Полная версия
Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие
Анна Евгеньевна Петракова
Искусство Древней Греции и Рима
Учебно-методическое пособие издается по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского культурологического общества
Научный редактор
А. В. Корнилова, доктор искусствоведения, профессор
Рецензенты
Г. Н. Габриэль, кандидат искусствоведения, доцент;
А. Г. Букина, кандидат искусствоведения
(Государственный Эрмитаж)
Как пользоваться методическим пособием?
Предлагаемое методическое пособие рассчитано на студентов 1 курса всех форм обучения: очной (дневной, вечерней), при которой студенты слушают полный курс лекций по всем заявленным в пособии темам, и заочной, при которой студенты слушают краткий курс лекций и занимаются самостоятельной подготовкой к экзаменам и зачетам. Пособие содержит изложенную в краткой форме программу занятий, подробный тематический план-конспект по тридцати двум темам изучаемым в течение семестра, список рекомендованной к курсу лекций литературы, вопросы к экзаменам, темы рефератов, семинарских занятий, а также приблизительные темы дипломных и курсовых работ. Пособие предназначено для закрепления пройденного на лекции материала, а также – для самостоятельного изучения темы в случае пропуска лекционного занятия. Каждая из тридцати двух тем раскрыта в пособии в виде подробного плана-конспекта к которому прилагается список литературы по данной конкретной теме с указанием страниц, на которых в развернутой форме изложена информация, содержащаяся в плане-конспекте.
Как пользоваться пособием? Если Вы пропустили лекцию или желаете закрепить пройденный материал – внимательно прочтите план-конспект по теме. Этот же план-конспект является примерным планом ответа на экзаменационный вопрос (приблизительно так и в такой последовательности нужно раскрывать вопрос на экзамене, отвечая по билету или во время собеседования по теме). Если какие-то пункты покажутся Вам незнакомыми – обратитесь к конспекту лекций или к одному из источников в списке литературы, рекомендованной к теме. Запомните книжки, которыми Вы пользовались для подготовки к экзамену или при изучении темы, и имена их авторов – это очень важно! В некоторых книгах/учебниках (в зависимости от принадлежности автора той или иной научной «школе») могут различаться точки зрения на одну и ту же научную проблему, также может немного отличаться хронология периодов (это – нормальное явление при изучении истории искусства древних культур). Необходимо всегда помнить источник полученных Вами знаний и ссылаться на него, особенно – при написании текстов. После изучения незнакомого материала и повторения знакомого – попробуйте ответить на контрольные вопросы из списка экзаменационных вопросов. Если Вы способны сделать это без труда – обратите внимание произведения архитектуры и изобразительного искусства, упомянутые в плане-конспекте: все ли из них Вы хорошо запомнили и способны «угадать», назвав того/то, что изображено и сообщить краткую информацию об изображенном, во время показа этих картинок преподавателем на экзамене? В случае с фотографией человека необходимо назвать его имя и то достижение, благодаря которому мы уделяем внимание этому человеку в ходе изучения курса, например: Шлиман, в 1871-73 гг. раскапывал Трою, в 1876 г. нашел клад в Микенах. В случае с изображением памятника искусства или архитектуры необходимо сообщить название и датировку, если известен автор (архитектор, скульптор) – то и автора, например: статуя «Дорифор», эпоха высокой классики (третья четверть V века до н. э.), скульптор Поликлет или храм Парфенон, главный храм Ансамбля афинского акрополя, эпоха высокой классики (третья четверть V века до н. э.), архитекторы – Иктин и Калликрат. Если с иллюстративным материалом Вы также справляетесь без труда – обратите внимание на термины: все ли из них Вы понимаете и можете объяснить преподавателю на экзамене? Если нет – обратитесь терминологическому словарю или к любому доступному Вам словарю – печатному (см. список литературы в методическом пособии), электронному (в электронном виде имеются Большой Советский Энциклопедический словарь, Словарь Брокгауза и Ефрона, иллюстрированный словарь Кирилла и Мефодия и др.), словарям и энциклопедиям в Интернете (Википедия, БЭС, Брокгауз и Ефрон, Кирилл и Мефодий и проч.). Обратите внимание также на список персоналий, которые связаны с темой – краткие сведения о них и даты их жизни/правления/достижений необходимо выучить. Также обратите внимание на карты: знаете ли Вы, где расположены города/области, о которых шла речь в только что прочитанных Вами книгах и в плане-конспекте, знаете ли Вы на территории каких современных государств находятся эти античные города и области? После того, как Вы ответили на все вопросы и разъяснили для себя значение всех слов и терминов – закройте пособие и постарайтесь вызвать в памяти основные пункты плана-конспекта и все картинки к теме. Если это Вам с легкостью удалось – можете считать, что по этой теме Вы готовы к экзамену и можете переходить к подготовке по следующей теме.
Общая характеристика курса
Содержание курса: Курс «Искусство Древней Греции и Рима» предназначен для студентов отделений искусствоведения, моды и арт-экспертизы, изучающих историю мирового искусства на факультете истории мировой культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств; читается во II семестре первого года обучения (у заочников – во II семестре первого года обучения и в III семестре второго года обучения), рассчитан на 64 академических часа – на дневном и 32 академических часа на вечернем отделениях очной формы обучения, и на 12–16 академических часов – при заочной форме обучения.
Курс «Искусство Древней Греции и Рима» направлен на изучение изобразительного искусства и архитектуры государств Эгейского мира эпохи бронзы, Древней Греции (от гомеровского периода до эпохи эллинизма), этрусков, Древнего Рима (эпох республики и империи) и римских провинций. Без знакомства с культурой и искусством этих стран невозможно представить во всей полноте историю развития мирового искусства, а также осознать и оценить должным образом многие явления европейского и российского искусства Нового и Новейшего времени. Искусство Древней Греции и Древнего Рима оказывало значительное воздействие на формирование и развитие архитектуры и изобразительного искусства различных стран древнего мира. Кроме того, открытие памятников культуры Древней Греции и Рима сыграло важную роль в истории изобразительного искусства, архитектуры и литературы стран Западной Европы и России, особенно – в XVIII–XIX столетиях. Курс включает лекционные аудиторные и практические занятия в залах Государственного Эрмитажа, а также семинарские занятия. Цели и задачи курса:
Целью курса является знакомство учащихся с основными этапами и особенностями развития изобразительного искусства и архитектуры Древней Греции и Древнего Рима, этрусков, западно– и восточноевропейских римских провинций, Римского Египта, Сирии, Северной Африки, а также различных центров Эгейского мира эпохи бронзы (Троада, Киклады, Крит, Санторин, Микены, Тиринф, Пилос).
Задачи курса:
1. Дать слушателям представление об основных этапах и направлениях
развития искусства Древней Греции и Рима, о специфике хронологии и периодизации, об отличительных особенностях искусства каждого периода/страны.
2. Познакомить слушателей с основными памятниками изобразительного искусства и архитектуры указанных цивилизаций (название, автор, время и место создания/бытования, современное местонахождение), объяснить причины, по которым принято выделять именно эти памятники, роль и значение этих произведений искусства/архитектуры в становлении/развитии тех или иных тенденций/стилей/направлений в искусстве.
3. Дать слушателям представление о наиболее выдающихся ученых и археологах, занимавшихся изучением искусства Древней Греции и Рима, об истории наиболее известных и значимых открытий.
4. Дать слушателям представление об основной научной литературе по искусству Древней Греции и Рима на русском и иностранных языках, о степени изученности тех или иных проблем, о спорных вопросах и темах, о «традиционных» и альтернативных точках зрения на те или иные темы.
5. Познакомить слушателей с историей формирования и составом коллекции искусства Древней Греции и Рима в Государственном Эрмитаже, дать представление о принципах экспонирования памятников. Познакомить слушателей с наиболее значительными мировыми собраниями памятников античного искусства.
Тематический план курса
План
Примерные темы семинарских занятий
1. Античная архитектура и изобразительное искусство в художественной литературе/музыке/театральном искусстве XVIII–XX веков и игровом кино/мультипликации/рекламе/компьютерных играх ХХ-начала XXI века.
Примеры тем:
• искусство и архитектура Древнего Рима в сериале «Рим» (оба сезона)
• искусство и архитектура Древнего Рима в голливудском фильме «Спартак»
• искусство и архитектура Древней Греции в современной рекламе (рекламные ролики на телевидении, постеры, плакаты)
• произведения античного искусства в фильме «Астерикс и Обеликс на Олимпийских играх»
2. Влияние открытий памятников архитектуры и изобразительного искусства Древнего Рима и Древней Греции на развитие искусства Европы и России в XVIII–XIX вв.
Примеры тем:
• Античные мотивы в европейском костюме XIX века
• Античные мотивы в европейской и российской мебели первой трети XIX века
3.Античные мотивы в архитектуре и скульптуре Петербурга.
Примеры тем:
• Образы античных богов в скульптуре Петербурга
• Тема триумфальной арки в архитектуре Петербурга
4. Произведения античной пластики через века
Примеры тем:
• Скульптурная группа «Лаокоон» в словесных описаниях от античных времен и до наших дней (проблемы восприятия)
• Венера Мелосская в словесных описаниях от античных времен и до наших дней (проблемы восприятия)
Краткая характеристика основной литературы к курсу
1. История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, Античность. Учебник, (том 1, всего – 3 тома) Под ред. М.В. Доброклонского, А.П. Чубовой. М., 1980 (4-е изд.). Переиздание: Л., 2006.
Всего 384 с. с. ч/б ил. Для данного курса необходимы только соотв. стр. и ил. по античному искусству Учебник был составлен преподавателями Академии художеств, читавшими курсы лекций по этим темам. Книга представляет собой АБСОЛЮТНЫЙ МИНИМУМ того, что должен знать по курсу студент. В учебнике в конспективной форме изложены лишь ОСНОВЫ, с которых следует начинать при абсолютном отсутствии знаний по курсу. Для сдачи экзамена на «отлично» прочтения только этой книги – недостаточно, однако при пропуске лекций по теме она позволяет составить первоначальное представление о той или иной теме. Удобная структура с четко озаглавленными темами и помещенной в подзаголовках периодизацией позволяет быстро найти необходимый материал, руководствуясь названиями тем, необходимых для изучения или контрольными вопросами к экзамену. Черно-белые иллюстрации расположены после всех текстов, в текстах присутствуют отсылки к иллюстрациям. Учебник доступен в библиотеке Университета Культуры и искусств, в Российской Национальной библиотеке в читальном зале (зал литературы и искусства, подсобный фонд), в читальном зале в Научной библиотеке и на абонементе в Учебной библиотеке в Академии художеств (Институт им. И.Е. Репина), в библиотеке им. В. Маяковского на абонементе. При желании купить учебник старое издание следует искать в магазинах «старой книги», периодически он также появляется в книжном ларьке в Академии художеств; новые переиздания можно найти в книжных магазинах и интернет-магазинах; цена за 3 тома колеблется в пределах 2500–3000 руб., иногда тома продаются по отдельности за 400–500 руб., объявления об этом периодически появляются на «книжных» сайтах в Интернете, также имеет смысл поискать на книжной ярмарке в ДК им. Н. Крупской.
2. Б.И. Ривкин. Античное искусство. М., 1972.
Серия: «Малая история искусств» под общ. ред. Н.А. Сидоровой.
Всего 356 с.с. ил. Для данного курса необходимо освоить всю книгу, половину объема которой составляют иллюстрации. Выучить периодизацию (с веками!!!!) и картинки (уметь назвать произведение, период, к которому относится, если имеется автор – то и автора тоже!!!)
Киша является наиболее удобным вариантом учебника, который может использоваться для подготовки к экзамену по курсу, так как включает в себя ВЕСЬ МАТЕРИАЛ НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА, хотя, некоторые разделы представлены кратко (например, мало внимания уделено искусству римских провинций). Книга разбита на три части: Эгейское Искусство, Искусство Древней Греции и Искусство Древнего Рима (включая искусство этрусков). Удобная структура с четко озаглавленными частями позволяет быстро найти необходимый материал. Половину объема книги составляют иллюстрации (черно-белые и цветные), в конце имеется словарь терминов и синхронистическая таблица, представляющая основные вехи в культуре и искусстве Древней Греции и Древнего Рима в хронологическом порядке. Книга может использоваться в качестве дополнения к лекционным занятиям (для закрепления знаний по теме), а также – для самостоятельного изучения материала в соответствии с программой и контрольными вопросами (в случае пропуска занятия по теме). Учебник доступен в библиотеке Университета Культуры и искусств, в Российской Национальной библиотеке в читальном зале (зал литературы и искусства, подсобный фонд), в читальном зале в Научной библиотеке и на абонементе в Учебной библиотеке в Академии художеств (Институт им. И.Е. Репина), в библиотеке им. В. Маяковского на абонементе. При желании купить учебник следует искать в магазинах «старой книги» и в книжном ларьке в Академии художеств. Учебник не переиздавался. Учебник из серии «Новая история искусств», продающийся сейчас в книжных магазинах, написан другим автором и включает в себя материалы только по искусству Древней Греции эпох архаики и классики, без искусства Древнего Рима и этрусков.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.