bannerbannerbanner
Рональд Лэйнг. Между философией и психиатрией
Рональд Лэйнг. Между философией и психиатрией

Полная версия

Рональд Лэйнг. Между философией и психиатрией

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Феноменологические психиатры и экзистенциальные аналитики стали рассматривать психически больного человека не как носителя определенного набора патологических симптомов и синдромов, которые психиатру необходимо зафиксировать и описать, но как человека со специфическим бытием. При этом в качестве методологии такого исследования начиная с Карла Ясперса стали использовать методы понимания и описания. Понимающая и описательная психология в пространстве психиатрии стали ориентироваться на исследование внутреннего мира больного, отбросив его естественно-научную трактовку как объекта исследования. Теперь нужно было понять больного, «понять» – значит по возможности пережить его опыт как свой, даже если это и с трудом возможно, «понять» – значит осмыслить этот опыт на основании его самого, изнутри его самого, посмотрев на него как на непосредственно данное переживание, не апеллируя к научной объективности. Этот непосредственно данный опыт необходимо было не только понять, но и зафиксировать, не обращаясь к опосредованности теорией, но так, как он видится самому больному.

В результате использования такой методологии в психиатрии феноменологические психиатры и экзистенциальные аналитики стали описывать психическое заболевание как специфический модус опыта или бытия, который отличается своей особой организацией пространства и времени. Исследования феноменологических психиатров и экзистенциальных аналитиков стали ориентироваться на поиск некой априорной структуры патологического опыта.

Продолжив в психиатрии идеи Эдмунда Гуссерля и Макса Шелера, Мартина Хайдеггера и Анри Бергсона, описательной психологии Вильгельма Дильтея и марбургского неокантианства, экзистенциально-феноменологическая традиция произвела эпистемологический переворот в психиатрии. Она заставила посмотреть на психически больного как на человека с его страданием и болью, а на психиатрию – как на несовершенную практику, которая в обязательном порядке должна быть преобразована на основании философской парадигмы.

Эти экзистенциальные поиски в психиатрии XX в., которые имели решающее значение для формирования воззрений Лэйнга, вследствие гуманитаризации психиатрии дополнялись обилием социальных теорий, причем социальное осмысление психического заболевания первоначально было связано с этнографическими и транскультурными исследованиями и началось в 1920-1930-х гг. В это время наибольшую актуальность приобрело изучение особенностей мышления и сознания в примитивных культурах. Достижения этнологов привели психиатров к закономерному вопросу о том, отличаются ли симптомы психических расстройств у представителей различных обществ и культур, одновременно началось исследование этноспецифичных психических заболеваний.

Уже в 1934 г. в статье «Антропология и анормальное» Рут Бенедикт указывает, что критерием нормальности является соответствие взглядам социальной среды, которая окружает индивида[52]. В том же году Джорж Герберт Мид настаивает на том, что девиантное поведение является прежде всего социальной проблемой и выражает нарушение социальных норм и ожиданий[53]. М.Херсковиц, основываясь на исследованиях Бенедикт, предлагает термин «инкультурация». Под этим термином он понимает вхождение индивида в конкретную культурную среду, которая впоследствии определяет мышление, модели поведения и восприятие реальности. Инкультурация находится в тесной связи с формированием представлений о норме и патологии. В работе «Культурная антропология» Херсковиц указывает, что окончательное определение того, что нормально и что ненормально, зависит от организации отношений в культуре[54].

В 1939 г. этнолог и психоаналитик Жорж Деверо, считающийся родоначальником этнопсихиатрии, на основании проведенных этнологических исследований (индейцы хопи, папуасы Новой Гвинеи, племя седанг и др.) предлагает социологическую теорию шизофрении[55]. Он пытается ответить на вопрос, почему шизофрения спонтанно возникает у человека, тогда как для того, чтобы вызвать сходные изменения у животных, нужны долгие экспериментальные воздействия. Шизофрения, по Деверо, является следствием дезориентации в изменяющейся социокультурной среде, но сама среда не может быть при этом причиной шизофрении. Отвлекаясь от узкого понимания шизофрении, Деверо говорит о том, что современная цивилизация сама страдает от социополитико-экономической формы шизофрении, ложного и нереалистического восприятия окружающего мира. Представление о реальности в этом случае подобно архаическим формам мышления, которые допускают возможность псевдоориентации в сверхъестественном мире, если ориентация в реальном мире невозможна. Именно поэтому некоторые черты и симптомы шизофрении воспроизводят различные обычаи и ритуалы. По мнению Деверо, шизофрения – это этнический психоз нашей культуры, им страдают все: как врачи, так и пациенты. По этой причине невозможно определить ни анатомический субстрат шизофрении, ни ее органическую этиологию, ни излечить от нее. Избавиться от шизофрении можно лишь путем культурной революции.

Изучение роли семейной ситуации в развитии психических заболеваний продолжается в психоанализе. Такие психоаналитики, как К. Юнг, К. Хорни, Г. Когут, М. Кляйн, А. Фрейд, предлагают собственные психоаналитические гипотезы возникновения безумия. Кроме того, социальные катаклизмы XX в. способствуют социологизации психиатрии. В 1950-е гг., университетские годы Лэйнга, только что закончившаяся мировая война оставила огромное число покалеченных судеб и характеров. У тех, кто вернулся с фронта, часто наблюдались психологические изменения, а иногда и психические расстройства. Психиатры все чаще и чаще стали задумываться не только о психологических, но и о социальных причинах психических расстройств, поэтому послевоенное время – это всплеск социологических теорий психического заболевания.

За социологическими и социально-психологическими теориями последовали исследования и эксперименты. Одним из первых стало проведенное в Америке исследование А. Стантона и М. Шварца «Психиатрическая больница», в котором больница впервые рассматривалась как целостная культура, проводилась оценка поведения персонала и его мотивации и было установлено, что трудности организации лечения часто связаны с проблемами принятия решений у персонала[56]. При этом симптомы пациентов и динамика течения заболеваний связывались с организацией больницы, слаженность которой приводила, как предполагалось, к успешному лечению. Двумя годами позже И.Белкнап опубликовал результаты социально-ролевой структуры психиатрической больницы, в котором показал, что традиции стратификации поддерживаются ядром персонала, – теми, кто работает в больнице в течение всей жизни[57].

Лэйнг впоследствии утверждал, что он ничего не знал о других экспериментах и работах, в частности не был знаком с созвучным его идеям проектом социолога Эрвина Гофмана, который в конце 1950-х проводил исследования системы социальной стратификации и распределения социальных ролей в психиатрической больнице в Батесда, в Америке. Уже впоследствии он читал его работы «Приюты», но увидел лишь схожие идеи, ничего нового для себя он не почерпнул:

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Laing R. D. Wisdom, Madness and Folly: The Making of a Psychiatrist. New York: McGraw-Hill, 1985. P. 41.

2

Mullan В. Mad to be Normal: Conversations with R. D. Laing. London: Free Association Books, 1995. P. 14.

3

Об этом возрасте говорит А. Лэйнг в биографии отца. Сам Лэйнг в интервью Маллану утверждает, что дяде на момент окончания было 75 лет.

4

Laing A. R. D. Laing: A Biography. New York: Thunder’s Mouth Press, P. 23.

5

Лэйнг P. Д. О важном: Эссе о чувствах, фактах и фантазии / Пер. с англ. С. В. Попова // Феноменология переживания. Райская птичка. О важном. Львов: Инициатива, 2005. С. 188.

6

Laing A. R. D. Laing: A Biography. P. 20.

7

Остался один дед, отличавшийся бурным характером и любовью к спиртному. Его стычки с Дэвидом доставляли постоянные неудобства семье. Лэйнг вспоминал: «Своего отца мой отец считал человеком, который „систематически“, год за годом, сживал со света его мать. В тот роковой день, когда, по словам моих родителей, „его нога в последний раз переступила наш порог“, в гостиной работало радио; дед уселся и сказал матери, чтобы она его выключила. Отец сказал, чтобы она не вздумала этого делать. Папаша, так называл деда мой отец, снова сказал, чтобы она выключила радио. Ну, и так далее в том же духе. В конце концов отец сказал: „Это мой дом, и радио здесь будет работать до тех пор, пока я не скажу, чтобы его выключили“. <…> Они сошлись: пятидесятилетний папаша и тридцатилетний отец. Они катались по всему дому. Наконец, мой отец уложил папашу поперек кровати и стал колотить его по физиономии, пока не хлынула кровь. Тогда отец поволок его в ванную, кулем перевалил через край ванны, обдал холодной водой, всего мокрого и окровавленного вытянул оттуда, поволок к входной двери, пинком выставил наружу и запустил вслед его кепку. Потом он отправился к окну, чтобы посмотреть, поползет тот на карачках или все-таки как-то исхитрится доковылять до дому. „А знаешь, он держался молодцом, – сказал папа. – Так и передай ему“» (Лэйнг Р. Д. О важном. С. 189).

8

Там же. С. 187.

9

Podvoll Е. An Interview on R. D. Laing // Journal of Contemplative Psychotherapy. 1990. Vol. VII. P. 113.

10

Laing A. R. D. Laing: A Biography. P. 22.

11

Mullan B. Mad to be Normal. P. 20.

12

Ibid. Р. 25.

13

Ibid. Р. 35.

14

Ibid. Р. 38–39.

15

Laing R.D. Wisdom, Madness and Folly. P. 45–46.

16

Mullan В. Mad to be Normal. P. 17.

17

Laing R.D. Wisdom, Madness and Folly. P. 54–55.

18

Ibid. Р. 57.

19

Ibid. Р. 63.

20

Ibid. Р. 65–66.

21

Ibid. P. 87.

22

Kelly D. An Interview with R. D. Laing / Audio Colloquies. London: Harper & Row, 1987.

23

Mullan B. Mad to be Normal. P. 94, 101.

24

Laing R.D. Wisdom, Madness and Folly. P. 84.

25

Ibid. P. 81.

26

Ibid. Р. 85.

27

Лэйнг Р. Д. О важном. С. 190–191.

28

Mullan В. Mad to be Normal. P. 28.

29

Laing R. D. Wisdom, Madness and Folly. P. 74–75.

30

Mullan B. Mad to be Normal. P. 69.

31

Из неопубликованной работы «Фрагменты автобиографии». Цит. по: Laing A. R. D. Laing: A Biography. Р. 33–34.

32

Laing A. R. D. Laing: A Biography. P. 37.

33

Mullan В. Mad to be Normal. P. 70.

34

Лэйнг P. Д. О важном. C. 260–261.

35

Laing R. D. Wisdom, Madness and Folly. P. 92.

36

Mullan В. R. D.Laing: Creative Destroyer. London: Cassell Books, 1997. P. 78.

37

Laing R. D. Wisdom, Madness and Folly. P. 100.

38

Mullan В. Mad to be Normal. P. 50.

39

Лэйнг P. Д. Феноменология переживания / Пер. E. Н. Махнычевой // Феноменология переживания. Райская птичка. О важном. Львов: Инициатива, 2005. С. 116.

40

Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. М.; СПб., 1998. С. 173.

41

Szasz Т. S. Remembering Krafft-Ebing // Ideas on Liberty. 2000. № 50. P. 31.

42

Бинсвангер Л. Ibid. С. 140.

43

Bleuler E. Dementia praecox oder Gruppe der Schizophrenien. Leipzig, u. Wien: Deuticticke, 1911.

44

Каннабих Ю. В. История психиатрии. М.; Мн.: Харвест, ACT, 2002. С.498.

45

См.: Clarke L. The Time of the Therapeutic Communities: People, Places, Events. London – New York: Jessica Kingsley Publishers, 2004. P. 45.

46

Блейлер Ю. Аутистическое мышление. – Одесса: Полиграф, 1927.

47

Блейлер Ю. Руководство по психиатрии. М.: НПА, Смысл, 1993. С. 314.

48

Цит. по: Гаррабе Ж. История шизофрении / Пер. с фр. А. Д. Пономарева. М.; СПб., 2000. С. 57.

49

Ясперс К. Стриндберг и Ван Гог / Пер. Г. Ноткина. СПб.: Академический проект, 1999. С. 185.

50

Там же. С. 178.

51

Штраус Э. Феноменология галлюцинаций / Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. М.: ЭКСМО, 2001. С. 139.

52

Benedict R. Anthropology and Abnormal // Journal of General Psychology – 1934. Vol. 10. P 59–80.

53

Mead G. H. Mind, Self and Society from the Standpoint of a Social Behaviourist. Chicago: University of Chicago Press, 1934.

54

Herskovits M. Cultural Anthropology. New York: Knopf, 1955. P. 356.

55

Devereux G. Une theorie sociologique de la Schizophrenie / Essais d’ethnopsychiatrie generale. P.: Gallimard, 1970. P. 215–247.

56

Stanton A. H., Schwartz М. S. The Mental Hospital. New York: Basic Books, 1954.

57

Belknap I. Human Problems of a State Mental Hospital. New York: McGraw-Hill, 1956.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4