Полная версия
Церковь небесная и земная
Святые Ангелы, составляющие Небесную Церковь, по благодати Божией уже настолько утверждены в добре, что не могут пасть и представляют собой мир чистоты, святости и блаженства. Промыслом Божиим святые Ангелы ведутся к блаженству через непосредственное служение Богу и через служение людям и природе. Божественная Любовь призвала святых Ангелов к соучастию в сохранении и управлении вселенной и стихиями тварного мира. В Священном Писании есть упоминание об Ангелах, имеющих власть над огнем (Откр. 14, 18), о четырех Ангелах, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли (Откр. 7, 1), и об Ангеле вод (Откр. 16, 5), готовых исполнить над этими стихиями волю Мироправителя. Господь соделал Ангелов орудиями Своего Промысла о мире. Для самих Ангелов исполнение разнообразных служений, поручаемых им Богом, представляет необходимый путь к их усовершенствованию и укреплению воли в добре.
После падения человека, Бог и Ангелов, превосходящих сынов человеческих, поставил служить делу спасения падшего человечества.
Каково было служение Ангелов в ветхозаветные времена? Огненный Херувим пламенным мечом изгнал Адама и Еву из рая и стал у ворот рая, заграждая им вход, ибо они потеряли веру и любовь к своему Создателю. С тех пор вражда появилась среди сынов человеческих, а Ангелы взирали на людей, как на враждебных святыни и Богу. Нередко Ангелы были посылаемы для того, чтобы по праведному Суду Божию казнить грешников, как например жителей Содома и Гоморры, потерявших любовь к добру и чистоте. В одну ночь Ангелом были избиты все первенцы египетские (см.: Исх. 12, 29–30) за то, что фараон дал приказание всякого новорожденного сына у евреев бросать в реку. Святой пророк Давид видел Ангела, по повелению Божию, поражавшего его народ (см.: 2 Цар. 24, 16), Ангел же поразил ассириян за гордость Сеннахирима (см.: 4 Цар. 19, 35).
В ветхозаветные времена приготовления людей к принятию Спасителя Ангелы нередко открывали волю Божию, когда являлись благочестивым патриархам Аврааму, Иакову и другим, открывали им будущее, утешали и подавали помощь.
При служении Ангелов святым пророком Моисеем был принят закон на Синайской горе. Ангел призывал Гедеона к избавлению израильтян от порабощения (см.: Суд. 6, 11 12). Ангел Господень двукратно являлся родителям Самсона и предсказывал им рождение сына (см.: Суд. 13, 3-21).
Итак, святые Ангелы по воле Божией служили сынам человеческим, что указывает на близость и тесный союз мира невидимого с видимым. По словам преподобного Макария Великого (IV в.), Ангелы с неба «не просто всех через завесу тверди могут созерцать, но только тех, которые чисты сердцем и освящены в уме, одних сограждан и сотаинников своих». По вере в Грядущего Спасителя и ветхозаветным праведникам даровался Ангел Хранитель как наставник в вере и благочестии, хранитель душ и телес и неустанный молитвенник о спасении сынов человеческих.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Тропарь св. Иоанну Предтече.
2
Послание Восточных Патриархов о православной вере 1723 г.
3
В общей службе св. мученикам.
4
В общей службе св. священномученикам.
5
Октоих. Глас 1. Утреня среды. Стихиры на стиховне.
6
Послание Восточных Патриархов о православной вере 1723 г.
7
Седален по кафизме (глас 1) наутре не 8/21 ноября.