Полная версия
«…Или смерть?» Дворовый Катехизис Русского человека
При этом я – человек военный, и тут же вспоминаю о том, что президент России является еще и главнокомандующим, и вне зависимости от того, как я отношусь к его деятельности, я принимаю его как человека, который в случае войны будет руководить мной без всяких разночтений. На уровне приказа.
Значит, я, содрогаясь от всего этого абсурда, достоин этого человека, потому что я своим поведением выбрал его и теперь мне ничего не остается, как подчиняться ему в полной мере как верховному главнокомандующему.
Как только я откажусь от этой мысли, то это будет означать только одно: армия потеряла вертикаль управления! Если рассыпалась армия – рассыпалось государство, рассыпалось государство – открывай границы, запускай сюда людей более жизнеспособных, а мы – вымерли от «вирусного инфантилизма» (отборный мат!)…
Любые ксенофобские всхлипы о том, что нас, сердешных, мучают некие злобные иноземцы, инородцы, орки или гоблины, которые сейчас можно услышать повсеместно, говорят только об одном: в этих пьяных, безверных руках не удержалось то, что подхватили более одаренные, злобные, циничные, трезвые… и, возможно, более верующие люди! Остается понять одно: мы-то кто такие? Банды алкоголиков? Кто в этом виноват? Алкоголики и виноваты! Что они сделали, чтобы было по-другому!? Сколько часов они потратили, чтобы стать лучше!? Кого они чему научили? Какой кусок своего сердца отдали Родине своей великой?
Никто нам не поможет. Русская народная сказка о внезапном приходе хорошего царя – идиотизм, слабоумие и убожество в худшем смысле этого слова. Хватит юродствовать! Если не бесноваться, уж не знаю, как это назвать! Всё, что нужно сделать для России, уже находится в этих – моих и ваших – руках! Если мы живем плохо, то в этом персонально виноват бездельник Андрей Николаевич Кочергин. Потому что он, скотина, не подох в борьбе за свою страну и будущее её, потому что он палец о палец, видимо, не ударил, чтобы что-то было по-другому, он ничего не родил такого, чтобы изменилась наша жизнь! Я категорически уверен лишь в одном человеке, зная его лучше всех иных: а значит, вина его доказана и очевидна для меня!
А значит, этот человек не имеет права ни на сон, ни на еду, ни на что другое, потому что он должен пахать двадцать четыре часа в сутки, чтобы хоть что-то изменить, изменить вдумчивой, планомерной работой, а не попыткой братоубийственной войны и хаоса, когда Русские навоюются, а лукавые наторгуются всласть! У него дети растут, у этого парня! И даже поэтому никто для меня не виноват более, чем этот безответственный парень!
И когда у каждого из нас возникнет подобная мысль… Ошибайтесь, пробуйте, набивайте шишки, получайте по морде, сидите в тюрьме, умирайте, но делайте что-нибудь! И в один прекрасный момент у нас что-то получится! Потому что количество неминуемо переходит в новое качество – Гегель не врал.
Сожалею искренне, но у нас нет политики как таковой. «Политика – это концентрированная экономика», – говорил В. Ленин. Нет у нас концентрации экономики по той простой причине, что мы – нация, присутствующая при том, как кто-то заоблачно-далекий добывает нашу нефть – и это интегрированная, мультиотраслевая экономика огромной страны? Да неужели?
Какие-то веселые парни «следят за исправностью насоса», пилят бабло, у них со стола что-то падает, мы это находим и радуемся: «Я поем сегодня! Прикольно! Ботиночки дочурке справлю – как живем: сыто, сухо и не дует!» И это – страна? Это – вульгарная банановая республика! Кто в этом виноват? А те дебилы, которых устраивают эти крохи со стола. Причем, приезжаешь в Москву – а там люди-москвичи, свято уверенные в том, что они-то умеют жить! Потому у них – бизнес! Дорогие мои дети, малые, недалекие, сопливые! Ваш бизнес основан на том, что бюджет «этой страны» пилится среди старших пацанов, ну случайно совершенно так совпало – в этом городе-вокзале! И вы от этих старших пацанов что-то там подхватываете. Что за амебы-то такие! Что за одноклеточные животные! Плесень какая-то, ей Богу. А работать-то кто будет?..
Мы строим гипермаркеты вместо того, чтобы строить заводы. А потому что нам оно не надо, оно так, типа, проще! Мы ничего не производим, мы не пишем книг, мы не пытаемся создать что-то, в чем мы (были) специалисты, мы не бежим помогать кому-то в душевном порыве. Мы ищем пугающие причины, чтобы ничего не делать и благодарно находим их! Один вселенский заговор чего стоит! Типа, зачем наводить порядок в парадном, если завтра всё равно в плен? Какой гениальный способ заставить человека сдаться, – наврать ему, что вся планета уже пала под ударами невидимой силы, у которой есть всё, чтобы убить вашу жизнь и жизнь вашей Родины… Планета может лететь хоть в унитаз, если она безвольна и слаба, как туалетная бумага, но стоит вспомнить, с какой легкостью навел порядок в охваченной заговором стране тиран и титан Сталин? Куда подевались эти легионы масонов-революционеров и безродных космополитов (с), кто и что посмел разрушить, украсть, предать? Если это смог грузин, коммунист-одиночка, то грех нам – великому, Русскому, Православному народу – не навести порядок в нашем доме, в Нашем!
Любой подковерный план рассыпается, как старый забор, если по нему дать крепкой ногой! Если мы сегодня не взвалим на себя каждый по камню, чтобы «разобрать развалины», на которых мы живем, то завтра уже ничего не нужно будет делать, потому что смысл пропадет окончательно, необратимо!
Убойтесь жить на помойке. И ждать, что сейчас ка-ак кто-то придет, ка-ак всё объяснит… Да кому вы нужны, чтобы вам кто-то что-то объяснял, кто вам задолжал?! Никто никому не должен! Есть Вера Православная, Отечество ваше в огне и в смуте, Мама ваша живет в стране вашей, дети ваши сопливые надеются повзрослеть в России, а не в китайском плену.
Меньше всего я хотел бы увидеть позор своего Отечества до конца. Позор этот совершается не в один день, он совершается перманентно, с того самого момента, как Русские люди приняли чуждые нам ценности господ разночинцев-космополитов и усомнились в Вере своей, приняв идеи коммунизма за аналог Рая на земле, ключи от которого не у апостола Петра, а у картавого управдома с блудливыми глазами.
Мы были великой нацией, которой вдруг наскучило быть великой. Мы как-то застеснялись, прогнули коленки, у нас отвисли трусы и мы сегодня такое убожество, что я смотрю на себя в зеркало и думаю: «Господи, прости! Откуда столько слабости-то во мне! Что ж такой тщедушный, косноязычный! Что же я не стучусь в двери и не кричу: “Братцы, потрудимся для страны нашей великой, для будущего Её!”» И пускай меня не воспринимают всерьез, но нельзя сегодня нам сиднем сидеть, ходить разучимся, как думать уже разучились, передохнем корнеплодами безвольными на загаженной псами грядке.
Всё сразу становится на свои места, когда в стране возникает порядок, который, как воздух, нужен каждому ее гражданину, когда он понимает, что он хозяин того квадратного метра, на который он, пусть даже случайно, встал. Именно этот квадратный метр – это моя земля, и не сметь на ней гадить и быть на ней НАШЕМУ ПОРЯДКУ! Потому нет разницы между разрухой физической и смертью Духа, всё это – смерть. Так вот, да здравствует жизнь! Это – моя страна, это мой асфальт, мой газон, мои, без разбора, старики и дети. И надо брать свой камень и в этом превращенном войной в развалины мире нести его именно туда, где место мусору!
Основная проблема, что мне видится сегодня в жизни Православных, заключена в том же, в чем и для всего коренного населения страны нашей – в отсутствии четкого понимания: «ЗАЧЕМ?». Спасение души – цель индивидуальная, и она, казалось бы, не требует общественной поддержки или объединения людей, ее преследующих, в какие-либо военные структуры по интересам, уж извините меня за эти вульгарные определения.
И тут же мы видим иудейское финансовое сообщество, которое буквально проросло в целые сферы бизнеса, и отрицать это было бы бесчестно, видим исламскую молодежь, которая сегодня религиозно подкована и консолидирована именно религиозными идеями. При этом мировоззрение исламских фундаменталистов предметно, обоснованно и носит именно военный характер, потому джихад – это их религиозный долг. И мы еще смеем удивляться военным успехам исламских групп по всему миру? Мы идиоты? Почему мы закрываем глаза на эти примеры, на то, КАК именно надо веровать, чтобы добиваться успеха?
…Религиозный долг? Кто без запинок назовет социально-религиозный долг Православного человека в современной России?… Садись – двойка!
Мировоззрение современного Православного человека, совершенно независимо от его возраста и церковного опыта, – это вещь тонкая и неуловимая. Потому что, как сказал Отец Иоанн Охлобыстин, – люди мы темные и только стремящиеся к вере, что уже немало, но при этом мы не понимаем жестких канонических вещей, которые определяют любого Православного, как Воина Христова.
Будучи на Афоне, я искал ответ на вопрос, который меня крайне мучил. Я задал Отцам вопрос: можно ли найти где-то в Священном Писании или Святоотеческом Предании четкое, буквально аксиоматическое определение Православного отношения к воинскому Подвигу, который должен нести в сердце своем каждый Православный человек? Мне открывают старинную книгу на церковно-греческом языке, где указывают на совершенно неоспоримую мысль отца Церкви Афанасия Великого (Александрийского): «Убийство врага на поле боя есть проявление доблести и чести».
Когда мы с вами читаем Тропарь Кресту, то просим Господа: «…Победы Православным христианам на супротивныя даруя» (с). И мы просим об этом, каждый день исполняя утреннее молитвенное правило. Но почему-то, говоря эти слова, мы не слышим их. Так вот, представление о Православных как о безвольных импотентах вульгарно ошибочно по факту и по смыслу!
Православный человек – человек сильный, человек, обладающий Честью и совестью. И здесь, когда нам говорят, что мы – ничтожества и рабы Божии, – отвечаю: я – раб Божий, и только Его! И человек, мечтающий поставить Православного на колени, уподобляется Богу, то есть грешит. Нет у меня другого Бога, как только тот, «Иже… на небесех» (с). И когда враг моей страны, такой, как Гитлер, например, пытается уподобиться Ему, он сам себе подписывает смертный приговор. И «убийство врага на поле боя есть проявление доблести и чести» (с). Вспомните наши флаги над Берлином, в Париже, над Шипкой!
Более того, Бог есть Любовь. Будучи рабом Божьим, я являюсь рабом Любви моей, а значит, не имею права преступать то, что диктует мне этот дар Божий в моей Душе, и не подчинюсь я диаволу, отцу страха и ненависти!
Я – солдат. Я – кадровый офицер. В окопах атеистов не бывает (с). Потому что, стоя на самом краю жуткой пропасти, мы уповаем на Господа и стремимся к Вере, понимая, что в каждую секунду наша жизнь может оборваться. И нет ничего страшнее, чем не успеть раскаяться, являясь к Богу в заблеванной грехом одежде.
Мне хочется, чтобы мы, встречаясь с нашими Православными Братьями и Сестрами, с людьми неверующими, с воинствующими атеистами, с врагами Православия, которые пытаются его оскорбить или уничтожить, четко понимали: не надо путать смирение перед Волей Бога со смирением перед демоническими проявлениями человека и волей неправедного мира, как не стал Василий Великий кланяться римскому императору Валенту и отступил император, призывавший убояться власти его.
Человек может претерпевать беды, которые происходят не по Воле Бога, но лишь по попущению Его, за наши маловерие, слабость и никчемность, что есть проявление Воли Его в этом невмешательстве в судьбы людей гордых, самонадеянных. Мы, будучи людьми, действительно не столь верующими, не ходящими по воде и не умножающими хлеба, вынуждены претерпевать все искушения мира, которые падают на нас, чтобы сделать нас гораздо сильнее, чище, потому что, видимо, по-другому нам нашу греховность не понять. Иного пути, к сожалению, нет – и Слава Богу за всё, и каждый новый удар судьбы делает нас сильнее, а главное – чище!
И все ужасы и страсти, которые приходят в нашу судьбу, должны делать нас именно Воинами Христовыми, и никак иначе, – воинами, Дух которых очищается и крепнет от удара к удару, и не опасаемся мы подставить щеку под следующий удар, если в сердце нашем Бог, а в руках наших оружие, направленное на праведные цели, а теперь стоит взглянуть на тех, кто рискнет ударить по нашим щекам? Почувствуйте разницу, мы не ропщем на судьбу, мы готовы, НО КТО ПОСМЕЕТ, если с нами Бог!?
Другого пути я, видимо по серости своей, не вижу и не знаю. Пост, молитва и тот Подвиг Веры, который с открытыми глазами утром мы принимаем на себя. А отходя ко сну, просим Господа даровать нам еще один день для этого Подвига и покаяния. Молитесь, и Господь дарует вам разум и силы по молитвенным трудам вашим, по искренности покаяния вашего. Потому Он и только Он истинный Меч наш и Щит!
Жизнь Православного человека – это жизнь перманентного Подвига. В любом деле. Если мы будем только устраняться от мира, всецело предаваясь лишь покаянию и смирению, этого будет недостаточно, потому что даже Господь сражался с грехом в миру и свершал деяния, вполне совместимые с понятием Подвига во имя Веры, во имя людей, Его окружающих. Почему это забыто лукавым миром?
Подвиг во имя Веры, Подвиг с Богом в сердце, даже на поле сражения, даже по колено в своей и чужой крови. Только Вера может спасти человека в эти мгновения от осквернения. Знаете, чем отличается палач от солдата? Солдат не испытывает сладострастия, убивая врага. Он скорбит о смерти этого человека, ему каяться до крайнего вздоха в том, что он совершил. А палач сладострастно отрезает уши, пестуя в сердце ненависть, туманя разум смрадом злобы. И в этом глубокая разница. Вот почему мы никогда не должны уподобляться тем врагам, которые перед нами стоят. Только у великой нации могут быть великие враги, и только в великих врагах заключена великая Победа. Перед нами стоит страшная сила, которая вся подчинена князю мира сего. Враги наши могут менять обличие, менять флаги и имена, но одно их роднит – «…ваш отец диавол и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Пн. 8: 44).
И нет большей ненависти мира, чем ненависть к Православию и носителям этой древней Веры, и Слава Богу, значит, всё не зря, и диавол сам указует нам праведность нашу, ненавидя нас. Аллилуйя!
Мы должны четко понимать: к сожалению… Qui non est nobiscum, adversus nos est (кто не с нами, тот против нас) (с). Мы вправе обладать только той добротой, которая рождается в наших силах. Не добротой лукавой, вынужденной, а добротой героической, жертвенной, которую мы стяжаем через Веру нашу и силы наши, когда «солдат ребенка не обидит» (с).
С радостью могу сказать, что наконец-то Православные просыпаются. Наконец-то собираются молодые ребята, которые заявляют о своем решении сделать свой личный выбор между Православием или смертью во грехе, то есть говорят о том, что для них нет жизни вне Православия. Мы не говорим о том, что собираемся вокруг наших Храмов и Пастырей для того, чтобы кого-то убивать или резать. Но мы заявляем, что готовы взять в руки оружие, если нашей Вере, нашей Родине, народу, грозит опасность. Это всегда называлось Патриотизмом, когда любой Русский человек был счастлив: «Я Русский! – Какой восторг!», – говорил А. В. Суворов.
Я не очень понимаю, как в сегодняшних условиях Православные могли бы останавливать на улицах людей и, призывно глядя в их испуганные лица, увлекать их в свои приходы. Скорее важно другое, ровно по Батюшке Серафиму: «Стяжи Дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Мне не известен другой путь, как только явить миру, что такое Православный парень. Мы начали делать очень заметные футболки. Я надеюсь, что люди в этих футболках, на которых изображен во всю спину Голгофский Крест, не будут пить на улице пиво из горла. Как они смогут пройти мимо чужой беды? Чтобы потом люди говорили: «Смотрите, Православный побежал!» Не побежит. Потому что уж больно красненькая, видно его издалека. Вот и получается, что когда мы отрезаем путь к отступлению, мы вынуждены идти вперед не благодаря, но вопреки.
Был такой способ абордажа, когда капитан стрелял из носового орудия в трюм, без лишних слов призывая команду – вперед в бой, к Победе! Мы тонем!
Мы тонем в грехе, немощах и низости! В бой – не на жизнь, а на смерть! За Россию!
В бой – без оглядок на мир, за который мы сражаемся! Принимая ту печальную истину, что единственный идеальный образ, единственный идеальный человек оказался на Кресте, прибитый за Любовь, за те теплые слова, которые он принес миру. Воистину в Раю нераспятых нет. И если мы решили отдать свою жизнь на то, чтобы Вера наша спасла еще кого-нибудь, хоть еще одного человека, готовьтесь к тому, что мир презрительно ударит вам в голову, с ноги, не вникая в тот поразительный факт, что ВЫ ОТДАЕТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ ЗА ЕГО, ДЕБИЛЬНОГО, СВОБОДУ И СЧАСТЬЕ.
Да не убоимся. Да не дрогнем. Да не уподобимся, диавол не победит в нас нашу Любовь.
Лучший способ миссионерской деятельности – это явление миру настоящей жизни, настоящего Православного человека. Да хоть бы и молча прошла эта жизнь, как у людей, которые в затворе жили, как Илия-пророк. Который сидел в норе метр на метр и Богу служил. Даже в пустыне этот человек обратил внимание всего мира на то, что такое истинная Вера, что такое Вера горящая. Божьей Милостью я видел эту нору, она горит в моем сердце огнем истинной Веры Великого Подвижника и Пророка.
Пишет мне молодой человек и говорит: «Я живу в деревне. Ну что я могу для Родины сделать? Вы такой молодец, вас все знают. Вы в Петербурге, в Москве, а я-то что могу?»
– Во-первых, а почему вы мне всё это пишете? Почему именно мне?
– Потому что вы – Андрей Кочергин!
– А что это значит?
– Ну как что? Все же понимают, о чем речь!
– Да нет, конкретно, почему именно мне? Доверяете моим делам и словам?
– Ну, вроде того.
– Спасибо за доверие. Если верите мне, прошу: бросьте пить и курить. На одного Русского настоящего парня будет больше. Ходите в церковь, исповедуйтесь, причащайтесь. Молитесь. И каждый день по крупице, по камешку, по песчинке ваша Вера будет строить тот дом, в основании которого – Спаситель.
А над ним Церковь – Тело Христово, где трое молятся, а меж них Спаситель. Но Тело это сегодня разрываемо болезнями, избиваемо врагами нашими. И если только простые прихожане, простые парни, девчонки, старики и старухи не станут Воинами Христовыми, то снесут нас враги наши. Убивали нас богоборцы семьдесят лет. Не погибли мы. Внутренней смутой разложат обновленцы и книжники, внешними нападениями угробят нас, если только мы не станем сильными. Не гордыми, но благородными людьми Чести и Веры, под Флагами Спаса Нерукотворного и Андрея Первозванного, как предки наши. С Богом – победим!
Как только мы поймем, что мы сильные, с нами будут считаться все остальные
…Кто, молитву творя,
чтит народ и Царя,
в ком ни совесть, ни ум не шатается,
кто под градом клевет
Русь спасает от бед,
Черносотенцем тот называется!
Анонимный автор, член «Союза Русского народа»,Праведный Иоанн Кронштадский был членоми Духовным Отцом «Союза Русского народа»«…Теперь Россию и хотят завлечь или в объятия идеологий Маркса, или идеологий Гитлера с компанией, или идеологий Сороса. Преодолевая чуждые нам соблазны и заблуждения, мы должны идти путем самобытным, исконным, отечественным; и трем новомодным соблазнам, как кол, вбитый в их проклятые могилы, вновь и вновь провозглашать и утверждать принципы Православия, Самодержавия и Нации! Нация – есть третье естественное начало жизни, созданное Богом. Как и все пять начал жизни человеческой, нация есть граница ответственности, очерченная рукою Бога. Созданию национальностей, как и созданию первого человека, предшествовал Собор Святой Троицы. (Быт. 1, 26) Сказано: «сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого». (Быт. 11, 7) В рамках отдельно взятых наций люди должны были научиться подлинному (а не ложному «вавилонскому») единству в Боге и с Богом.
…Писание учит нас именно соборному домостроительству, и противопоставляет его эгоизму субъективной религиозности. Господь наш Иисус Христос не учил нас молиться «Отче мой», а учил нас молиться: «Отче наш». (Мф. 6, 9). Закон Божий не предлагает нам идти путем эгоистической сотериологии, а, напротив, соборной (сотериологии). Сказано: «…ни сын твой, ни дочь твоя…» (Исх. 20, 10). Да и сам призыв ко спасению, он отнюдь не индивидуальное значение и назначение имеет, а, скорее всего, обращен к человеку как соборной единице. Сказано: «Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? Зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место…» (Быт. 19, 12–13).
Учение о личном спасении – есть надуманная эгоистическая ловушка для ленивого типа религиозности, чуждой великоросскому пониманию святости».
Протоиерей Олег Стеняев«Нация проявляет себя не только в людях, которым она дает жизнь, но и в том, каким людям она воздаёт почести, каких людей она помнит».
Джон Кеннеди«Я Русский! Какой восторг!»
А. В. СуворовИнтервью на тему «Патриотизм и национальный вопрос»– Если судить по сообщениям только крупнейших российских СМИ, в последнее время в нашей стране возрастают межнациональная напряженность, количество и жестокость конфликтов и преступлений, совершаемых на национальной почве. При этом основная масса межнациональных столкновений, если верить СМИ, происходит между представителями Русского народа и представителями народов Кавказа, количество которых, как и выходцев из Средней Азии, среди населения традиционно «Русских» городов и регионов постоянно возрастает.
Для того, чтобы помочь нашим соотечественникам разобраться в проблеме межнациональных отношений в современной России, мы решили попросить вас ответить нам на два классических Русских вопроса: «кто виноват?» и «что делать?».
Начнем с первого. Сегодня в России бытуют несколько весьма распространенных не только среди специалистов, но и среди рядовых граждан мнений на этот счет. Так, виноватыми называют экстремистов – русских нацистов или исламских радикалов и террористов, часто во всем винят кавказцев и жителей Средней Азии, которые порой ведут себя вызывающе и не желают интегрироваться в то общество, в которое они недавно переехали жить. Находятся те, кто считают, что виноваты в основном русские, которые в тех или иных ситуациях не способны быть терпимыми к приезжим и с пониманием относиться к их национальным обычаям и особенностям. Кто несет ответственность за происходящее, на ваш взгляд?
– Давайте-ка, я вам сейчас пример поразительный приведу. У моего близкого вдруг обострилась аллергия. Аллергия как аллергия, только непонятно на что, постоянно блуждающая: то она у него на пыль, то на собак, то еще на что-нибудь. Будучи человеком впечатлительным, он стал носиться по разным аллергологам, которые надавали ему множество советов и пилюль, одна ядовитее другой, но от следования этим советам лучше не становилось. И тут одна пожилая женщина-врач ему и говорит: «Слушай, а проверь-ка печень на лямблии. Потому что, я вот смотрю, аллергия твоя, она какая-то совсем нетипичная. Ну, проверь, я прямо вот чувствую, что не в аллергии здесь дело». Он проверяет, и да, действительно, обнаруживаются лямблии. Ему выписывают препараты от глистов, он их принимает – пропадают лямблии и вместе с ними аллергия.
Меня поражает, что современное общество разглядывает следствия (симптоматику), даже не пытаясь понять истинных причин (анамнеза). Мы смотрим и говорим: «Нас одолели нацмены!» И тут сложно спорить, это правда, только подлец может утверждать, что уличная преступность не стала именно этнически выраженной. Мы смотрим и удивляемся тому, что какие-то инородцы находятся в управлении нашими финансами и в ведомствах нашего государственного аппарата. Да, и это правда. И цепляясь за эти наблюдения мы инстинктивно требуем решить все наши проблемы «аппаратными рокировками»: «Давайте, мы снимем вот этого, прогоним вон того, а еще с этими что-нибудь сделаем!»
Нет, ребятки, давайте «лямблии» найдем, а не «аллергены» суетно удалим. И для этого давайте обратимся к научному подходу, анализу и синтезу. А он предполагает глубокое изучение вопроса, сбор и обработку информации, выработку рабочей гипотезы и пути достижения тех задач, которые устанавливаются в ее рамках.
Говоря о том, что является причинами вызывающе бедственного положения титульной нации в современной России, нужно сначала разобраться в том, что представляет собой само это понятие.
«Титульная нация – это нация, которая дала название территории, на которой она проживает и составляет большинство населения на этой территории. Титульная нация формирует государство, которое охраняет его язык, обычаи, культуру, вероисповедание и принимает законы, стоящие на страже гражданских прав и обычаев титульной нации. Исходя из этого, национальное государство является сильным тогда, когда оно стоит на страже интересов титульной нации, и при этом малые народы, живущие в рамках этого государства, относятся с уважением к тем обычаям и законам, которые формирует титульная нация. Подтверждение силы государства выражается в том, что оно поддерживает и при необходимости защищает существующие диаспоры титульной нации за рубежом…» – Морис Баррес (Maurice Barres, конец XIX в.).