bannerbanner
Россия: коренные народы и зарубежные диаспоры (краткий этно-исторический справочник)
Россия: коренные народы и зарубежные диаспоры (краткий этно-исторический справочник)

Полная версия

Россия: коренные народы и зарубежные диаспоры (краткий этно-исторический справочник)

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Числ.: 1926 г. – 32,2 тыс. чел., в последующих переписях населения А. н. были учтены в составе аварцев, но в переписи 1989 г. было зафиксировано по этническому самосознанию 4,9 тыс. А. и цезских народов, по языку же их было 12,3 тыс. чел., в т. ч. собств. андийцев 4,6 тыс. чел., с родным андийским языком -12 тыс. чел. (остальные себя показали аварцами); 2002 г.-34,4 тыс. чел., в т. ч. андийцы-21,8 тыс.

Традиц. занятия – террасное земледелие (ячмень, пшеница, рожь, овес, полба, с XIX в – кукуруза и картофель, в долинах – садоводство) и отгонное скотоводство (в основном овцы андийской породы, козы и лошади), славились по всему Дагестану андийские бурки и каратинские шали.

Верующие – мусульмане (сунниты), ислам утверждается в горных р-нах в XIV–XVII вв., большое значение для его укрепления ислама в верованиях А. н. имела борьба за независимость в годы Кавказской войны (1817 – 1859 гг.).

Лит.: см. аварцы.


АНДИИЦЫ – см. андийские народы.


АРЧИНЦЫ (аршиштиб), аварск. – рочисел; этнич. группа аварцев Чародинского р-на Дагестана, населяют аул Арчи (Арша) и 6 хуторов.

Антропологически А. относятся к варианту кавкасионского типа балкано-кавказской малой расы европеоидов.

А. яз. близок (524 чел. говорящих, 2002 г.) к аварскому, который является лит. языком А.

Этногенез. А. – кор. население Дагестана, изв. в мусульм. источи. с XV в.

Числ.: 1926 г. – 854 чел., в более поздних переписях А. учтены в числе аварцев, 2002 г.-89 чел.

Традиц. занятия – скотоводство (преобладают овцы), земледелие (ячмень, полба, пшеница).

Верующие – мусульмане (сунниты).

Лит.: Сергева Г. А. Арчинцы. М., 1967.


АСТРАХАНСКИЕ ТАТАРЫ, обобщенное наименование юртовских, т. е. собственно астраханск. татар – потомков оседлого нас. Астраханск. ханства (1502 – 1556 гг.), карагашей (вкл. кундровск. татар) – потомков группы ногайцев и этнически смешанной группы утар-алабугатских татар.

Антропологически А. т. относятся к различ. типам (от более европеоидного у юртовск. татар до более монголоидного – у карагашей) южносибирской расы.

Говорят А. т. на говорах, сочетающих черты татарск. и ногайск. языков.

Этногенез, традиц. занятия, религия – см. карагаши, юртовские татары.

Числ.: 1897 г. – 14,9 тыс., 1926 г. – 17,5 тыс., по оц. на 1989 г. – ок. 20 тыс. чел., в 2002 г.-1991 чел. назвались А.т.

Лит.: Небольсин П. Очерки Волжского низовья. СПб. 1852; Арсланов А.,

Викторин В. Переселенческие острова. I/ Ид ель. Казань, 1992. № 1–2;

Викторин В. М. Татары Астраханской области //Альманах «Русский этнограф». М., 1993. № 1.


АХВАХЦЫ (ашвадо), населяют 9 сел в Ахвахск. р-не Дагестана, часть А. живет на сев. Дагестана и в Закатальск. р-не Азербайджана (главным образом, в с. Ахвахдере).

Антропологически относятся к кавкасионскому типу юж. европеоидов.

Говорят на А. яз., близком к аварскому (5,8 тыс. говорящих 2002 г.): лит. яз. – аварский.

Этногенез. Потомки различ. групп аварцев, в основном из Хунзаха, переселившиеся на новое место, впервые у пом. в грузинск. источн. XIV в.

Числ.: 1926 г. – 3,7 тыс. чел… 2002 г-6.4 тыс. чел.

Традиц. занятия, религия, лит. – см. андийск. народы.

Б

БАГУЛАЛЫ (гантляло), живут в неск. аулах (гл. – Хуштада, Тлондода, Тлибишин) в Цумадинск. и Ахвахск. р-нах Дагестана.

Антропологически Б. – представители кавкасионского типа юж. европеодитов.

Говорят на Б. яз. (57 чел., 2002 г.), подразделяется он на 3 говора (по главным аулам – хуштдинск., тлондодинск., тлибишинск.), лит. яз. аварский.

Этногенез. Кор. нас. Дагестана, изв. с XV в. (с образованием союза Багулал.).

Числ.: 1926 г. – 3,3 тыс. чел., 1938 г. – 4,9 тыс. чел., 2002 г.-40 чел.

Традиц. занятия, религия, лит. – см. андийск. народы, аварцы.


БАЛКАРЦЫ (таулула – «горцы», малкарлыла), населяют юж. р-ны Кабардино-Балкарск. Респ. – Балкарию; локальные группы Б: собств. Б. или малкарцы (малкарлыла) в Балкарск., чегемцы (чегемлила) в Чегемск., баксанцы (бакъсанлыла) в Баксанск. ущельях, бизингиевцы (бызынгылыла) в среднем и верхнем течении р. Зап. Черек. – холамцы (холамлыла).

Антропологически Б. – представители кавкасионского типа (ск. д. – 147,0 мм, р. бор. – 2,21 бал., светл. глаза у 8 % муж., дл. тела – 167 см) балкано-кавказской расы юж. европеоидов.

Говорят Б. на баксано-чегемском (лег в основу лит. языка) и малкарском диалектах карачаево-балкарского языка кыпчакск. ветви тюркск. языков; письменность создана в 1924 г. на основе латинск., с 1936 г. – русск. графики; родным Б. яз. считает 95,3 % Б. в РФ по данным 1989 г., им владеет 98,9 % Б. в КБР в 2002 г.

Этногенез. Б. сложились на основе трех этнич. компонентов: 1) местный – антропологические особенности Б. «унаследовали» от местн. компонента; 2) аланск. (тюркск. – ас, груз. – оси, русск. – ясы) компонент – отразился в наименовании Б. осетинами – ассон, т. е. асы (тюркск. найм, алан), а Балкарии – Ассиаг, ираноязыч. аланы (см. осетины) мигрировали в горы Центр. Кавказа в IV в. под напором гуннов, в VII–VIII вв. – хазар и, особенно, во 2 пол. XIII в. под ударами монголов; еще в степях Сев. Кавказа часть алан, смешиваясь с кыпчаками, перешла на их язык – вероятно, эти тюркоязычные аланы именовались ираноязычными их сородичами (предками осетин) тюркск. наименованием – асы; 3) кипчакский компонент (о бегстве от монголов кыпчаков в горы Кавказа сообщал арабск. автор ал-Асир в XIII в.) отразился не только в языке Б. (кыпчакск. ветви тюркск. яз.), но и в элементах домусульманск. религии Б., близких к шаманизму кыпчаков Средневековья; этноним Б. восходит к адыгск. найм, ущелья Балка (тюркск. – Малка), топоним Балкары изв. в русск. источи. с 1629 г., но сами Б. именовались до 1922 г. горскими татарами; в XVIII–XIX вв. Б. подразделялись на пять обществ (Бештау эл) – Балкарское (св. 37 % Б. в нач. XX в.), Чегемское (26 %), Баксанское (16 %) Хуламское (ок. 13 %) и Бизингийское (8 %) – всего 78 аулов, 17,5 тыс. чел. в 1897 г.

Числ.: 1926 г. -33,3 тыс., 1959 г.-42,4 тыс., 1989 г.-78,3 тыс. чел., 2002 г.-108,4 тыс. чел.

Традиц. занятия – скотоводство (овцы, кр. рог. скот, лошади), земледелие горного типа (ячмень, овес, пшеница, в XX в – овощи, в т. ч. картофель), пчеловодство, охота.

Верующие – мусульмане (сунниты), ислам утвердился в Балкарии в XVIII в., вытеснив языческие культуры, характерные для мест, племен, для кыпчаков и др. тюрок (культ тейри, ср. тюркск. тенгри и т. д.).

Лит.: Алексеева Е. П. Карачаевцы и балкарцы – древний народ Кавказа. Черкесск, 1963; Битова Е. F. Соц. история Балкарии (XIX в.). Нальчик. 1997; Джуртубаев М. Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1991; Очерки истории балкарского народа. Нальчик, 1963; Тульчинский Н. П. Пять горских обществ Кабарды //Терский сборник (приложения к терскому календарю на 1903 г.). Вып.5. Владикавказ. 1903.


БАРАБИНЦЫ (параба), барабинск. татары, этнич. группа сибирск. татар, живут в основном в селах Барабинск., Куйбышевск. и Чановск. р-нов Новосибирск, области; подразделяются на локальные группы – барабинско-туражскую, любейско-тунускую, теренинско-чойскую, а группы – на тугумы («потомки»): ялан, тунус, торна, пултух и др.

Антропологически бол-во Б. относится к варианту (ск. д. – 143,5 мм, р. бор. – 1,45 бал., эпикантус у 27,9 % муж., дл. тела – 160,2 см) уральской расы.

Б. яз. занимает промежуточное положение между зап. (в т. ч. кыпчакск.) и вост. ветвями тюркск. языков, в наст, время бол-во говорит на лит. яз. – татарском.

Этногенез. Этнич. компоненты в сложении Б.: 1) угорский (родств. хантам племена: к ним непосредственно восходят тугумы: торна, терена, пул мух…) – лег в основу физического облика Б. (уральск. раса); 2) тюркский (ялан, буре, тунус, карга, аю, кумай…; часть тугумов, напр, ялан, восходит к средневековым кыпчакам, другая часть, напр, тунус, восходит к токуз-гузам), обусловивший тюркск. характер языка Б., наконец, нек-рую роль сыграли южносамодийский (тугумы цицкан, эчау, соу, ланга) и отчасти кетский (тугум тураж) компоненты; впервые Б. у пом. в русск. источн. в 1628 г.; как этнос Б. сложились в XVIII в. (описаны Г. Миллером в 1734 г.), в наст, время слились с татарами.

Числ.: 1897 г. -4,4 тыс. чел., 1926 г. – 7,5 тыс., по оценке на 1989 г. – ок. 8,8 тыс. чел., в 2002 г.-14 чел., др. определились как татары.

Традиц. занятия – охота и рыболовство, лишь в XVIII в. у юж. групп Б. стало преобладающим занятием скотоводство, с к. XIX в. распространяется земледелие.

Верующие – мусульмане (сунниты), ислам утвердился в Барабе на рубеже XVIII–XIX вв., но и в XX в. сохранились многие элементы шаманизма (культ духов-хозяев воды, земли, леса и т. д.).

Лит.: Дмитриева Л. В. Язык барабинских татар. Л., 1981; Селезнев Л. Г. Барабинские татары: истоки этноса и культуры. Новосибирск, 1994; Трофимова Т. Л. Тобольские и барабинские татары. Лнтропологич. очерк //Труды ИЭ АН СССР. Новая серия. Т. 1. М., 1947.


БАШКИРЫ (башкорттар), кор. нас. Башкортостана (29,8 % нас., 2002 г.) живут также в Челябинск., Пермск., Свердловск., Курганск., Оренбургск. областях РФ, вне России значит, группы

Б. проживают в городах Казахстана (23,2 тыс., 1999 г.), подразделяются на территориальные и субэтнические группы.

Антропологически Б. неоднородны: сев. и сев. – зап. группы Б. (ок. – 24 % Б.) относятся к варианту субуральского типа (ск. д. – 141,5 мм, р. бор. – 2,58 бал., эпикантус – у 6,2 % муж., дл. тела – 164,6 см) уральской расы, для сев. – вост. (айле, катай, сальют часть табын, ок. 20 % Б.) характерен наиболее монголоидный для Б. (ск. д. – 144,1 мм, р бор. – 2,08 бал., эпикантус – у 23 % муж., дл. тела – 163,5 см) вариант южносибирской расы, у вост. и юго-вост. Б. (часть табын, тамьян, бурзян, усерган, кыпчак, ок. 20 %) преобладает менее монголоидный вариант той же расы (ск. д. – 143,7 мм, р. бор. – 2,29 бал. эпикантус – у 22,9 % муж., дл. тела -165,2 см), у остальных групп Б. – центр., зап., юж. – варианты европеоидной расы (уср. данные; ск. д. – 143,3 мм, р. бор. – 2,1 бал., эпикантус – у 21 % муж., дл. тела – 164,8 см), в целом для Б. характерны черты, сочетающие элементы европеоидной и монголоидной рас, причем нарастание монголоидности в чертах Б. идет с ю.-з. на с.-в. территории Башкортостана. Б. более монголоидны, чем казанские татары, но менее, чем казахи.

Б. яз.(1379,7 тыс. говорящих, 2002) относится к кыпчакск. ветви тюркск. языков, подразделяется на юж. (св. 56 % Б., считающих родным Б. яз.), вост. (ок. 35 %) диалекты, ок. 9 % Б. (сев. и сев. – зап. группы) говорит на башкирско-татарск. говорах; на базе юж. диалекта сформировался лит. язык и была создана письменность – в 1929 г. на латинск., в 1939 г. – русск., графической основе; в 1989 г. Б. яз. родным считало 72,8 % Б. в РФ, в 2002 г. им владело 71,3 % Б. в РФ, татарск. яз. знают 31,3 % Б.

Этногенез. На основании этно-исторических данных о родоплеменном составе (родоплеменное деление было положено в основу администр. управления Б. в 18 – 19 вв.) Б. были определены осн. этнические компоненты и степень их участия в формировании совр. Б.: тюркские по происхождению группы составили 60,5 % числ. Б. (в т. ч. кыпчакские – св. 47 %, т. н. «исторические» Б. – 10 %, «булгаро-мадьярские» – 13,5 %), монгольские – ок. 26 %, угорские и самодийские – св. 4,5 %; «исторические», древние Б. -прежде всего усергане («башгард» или башгирд», упом. в арабо-персид. источн. с 843 г.) и бурзяне («буржан», изв. с 845 г.) – племена, родственные печенегам, в 9 в. кочевали в приаральских степях, в 10 в. – в оренбургских (в 922 г. здесь их встретил Ибн Фадлан на пути из Хорезма в Булгарию); после длит, передвижений племена др. Б. вместе с присоединившимися к ним тангаурами, таминцами обосновались в 11–12 вв. между реками Белой и Самарой, по соседству с Булгарией и остатками мадьяро-угорск. племен (бол-во мадьяр еще в 8 в. откочевала в Сев. Причерноморье, а затем на сред. Дунай, территорию совр. Венгрии), часть к-рых вошла в состав Б. (к булгарам восходят группы гайна, буляр, к мадьяро-уграм – еней, юрматы, юрми, кальсер). Продвижение кыпчаков в уральские степи и далее на Запад (11 в.) вытеснило многие тюркские племена в горы Урала (напр., огузск. группы объединения айле, канлы и др.), нашествие монголов на Дашти-Кыпчак (1220–1230 гг.) вызвало миграцию на Урал многочисленных племен кыпчаков (совр. группы кыпсак, елан, уран и др.) и тюркизиро-вавшихся по языку монгольск. племен каракитаев (совр. катайцы), кереитов (гэрэй), салджиутов (сальют), меркитов (миркит-минцы); к 16 в. пришедшие на территорию совр. Башкирии племена, смешавшись с местным угро-финским и частью самодийским по языку населением, ассимилировали его (причем, нек-рые группы местных племен сохраняли свои этнонимы уваныш, терсяк, упей, тырнаклы, сырзы и др. в составе более крупных подразделений вплоть до 20 в.), но изменив свой исконный физич. облик, обусловивший расовую неоднородность совр. Б. (влияние местн. компонента проявляется более отчетливо у сев. Б. – представителей субуральского типа). В 15–16 вв. зап. Б. входили в состав Казанск., вост. – Сибирск. ханств, юж. – Ногайск. Орды, а после их падения (1552–1582 гг.) вошли в состав Московск. Руси; первое у пом. Б. в русск. источн. относится к 1469 г. («башкирцы»), в 1553 г. на Руси побывало посольство минцев, в 1556 г. – бурзян, кыпчаков и усерган с просьбой к царю освободить их от ногайской зависимости и принять «под свою руку»; большая часть Б. племен добровольно приняла русск. подданство, сохранив свои права на «вотчинные» земли. Нахождение в составе одного гос-ва благотворно отразилось на консолидации Б. в единый народ, процесс которой в основном завершился в 17–18 вв.; несколько позже в состав Б. вошли группы калмыков (сарт-калмак), казахов (баюлы, казактар), казанск. татар (казанлилер), мишарей (мишэрлер), марийцев (черемис).

Числ. в РФ: 1926 г. – 712,9 тыс. чел. (в т. ч. 14 этнич. групп – 60,3 % числ. Б.: катай – 9,8 %, табын – 8,8 %, мин – 7,6 %, айле – 6 %, гайна -6%, бурзян – 4,9 %, кыпчак – 4,8 %, усерган – 3,4 %), 1959 г. – 953,8 тыс., 1989 г. -1345,3 тыс. чел., 2002 г-1673,4 тыс. чел. в РФ (см. прил.№ 1)

Традиц. занятия – скотоводство (у юж. и вост. Б – полукочевое до нач. 20 в.; овцы, лошади башкирск. породы, кр. рог. скот, на юге – верблюды; с 18 в. – земледелие (раньше у зап. Б. – рожь, пшеница, овес, ячмень, просо, овощи), пчеловодство.

Верующие – мусульмане (сунниты, в 14–15 вв.), однако и в 19 в сохранялись языческие культы – почитание рек, гор, озер, лесов, сил природы (ветер, буря), животных (особенно волка), птиц (журавля, лебедя, сокола) и различных злых и добрых духов (домовой, разные демоны– албасты, бисура). Переплетены элементы ислама и язычества в обрядах, особенно родильных и похоронно-поминальных.

Лит.: Акимова М. С. Антропологические исследования в Башкирии П Антропология и геногеография. М., 1974; Ганеев А. Р. Проблема этнокультурного взаимодействия башкир и татар в Сев. – Зап. Башкирии II Этнос и его подразделения. М., 1992. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974; Бикбулатов Н.В., Юсупов P.M., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры. Уфа, 2002.


БЕЖТИНЦЫ (бежтини), населяют три аула (главный – Бежта) Цунтинск. р-на Дагестана, группа Б. проживают вместе с аварцами в Грузии, где их называют капучинцами.

Антропологически Б. относятся к кавкасионскому типу юж. европеоидов.

Б. яз. (6,46 тыс. говорящих, 2002 г.) относится к дагестанск. яз. группе, в Дагестане подразделяется на три аульных диалекта; лит. яз. – аварский.

Этногенез. Б. – кор. нас. Зап. Дагестана, входят в группу цезск. народов.

Числ.: 1926 г. -1,4 тыс. чел., 1938 г. – 2,8 тыс. чел., 2002 г.-6,2 тыс

Традиц. занятия, религия, лит. – см. цезские народы, аварцы.


БЕСЕРМЯНЕ (бэсэрмэн), этнос, проживают в Глазовск, Ярск, Юкаменск., Красногорск и Балезинск р-нах Удмуртии.

Антропологически не исследованы, но известно, что Б. относятся, как и бол-во местных удмуртов и часть татар, к субуральскому типу уральской расы.

Говорят 86,7 % Б. на диалекте удмуртск. языка. (2002 г.)

Этногенез. По мнению исследователей Б. – потомки беженцев из Волго-Камской Булгарии в годы ее разгрома монголами Бату-хана (1236–1239 гг.), позже часть Б. вместе с другими тюркскими переселенцами образовали группу местных татар (см. пермские татары), другая часть слилась с удмуртами; этноним Б. восходит к русскому названию мусульман (бесермен, басурман от искаж. – мусульман, т. е. булгар Волго-Камской Булгарин и у пом. в летописях с 1184 г.); на совр. территории обитания Б. у пом. с 16–17 вв. В 1990 г. организовано Об-во бессермянск. народа, к-рое выступает за развитие Б. как самостоят. народа; выпускается газета «Бесермянская правда».

Числ.: 1926 г. – 10 тыс. чел.; 2002 г-3,12 тыс. чел. назвали себя Б.

Традиц. занятия – земледелие (как и в Волго-Камск. Булгарии).

Верующие – христиане (православные); до 17 в. Б. исповедовали ислам, затем часть восприняла христианство, оставшиеся мусульманами слились с татарами; возродились нек-рые языческ. праздники: праздник плуга (Акаяшка), обряд вызывания дождя (Корбан) и др.

Лит.: О бесермянах. Ижевск, 1997.


БЕСЛЕНЕЕВЦЫ (бэслынэй), субэтнич. группа в составе адыгейцев (население 2 аулов в Шовгеновском р-не Адыгеи и 2 аулов в Успенском р-не Краснодарск. края) и черкесов (2 аула в Хабезском р-не Карачаево-Черкесии).

Антропологически Б. относятся к кубанскому (адыгскому) варианту (скул. д. – 142,5 мм, р. бор – 2,14 бал.; светл. глаза – у 13,2 % муж., дл. тела – 165,1 см) понтийского типа балкано-кавказской расы.

Говорят Б. на диалекте, переходном между адыгейским и кабардино-черкесским языками абхазо-адыгской группы языков.

Этногенез. Б. – потомки группы кабардинцев, отделившейся в XV в. и поселившейся между реками Уруп и Лаба; этноним восходит к имени князя Беслана, вассалами которого были переселенцы; в русск. источниках Б. у пом. в составе посольства адыгов к Ивану Грозному в 1552 г.

Числ. в России: в сер. XIX в. Б. насчитывалось ок. 16 тыс.; в 1926 г. – ок. 12 тыс. чел., в т. ч. в Адыгее – 7,4 тыс. (11 % числ. адыгейцев), в Карачаево-Черкессии – 2,8 тыс. (св. 16 % черкесов).

Традиц. занятия, верования, лит. – см. адыги.


БЖЕДУГИ (бжэдыгу), этнич. группа в составе адыгейцев, населяют Тахтамукаевский и Теучежский р-ны Адыгеи.

Антропологически Б. относятся к кубанскому варианту (скул. – 140,6 мм, р. бор. – 2,2 бал., светл. глаза – у 8 % муж., дл. тела – 166,2 см) понтийского типа балкано-кавказской расы европеоидов.

Говорят Б. на диалекте адыгейского языка.

Этногенез. Б. – потомки части близких к абазгам садзов (садзы-бузудуги, отсюда этноним Б.), ассимилированной адыгами; у пом. в турецких источниках с 1641 г., в русских – с 1719 г.; в XVIII в. Б. составляли основу т. н. «аристократических» племен адыгов.

Числ. в России: в сер. XIX в. – 20 тыс., в 1883 г. – ок. 11 тыс., 1926 г. – 21,4 тыс. чел.(ок. 48 % числ. адыгейцев), оц. 1991 г. в Тахтамукаевском и Теучежском р-нах Адыгеи проживало

36,7 тыс. чел. (св. 38 % числ. адыгейцев в республике), главным образом, адыгейцы – Б., 2002 г.-15 чел. назвались Б., остальные-адыгейцами.

Традиц. занятия, верования, лит. см. – адыги.


БОТЛИХЦЫ (буйхади), живут в Ботлихском р-не Дагестана, нас. аулов Ботлих (Буйх-е) и Миарсо (Кил-у).

Антропологически Б. – представители кавкасионского типа (ск. д. – 145,7 мм, р. бор. – 3,39 бал., светл. глаза – 10 % муж., дл. тела – 167,2 см) балкано-кавказской расы европеоидов.

Говорят Б. на двух говорах (в 2-х аулах) ботлихского языка (им владеют 90 чел.), лит. яз. – аварский.

Числ.: в 1926 г. – 3,4 тыс. чел., 1938 г. – 4,1 тыс. чел., 2002 г.-16 чел. назвали себя Б.

Традиц. занятия, религия, лит. – см. андийские народы.


БУЛАГАТЫ (булагад), этнич. группа в составе бурят юго-зап. р-нов Бурятии и Усть-Ордынского а. о. Иркутской области.

Антропологически Б. – представители центральноазиатского типа монголоидной расы (скул. д. – 149,9 мм, эпикантус – у 61,9 % муж., дл. тела – 164 см).

Б. говорят на западном диалекте бурятского языка.

Этногенез. В нач. XX в Б. подразделялись на 18 «коренных» (собств. бурятск.) и 39 присоединившихся групп, гл. обр., монгольского происхождения. Изв. с XIII в («булагачин» в «Монгольск. сокровенном сказании», 1240 г.), в русск. источниках Б. у пом. в 1609 г., в 1721 – 1735 гг. часть Б. переселилась в бас. р. Селенги (Забайкалье), где, смешавшись с хоринцами, табунутами и выходцами из Монголии, составили этнич. основу совр. бурят. В наст, время Б. составляют основу аларск., идунск., кудинск. и унгинск. терр. групп бурятов.

Числ.: в 1630 г., по расчету Б. Долгих, Б. насчитывалось 8 тыс. (32 % числ. бурят), в 1735 г. – 13,4 тыс. (33,5 %), в 1897 г. – ок. 78 тыс. (ок. 27 %) чел.

Традиц. занятия, религия, лит. – см. буряты.


БУРЗЯНЕ (бёриан), этнич. группа в составе башкир юго-вост. р-нов Башкирии (главным образом, Бурзянск., Баймакск. р-ны), а также башкиры в Больше-Черниговском р-не Самарской, в Пугачевском р-не Саратовской областей.

Антропологически Б. относятся к варианту (скул. д. -145,8 мм, р. бор. – 2,3 бал.; эпикантус – у 22 % муж., дл. тела -167,7 см) южносибирской расы.

Б. говорят на иксакмарском и дёмском говорах южного диалекта башкирского языка.

Этногенез. Б. – потомки одного из подразделений «исторических» башкир, у пом. в мусульм. источниках с 845 г. («бур-джан») на Сыр-Дарье в составе печенегов. Соединившиеся с усерганами и тангаурами Б. составили основу средневековых (IX–XI вв.) башкир; возможно часть Б. (бёрю, бёри – вариант тюркск. найм, волка, ан-иранск. окончание мн. числа, что свидетельствует об иранском компоненте в этногенезе Б.) в XI в. вошла в состав кыпчаков, это, вероятно, – кыпчакское племя бур-джоглы (бурчевичи др. – русск. летописи, у пом. в 1185, 1193 гг.): в XIX – нач. XX в. Б. подразделялись на 5 отделений (баюлы, жансы, мунаш, ногай, ямаш), из которых баюлы – выходцы из казахов, ногай – Ногайской Орды (XVI–XVII вв.).

Числ.: в нач. XX в. – ок. 50 тыс. чел. в Орском (ок. 31 тыс.) и Оренбургском (св. 20 тыс.) уездах Оренбургской губернии, по оц. 1926 г. – 34,2 тыс. чел. (ок. 4,5 % числ. башкир) в Зилаирском и Стерлитамакском кантонах Башк. АССР.

Традиц. занятия, верования не отличаются от юго-вост. башкир.

Лит.: Усманова М. Г. Топонимы, связанные с племенем бёриан (бурзян) //Исследования по башкирской диалектологии и ономастике. Уфа, 1986.


БУРЯТЫ (буряад), коренное нас. Бурятской Республики (27,8 % нас., 2002 г.), Агинского и Усть-Ордынского а. о. РФ, кроме того, группа Б. проживает в Монголии (40,6 тыс. чел., 1,7 % нас. 2000 г.).

Антропологически Б. относятся к центральноазиатскому типу (скул. д. – 148 – 150 мм, р бор. – 1,63 бал., эпикантус – у 54,4 % муж., дл. тела – 165 см) монголоидной расы, у нек-рых групп сев. Б. заметна примесь байкальского типа североазиатской расы монголоидов.

Б. яз. (368,8 тыс. говорящих, 2002 г.) относится к монгольской группе языков, подразделяется на 3 диалекта: зап., воет и южн., хоринск. говор вост. диалекта, лег в основу лит. языка; с к. XVII в. Б. использовали старомонгольск. алфавит, в 1931 г. была создана новая письменность на основе латинск. графики, в 1939 г. она была переведена на русск. графику; Б. яз. родным считали 86,6 % российск. Б. в 1989 г., в 2002 г. им владеет -79,3 % Б. и 97,1 % сойотов.

Этногенез. Этнич. основой совр. Б. стала группа древнемонгольских племен, обосновавшаяся вначале в Забайкалье («фури» мусульм. источн. X в., баргут, хори-тумат в монг. источ н.»Сокровенное сказание», 1240 г.); потеснив и частью ассимилировав местн. тунгусские племена, а затем (в XII – нач. XIII вв.), мигрировали в Предбайкалье, вытеснив курыкан и ассимилировав тюркоязычн. племена икирес (см. эхириты), байерку и др.; этноним Б. у пом. в «Сокровенном сказании» монголов («буриат») – так очевидно назывались булагаты, значит, часть которых по происхождению была тюрками (булагат – тюркск. булак – «ключ, родник»), этноним Б., возможно, также из тюркск.»бури», (бёри» – волк – тотемное наименование мн. племен – тюркск. башкиры, монг. род чонос, потомками волчицы считал себя род Ашина); под назв.»братские люди» с 1609 г. Б. известны в русск. источниках. Б. представляли в XVII–XVIII вв. группу племен, из которых собственно Б. были булагаты (32 % числ. Б. в 1630-е годы), хоринцы (24 %), эхириты (14 %), хонгодоры (7 %), а также выходцы из Халха-Монголии, в основном табунуты (всего 23 %); собст. Б. занимали в XVII в. Предбайкалье, выходцы из Монголии – Забайкалье, однако к XVIII в. все хоринцы, а за ними в 1721–1735 гг. часть булагатск. и эхиритск. родов переселилась в бас. р. Селенги, где в процессе смешения булагатов, эхиритов, хоринцев и выходцев из Монголии наметилась тенденция к консолидации Б. в единую этнич. общность; процесс консолидации Б. народа завершился к XX в., а этнич. единство упрочилось с образованием Б. государственности, этнонимы племен забываются, Б. подразд. сейчас на терр. группы.

На страницу:
2 из 3