Полная версия
Приход № 22 (январь 2016) Рождество
Приход № 22 (январь 2016) Рождество
Навигатор
Начинаем газету с интересной дискуссии о роли празднования Рождества в современной культуре, в том числе, в среде людей нецерковных. Зачем ходить в церковь только по большим праздникам? Радио «Би-Би-Си» радует еще одним интересным обсуждением: если человечество отправится в космос, какая религия ждет нас там?
Александр Братерский выступает с неожиданным мнением и предлагает оставить дату празднования Рождества в покое, по чисто практическим соображениям, между прочим. Прекрасный фельетон Екатерины Щеткиной позволяет окунуться в специфику религиозных конфликтов на Украине, о которых мы много слышим, но мало понимаем.
Речь патриарха про Сталина прозвучала очень противоречиво, имеет смысл перечитать ее без всяких купюр. С другой стороны, Андрей Зубов интересно, остро и бескомпромиссно возражает любителям помянуть старика Сталина добрым словом. И еще от Зубова прекрасная поучительная праздничная история об отношении к церковным праздником в СССР.
Полемика
Не только на Рождество
Передача на Би-Би-Си, ведущая Одри Карвилл
Можно ли считать себя христианином, если ходишь в церковь только в праздник? Представьте, священник смотрит с кафедры на Рождество и видит множество людей, лица которых узнает с большим трудом. Во время проповеди он понимает, что вряд ли увидит этих людей до следующего года. С другой стороны, встает вопрос, кто может называть себя христианином: нужно ли быть в храме каждую неделю, следует ли соблюдать литургические предписания? Сегодня с нами священник отец Мартин Макгилл, также в гостях Норман Гамильтон и Анита Робинсон, бывшая учитель, а теперь колумнист.
Ведущая Мартин, скажите, что вы ожидаете увидеть через неделю на Рождество в своей церкви.
Мартин Понятно, что мы сталкиваемся с сокращением количества прихожан, и все же множество людей придет на праздник. Ожидаю, что и после Рождества некоторые из них вернутся и походят еще неделю – другую. В определенном смысле большие праздники привлекают людей. Впрочем, другие люди не вернутся в церковь, возможно, уже до Пасхи.
Ведущая Вы переживаете на этот счет?
Мартин Это всегда заставляет помечать, «а что если бы…», с легкой надеждой. Иногда я думаю, Боже, если бы хотя бы некоторые из пришедших сегодня могли посещать службы чаще. Я свято верю в то, что каждый человек призван к служению, и уверен, что своя роль в церкви есть для каждого прихожанина. Хотелось бы, чтобы было больше волонтеров, больше людей для работы с детьми, с молодежью, с пожилыми – для всего того, чем мы занимаемся. Хотелось бы, чтобы все люди, которые приходят в канун и на Рождество, приходили снова и снова.
Ведущая Норман, вы считаете этих людей лицемерами, если они приходят только по большим праздникам, но не заходят в храм в течение года?
Норман Нет, что вы. Мой церковный опыт подсказывает, что еще больше людей приходит в дни поминания родственников, чем даже Рождество. Уверен, что для такого поведения есть веские причины. Не важно, насколько далеки мы от церкви, в глубине нашего ДНК существует этакая «нехватка Бога». На Рождество, в Пасху, в дни поминовения родственников и по другим праздникам осознание этой нехватки Бога усиливается. Задача же священника, для Мартина и для меня, заключается в том, чтобы помочь людям увидеть, что праздник, по поводу которого они собрались, всего лишь верхушка той глубокой веры, о которой они должны помнить и каждое воскресенье года. Таким образом, задача на Рождество, по дням поминовения, на Пасху – связать эти праздники с нашей обычной жизнью и сами праздники друг с другом.
Ведущая Анита, вы постоянно ходите в церковь или скорее приходите по большим праздникам?
Анита И то, и другое. Факт состоит в том, что множество людей живут по христианским принципам, вообще не открывая двери храма. Они соблюдают строгую рабочую этику, внимательны к окружающим, добры, заботливы, щедры в проявлениях благотворительности, но при этом не ходят в церковь. Бог в их жизни находится на обочине, Он только для специальных случаев. Мне кажется, это можно объяснить изменением ценностей общества. Мы как послевоенные бебибумеры последнее поколенее, которое было погружено в веру: в школе, дома, верующие родители, и церковь была неотрывной частью нашей жизни. Но когда мы получили автономию во взрослой жизни, в эпоху растущего либерализма шестидесятых годов многие постепенно забыли про веру или же стали христианами, которые собирают свою веру из разных кусочков, выбирают, во что они хотят верить. В целом мы принимаем христианские принципы, но не признаем соблюдение правил. Наше поколение стало ходить в церковь только по праздникам и на фестивали, мы ищем Бога лишь в состоянии кризиса, страха или вины. Мы ходим, конечно, в церковь, мы признаем место Божественного в жизни, просто забываем об этом, когда выходим за пределы храма.
Ведущая Мартин, христианин может себя так вести?
Мартин Совсем неплохо для начала. Мне бы хотелось помочь развить отношение этих людей к церкви. Считаю очень важным то, о чем говорил Норман, что нужно учить людей опыту общения с Богом. В католическом мире начинается год милосердия, поэтому мы должны оставить все резкие суждения. Сегодня во время вечерней мессы священник символически откроет врата милосердия. Мы все готовы оставить прошлое позади и двигаться к чему-то новому. Людям что-то нужно, они ищут что-то, и мы должны обратиться к ним и ответить на их потребности.
Ведущая То есть церковь должна скорее следовать за людьми, а не вести их? Должна следовать за общиной, а не вести ее за собой?
Мартин Должна вести вне всякого сомнения, но в то же время в определенном смысле мы должны обращаться к общине, находить общие точки, слышать людей. Как мы можем сделать свое служение еще лучше, как можно стать более гостеприимными, как можно быть более релевантными? Поэтому я смотрю на свои проповеди каждую неделю и задаюсь вопросами, о чем я говорю, что я делаю не так, почему я не могу достучаться до людей.
Ведущая Норман, что вы думаете о том, что можно быть хорошим христианином, не приходя в храм каждую неделю?
Норман У вас может быть собственная религия, и думаю, одна из самых печальных черт нашего общества заключается в том, что мы создаем собственное во всем. Но библейская вера, жизнь, к которой нас призывает Христос, не есть собственная религия, но вера, которую можно разделить, общее служение. Можно тут вспомнить первые главы из Деяний, где говорится, что они встречались каждый день, чтобы единодушно пребывать в храме, для преломления хлеба, молитвы и чтения писания. Совсем не уверен и вовсе не рад тому, что мы можем быть номинальными христианами в своем темном уголке без настоящей ощутимой связи с другими людьми, которые утверждают, что разделяют эту веру в Христа. Поэтому я не поддерживаю собственную религию, религию от случая к случаю.
Анита Штука в том, что есть разрыв между соблюдением правил церкви и их исполнением. Церковь все-таки не демократия, не хочу сказать, что это диктатура, но… Некоторые считают, что можно не быть частью клуба, если ты не готов соблюдать все правила. Особенно в свете современной морали многие традиционные христиане не готовы признавать и отдавать должное позиции церкви по определенным моральным вопросам, которые в особенности стали значимыми за последние двадцать лет. И они осознанно выбирают собственный путь в вопросах большой морали, например, контрацепции, абортов, гомосексуальности, эвтаназии. Они следуют своей совести, вне зависимости от того, насколько религиозно обоснованным является их выбор. Польза церкви заключается в том, что чем больше ее посещаешь, тем больше понимаешь, почему ее выбор именно такой.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.