bannerbanner
100 великих святынь православия
100 великих святынь православия

Полная версия

100 великих святынь православия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Евгений Владимирович Ванькин

100 великих святынь православия

Посвящается светлой памяти моей матушки

«Сто великих»® является зарегистрированным товарным знаком, владельцем которого выступает ЗАО «Издательство «Вече». Согласно действующему законодательству без согласования с издательством использование данного товарного знака третьими лицами категорически запрещается.

Святая земля. Израиль

Храм Рождества Христова в Вифлееме

Одной из главнейших христианских святынь является место рождения Иисуса Христа, над которым еще в древности был возведен храм. Сюда устремляются все паломники на Святой Земле, чтобы поклониться вифлеемским яслям, в которых был явлен миру рожденный во плоти Спаситель.

Над пещерой святой Елены, матери византийского императора Константина Великого, во время ее паломничества на Святую Землю в 339 г. впервые была возведена пятинефная базилика. Внутри храма над святой пещерой возвели восьмиугольную деревянную постройку с конической крышей и проемом, сквозь который паломники созерцали пещеру. При подобной планировке посетители скапливались большими группами у «окна» пещеры, не давая возможности другим свободно лицезреть реликвию. Храм Рождества позднее сильно пострадал во время восстания самаритян, пытавшихся обрести независимость. Его восстанавливал византийский император Юстиниан[1] (ок. 530 г.), решивший храм значительно расширить. В перестроенной базилике облегчили и доступ к драгоценной святыне. Был организован сам вход в пещерный храм – Святой вертеп[2], спуск – с северной стороны и подъем с южной. Вход в Святой вертеп, где родился Младенец, сохранился до настоящего времени без изменений. Само место Рождества Христова теперь отмечено 14-лучевой серебряной звездой, символизирующей Вифлеемскую звезду, которая была установлена в 1717 г. с латинской надписью: «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа». Над ней сооружен мраморный престол, где ежедневно совершается Божественная литургия. В нескольких шагах – спуск в три ступеньки, ведущий к яслям в нише, куда положила Богородица Сына после рождения. Весь вертеп (площадь 32 кв. м) освещен множеством лампад.


Серебряная звезда на месте рождения Иисуса Христа в храме Рождества Христова


Храм Рождества Христова является самым древним христианским храмом, сохранившимся во всей Палестине. Согласно церковному преданию, это был единственный храм, не разрушенный персами-зороастрийцами во время их вторжения в страну в VII в. Он остался невредимым благодаря изображениям волхвов на его стене (позднее они были утрачены). Их персы посчитали за изображения зороастрийских жрецов, что спасло храм. В эпоху Средневековья два боковых входа в храм были замурованы, а высота центрального была настолько уменьшена, что человек мог войти в храм, только сильно наклонившись. По этой причине вход называется теперь Вратами смирения.

В храме сохранились фрагменты напольных византийских мозаик и 44 колонны времен святого Юстиниана из розового песчаника. Росписи на колоннах и настенные мозаики относятся к более позднему времени императора Мануила Комнина (1143–1180). На стенах – сохранившиеся уникальные фрагменты мозаичных изображений поместных и II Вселенского соборов. Амвон перед алтарем сооружен во времена крестоносцев, владевших Святой Землей в XII–XIII вв. Иконостас резного дуба изготовлен в XVIII в. в Греции. Паникадила подарены русскими императорами Александром III и Николаем II, также привезены из России и колокола. В этом храме имеется множество святынь, одними из которых являются чудотворные образа Вифлеемской Божией Матери и плачущего Спасителя на храмовой колонне.

Слева от алтаря верхнего храма находится армянский придел Трех Царей (XIX в.) и вход во францисканский монастырь, а справа – вход в греческий монастырь.

Монастырь Святой Екатерины, построенный францисканцами во второй половине XIX в., примыкает с севера.

С юго-востока от храма Рождества построен греческий православный монастырь, где находится пещерный храм с подземной галереей. В ней почивают останки убиенных Иродом вифлеемских младенцев. С юго-запада к храму примыкает Армянский монастырь.

На востоке от храма Рождества, в окрестностях города, располагается так называемое Поле Пастушков. Здесь пастухи увидели воссиявших ангелов, возвестивших им о Рождестве Христовом. На этом месте царица Елена тоже построила церковь, которая позднее была разрушена, а подземный храм действует и поныне.

Храм Воскресения Христова в Иерусалиме

Строительство первого храма над Гробом Господним было начато в 326 г., во время посещения Иерусалима императрицей Еленой, принимавшей деятельное участие в утверждении христианства в империи. Перед ее отъездом из Константинополя был успешно завершен впервые созванный по церковным вопросам Вселенский собор в Никее[3], сплотивший молодую Церковь. Ее сын, император Константин, при жизни названный Великим, в благодарность Богу за помощь в устроении церковных дел решает построить величественный храм на месте погребения Господа и окружить его всеобщим почитанием.

Обретение святого места было воистину промыслом Божиим, и чувство восторга охватило всех христиан. Были найдены также три креста и табличка, прибитая над головой распятого Спасителя.

Вероятно, как считается, было возведено два храма: над Гробом Господним и местом Обретения Креста, включенных в единый архитектурный комплекс[4], вход в который был с восточной стороны. Торжественное освящение состоялось 13 сентября (по ст. стилю) 335 г., и в память об этом был установлен праздник «Воскресение Словущего». Сама пещера погребения была отсечена от скалы, в которой она находилась, чтобы можно было ее всецело включить в воздвигнутую часовню. Ее окружили 12 столбами, по числу апостолов. Часть Обретенного Креста Елена отослала сыну в Константинополь, а остальную заключила в серебряный ковчег и вручила предстоятелю Иерусалимской церкви. Император Константин часть Святого Креста вскоре отправил в Рим, в один из центров империи.


Храм Гроба Господня. Кувуклия


Первым разрушениям храмы в Иерусалиме подверглись во время персидского нашествия 614 г. Много христиан было убито. Все храмы у Гроба Господня были разрушены, а Святой Крест вывезен в Персию. Но скоро огнепоклонники персы разрешили восстановление святынь.

В 622 г. византийский император Ираклий выступил против Персии, возвратил Святой Крест и в 630 г. отвоевал Иерусалим, в который вступил пешком, собственноручно неся Святое Древо на плечах. Но в 636 г. Иерусалим вновь перешел в руки иноверцев, сдавшись на милость арабов-мусульман.

Новый хозяин Иерусалима халиф Омар-ибн-Хаттаб не стал препятствовать православным богослужениям и даровал патриарху и всем христианам полную безопасность.

В 807 г. египетским султаном Гарун аль-Рашидом были посланы ключи от Гроба Господня императору Карлу Великому, ставшему официальным патроном Палестины. Вместе с ключами был послан фирман на право обладания здесь участками земли.

Ослабление империи Каролингов совпало с кратковременным наступлением Византийской империи на мусульманский восток.

В 1010 г. указом халифа аль-Гакима[5] все храмы у Гроба Господня были полностью разрушены. Но после смерти халифа было разрешено восстановление храмов. Лишь в 1048 г., благодаря средствам византийского императора Константина IX Мономаха, были отстроены новые храмы над святынями.

В результате Первого крестового похода и захвата в 1099 г. Иерусалима началась эпоха нового латинского влияния, а с ним и огромного храмового строительства в Палестине.

Храмы у Гроба Господня крестоносцев не впечатлили, и они стали их перестраивать. Было возведено огромное по тем временам сооружение (ок. ИЗО г.), которое объединило под одной крышей все три святых места.

Построенный крестоносцами храм Воскресения просуществовал без значительных изменений до жесточайшего пожара 1808 г. Обновленный в 1810 г. новый храм почти полностью повторил план предыдущего здания. Тогда же была сооружена новая часовня над Гробом Господним. Поэтому сегодняшний храм Воскресения в основных частях отвечает первоначальному зданию крестоносцев.

Храм вмещает в себя целое созвездие церквей и престолов (49 мест богослужения) под своими огромными сводами. Здесь расположены главные святыни: гора Голгофа, где был распят Спаситель, Гроб Господень, где тело Его пребывало три дня, место Обретения Креста и многие другие святые места. В храм ведет один вход с большой, почти замкнутой, площади-атриума. Справа от входа, снаружи, сохранилась лестница со времен крестоносцев, которая служила раньше входом на Голгофу.

Архитектурным единством отдельные части храма мало связаны, так как убранство создавалось различными христианскими конфессиями.

В 1342 г. неаполитанский король выкупил права у египетского султана на многие святыни Иерусалима. Их хранителем надолго станет Орден францисканцев, сохранявший первенство до 1757 г. Греческой церкви, являвшейся к тому же подданной султана, были возвращены храм Рождества, гробница Богородицы на Елеоне, а также закреплены равные права между этими двумя соперничающими конфессиями в храме Воскресения. В 1852 г. шесть христианских церквей (католики, православные греки, армяне, сирийцы, копты и эфиопы) подписали окончательный договор («статус-кво святых мест») о разделе территории храма, которому следуют и доныне. Большая часть святынь (Голгофа, Кувуклия, Кафоликон и др.) и общее руководство службами принадлежит Иерусалимской православной церкви, которая для обслуживания храма образовала монашескую общину, называемую Святогробским Братством.

Войдя в храм, с правой стороны мы наблюдаем Голгофу, на которую ведут две крутые лестницы.

В правой стороне от места, где был установлен на Голгофе Крест Господень, видна трещина (находится в серебряной раме под стеклом), образовавшаяся во время землетрясения, происшедшего в момент смерти Спасителя. В это же время в храме царя Соломона, по Писанию, разодралась Завеса. По трещине в голгофской скале кровь Спасителя стекла вниз до черепа Адама, который, по преданию, был похоронен еще в ветхозаветные времена также на Голгофе. Внизу Голгофы расположен придел Адама. А наверху – два престола: католический, установленный на месте, где Христос был пригвожден к кресту, и православный, где Он был распят. У православного престола установлено большое Распятие. Под ним имеется отверстие, в котором первоначально был установлен Крест Господень, обложенное теперь серебряным окладом, с изображением Страстей Христовых.

Прямо напротив входа в храм расположен Камень Помазания (или Миропомазания). Согласно преданию, на этом месте было умащено благовониями Тело Господа, снятого с Креста. Слева от Камня Помазания на каменном полу расположен мраморный круг, на месте которого стояла Богоматерь во время помазания тела Христова.

В 40 шагах от Голгофы находится часовня над Гробом Господним, но прежде чем войти туда, по древней традиции, паломники обходят весь храм, приготовляясь к минуте счастья прикоснуться к ложу Спасителя.

В храме Воскресения расположено множество святынь. Это и армянский придел – на месте, где стояли во время Распятия святые жены, это место явления Христа Марии Магдалине, католическая ризница с мечом предводителя крестоносцев Первого крестового похода Готфрида Бульонского, освободившего Иерусалим. В полукруглом проходе храма расположены три придела, первый из которых – греческий придел Святого Лонгина Сотника. Следующий – армянский придел Разделения риз, где воины на камне метали жребий при разделе хитона, а далее придел Возложения Тернового Венца. Здесь хранится обломок столба, на котором восседал Спаситель во время возложения Венца, перенесенный в древности со двора Пилата. От армянского придела Разделения риз, спустившись по 28 ступенькам, оказываемся в подземном приделе Святой Елены.

Посередине храма расположен кафедральный храм Иерусалимского Патриарха – Кафоликон. В его алтаре хранятся части Живоносного Креста, вложенного в золотое распятие. В середине Кафоликона стоит каменная чаша, с вложенным в него шаром, которая указывает символический центр христианского мира – «пуп земли», который стал почитаться еще со времен императрицы Елены местом спасения рода человеческого.

Напротив главного входа в Кафоликон расположена основная святыня храма – часовня Гроба Господня, которую обрамляет Ротонда Воскресения с колоннадой.

Настоящая часовня была возведена в 1810 г., из розового мрамора. Над входом изображение Воскресения Христова и мраморная доска, с греческой надписью: «Что вы ищете живого среди мертвых. Его здесь нет: Он воскрес».

Называемая Кувуклией[6], размером около 8 х 6 м, она разделена на две части. В первой из них – в приделе Ангела – можно видеть часть святого камня, на котором восседал Ангел, возвестивший женам-мироносицам о Воскресении Христовом. В другой – Гробница Спасителя, расположенная справа от входа.

Верхняя мраморная доска на Гробе Господнем во время Литургии служит священным жертвенником. Здесь же стоит серебряный ковчег, с вложенным символом веры на греческом языке. Только три церкви имеют право самостоятельно проводить службы в Кувуклии, где совершаются подряд три Божественных литургии: православная греческая, потом армянская, а затем католическая. Остальные конфессии пользуются ограниченными правами.

Часовня и гробницы Иосифа и Никодима, снявших с Креста тело Спасителя, расположены за Кувуклией, за коптским приделом.

На кровле храма над приделом святой Елены, расположен эфиопский монастырь, где многие века живут монахи. Эфиопская община, всегда отличавшаяся особой набожностью, со временем уступила многие свои права на святые места в храме армянам и коптам.

В храме Воскресения продолжает сиять Свет Христов. Ежегодно в Великую Субботу, перед православной Пасхой, на ложе Спасителя нисходит Благодатный Огонь. Он впервые упоминается христианскими авторами в IX в. Перед входом в храм Воскресения сохранилась знаменитая колонна, на которой запечатлено Знамение Божие. Величайшим чудом для христиан давно стало сошествие Благодатного Огня в Страстную Субботу только перед православной Пасхой. Таинство схождения Святого Огня сохраняется многие века. А в первые минуты схождения он обладает удивительным свойством, совершенно не обжигая тело.

Назарет. Храм Архангела Гавриила

Назарет иногда называют городом Благовещения, потому что именно здесь произошло великое евангельское событие – явление Архангела Гавриила Деве Марии.

Архангел Гавриил всегда являлся важнейшим лицом в евангельских событиях, поэтому именно ему посвящается данный храм в Назарете. В иконографии он изображается с райской ветвью или со светящимся фонарем и зеркалом в руках.


Храм Архангела Гавриила в Назарете


По преданию и «Первоевангелию Иакова», явление Архангела Деве Марии произошло сначала у колодца, где она набирала воду. Дальнейшее благовестие произошло уже в ее доме, куда Дева Мария вскоре возвратилась.

Уже в раннехристианское время над святым колодцем была сооружена церковь, разрушенная в XIII в. вторгшимися в Палестину полчищами египетского султана Бейбарса. Восстановление храма произошло лишь в XVIII в., когда греческой церкви удалось приобрести этот участок земли и в 1771 г. возвести православный храм во имя Архангела Гавриила и Святого Источника.

Теперь храм оказался на большой торговой площади Нижнего арабского города. Строгий фасад храма, над которым возвышается небольшая колокольня, даже удивляет своей незатейливой простотой. Небольшой притвор с южной стороны ведет в базилику, в которой иконостас, в соответствии с каноном, вынужденно расположен сразу справа от входа. В храме три престола, находящихся на небольшом расстоянии друг от друга, а в интерьере храма немало икон русского письма. В храме царит покой и умиротворение, куда не долетает бойкая суета близлежащих арабских улиц.

Главная святыня храма – чудотворный колодец, расположенный в глубокой крипте, куда ведет каменная лестница с истертыми от времени старинными ступенями. Здесь, в небольшом помещении, облицованном мрамором, расположен узкий святой колодец, закрывающийся серебряной крышкой с изображением сцены Благовещения. Над источником сооружен каменный престол, над которым возвышается чудотворная икона Благовещения русской работы. Вода из колодца по подземному водоводу поступает в наружный мраморный бассейн – «колодец Святой Марии», расположенный недалеко от храма, откуда берут святую воду многочисленные паломники.

На месте дома Святого Семейства один из родственников Иисуса, дьякон Конон, построил первую иудейско-христианскую синагогу. От нее сохранился лишь фрагмент с мозаичной надписью. ВIV в. на этом месте была построена византийская базилика, разрушенная арабами, позднее восстановленная крестоносцами и вновь разрушенная мусульманами. Теперь на этом месте, где-то в километре от храма Гавриила, возвышается церковь Благовещения, построенная в 1969 г. католическим Орденом францисканцев, где в нижнем ярусе сохранились остатки многих предыдущих строений: апсиды византийцев и крестоносцев, мозаика, остатки дома Святого Семейства и др. Сбоку от престола находится пещера, стены и пол которой выложены белым мрамором. Здесь, в своей горнице, Пресвятая Богородица слышала дальнейшее Благовестие. В память об этом событии на полу выложена звезда с латинской надписью «Ніс Verbium саго fuit» (здесь Слово стало плотью). В соседней пещере сохранилось каменное ложе Спасителя, где Он возлежал когда-то Младенцем, а рядом мозаичная греческая надпись: «Конон, диакон Иерусалимского храма», а на престоле другая: «Здесь Он находился в повиновении у родителей».

Храм Архангела Гавриила и Святого источника, или называемого просто храмом Благовещения, является Кафедральным собором Назаретской митрополии Иерусалимской Патриархии. Богослужения в храме часто ведутся на нескольких языках, в зависимости от групп прихожан: на греческом, арабском, а иногда даже и на русском. Интересно, что из этого храма впервые одной предприимчивой кипрской телекоммуникационной компанией организованы недавно в Интернете богослужения в режиме онлайн. С разрешения руководства храма на его колоннах размещены веб-камеры и микрофоны, позволяющие обеспечить виртуальное присутствие заказчика. Можно заказать православный молебен и виртуально присутствовать на нем.

Сионская горница

Сионская горница по праву считается четвертой по значимости христианской святыней в Иерусалиме, где впервые совершилось таинство Причастия.

Гора Сион почиталась у иудеев святой и домом Божьим. Здесь был и дом иудейского первосвященника. В дом на Сионе, который находился недалеко от дома апостола Иоанна, приходит в Великий Четверг Иисус Христос со своими двенадцатью учениками. Сюда вошел Он совершить иудейскую Пасху, здесь состоится знаменитая Тайная Вечеря.

Тайная Вечеря называется так не только потому, что проводилась тайно от иудейских книжников, но и потому, что там была явлена тайна человеческого жительства и путь к спасению.

В доме, где состоялась Тайная Вечеря, произойдет еще немало священных событий. Здесь апостолы позднее будут оплакивать смерть Иисуса Христа, сюда они пришли после Его Вознесения. Здесь, вместо предателя Иуды, будет избран в число Двенадцати учеников Матфий, а в день Пятидесятницы на апостолов здесь сойдет Святой Дух. В 50 г. в этом доме пройдет первый апостольский собор под председательством святого Иакова, брата Господня. Но здание, где произошли священные для христианства события, долго не просуществовало.


Сионская горница – «мать всех церквей»


В IV в. на этом святом месте была воздвигнута Сионская церковь, или церковь Святого Сиона, именовавшаяся также византийцами Матерью всех Церквей. Огромную роль она играла в тот период, являясь местом прохождения всех процессий по городу. Гора Сион со всеми святынями была включена в городскую территорию. Храм был позднее разрушен персами, а в эпоху крестоносцев восстановлен заново.

В построенной крестоносцами 2-этажной Сионской церкви христиане стали почитать (на нижнем этаже) гробницу ветхозаветного Давида.

После турецкого завоевания христиан надолго изгнали с Сиона, а Горница Тайной Вечери, как называют ее православные, превратилась в мечеть Пророка Давида. Позднее рядом была обустроена и гробница царя Соломона. Лишь в 20-х гг. XX в. христиане и иудеи получили доступ к сионским святыням.

Сегодня Сионская Горница мало похожа на первоначальную евангельскую Горницу. На капители колонны у лестницы изображен пеликан, кормящий собственной плотью свое потомство. Этот распространенный образ Средневековья символически трактовал жертвенность самого Иисуса Христа.

Предполагаемое место омовения ног ученикам ограждено деревянной решеткой, а место, где возлежал Спаситель, отмечено камнем в северной стене. Шесть истертых временем ступеней в юго-западном углу ведут в комнату сошествия Святого Духа на апостолов.

На южной стене зала расположен мусульманский михраб – ниша для молений. А на восточной стене мусульманская надпись сообщает о «великом деянии» турецкого султана Сулеймана Великолепного, повелевшего превратить церковь неверных в мечеть.

В XX в. здание стало принадлежать государству Израиль. Верхний этаж, где находится Сионская Горница, принадлежит иудейской общине, и христианские богослужения здесь, к сожалению, запрещены. А на нижнем этаже находится часовня царя Давида с каменным кенотафом, где у особо почитаемой иудеями святыни теперь проходят официальные государственные церемонии.

По преданию древневосточной православной сирийской церкви, Тайная Вечеря совершилась в доме Марии, матери святого евангелиста Марка. Сюда потом придет апостол Петр после освобождения из темницы ангелом (Деян. 12: 12). Сегодня на этом месте возведен сирийский храм Святого Марка, расположенный в Армянском квартале, где хранятся святыни: чудотворная икона Богоматери, написанная на коже, по преданию, евангелистом Лукой, и древняя купель, в которой, также по преданию, была крещена Богородица.

Церковь Рождества Богородицы в Иерусалиме

Родители Божией Матери – святые праведные Иоаким и Анна. (Праведный Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя Давида.

Праведная Анна была дочерью священника Матфана и жены его Марии и по отцу была из колена Левина, а по матери – из колена Иудина) – долгие годы были бесплодны[7]. Иоаким был весьма богат и приносил двойные дары в храм, но это не помогало. А однажды его жертва не была даже принята священником в Иерусалимском храме, который посчитал, что бездетный муж не достоин приносить жертву Богу. Иоаким уходит в пустыню, ставит палатку и усердно молится 40 дней и ночей. В пустыне праведный Иоаким получает от ангела благую весть о том, что его жена, Анна, родит долгожданную дочь – Марию. Анна также получила подобное благовестие в саду от ангела.


Рождество Богородицы. Икона XV в.


Рождение Богоматери произошло в северо-восточной части Иерусалима, в нынешнем Старом городе, почти у самых Львиных ворот, в доме святых Иоакима и Анны. Сегодня здесь расположен монастырь Иерусалимского Патриархата. Современное здание построено в 1907 г. На нижнем этаже здания расположена церковь Рождества Богородицы. Под ней находится древняя пещера – крипта, с остатками мозаичного пола, где, по преданию, находился дом родителей Богородицы.

Католики указывают место дома родителей Богородицы немного в стороне – в 70 м, в непосредственной близости от Овчей купели, где они возвели в XIX в. базилику Святой Анны, в которой также находятся древние подземные помещения. Сохранившаяся часть старого храма (еще от эпохи крестоносцев XII в.) была органично включена в построенную новую базилику, что подчеркивается древним фасадом. Католическое предание связывает Рождение Богоматери с этим местом.

В иконографии святая Анна изображается в окружении служанок и гостей, подносящими дары. При византийском дворе был принят обычай подносить царской роженице подарки, что и перешло в распространенный иконописный сюжет.

Только три года Дева Мария прожила в родительском доме. Выполняя обет, в трехлетием возрасте родители отвели Ее для воспитания в Иерусалимский храм. Здесь Она была встречена первосвященником Захарией, который, согласно полученному им божественному откровению, посадил Ее на третьей ступени у жертвенника, а затем ввел в Святая Святых, куда даже первосвященники имели право входить только раз в году.

На страницу:
1 из 3