Полная версия
Дыхание истории
Категоричное суждение. Категоричность в том, что наблюдаемое учёным в наши дни он переносит на всю историю человечества. Но ведь в истории было немало случаев: когда устанавливали более-менее приемлемые условия бытия для всех людей. В эти исторические периоды экономическое неравенство между людьми уменьшалось, а высокие управленческие места выдвигались лица, которые успешно решали проблемы для всех людей. Это создавало условия для отбора более грамотных и нужных для всех людей специалистов.
Во всяком случае несколько десятилетий наша страна жила и успешно развивалась в своей истории как раз под руководством таких людей. Темпы нашего развития в эти годы были впечатляющими. В дальнейшем власть захватили общественники, которые стали отбирать во власть себе подобных. Сбросив одних, народ тут же оказался в мёртвой хватке других прохиндеев. О них и пишет С. Савельев. Их управление – имитация заботы о народе. При высоких ценах на нефть это делать можно относительно долго. Но люди бессознательно чувствуют какая культура сложилась в обществе, в государстве, и при любой возможности стремятся получить преференции от власти, войти в элиту, которая живёт, паразитируя и особо не напрягаясь.
Когда такую элиту свергают – продуцируется искреннее народное стремление построить духовное государство. В такие периоды немногие, порой шизоидные личности, выражают стремления, характерные для апостолов, святых и святителей, для немногих, но праведных людей. И каждый раз с возникновением нового этноса, новой империи, нового государства, новой корпорации мы получаем новую возможность для развития. Прожитое дает больше шансов при сохранении многого положительного построить ту социальную конструкцию, которая будет развивать наше духовное начало, которое отличает нас от животных. И люди будут изменяться в эту сторону, но только до тех пор, пока власть опять не захватят общественники, и опять не начнётся период имитации справедливого устройства общества.
Имитационный период социально-экономического развития имеет чёткие критерии – растёт экономическое расслоение в обществе. Он имеет и чёткие психологические критерии -увеличивается количество людей с чертами истероидности, пострезонаторов. В такой среде порой сам человек не понимает, что, идя, например, воевать за справедливость, он лишь хочет добиться более высокого социального статуса или пожизненно получать повышенные денежные выплаты, положенные ветеранам войн
Эти мотивы поведения людей спрятаны порой даже для них самих, а степень экономического расслоения людей можно измерять объективно. Поддаются объективному измерению и основные черты личности. Поэтому, принимая решения, следует ориентироваться на эти и другие объективные показатели, а не на результаты опросов и то, что люди произносят вслух. На фронте общественного мнения на протяжении тысячелетий побеждали и будут побеждать общественники. Они всегда докажут то, что выгодно им. Они всегда объединяться раньше предметников.
Наше бессознательное чувствует на каком этапе социально-экономического развития мы находимся и если это выгодно, то присоединяется к имитационной социальной жизни, которая в сути своей ориентирована на биологическое в человеке. Многие пытаются присоединиться к тому слою людей, кто хочет своим духом встать выше биологического, животного не только на словах (на словах мы все такие), а в своей сути. Развитие истории, наличие в нашей психике механизма, принуждающего к подчинению социальной среде, дают основание утверждать, что в этот эволюционный процесс наши предки внесли достойный вклад. Всегда были люди, которые честно и бескорыстно шли на смерть ради Родины, искренне переживали за наше будущее, что не оставляет места для сомнений: в каждом человеке заложен механизм, дающий шанс на наше духовное развитие.
Впрочем, это не отрицает и С. Савельев.
«Инстинктивно работающей коре важны только размеры биологических преимуществ, а не их абстрактная ценность. Для новой коры такие отвлечённые понятия, как порядочность, честность, долг и ответственность, имеют лишь условное значение. О них вспоминают только в острой ситуации, когда публичное обсуждение подобных тем может привести к биологически значимым потерям. Во всех остальных случаях инстинктивно-гормональный контроль за поведением человека со стороны похотливой коры биологически успешен и проверен длительной эволюцией гоминид.
Все эти рассуждения не имеют никакого отношения к той части населения, которая пытается разобраться в собственных парадоксах мышления, поведения и странностях устройства общества. Этих людей очень немного, а их роль в сиюминутной жизни любого государства исчезающе мала. Именно это меньшинство является носителем структурообразующих принципов социальной эволюции, которые для большинства обывателей выглядят лживыми и ненужными. Гадкое, но очень изобретательное меньшинство все время мешает «отдыхать и расслабиться», привольно есть, размножаться и выбирать главного бабуина.
Вполне понятно, что подобный типаж будет вынужден соблюдать некий набор обезьяньих правил, хотя бы из чувства самосохранения. Однако при внимательном наблюдении быстро выяснится, что его деятельность эгоистична только внешне. Скрытая активность, направленная на решение рассудочных, а не биологических задач, обычно выдаёт таких странных людей. Справедлив и обратный вывод, поскольку публичные борцы за общечеловеческие ценности обычно являются тщательно замаскированными бабуинами.
Появление особей с признаками здравомыслия мы обязаны той же коре, которая регулярно делает нас лживыми и похотливыми мартышками. Все различия сводятся к индивидуальной изменчивости людей и подполей, предопределяющих индивидуальные особенности мозга и поведения» [7].
«Иногда, в результате случайной комбинаторики структур мозга, может появиться человек, осознающий свою биологическую сущность. Тогда возникает небольшая вероятность того, что он сможет придумать, как ее ограничить новым, ранее неизвестным способом. В самом невинном случае жизнь такого человека может завершиться созданием необычного социального правила или закона. В самом плохом (для обывателей) – началом нового цикла отбора мозга, принудительно отделяющего человечество от его обезьяньего прошлого» [8, стр. 36-37].
Люди чувствуют таких людей и бессознательно им доверяют. В условиях доведения экономического, социального расслоения общества до критического уровня, до кризиса такие лица имеет очередной шанс для более справедливого, для более духовного устройства общества. Но чтобы такие условия, такие периоды в развитии человечества возникали необходимо, требуется колебательное развитие, циклическое изменение людей от резонаторов к пострезонаторам и обратно, что и происходит под воздействием Космоса. Одно воздействие – доминируют смыслы резонаторов, другое – пострезонаторов и постпострезонаторов. У людей разная структура головного мозга. Поэтому одни более предрасположены к биологической детерминации, а другие имеют развитые лобные части головного мозга и могут легче и естественнее совмещать свои эгоистические интересы с интересами других людей. Это даёт надежду на эволюцию в сторону духовности.
Обратим внимание, что о творческом меньшинстве говорит не только специалист в области эволюции. Об этом говорят и историки, и психологи. Так, А. Тойнби считает, что все исторические рывки начинались благодаря «творческому меньшинству».
«Мы видели, что цивилизации проходят ступени роста в виде тактов Ухода-и-Возврата творческого меньшинства: меньшинство уходит, чтобы найти ответ на брошенный вызов, противопоставляя себя тем самым остальному обществу. Затем творческие личности возвращаются, чтобы убедить нетворческое большинство следовать за собой по дороге, которая им открылась.
В последовательности успешных ответов на вызовы, составляющих процесс роста, творческое меньшинство, его инициатива, энергия, решительность, обеспечивающие ему победы, рекрутируется из индивидуумов с самым разным социальным опытом, с разными идеями и идеалами. Это обязательно даже для такого общества, где власть является наследственной и ограничена узкой группой аристократии. В аристократически управляемом обществе, пребывающем в процессе роста, мы часто обнаруживаем группу аристократических семей, играющих роль творческого меньшинства. Если же общество предстало перед вызовом, на который не может успешно ответить ни одна из групп в рамках данного аристократического круга, неудача аристократии не обязательно влечёт за собой прекращение общественного роста, ибо этот вызов может стимулировать творческий ответ со стороны некоторого меньшинства из другого социального слоя. Таким образом, серия вызовов и ответов по мере своего продвижения может стать поводом для распространения прав от одной социальной группы к другой, от одного социального слоя к другому.
Тенденция растущего общества рекрутировать творческое меньшинство из тех социальных слоёв, которые наиболее адекватно отвечают на исторический вызов, объясняется двумя разными причинами. Одна из причин может быть названа положительной, а другая – отрицательной. Положительная причина уже была отмечена нами. Непрерывность роста предполагает, что в последовательной череде вызовов и ответов каждый вызов является для общества новым. Но если вызов каждый раз новый, то единственная надежда, что он встретит достойный ответ, – в рекрутировании нового меньшинства, способного направить свои скрытые и не востребованные пока таланты на решение незнакомой проблемы. Тенденция побуждать к действию каждый раз новое творческое меньшинство вызывается также и отрицательным фактором, – фактором, являющимся причиной надлома цивилизаций. Мы уже видели, что меньшинство, однажды победоносно отразившее вызов, воздерживается от повторения своих борений и подвигов. Иначе говоря, оно просто не может ответить на новый вызов с прежним успехом. Поддавшись искушению почивать на лаврах, оно начинает всячески сопротивляться тому, что в какой-то степени означает отход от проверенного пути, приведшего к славе и богатству.
В силу этих противоречивых тенденций творческое меньшинство в растущем обществе постоянно изменяется, причём не только по составу, но и в своих идейных и духовных устремлениях. Правящее меньшинство распадающегося общества, напротив, имеет склонность становиться замкнутой группой, идеи и идеалы которой приобретают легендарную ригидность неизменных "законов мидян и персов"» [15].
Но надо признать, что людей с ярко выраженной биологической детерминацией не так уж много. Это так же меньшинство хотя бы потому, что асоциальные элементы уничтожаются, низводятся на протяжении всей нашей истории. Но периодически они заставляют всех нас плясать под зов подавляемых нами инстинктов. С удивительной периодичностью к власти приходят фашисты и дегенераты, которые показывает нам и этот полюс социального мироустройства. Поэтому реально наше общество в своём развитии колеблется между призывами творческого социального и асоциального меньшинств, которые подпитываются соответствующими циклически появляющимися «излучениями» Космоса. Как будто нам самим постоянно предоставляется возможность организовать социальный отбор людей для будущего. И мы вынуждены или организовать такой отбор, или метаться между прошлым и будущим – между биологическим (животным) и духовным.
Доминанта коллективного бессознательного
Элита обладает рядом признаков. Среди них есть очень важный: элита должна обладать единым эгрегором, наличие которого позволяет отличать своих от чужих. Говоря терминами психологии элита должна обладать единым коллективным бессознательным определённого качества. Есть такое бессознательное, как некий коллективный разум – есть элита. Как только формируется единое коллективное бессознательное – элита начинает однотипно реагировать на внешние воздействия. Эти реакции начинают быть аналогичными реакции личности. Поэтому многие положения индивидуальной психологии и физиологии личности могут быть применены к группе лиц с единым коллективным бессознательным. Одно из таких явлений – доминанта.
Принцип доминанты был сформулирован А. Ухтомским. Доминанта – главенствующий и стойкий очаг возбуждения в центральной нервной системе. Он приобретает значение господствующего фактора в работе прочих центров: накапливает в себе возбуждение от других источников и тем самым тормозит эти другие физиологические и психические процессы ради господствующего очага. Этот очаг возбуждения подчиняет себе человека.
То же самое происходит с элитой или всем обществом при наличии сформировавшегося эгрегора – коллективного бессознательного. Появление в коллективном бессознательном определённой, центральной на данный момент времени идеи или способа действий приводит к тому, что эта идея или способ действий становятся едиными для элиты или всего общества. Например, когда Наполеон напал на Россию, такой доминантой стала необходимость отпора французам. Этой доминанте подчинилась не только элита, но и всё население страны.
Это пример формирования доминанты под внешним воздействием. Но изменение доминанты происходит и со сменой главенствующего в обществе типа личности. Когда элита меняет свой психотип, то изменяется и доминанта. Если в стране есть устойчивое коллективное бессознательное, то общество в своей массе, как стадо за пастухом, начинает следовать этой новой доминанте. Новая доминанта становится очагом доминирующего возбуждения, которое охватывает большие массы людей. Есть наглядный пример из нашей истории, когда буквально кучка большевиков смогла повести за собой, а точнее за своими идеями основную массу населения России.
Есть масса подтверждений, что в любой общности людей, у которой сформировалось коллективное бессознательное, в определённый момент времени действует одна доминанта. Этот факт определяет многие исторический, экономические и духовные зависимости развития людей.
Так, в настоящее время в мире есть страны, которые преимущественно заняты добычей полезных ископаемых, и страны, в которых превалирует высокотехнологическое производство. И дело не всегда в том, что первые богаты минеральным сырьём, а у вторых оно отсутствует. Большое значение имеет сформировавшаяся в элите этих стран доминанта успешности, которой воленс-ноленс она следует. Эта доминанта определяет законотворчество, в соответствии с этой доминантой ранжируется авторитетность, людям, успешно действующим в русле этой доминанты, стремятся подражать. Под неё подстраивается система образования, даже культура формируется с учётом этой доминанты.
В таких условиях сложно развернуть страну на другие цели, даже если понятно, что существующий курс является ущербным для перспективного развития. Попытки отдельных личностей внутри элиты как-то повлиять на изменение существующего тренда малоперспективны – коллективное бессознательное просто не позволит. Поэтому, если возникает насущная необходимость изменения курса, то необходимо менять элиту. Чаще только через других людей может сформироваться другое коллективное бессознательное, внутри которого выкристаллизуется другая доминанта. Или для этого надо использовать мягкие силы. Менее противоречиво, как бы в обход закона возврата, бессознательное формируется через мягкую силу. А быстро – только через замену элиты.
История нашей страны богата примерами реализации этой необходимости. Для проведения своих реформ Петр Первый отстранил от власти старую элиту и создал новую, которая длительное время определяла происходящее в России. Большевики в своих программных документах указывали на необходимость слома «государственной машины», то есть отстранения от управления страной элиты, сформировавшейся в царское время. Что они планомерно и осуществляли через подготовку специалистов из среды рабочих и крестьян. Без изменения элиты никакой реформатор долго не проживёт. Свидетельством тому история П. Столыпина. Он задумал и провёл крайне полезное реформирование всего хозяйственного уклада России, что «не понравилось» доминирующему коллективному бессознательному и реформатор был физически устранён. Кто конкретно был убийцей и какими тараканами в своей голове руководствовался – особого значения не имеет. Не этот – так необходимо нашёлся бы другой.
Поэтому снять Россию с «нефтяной иглы» можно только через устранение «сырьевиков» из элиты, через выдвижение на ключевые позиции тех, кто предметно занимается высокотехнологичным производством. Давать им надо экономические преференции и политическую власть, повышать статус и т.п. Если эти шаги предпринимать «сверху», то можно избежать политических потрясений. В противном случае сформируется контрэлита, которая начнёт бороться за своё «место под солнцем», что может довести страну до раскола.
Теория доминанты применительно к коллективному бессознательному объясняет также и причины движения практически всех людей в сторону резонаторов либо в сторону постпострезонаторов. В головах элиты и у экономически активного населения, если оно идёт за элитой, будет один очаг возбуждения. Поэтом всегда или – или. Или стремление к истероидным ценностям пострезонаторов-общественников, или стремление жить смыслами резонаторов-предметников.
По этой же причина в возникающей империи обычно доминирует одна религия, одна вера. Пусть даже вера в свободу или коммунизм, в освобождение от гнета других стран или желание завоевать заморские страны, но одна вера. Иная религия, иная вера, иная доминирующая мысль возникает чаще у контрэлиты, а не у всех. Не может быть в стране одновременное поклонение либеральным ценностям и ценностям национальным. Или – или. Ценности, как доминанта, у большинства могут измениться только после формирования контрэлиты и перехода к ней политической и экономической власти. Эти процессы могут идти постепенно и внешне малозаметно, без бунта или революции.
Единство действий элиты и народа предопределяется наличием в коллективном бессознательном соответствующих доминант. По крупному их две: либо стремление к удовлетворению биологических потребностей, либо социальных. Наша психика, наше сознание двойственно, так как с одной стороны мы как сознания живём в социуме, а, с другой, со своим телом находимся в материи и живём физиологически. Поэтому в зависимости от доминанты общество может качнуться либо к социальному, либо к биологическому. У большинства нет возможности одновременно двигаться и в сторону духовного, и в сторону биологического. Или – или. Сначала одно направление, а потом вектор изменяется. Эти колебания сознаний людей, эти метания умов, душ и обеспечивают развитие человеческой цивилизации с момента её зарождения. Видимо, в этом суть развития.
Творческое меньшинство
Очевидно, что людей, способных создавать социальные структуры с учётом биологической, животной, эгоистической компоненты человека, немного. Однако, только такие люди способны формировать стабильное общество и обеспечивать его устойчивое развитие. Поэтому одной из задач является создание условий для появления, выявления этого творческого меньшинства среди всей массы населения и обеспечения прихода его во власть.
В настоящее время государство, политические и экономические структуры могут опереться на методы психологического диагностирования личности, показавшие свою валидность в решении таких задач. Раньше такие люди пробивались наверх лишь в переходные периоды и в целом случайно, нередко, через насилие и кровопролитие в обществе. Но именно они в итоге обеспечивали формирование устойчиво развивающегося общества.
В переломные моменты истории соотношение биологической и социальной детерминации неустойчиво. Общество нередко в эти моменты находится в точке бифуркации. В этой точке важно уметь опираться как на биологические, так и на социальные закономерности его развития, на что способны единицы. Но именно такие лидеры нужны во власти в эти исторические моменты.
Примером такого лидера является Чжу Юаньчжан -основатель династии Мин. Так сложилось, что до прихода во власть он побывал монахом. Напряжённо штудировал постулаты конфунцианства. Послушно исполнял волю своих учителей. Затем стал главарём банды разбойников, то есть проявил себя как жестокий лидер, как пахан, по сути, как животное, как альфа-самец. Имея личный опыт подчинения себя необходимости духовной жизни монашеской жизни, служения Богу, а с другой стороны – овладев практикой жёсткого подавления своих противников, он смог создать такие правила в империи, которые были подчинены и биологическим, и социальным закономерностям развития. На таком основании любое социальное образование становится прочным и устойчивым. Став императором, Чжу Юаньчжан с успехом опирался как на учёных, воспринимая доводы разума, так и на местных лидеров, которые подчиняются только силе. Но к созданию своей империи он шёл через жесточайшие битвы, разрушение целых городов, кровопролития, чего не всегда удаётся избежать, когда государство, общество, этнос находятся в точке бифуркации.
В истории Китая есть и другие примеры. Она пестрит императорами, которые опирались только на конфуцианские методы правления, только на разум людей и выдвигали на первые места в государстве тех, кто получил престижное образование. Однако, вместе со своими помощниками они оказывались бессильными перед крестьянскими восстаниями и военной силой соседних государств.
История свидетельствует, что укрепление социальной структуры общества без учёта биологического в человеке приводит к тому, что политическая власть сметается. То же самое происходит со властью, которая делает чрезмерный упор на биологические, силовые приёмы наведения порядка в стране. Устойчивая государственность развивалась там, где использовалась и социальная, и биологическая детерминация, и сила, и духовность.
Осознание социального и биологического в развитии общества даёт понимание многим коллизиям и противоречиям исторических процессов. Наступает понимание, что людей, способных изменять свой психотип на противоположный, крайне мало. Но такие люди обеспечивают внутренне устойчивое социально-экономическое развитие.
Видными историками и философами проведён скрупулёзный анализ истории империй и этносов. Некоторые выводы из проведённых ими исследований ложатся на психологические закономерности. Эти выводы важны и требуют обращения к ним.
1.2. Некоторые методологические выводы А. Тойнби и их связь с результатами психологических исследований
А. Тойнби проанализировал двадцать одну цивилизацию, под которыми он понимал «общества с более широкой протяжённостью как в пространстве, так и во времени, чем национальные государства или любые другие политические союзы» [15 с. 40]. По результатам своих исследований он пришёл к выводу, что рост цивилизаций и империй связан с наличием вызовов, на которые те способны ответить за счёт концентрации своих внутренних сил. Именно чередование таких вызовов – ответов ведёт к развитию цивилизации и империи.
А. Тойнби даёт следующую типизацию этих вызовов.
Вызовы со стороны природной среды, которая меняется, становится менее пригодной для обитания и вынуждает погибнуть или найти силы для адаптации (переместиться в новое место, изменить природную среду, найти ресурсы для адаптации к новым условиям существования). Отчётливо влияние сурового климата прослеживается на развитии египетской, шумерской, китайской, майянской и андской цивилизаций.
Вызов новых земель – минойская цивилизация.
Вызов воинственных соседей. Через это прошли почти все цивилизации, так как войны, как свидетельствует история, никогда не прекращаются. Классический пример – эллинская цивилизация.
Вызов постоянного внешнего давления, борьбы за ресурсы, за духовное подчинение себе народа (русская православная цивилизация).
Иные вызовы, когда общество, утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на формирование замены этой потере. Пример – западная цивилизация. При ограниченности земель начался процесс повышения эффективности их использования, борьба за рост урожайности. С истощением природных ресурсов в условиях невозможности перераспределения мировых ресурсов в свою пользу силой, начался процесс развития высокотехнологического производства, продукты которого обменивались на недостающее сырьё.
Только недостаток чего-то, ущемление в чем-то принуждает к развитию, к преодолению трудностей. Так, эллинские города-государства появились в ответ на атаки варваров. Это и фундаментальная причина появления крепостей в Европе и других странах. Но рост населения в эллинских городах привёл к нехватке продуктов питания и других ресурсов. Афины ответили ростом продуктивности сельского хозяйства, прогрессом ремёсел и развитием орудий труда. Спарта сделала больший упор на внешние завоевания. Сложно сказать, что подвинуло Спарту встать на путь завоеваний. Это могла быть природная воинственность, которая позволила через постоянные войны преодолевать нехватку земель и ресурсов. Но, возможно, именно эта нехватка и породила воинственность и спартанский дух. Скорее всего, было и то, и другое. Разные типы вызовов переплетаются и выступают в комплексе.