bannerbanner
Терра инкогнита: Россия, Украина, Беларусь и их политическая история
Терра инкогнита: Россия, Украина, Беларусь и их политическая история

Полная версия

Терра инкогнита: Россия, Украина, Беларусь и их политическая история

Язык: Русский
Год издания: 2011
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

После разгрома на Сити великим владимирским князем стал сын Всеволод Большое Гнездо Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского. Князю Ярославу удалось сохранить призрачную государственность Северо-Восточной Руси. Монгольские власти всячески препятствовали объединению русских княжеств и постоянно ссорили князей. Ярослав Всеволодович присоединил к владимирскому княжению Переяславль, успешно противостоял агрессии Дании, Швеции и Тевтонского ордена, столкновения с которым начались с начала XIII века.

В 1234 году войска Ярослава Всеволодовича, которого сопровождал четырнадцатилетний сын Александр, встретились с войсками крестоносцев под Юрьевом. За восемь лет до Чудского побоища переяславские, новгородские и псковские полки встретили рыцарей на реке Эмбах. Ярослав искусно загнал крестоносцев под подломленный лед и «множество их утопло». Ярослав Всеволодович ежегодно воевал с тевтонцами, шведами, датчанами и литовцами. Может быть, именно победы великого князя над западными врагами монголов помогли ему сохранить русскую государственность, что не удалось сделать, например, в завоеванной ханами Волжской Булгарией. Условия существования завоеванных земель в татаро-монгольской империи были разными. В некоторых княжествах полностью уничтожалась политическая элита, в других сохранялась старая администрация, вера, войско, обычаи и культура, сохранялись условия для исторического развития.

Своей политикой подчинения татаро-монголам Ярослав Всеволодович избежал второго, возможно смертельного для Руси Батыева погрома. Северо-Восточная Русь не стала улусом Золотой Орды. В княжествах не было этнических чисток, демографической ассимиляции. В 1245 году Ярослава Всеволодвича вызвали в Каракорум и там отравили. В столице империи Чингисхана боялись его тесных связей с Бату-ханом. В архивах сохранились подложные письма князю из Ватикана с призывами о союзе против татаро-монголов. В руки ханской администрации попали только «римские» письма. Ответов владимирского князя не было. Их и не писали.


Все исторические свидетельства об Александре Невском занимают несколько страниц – тексты русских летописей, немецких хроник, скандинавских саг, грамоты и договоры, два послания из Рима и его церковное «Житие». Выбор между Западом и Востоком Александр Ярославич сделал уже после побед на Неве и Чудском озере, после первой поездки в столицу Бату-хана в 1246 году. Он понял, что в другом случае Русское государство просто исчезнет с карты мира. Александр знал двуличность политики западных государей, помнил о судьбе отца, знал цену союза с крестоносцами, использовавшими на завоеванных славянских территориях тактику выжженной земли. Со времен Александра Невского русские князья били крестоносцев и копили силы для освобождения от татаро-монгольского ига, закончившегося на Куликовом поле и Угре. Выбравший Восток Александр Невский стал фактическим основателем Московского государства. Петр Великий использовал опыт Александра Невского. За половину тысячелетия в мире много переменилось, но проблема выбора актуальна была всегда. Петр выбрал Европу и из чуть ли не безнадежно отсталой от ведущих государств мира России создал Российскую империю.


Александр Невский продолжил политику своего отца. Основной целью созданного из Тевтонского и ордена Меченосцев «Немецкого ордена в Ливонии» стало завоевание северных русских земель. К 1240 году русские уже были вытеснены из Прибалтики, а орденско-псковская граница проходила всего в тридцати километрах от Пскова. В июне 1238 года в резиденции датского короля Вальдемара II Стенби был заключен немецко-датский договор о захвате новгородских земель, подписанный королем, орденским магистром и папским легатом. К ним присоединились шведы, стремившиеся завоевать Карелию и устье реки Невы в Финском заливе.

Первым на Русь двинулось шведское войско. 15 июля 1240 года пятитысячное шведско-норвежско-финское войско во главе с финским епископом Томасом и шведским рыцарем Улофом Фаси при впадении реки Ижоры в Неву было атаковано тысячной дружиной двадцатилетнего Александра Ярославича. На том месте, где через полтысячи лет встал Петербург, князь Александр, ободрявший воинов перед боем словами «Не в силе Бог, а в Правде», навсегда стал Невским. Шведское войско было разгромлено и шведы до конца XIII века больше не пытались нападать на русские земли. В битве на Неве воинов Александра поддержали только добровольцы. Новгородские бояре и купцы войско не дали, до хрипоты споря о том, оставаться ли в зоне влияния Владимиро-Суздальского княжества, или «отдаться под руку шведского короля» – он далеко и не будет брать большую дань, а владимирцев все равно победят татары.


В августе 1240 года крестоносцы атаковали Псков. Если бы дружина Александра не разбила шведов на Неве, немецко-шведские клинья сошлись бы у Новгорода. Крестоносное войско взяло Изборск, вырезав все население. В сентябре немецкие рыцари с помощью бояр-германофилов овладели Псковом. В это же время новгородские бояре, не оказав Пскову никакой помощи, вынудили Александра Невского покинуть Новгород и уйти в Переяславль. Зимой 1241 года немцы взяли крепость Копорье и овладели чудскими землями Новгорода – «земля гремела стонами и проклятиями». Великий магистр инструктировал крестоносцев: «Вам предстоит безжалостно биться с русскими еретиками – самым опасным и сильным нашим противником. Мы должны сокрушить русские крепости. Шаг за шагом продвигаясь в глубь русских земель, мы построим там крепкие замки. Мы добьемся этого своим мечом, действуя без пощады, чтобы никто не посмел поднять оружие против нас».

Рыцарям оставалось пройти до Новгорода тридцать километров. Новгородцы обратились за помощью к великому князю Ярославу Всеволодвичу. Он отправил на помощь дружину Александра Невского с условием выдачи ему врагов Владимирского дома. Новгородские бояре тут же выдали своих товарищей Александру. Весной 1241 года дружина Александра Невского, поддержанная карельскими, ижорскими и псковскими добровольцами, штурмом взяла Копорье. Захваченные изменники были повешены на въездных воротах, крепость уничтожена.

В начале 1242 года в Новгород прибыли собранные Ярославом Всеволодовичем войска. Силы русских и крестоносцев теперь были равны и рать Александра Невского погнала крестоносцев сродной земли. Искусным ударом был взят Псков. Рыцарский гарнизон был уничтожен. Несколько рыцарей Александр отпустил к магистру: «Я иду и пощады не будет!» Над захваченной немецкой администрацией Пскова, издевавшейся над населением более двух лет, состоялся суд. Чиновников повесили вместе с псковскими боярами-изменниками.

Теперь перед рыцарями было не беззащитное население, а воины и крестоносцы начали откатываться по всей линии фронта. К апрелю 1242 года Александр Невский загнал рыцарей на Чудское озеро. 5 апреля рыцарская «свинья» в яростной сече пробилась через центр русского войска и уткнулась в непроходимый для нее лесистый берег реки Узмени. С флангов на крестоносцев ударили владимирские полки и дружина Александра Невского. Лед Чудского озера залила своя и чужая кровь. Русские воины разрубили «свинью» на части. Немецкий автор «Ливонской хроники» сквозь зубы писал: «Там был слышен звон мечей и видно было, как рассекались шлемы. С обеих сторон убитые падали на землю. Те, которые находились в войске братьев-рыцарей, были окружены. Братья-рыцари достаточно упорно сопротивлялись, но их там одолели.

Крестоносцы побежали, но берега озера им достичь не удалось. Многие рыцари и кнехты утонули в открывшихся полыньях. Пятьсот рыцарей погибли, пятьдесят были взяты в плен. «Drang nach Osten» не получился. Границы, установленные по русско-тевтонскому мирному договору 1243 года, просуществовали до Ливонской войны середины XVI века.

На следующий год крестоносцы попытались организовать «поход возмездия», но объединенное войско рыцарей на границе уткнулось в железные дружины Александра Невского.

При Александре Невском о Северо-Восточной Руси узнали все государства Европы и Азии. Используя военные походы, ведя активную внешнюю политику, искусную дипломатию, Александр Невский избежал поражений на Западе и Востоке и спас Русь от окончательного разорения и уничтожения. «Житие святого Александра Невского» приводит его последние слова перед смертью в 1263 году: «Об одном, орлята мои, скорблю: борозда моя на Русской земле не довершена. Раньше срока плуг свой тяжкий покидаю». Многие историки говорят, что он умер от переутомления, надорвался».

«Чтобы свеча не угасла». Московское княжество Ивана Калиты

После смерти Александра Невского между его сыновьями началась борьба за великий стол. В Северо-Восточной Руси появилось четыре великих княжества – Владимирское, Тверское, Нижегородское, Московское, претендовавшие на главенствующую роль в русских землях. На севере богатела Новгородская республика, на западе и юге развивались Смоленское и Рязанское княжества. Единой государственной воли больше не было. Единственной связующей нитью для русских людей XIV века оставалась только православная вера.


Первые священники, в основном греки, появились на Руси в IX веке вместе с распространением христианства. Первая кафедра во главе с митрополитом была создана в Киеве в конце Х века.

Духовная власть митрополита распространялась на митрополию – церковный округ, объединявший все христианские общины. Митрополит, священнослужитель третьей, высшей степени христианской иерархии, имел заместителей в лице викарных епископов. С IV века титул митрополита присваивался епископам столиц митрополий. Епископы являлись главами епархий, церковно-административных единиц, первые из которых появились на Руси в конце XI века.

До XIV века Русь представляла собой одну митрополию, находившуюся в юрисдикции Константинопольского патриархата. После татаро-монгольского нашествия кафедру из Киева перенесли во Владимир. Только после захвата Константинополя турками в 1453 году избрание митрополита официально перешло к русским епископам.

Как глава Русской церкви митрополит имел и свою отдельную епархию, избирал, рукополагал и судил епископов, председательствовал на соборах русского духовенства. Управление церковью он осуществлял вместе с собором епископов, которые опирались на коллегию священников, клирос. Приход состоял из священника, дьякона, пономаря-свечегаса, просфорницы, певчих.

Митрополит и епископы имели и светскую власть, обладая большим недвижимым имуществом. Церковным хозяйством управляли митрополичьи бояре, посельские волостели, казначеи, экономы.

Церковь рассматривала духовенство в качестве посредников между людьми и Богом, разделяя его на белое, служившее в храмах, и черное – монашество. Монахи –«живущие уединенно» – давали обеты вести аскетическую жизнь по церковным правилам. Их общины жили в монастырях, по уставам, единым правилам жизни. Монастыри быстро стали центрами летописания, способствовали распространению грамотности, культуры, книжного дела. Крупнейшие монастыри назывались лаврами, подчинявшимися непосредственно патриарху. Известными на Руси монастырями стали Киево-Печерская лавра, Выдубицкий, Троице-Сергиева лавра, Новгородский Юрьев, Новгородский Рождественско-Белозерский, Новодевичий в Москве, Пафнутьев-Боровский, Соловецкий Спасо-Преображенский, Спас-Андроников в Москве, Спасо-Ефимиев в Суздале, Александро-Невская и Почаево-Успенская лавры.

В 1448 году собором епископов Русская церковь была провозглашена автокефальной (греч. avtuc – сам и kephale – голова) – самоуправляющейся и независимой от Вселенского собора, высшего органа православной церкви, состоявшего из представителей всех автокефальных церквей. Митрополит всея Руси стал избираться без всякого участия константинопольского патриархата. В 1458 году русская митрополия была разделена на Московскую и Киевскую.


До XIV века государственную власть в русских княжествах делили между собой князья и самые знатные бояре, ближайшие советники князя. Право совета, как и право отъезда, никогда не оспаривалось. Место дружины занял княжеский двор, включавший часть бывшей «младшей» дружины, называемой «дворянами». Ставшие вотчинниками бояре и «старшие мужи» превратились в вассалов князя. Бояре-вотчинники имели право суда и сбора налогов. В военное время они по приказу князя были обязаны со своими дружинами участвовать в боевых действиях. Бояре называли себя вольными слугами князей и всегда могли отказаться от службы и перейти к другому князю. Такие условия постоянно обеспечивались особыми статьями княжеско-боярских договоров – «а боярам и слугам меж нас вольным воля».

Бояре получали от князей законодательные акты о правах, льготах и привилегиях – особые жалованные грамоты, вотчинные, льготные, освободительные, указные, подтвердительные. При переходе к другому князю бояре сохраняли все права на свои вотчины, которые входили в состав земель нового князя. Только после Куликовской битвы в княжеских договорах стало указываться, что вотчина отъехавшего боярина оставалась у прежнего князя. Частная собственность на землю оставалась у боярина, который мог служить другому князю, но уже не вместе со своими землями, продолжая получать с них доходы. Боярская служба оставалась вольной до правления Ивана III Васильевича.


Впервые древнерусские летописи упоминают о Москве в 1147 и 1156 годах, когда на холме была построена первая московская крепость. Среди десятков гипотез о названии великого города наиболее обоснованной считается гипотеза о славянском происхождении названия – от корня «моск», означавшего «влага, сырость».

Первым московским князем стал младший сын Александр Даниил. От отстроил крохотный городок в глуши, развивая земледелие и ремесла. Развитию города помогало то, что Москва появилась на важном перекрестке многих водных и сухопутных торговых путей – в Новгород, Владимир, Смоленск, Киев. К началу XIV века Даниил Александрович стал одним из влиятельнейших князей русской земли. Усилению Москвы очень помогло присоединение «отчины» Александра Невского Переяславля-Залесского, подаренное Даниилу Московскому его племянником Иваном Переяславским. Тринадцатилетний Иван Данилович, впоследствии названный Калитой, с восхищением смотрел, с каким искусством его отец войной и дипломатией сумел отстоять подарок от притязаний конкурентов-родственников, как всегда вопивших о незаконности действий московского князя. О своих незаконных действиях никто не кричал. Все решила демонстрация воинской силы, власть денег и искусная дипломатия младшего сына Невского.

Присоединение Переяславского княжества, в несколько раз больше Московского, вошло в анналы московской политики.

Завещание о дарении Переяславля умиравшего князя Ивана Александровича было доставлено в Москву его верными дружинниками. На почти двухсоткилометровом пути они трижды уходили от боярской погони. Донос о завещании тут же получил тогдашний великий владимировский князь Андрей Александрович. Его полки сразу же заняли Переяславль-Залесский, а копия завещания была уничтожена.

Даниил Московский полки не посылал, зная, что москвичам не выстоять перед великим князем. Он объявил московскому баскаку о дарении «отчины его отца» и подкрепил это объявление многими дарами. Даниил Московский объявил, что будет ждать депутатов из Переяславля, приглашавшего его на княжение, и благосклонного решения великого хана. Московские дружинники пробрались в Переяславль и под носом у владимирцев помогли депутатам добраться до Москвы. Переяславское посольство было показано баскаку и в Сарай с рекомендациями баскака, ушло московское посольство с большой казной. Великий владимирский князь перехватил два ложных посольства, но послы-москвичи с казной добрались до Золотой Орды через Новгород.

Переяславль мгновенной атакой взял лучший московский конный полк, активно поддержанный горожанами. Младшего сына Александра Невского московского князя Даниила любили не только в Переяславле, но и во всей Руси. Отборный московские дружинники задержали всех чиновников великого князя, никого не убив, и выслали их из Переяславля. Войска Андрея Александровича ринулись на Переяславль-Залесский, но далеко перед городом были остановлены московскими полками, к которым на помощь пришли войска Новгорода и Твери. Князь Даниил сумел договориться с тверским князем, а новгородцев и просить не пришлось – они не хотели платить завышенную дань Владимиру. Силы были равны, а воевать со своими владимирские воины не хотели. Заносчивый Андрей Александрович не посылал посольство о споре в Золотую Орду, но Даниил Московский уже получил ответ великого хана. Ответ готовили ордынские чиновники, получившие большие московские подарки, – «разбирайтесь между собой сами без задержки и уменьшения наших даней».

Великий владимирский князь отозвал полки, не имевшие шансов на победы, и собрал общерусский княжеский съезд «по проблемам Переяславля». Съезд не решил ничего – Москва заявила, что не отдаст Переяславль никогда и ни за что, а наглого владимирского князя никто из князей не поддержал. Великий князь послал в Золотую Орду посольство с подарками, вдвое большими, чем московские, но время было уже упущено. Владимирское посольство не успело дойти до Сарая, как в нем в результате очередного сопровождавшегося резней заговора сменился великий хан. Владимирцев просто ограбили, не допустив к хану – Орде было не до мелких пограничных споров в дальнем улусе. Через год великий владимирский князь умер, и Переяславское княжество окончательно осталось за Москвой, усилив ее экономическую и политическую мощь на порядок. Именно это присоединение позволило вскоре Москве победить Тверь за высшую власть на Руси. Большое значение также имело то, что Даниил Московский много сил отдавал созданию сильного и профессионального войска. Из Чернигова он принял знатного боярина, приведшего с собой почти тысячу тяжеловооруженных всадников. Вскоре атакующую мощь «маленькой крепости на горе» составила знаменитая московская кованная рать.


За тридцать лет небольшой пограничный город стал центром большого отдельного княжества. Только смерть Даниила Московского в 1303 году помешала ему стать по старшинству великим владимирским князем. После смерти первого московского князя по тогдашнему лествичному праву князья Москвы потеряли право на великое владимирское княжение. Дети Даниила не согласились со статусом удельных князей. Внук Александра Невского Иван Калита начал борьбу за великий стол. В борьбе с новым великим, теперь тверским князем, Москву поддержал Новгород.


Нельзя по княжескому закону – можно по воле Орды! Новый московский князь Юрий Данилович женился на Кончаке, сестре могущественного великого хана Золотой Орды Узбека. Через год в бою он с женой был взят в плен тверичами и владимирцами. Вскоре в тверском плену при загадочных обстоятельствах Кончака неожиданно умерла. Узбек, при захвате власти зарезавший всех своих родных, не простил великого тверского и владимирского князя Михаила.

Московский князь Юрий несколько раз спасал Великий Новгород, бился со шведами и немецкими рыцарями. В 1323 году Юрий Данилович осаждал шведский Выборг, построенный на новгородской земле. Он поставил «на Неве, на Ореховом острове» городок, впоследствии названный Шлиссельбургом. Ярославичи всегда стремились к Балтийскому морю. Через четыре столетия их потомок Петр осуществил мечту своих предков и стал Великим.


Великий тверской князь несколько раз штурмовал Москву, пытаясь убрать отчаянных политических конкурентов. Многие правители в борьбе за власть не считали трупов своих подданных, а обществу говорили о необходимости силой добиваться единства в стране, для ее процветания и величия. Третья осада Москвы чуть не окончилась победой великого князя.

Тверское войско, в несколько раз превышавшее московское, почти прорвалось в город. Отчаянная рубка шла у всех московских ворот. Уверенный в победе Михаил Тверской бросил на главные башенные ворота весь свой резерв и приказал трубить победу в бою, продолжавшемуся уже несколько дней. В этот момент прямо в лоб свежим тверским полкам вынеслась московская кованная рать. Сумасшедший удар удержать было невозможно и мгновенно вырубленные нападающие воины просто исчезли. Преследовать деморализованные тверские полки москвичи не стали. Ярость и боевое мастерство московских воинов и командиров отмечали многие историки средневековой Руси.

Через год в Золотой Орде по приказу Узбека был казнен Михаил Тверской. Еще через год в Сарае его сыр зарубил московского князя Юрия. В 1314 году московским князем стал Иван Данилович Калита. Многие исследователи писали о том, что московские князья в борьбе за власть исповедовали принцип «цель оправдывает средства». Правил и законов в борьбе за власть не соблюдали ни до, ни после XIV века. Многие государственные деятели всех времен и народов давно доказали, что если не бить врага его оружием – погибнешь. А многих доблестных рыцарей, непобедимых на поле брани, обычно убивали в спину.


При Иване Калите в Москву переселился владимирский митрополит Петр. Через несколько лет столица Московского княжества стала церковной столицей Руси.

Иван Калита сам собирал дань для Золотой Орды – этого добился еще его дед Александр Невский. Однако до правления Ивана Даниловича напрямую дань в Орду возили поодиночке все русские удельные князья. Теперь только одна Москва собирала со всех княжеств налоги и возила в Сарай. Некоторые исследователи утверждали, что московский князь брал с уделов втрое больше положенного. Золотая Орда часто требовала у Москвы внеплановых платежей на свои нужды. Деньги в Сарай шли из того же ордынского выхода.

У великого московского князя был большой талант финансиста и администратора. В Москве при нем торговали купцы со всего мира. Сами москвичи торговали по многим европейским и азиатским городам. Еще отец Ивана Калиты отбил у Рязани Коломну. Москва получила свой первый беспошлинный речной порт на Оке. Князь Иван редко воевал, увеличивая свои владения при помощи покупки земель.

Московские князья хорошо запомнили завет Даниила Александровича: «На новые земли казны не жалеть!» Самый талантливый из них присоединил Можайск, купил Серпухов, Каширу, Углич, Кострому, Звенигород, Галич, Белозерск, подчинил Ростовское княжество. Ростовские бояре попытались снять «тяжелую московскую руку», но Иван Калита ввел в Ростов свои полки – для защиты своей дочери, ранее выданной за ростовского князя. Чуть позже Иван Калита купил Ростов. В Москву на службу к великому князю поехали великие бояре со всей Руси, на порядки усилив Московское княжество.

Иван Калита покупал вотчины у обедневших удельных князей, «за подарки» согласовывая каждое приобретение с Сараем. Серебро Москвы частыми обозами шло в Золотую Орду, чиновники которой сквозь пальцы смотрели на усиление Московского княжества. Не было бы в Сарае московского серебра – тут же был бы дан ход доносам на Ивана Калиту. Доносов всегда было в избытке – князья Рюрикова дома не жалели дорогую бумагу для борьбы с Москвой.


Могла ли Москва великого князя Ивана Калиты победить Золотую Орду за полвека до Куликовской битвы? Боевая и экономическая мощь Московского княжества уходила на борьбу с междоусобицами Рюриковичей, с набегами крестоносцев, с походами Литвы. В 1321 году великий князь литовский Гедимин взял Киев, почти все русские города от Чернигова до Курска были заняты литовскими отрядами. Ни о какой вооруженной борьбе с все еще могущественной Золотой Ордой не могло быть и речи.


Дело Ивана Калиты продолжил его сын Симеон Гордый. После похода московских полков под Смоленск сына Ивана Даниловича стали называть «Великим князем всея Руси». Столица русских земель из Владимира была перенесена в Москву. Великое княжество стали называть Московией, а русских – московитянами. История Москвы превратилась в историю России.

Московские князья фактически подчинили себе Новгород, перекрывая подвоз хлеба в северный город. Они взяли верх над Рязанским княжеством во главе с талантливым великим князем Олегом. Развитие Руси на десятилетия остановила чума, в 1352 году занесенная из Индии в Европу. В некоторых русских городах не осталось ни одного человека. До нас дошло духовное завещание великого князя всея Руси Симеона Ивановича Гордого, погибшего от чумы в 1353 году: «Слушать владыку Алексея и старых бояр, дабы не перестала память родителей наших и наша свеча бы не угасла».


В 1359 году во главе Московского княжества встал девятилетний внук Ивана Калиты Дмитрий. Династию и будущее России спасли митрополит Алексей и Сергий Радонежский.

Происходивший из древнего боярского рода Алексий – «человек огромного ума, большого такта, широкого политического кругозора» – стал фактическим правителем государства. Большое значение имело то, что Алексий, как верховный глава русской церкви, имел широкую поддержку православного населения и обладал реальной властью над всеми русскими князьями.

Во главе Московского княжества встала духовно-боярская власть, партия государственников. На объединение Руси никто казны не жалел. Знаменитый подвижник Сергий Радонежский своим огромным нравственным авторитетом поддерживал создание единой державы.

На страницу:
2 из 3

Другие книги автора