость Твою уповах. Твердо надеюсь получить прощение во грехе, возводя мысль к милосердию Твоему, по которому даровал Ты спасение всем людям. И это-то спасение и приводит в радование мое сердце, давно больное по причине греха.

13

В конец, псалом Давиду

СОДЕРЖАНИЕ

Внастоящем псалме пророк со всею ясностью обнаруживает нечестие и беззаконие людей во всех их начинаниях, чтобы проповедать необходимость пришествия Христова.


(1). Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Поскольку, не подумав, что есть Бог, Который назирает и праведным судом судит человеческие дела, привели они в исполнение всякое непотребное дело, то поэтому (2) Господь с небесе приниче. А это ясно указывает на пришествие Господа к человекам.

(3). Несть творяй благостыню, несть до единаго. Господь, пришедши, не нашел ни одного делающего благостыни, но всякий оказался виновным во всяком гнусном деле. (4). Гроб отверст гортань их[1]. И демоны, как снедь, держали человека в гортани своей, не представляя, что Бог не может забыть создания Своего.

Ни ли уразумеют вcu делающии беззаконие? Слово «Господа» необходимо читать после знака препинания и брать вне связи речи, чтобы получался такой смысл: все уклонились и сделали это; не познают они Господа. Господа не призваша снедающии люди Моя в снедь хлеба. Ибо съедали людей Его, убеждая покланяться твари вместо Создателя. И они-то, став для других советниками во зле, не призовут Господа. Поэтому нужно прошедшее время понимать как будущее.

(5). Тамо убояшася страха, идеже не бе страх. Закон Моисеев подвергал наказанию, а страх Христов непорочен, потому как учит нас бояться, как сыновья боятся отца. С того времени, т. е. со времени пришествия Христова, убоятся страха, где нет страха, но не потому что угрожает закон, а из блaгoгoвения, какое соответствует свободным.

Яко Господь в роде праведных, оправдываемых Его пришествием.

(6). Совет нищаго посрамисте. Это сказано тем, которые будут упорствовать в неверии и гнать уверовавших во Христа.

(7). Кто даст от Сиона сnaceниe Израилево? В этом заключается двоякое пророчество. Ибо возвещает не только спасение, какое в то время было утесненным, но и то спасительное явление Господа нашего от Сиона, какое будет по прошествии многого времени.

(8). Возрадуется Иаков – имеет в виду святых патриархов и пророков, радостию радующихся тому, что Христос исполнил предсказанные ими обетования; а в этих обетованиях предсказывалось спасение всех народов.

14

В конец, псалом Давиду

СОДЕРЖАНИЕ

Давид воспевает этот псалом, научая, что может привести человека к приобретению блаженного жребия. Поэтому начинает так:


(1). Господи, кто обитает в жилищи Твоем? Обитание – временное пребывание, означающее жизнь не неизменяемую, но преходящую, на уповании перехода к лучшему. Потому что святому свойственно быть странником в этой жизни, возводиться же к жизни иной. Посему и Давид о себе говорит: пресельник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои (Пс. 38, 13). Кто же будет достоин пребывать в тех небесных селениях? Или кто вселится во святую гору Твою? Ибо кто сподобится блаженного селения, тот бесконечные веки насладится блаженством.

(2). Ходяй непорочен и проч. Учит, как нам достигнуть того блаженного конца. Во-первых, тем, что пойдем путем непорочным, который есть Христос; во-вторых, тем, что будем делать правду; в-третьих, что сотворим сердце обителью истины; в-четвертых, что не приобретем себе лукавого языка; в-пятых, не сделаем зла ближнему; в-шестых, не осудим горделивого ближнего; в-седьмых, не будем иметь лицеприятия; в-восьмых, не нарушим верности в клятве; в-девятых, не будем брать лихвы, а в-десятых, что составляет венец всякого добра, будем неподкупны. Кто научился преуспеванию в этом, тому будет постоянное дарование благ.

15

Столпописание Давиду

СОДЕРЖАНИЕ

Пророчество, которое теперь у нас в руках, заключает в себе призвание язычников, обвинение израильтян в непослушании и самую тайну воскресения, общего всем нам, Спасителя Иисуса Христа. Думаю, благодаря этому песнь эта и названа столпописанием, потому что пророк Давид выставил ее как бы на столпе своим потомкам. Слова же песни поются словно от лица Христова, как и научил нас понимать это Петр.


(1). Сохрани мя, Господи, яко на Тя уповах. Прияв на Себя как бы общее лицо всего человечества, обращает речь к Богу и Отцу, не о Себе более всего, но за нас и о нас, как единый из нас по домостроительству. Поэтому, называет Отца Господом, как восприявший на Себя зрак раба. Просит же о сохранении Своем ради Церкви, которая есть Плоть Его. И поскольку Церковь есть Плоть Его, то и просит собственно о ее сохранении. Поэтому сохранение это справедливо может быть относимо и к Его лицу.

(2). Рех Господеви: Бог мой ecu Ты. И это снова соответствует рабскому видению, а вместе указывает и на оправдание исповеданием в вере. Яко благих моих не требуеши. Благими именует здесь жертвы, приносимые по закону. Так как произносит то слово веры: еда ям мяса юнча, или кровь козлов пию? (Пс. 49, 13).

(3). Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них. Святыми называет освященных Духом, а землею – Христову Церковь. Слово «удиви» имеет значение «открыл», а «Своя» значит «Отчая». Поэтому, смысл целой речи таков: освященным верою сделал ведомою Отчую волю в них, т. е. в тех, которые на земле Божьей или в Церкви, или в тех, которые на земле святой, потому что святые, имея жительство на небе, хотя находятся еще на этой земле, но пребывают уже на земле Его. Хотения же Божии – это те частные добродетели, которые Бог творит чудными во святых Своих, потому что они имеют какое-то преимущество пред прочими людьми в совершении добродетели. Потому что мужество апостолов и мучеников неодинаково с мужеством доблестных в ином, и целомудрие Иосифово неподобно целомудрию других. Поэтому, приводимый ими в удивление, сознает собственную свою немощь, потому что многого недостает ему в сравнении с Божественною силою и с Божественным величием. Так, как только начинают умножаться немощи в праведниках, они спешат принести покаяние пред Богом.

(4). Умножишася немощи их – когда служили идолам. Но хотя и умножились, они не остаются с этими немощами. В них немощи только до первого осознания их, потому что вся могут в укрепляющем их Xpucmе (Флп. 4, 13). Или, кажется, говорит это об апостолах и о тех, которые уверовали через них. В апостолах явными сделались чудеса Божии, потому что они соблюли все Божественные заповеди. Но умножились их немощи или, говоря иначе, их труды, когда восстало на них множество народов, ораторов, воинов, царей; и они, преодолев всех, совершили свое дело. Или кратковременность скорбей указывает на век нескончаемый. По сих ускориша. Хотя и были немощны, первоначально находясь во грехах, но, услышав проповедь, тотчас сделались послушными. И это означают слова: по сих ускориша – т. е. поспешили стать послушными проповеди. Не соберу соборы их от кровей. Те, которых соберет Христос, должны быть чисты от убийств и кровей. Составляя соборы из язычников, соберу их не посредством кровей, т. е. сделаю так, что будут приходить ко Мне, не подзаконное соблюдая служение, но принося, прежде всего, хвалу и бескровную жертву. Ни помяну же имен их устнама Моима. Назовутся уже не идолослужителями и безбожными, но званными и избранными. И древле приобрели они себе достойные дел их названия, называясь идолослужителями, многобожниками; сегодня же не помяну более тех имен, называя их благочестивыми, святыми, зваными и избранными.

(5). Господь часть достояния моего и чаши моея. Достоянием называет царство язычников, и, выражаясь яснее, как бы говорит: язычников в достояние и удел даровал Мне Отец, Которому Я был послушен даже до смерти. И Церкви Моей, которая есть достояние Мое, часть – Сам Господь Отец. Он – часть и чаши Моей, т. е. смерти, потому что чаша означает смерть, по сказанному: Отче, аще возможно, да мимоидет от Мене чаша сия (Мф. 26, 39). И Церковь унаследовала Отца, исполнив заповеди Его. И сама смерть Моя унаследовала Отца, по слову сказавшего: наследницы Богу, снаследницы Христу (Рим. 8, 17).

(6). Ужа нападоша Ми в державных Моих: ибо достояние Мое державно есть Мне. Это говорит о тех узах любви, которыми соединен с Церковью. Она и державна есть – т. е. угодна Ему.

(7). Благословлю Господа вразумившаго мя. Толкование на это находим в Деяниях Апостольских. Еще же и до нощи наказаша мя утробы моя. В Богодухновенном Писании утробами обычно называется сокровенные и во глубине таящиеся помыслы, а нощию – что невидимо.

(8). Предзрех Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся. В этом заключается явное обличение бесчувственности иудеев. Так как и первоверховный Петр в Деяниях Апостольских истолковал это о Христе (Деян. 2, 25). Поскольку Христос есть Бог, то Он Сам все утверждает и содержит; а так как Он сделался человеком, то прилично Ему сказать, что Господа имеет одесную, да не подвижется. Ибо во всем сообразуется с мерами человечества и по домостроительству не стыдится того, что приличествует истощанию. И смотри, как естество наше сделалось достославным во Христе. Мы, отринутые за преступление Адамово, приведены пред лице Самого Отца, и Он – наш защитник, наша опора.

(10). Не оставиши душу Мою. О Нем, Который есть жизнь и животворит, по домостроительству говорится, что оживотворен Отцом.

(11). Сказал ми ecu пути живота. Прияв на Себя лицо человечества, как сделавшийся нам подобным, изрекает слова, которые приличны более нам, нежели Ему, как Богу. Сладость в деснице Твоей в конец. Это значит, что святые будут в наслаждении и веселии после того, как оживут во время воскресения. Это же наслаждение и веселие, которое есть нетление, говорят они, приимем мы от Христа, Который в нас и одесную Отца. И что слово это истинно, явствует из следующего места, в котором сказано: Иже преобразит образ смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его (Флп. 3, 21).

16

Молитва Давиду

СОДЕРЖАНИЕ

Псалом этот поется от лица человека, совершенного по Богу.


(1). Услыши, Господи, правду мою. Слова эти исполнены великой уверенности. Упоминает же здесь псалмопевец о правде не в похвалу себе и не потому что выдает себя за праведника, но как бы так говорит: поскольку справедливо прошу Твоей помощи и желаю избавиться от того, что терплю несправедливо, без причины гонимый Саулом, то услыши и исполни мое прошение. Внуши молитву мою не во устнах льстивых, потому что Бог внемлет молитве не льстивых уст, но языка чистого и привыкшего поучаться в словесах Божиих.

(2). От лица Твоего судьба моя изыдет. Ясно молится о том, чтобы Единородный был ему судиею. Очи мои да видита правоты. Просить у Сына праведного суда, каким судил нас.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

По некоторым чтениям четвертый стих этого псалма читается так: гроб отверст гортань их, языки моими лщаху, яд аспидов под устами их: ихже уста клятвы и горести полна суть: скоры ноги их пролияти кровь, сокрушение и озлобление на путех их: и пути мирнаго не познаша Несть страха Божия пред очами их ни ли уразумеют и проч.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3