Полная версия
Подхватившие щит
28
«Даниил Галицкий скончался в 1264 году, оставив после себя сильное и благоустроенное государство. Галиция, Холмская Русь и часть западной Волыни по смерти Даниила достались в удел его сыновьям: Роману, Льву I, Мстиславу и Шварну, а остальная часть Западной Волыни и средняя часть приблизительно до реки Случи, с городами Владимиром, Луцком и другими, оставались во владении его брата Василька. // Старший сын Лев I (1264–1301) получил город Львов; построенный Даниилом в 1241 году и названный так в честь сына Льва, и город Перемышль; Роман (ум. 1288) – Галич; Шварн (ум. 1269) – Холм, Бельз, Дрогичин, Мельник и, кроме того, владел Литовою; Мстислав (ум. 1300) – Теребовль, кроме того, получил от Василька Берестье и на Волыни – Дубно и Луцк. После смерти Василька (1271) основная часть Волыни с главным городом Владимиром-Волынским досталась сыну его Владимиру-Иоанну, а после его смерти (1289), перешла по его завещанию к Мстиславу Даниловичу. По смерти Шварна и Романа их уделы, кроме Литвы, достались Льву I, который сделался таким образом одним из сильнейших государей на западе России. Лев I сохранил за собой титул короля. // Галицко-Волынская земля в царствование Льва I подверглась страшному опустошению от татар, напомнившему времена Батыя. Татарский хан Телебуга в 1283 году, во время похода на Польшу и Венгрию, разорил Волынь и Холмскую землю, а на обратном пути и Галицию. // Сын Льва I король Юрий, царствовавший с 1301 по 1316 год, объединил Волынь, Холмскую Русь и Голицию и принял титул: «Король Русский, великий князь киевский, Владимиро-Волынский, Галицкий, Луцкий и Дорогичинский». Юрий I не отличался дальновидностью в своей внешней политике: он вступил в союз с тевтонскими рыцарями против Литвы и напал на Новгород-Литовский (Новогрудок), чем возбудил против себя литовского князя Гедимина, который в 1315 году занял Берестейскую область, а в 1316 году подступил к Владимиру-Волынскому, при защите которого и пал Юрий I. // Юрий I известен попыткой образовать особую Южно-Русскую митрополию, сделав таким образом южно-русскую церковь независимой от московско-киевских митрополитов. По его желанию некий Нифонт был посвящен в митрополита Галицкого, но его преемник святой Петр, бывший до того игуменом Ратского монастыря на Волыни, был посвящен в митрополита всея Руси и жил большей частью в Москве. // После Юрию I Галицко-Волынское королевство разделилось на две части между его сыновьями: Андрей Юрьевич владел Галицко-Владимирским и Холмско-Белзским княжествами, а Лев II Юрьевич – Луцким княжеством. Оба они пали в борьбе с Гедимином в 1323 году. // После них в Луцком княжестве стал княжить сын Гедимина Любарт-Дмитрий, женатый на дочери Льва II – Буше (по другим сведениям, Буша была сестрой Юрия II, сына Галицкого князя Андрея), а в Галицко-Владимирском и Холмско-Белзском княжестве воцарился Юрий II Андреевич. «Вследствие брака Люберта Гедиминовича на наследнице одного из волынских князей приобретено им было право на Волынь – «А Люборта принял Володимерский князь, к дочце, в Володимер, и в Луческ, и во всю землю Волынскую», – которое, впрочем он мог заявить только около 1340 года, после прекращения рода Галицко-Володимерских князей» (Антонович). // По смерти Юрия II (1336) прекратилась старшая линия Даниила Романовича Галицкого, но был жив внук Мстислава Даниловича, юный князь Юрий Данилович, воспитывавшийся при дворе Юрия II Андреевича. Он и наследовал после смерти Юрия II; но у него явились сильные противники: с одной стороны – князь Любарт Луцкий, захвативший Владимир, а с другой – князь Болеслав Тройденович Мазовецкий, племянник Юрия II по матери своей Марии Андреевне, который, чтобы утвердиться в Галицких владениях, принял православие, и, действительно, будучи избран галичанами, сделался князем галицким, а Юрий Данилович остался только Холмско-Белзским князем. // В 1340 году Болеслав Тройденович был отравлен галичанами за то, что он по совету своего деда, польского короля Владислава Локотка, возвратился в католичество, стал переселять в Галицию поляков, покровительствовать католичеству, притеснять православие и угнетать галичан тяжкими налогами – и со смертью его в Галиции совсем прекратилась династия Даниила Галицкого, а вместе с этим и самостоятельное политическое существование Галиции. (В 1388 и Холмско-Белзская земля вошла в состав Польши). // Когда в Галиции был отравлен Болеслав Тройденович, то сильный в то время король польский Казимир III Великий в 1340 году овладел Галицией и частью Волыни с городом Кременцом. Но против Казимира, как ярого католика, восстали галицкие бояре, с помощью Любарта и татар изгнали из Галиции поляков и пригласили острожского князя Даниила Дмитриевича, который и был королем Галиции с 1340 по 1346 год. После него Галицией завладел Любарт Гедиминович, поддержанный князем Юрием Даниловичем Холмским, и объявил себя Владимиро-Галицким князем. // В 1349 году Казимир вновь напал на русские земли, захватил города: Холм, Белз, Галич, Перемышль, Львов, Владимир, Берестье, Кременец, Луцк и другие. Но в следующем году Любарт соединился с братьями Ольгердом и Кейстутом и с Юрием Холмским и предпринял поход против Казимира, дошел до Галича и заключил в 1354 году с Казимиром мир, по которому за Казимиром осталась Галиция с городами Львовом, Галичем, Перемышлем и Люблинская земля, а остальные земли отошли к Литве, причем в Холмско-Белзской земле продолжал княжить Юрий Данилович под главенством Любарта. // Берестейская земля поступила непосредственно во владения Кейстута, а Волынская земля поступила непосредственно во владение Любарта под общим главенством великого князя Литовского Ольгерда. // Юрий Холмский не хотел примириться с потерей Галиции и в союзе с Любартом вновь начал с Казимиром войну, продолжавшуюся до 1366 года. Казимир захватил Холм, Бельз, Шебрешин, а также Берестье и Луцк, но последние города он должен был очистить, и их заняли Кейстут и Любарт, а князь Юрий должен был признать зависимость от Казимира. В 1370 году Казимир Великий скончался, и на польский престол вступил венгерский король Людовик, племянник его, сын сестры Казимира Елизаветы. Он отдал Галицкую землю в удел родственнику своему Владиславу Ополинскому. // Юрий Холмский в 1376 году в союзе с Ольгердом, Любартом и Кейстутом вторглись в Галицию и заняли там несколько городов. По миру 1377 года, заключенному Ольгердом и Людовиком, Галиция, Холмско-Белзский удел и юго-западная часть Волыни (Кременец, Олеск, Лопатин, Городло, Перемышль, Снятин) отходят к Польше, причем от Холмщины было отделено Подляшье, отошедшее к Литве, за которой остались и прежние ее приобретения: Володимирская, Луцкая и Берестейская области». // С.М. Каретников. Холмская губерния. Лубны. 1913.
29
СЕРПУХОВ, в Московской области, в 99 километрах к югу от Москвы. Расположен на реке Нара, вблизи впадения ее в реку Ока. «Книга Большого чертежу», составленная в 1625 году упоминает Серпухов: «А на реке на Наре, от устья с верху на левом берегу, город Серпухов, от Оки с версту. А ниже Серпухова на Наре монастырь Высоцкий под бором. А на другой стороне реки на Наре, ниже Серпухова, под другим бором, монастырь Владычень». // Впервые упоминается в 1328 (36?) году в завещании московского князя Ивана Калиты, название – от небольшой речки Серпейка, впадающей в реку Нара). В 1341–1456 годах – центр Серпуховского удельного княжества, затем – в составе Московского княжества. Во второй половине XIV века на подступах к Серпухову были сооружены Владычный (1360) и Высоцкий (1374) форпосты-монастыри, заложен деревянный кремль. В 1380 году серпуховской князь Владимир Андреевич с дружиной участвовал в Куликовской битве и получил прозвище Храбрый. Серпухов неоднократно подвергался нападениям и осаде (войсками Тохтамыша в 1382 году, Едигея в 1408 году, Свидригайло в 1410 году). // СЕРПУХОВСКО-БОРОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО. Столица – город Серпухов. Выделилось из состава Московского княжества в 1341 году по духовному завещанию Ивана Калиты, доставшись в количестве около 23 сел и местечек его сыну Андрею, умершему в 1353 году. Княжество при его первом владетеле и его преемнике Иване, умершем в 1358 году, не имело столицы и получило ее при третьем князе, наиболее замечательном, Владимире Андреевиче Храбром (1358–1410), построившем в 1374 город Серпухов. Он сумел значительно расширить границы княжества, находившегося тогда в бассейне Нары и Протвы; укрепил Серпухов, украсил его, построил собор и подле города основал Высоцкий монастырь. В 1378 году Владимир Андреевич получил от Дмитрия Донского город Боровск с волостями. Кроме того, серпуховские князья владели по договору с великим князем и третью Москвы. // В 1410 году Владимир Храбрый разделил серпуховской удел между пятью сыновьями, дав им в уделы Малоярославец, Боровск, Радонеж, Перемышль, причем собственно ссерпуховской удел, составленный из 7 волостей и 7 слободок, достался Ивану Владимировичу (умер в 1445 году). // БОРОВСК. Районный центр в Калужской области, в 106 километрах к северу от Калуги и в 80 километрах к юго-западу от Москвы. Расположен на холмистой равнине, на реке Протва (приток Оки). // Впервые упоминается в духовной грамоте великого князя Ивана II от 1356 года. Первоначально принадлежал черниговским наместникам, позднее отошел к Рязанскому княжеству. В 1382 году по договору великого князя Московского Дмитрия Донского с рязанским князем Олегом вошел в Московское княжество, в 1386 году был отдан серпуховскому князю Владимиру Андреевичу Храброму и до 1453 года оставался центром самостоятельного удельного Серпуховского-Боровского княжества. С XV века становится одним из звеньев оборонного кольца вокруг Москвы; этому способствовало основание в 1444 году близ Б. Боровского Пафнутьева монастыря.
30
БУЛГАРИЯ ВОЛЖСКО-КАМСКАЯ, государство в Среднем Поволжье и Прикамье. Образовалось в X веке. Столицы – города Булгар, Биляр. Булгарию населяли финно-угорские и пришедшие после распада Великой Болгарии во второй половине VII века в Среднее Поволжье из Приазовья тюрко-язычные болгарские племена. К X веку кочевники-булгары перешли к оседлому образу жизни. Основой хозяйства стало плужное земледелие. До 965 Булгария была подчинена Хазарскому каганату. В начале X века хан Альмас начал объединение булгарских племен. В борьбе с Хазарией он опирался на Арабский халифат, которому подчинялся номинально и принял ислам. К концу X века города превратились в крупные торговые и ремесленные центры. Булгария находилась на одном из важнейших водных путей, связывавших Восточную и Северную Европу с Востоком. Она торговала с Арабским халифатом, Византией, Киевской Русью. Русские князья в X–XII веках совершали походы на Волско-Камскую Булгарию. В 20-40-х годах XIII века Булгария подверглась монгольским завоеваниям и после упорной борьбы, сохранив некоторую автономию, включена в состав Золотой Орды. Булгарские князья расширяли свою территорию главным образом, в районах рек Вятка и Кама. Внутри Булгарии выделились Булгарское и Жукотинское княжества. Экономический и политический подъем Булгарии в XIV веке был приостановлен набегами ханов Золотой Орды, походами русских князей (1360), нашествием Тимура (вероятно в середине 90-х годов XIV века), нападениями ушкуйников. В 1438 на территории Волжско-Камской Булгарии образовалось Казанской ханство.
31
«В лето 6939 (1431) в княжение великого князя Василия Васильевича, при святейшем Фотии, митрополите Киевском и всея Руси, обвалися верх церковны; и тако тоя церкви место очистивше и начаша копати, хотяще основати новую церковь каменну; и копающе обретоша священное тело Алексия митрополита Киевского и всеа Русии, сице же и ризы его целы, месяца майа в 20 день». // Никоновская летопись. // Позднее митрополит Алексий был канонизирован. // «КАНОНИЗАЦИЯ, от греческого «список, каталог» и от латинского canonizatio – «внесение в список, каталог» – есть причтение церковью к лику святых какого либо усопшего подвижника благочестия. // Основанием для причисления усопших подвижников благочестия к лику святых служило прославление подвижников даром чудотворений или еще при жизни, примеры чего имеем, или же, как это было наибольшею частью, по смерти. Это прославление даром чудотворений составляло единственное общее основание для причисления к святым. // В отношении к обширности территории чествования причитавшиеся к лику святых подвижники разделялись на местных, которым назначалось празднование в одной своей епархии; и на общих, или общецерковных, которым назначалось празднование во всей Русской церкви. // Право местной канонизации принадлежало епархиальному архиерею; общецерковной – главе Русской церкви, каковою был митрополит, позднее патриарх. // Производство дела о причтении к лику святых состояло в том, что подлежащей власти, если она не была очевидицей чудес, совершавшихся при гробе какого-либо подвижника благочестия, доносимо было о сих последних и что власть так или иначе удостоверялась в справедливости донесения. // Самое причтение к лику святых состояло в том, что в день успения святого или в день открытия его мощей или же в оба дни назначалось ежегодное церковное празднование его памяти. // Для празднования памяти святого нужна была служба ему, а равно требовалось, чтобы написано было (существовало) его житие. // Тридцатым святым Русской церкви был Митрополит Алексий, скончавшийся 12 февраля 1378 года, в пятницу. Тело святого Алексия погребено было в приделе Архангельской церкви Чудова монастыря, посвященном Благовещению Богородицы. Мощи его обретены были неизвестным образом, между 1431 и 1438 годами, по случаю копания рвов для новой церкви, после того как обрушилась церковь, построенная им и в которой он был погребен. В 1483–1485 была построена в монастыре трапезная церковь, посвященная ему самому, в которую и были перенесены его мощи. // Общецерковное празднование его памяти было установлено митрополитом Ионою в конце 1448 года непосредственно вслед за восшествием его на митрополичью кафедру, быв самым первым деянием его как митрополита. Празднование памяти святого Алексия совершается трижды в году: 12 февраля, в день преставления; 20 мая, в день обретения мощей; и 5 октября, в день четырех святителей московских. // В 1531 году великий князь Василий Иванович повелел сделать для мощей святого Алексия новую серебряную раку с позолоченном на верхней доске ее образом святителя; в эту новую раку мощи святого Алексия переложены были 11 февраля 1535 года». // Е. Голубинский. История канонизации святых в Русской церкви.