Полная версия
История. Шпаргалка
Владимир Валентинович Фортунатов
История. Шпаргалка
Введение
Автором данной «шпаргалки» в издательстве «Питер» уже выпущено основательное пособие «История» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, действующим с 2011/12 учебного года. Предлагаемое пособие является самым сжатым по изложению вопросов, которые могут встретиться учащимся, студентам школ, колледжей, вузов. Материал распределен по главам в хронологической последовательности и включает как всемирную историю, так и историю России. Важные положения, термины выделены курсивом, а самые главные даты – полужирным шрифтом.
Глава 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки
1. История как наука
Историю называют «учительницей жизни». Место истории в системе наук определяется тем, что, кроме текущего дня, все происходящее с людьми «уходит» в историю. У любой науки, у любой современной проблемы есть своя история.
В переводе с греческого языка «история» – «рассказ о прошлом». Это рассказ о том, что произошло с людьми, народами, государствами, человечеством. История является коллективной памятью многочисленных народов, населяющих землю. Объект истории – жизнь людей в разных странах, развитие человеческих сообществ как на отдельных территориях, так и на всем земном шаре. Предметом исторической науки является деятельность людей, или субъективный фактор исторического процесса. История – это сложный процесс развития человечества, а также наука, которая изучает этот процесс.
Историки не просто собирают факты (с лат. – «сделанное, совершившееся»), но и осмысливают их с разных теоретических позиций. Сторонники различных религий считают историю проявлением божественной воли (провиденциализм). Марксисты в историческом развитии видят пять сменяющих друг друга крупных формаций (формационный подход). Приверженцы цивилизационного подхода в мировой истории выделяют разное количество культурно-исторических типов или цивилизаций.
Сравнительно-сопоставительный, хронологический, проблемный, статистический метод, метод периодизации и другие методы позволяют историкам реконструировать прошлое. Профессиональные историки придерживаются принципа научности (объективности), то есть стараются выявить все факты по изучаемому вопросу, а не подбирают факты под готовую схему. Любая проблема рассматривается в конкретно-исторических обстоятельствах определенного времени (принцип историзма), в развитии (принцип диалектики). Знание истории помогает людям понять себя и окружающий мир (познавательная функция), обеспечивает передачу опыта из поколения в поколение (функция социальной памяти), формирует чувство долга и любви к Родине (воспитательная функция), предостерегает от возможных ошибок (прогностическая функция). История как наука представляет собой особую форму общественного сознания, важную часть политической культуры личности. В России «Иванами, не помнящими родства» называют тех, кто плохо знает или игнорирует исторический опыт.
История занимает важное место в группе гуманитарных и социальных наук, так как предоставляет огромный материал, «пищу для размышлений» для политологов, экономистов, социологов, этнологов, социальных психологов и других специалистов. История как наука состоит из нескольких блоков дисциплин. Историки изучают развитие человеческих сообществ на определенных территориях (история России, других стран, определенного региона, континента, всего мира). Разные стороны исторического прошлого изучаются по отраслям, отдельным предметам, проблемам: история государства и права, экономики и экономических учений, религий, культуры, гендерная, социальная и т. д. Несколько десятков вспомогательных и специальных исторических дисциплин в XVIII–XX вв. сформировалось в сфере методики и техники исторических исследований: археология, архивоведение, геральдика, нумизматика, ономастика, историческая антропология, демография, метрология и многие другие.
Во второй половине XX в. наряду с изучением политической, социально-экономической жизни, деятельности выдающихся людей историки стали изучать отношения простых людей, особенности духовной, повседневной жизни людей, семей, небольших групп. В современной исторической науке возникли такие направления, как «история ментальностей», «новая социальная история», «новая рабочая история», «история женщин», «крестьянские исследования», «история повседневности», «гендерная история» и др.
История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Всемирная история и история России соотносятся как общее и особенное в историческом развитии.
Глава 2. Исследователь и исторический источник
2. Историю пишут историки
История представляет собой сокровищницу опыта, накопленного предыдущими поколениями. Исторические знания возникли в глубокой древности, передавались в устной форме, получили отражение в мифологии и религиозных представлениях. С появлением письменности важные события, факты стали заноситься в хроники, анналы, летописи в соответствии с хронологическим принципом изложения материала («Повесть временных лет» в Древней Руси, созданная летописцем Нестором в XII в.). Формирование истории как науки на Востоке, Западе и в России происходило в разное время. Появлялись профессиональные историки, научные школы и направления, научные учреждения, учебные заведения, специальные журналы. В России для становления исторической науки как самостоятельной отрасли знания многое сделали В. Н. Татищев (XVIII в.), Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, П. Н. Милюков (XIX – начало XX в.) и другие историки. Дисциплину о развитии самой исторической науки стали называть историографией.
Профессиональные историки извлекают факты из источников. Основными группами являются источники письменные (летописи, документы, мемуары, газеты и журналы и т. д.), вещественные (здания, механизмы, предметы быта и т. п.), аудиовизуальные (применительно к концу XIX–XX в. речь идет о кинофотофонодокументах), изобразительные (от наскальных росписей до зарисовок в современных судах). Теорию и методологию исторических источников изучает источниковедение.
Самые интересные сведения современные молодые российские историки находят в архивах. В систему Федерального архивного агентства входят Российский государственный архив древних актов (документы от основания российской государственности до Петровской эпохи), Российский государственный исторический архив (документы от Петровской эпохи до 1917 г.), Российский государственный архив социально-политической истории, Российский государственный архив литературы и искусства и другие федеральные и местные архивы.
В отношении всех источников фактической информации историки осуществляют внешнюю (достоверность источника, авторство и т. д.) и внутреннюю (личная позиция автора, уровень его осведомленности и т. д.) критику.
Серьезной проблемой является фальсификация истории, то есть заведомо предвзятое, целенаправленное искажение фактов, тенденций, действий тех или иных лиц в историческом прошлом. В 2009 г. при Президенте Российской Федерации была создана специальная комиссия по противодействию фальсификации, особенно в том, что касается решающей роли СССР в победе над германским фашизмом и японским милитаризмом во Второй мировой войне. Советская Армия уничтожила 75–80 % личного состава вооруженных сил Германии, их военной техники, а в западных СМИ говорят о том, что главную роль сыграли американские и английские войска.
В современной России будущие профессиональные историки учатся на исторических факультетах университетов и педагогических институтов. По окончании вуза они преподают историю в школах, работают в архивах, музеях и других учреждениях. После обучения в аспирантуре люди, склонные к научным изысканиям, защищают кандидатские диссертации. Следующей ступенькой является степень доктора исторических наук. В состав Российской академии наук входят Институт всеобщей истории и Институт российской истории. В России выходят научные журналы «Вопросы истории», «Российская история», «Новая и новейшая история» и другие. Огромный объем исторической информации содержится в сети Интернет. Вокруг многих исторических проблем происходят споры, привлекающие внимание всех интересующихся.
Глава 3. Особенности становления государственности в России и мире
3. Возникновение государства – начало истории
История человечества началась с формирования современного вида человека – Homo sapiens, или «человека разумного». Большинство ученых считает, что около 50 тыс. лет назад люди обрели облик, который в основном сохранился до наших дней.
Древние люди объединялись для совместной охоты, защиты своей территории. «Первобытное человеческое стадо» сменила родовая община, которая была коллективом кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка. Роды постепенно объединялись в племена, а затем в родоплеменные союзы. Родовая организация распалась в ходе политогенеза, то есть в процессе возникновения политических структур, государства.
В обобщенном виде в формировании и эволюции мировой цивилизации в древнейший период можно выделить несколько периодов:
1. Период первобытной родовой общины (предыстория) – 45 000-8000 лет до н. э.
2. Период протогосударств, о существовании которых дошли лишь отрывочные свидетельства, – 8000–3500 лет до н. э.
3. Период древних империй, вокруг которых, собственно, и сложились древние цивилизации, – 3500-600 лет до н. э.
4. Период античных государств — 600 г. до н. э. – 476 г. н. э.
Люди постепенно расселялись по всему земному шару. Миграции сыграли важную роль в становлении, этногенезе (происхождении) многих народов. Важную роль в истории сыграли передвижения «народов моря», финикийцев, создание многочисленных колоний древними греками, мощные перемещения номадов (кочевых племен гуннов, тюрков, монголов), викингов и других.
Политогенез, складывание государств – длительный исторический процесс, имевший объективный характер. Исторически первой была теория божественного происхождения государственной, верховной власти. В XVIII–XX вв. появилось более десятка теорий, объясняющих происхождение государства. Теория общественного договора (договорная концепция) (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Гораций, Д. Дидро, А. Н. Радищев, П. И. Пестель и др.) определяла главную задачу государства в обеспечении всеобщего примирения людей. Люди, договорившись о передаче власти правителям, прекращают «борьбу всех против всех» и организуют жизнь на разумных началах. А против плохих правителей народ может устроить революцию. Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) утверждала, что государство возникло как результат разделения общества на классы из-за имущественного неравенства, для угнетения одного класса другим. Гидравлическая (ирригационная) теория (К. Витфогель) объясняла возникновение государства необходимостью организовать большие массы людей для строительства ирригационных (оросительных) сооружений (в Египте, Шумере, Китае). Патриархальная, психологическая, органическая и другие теории делали акцент на тех или иных сторонах процесса возникновения государства.
Государство возникло как высшая форма организации людей. Признаками государства являются наличие государственного аппарата, письменно зафиксированного законодательства, территории с населением в определенных границах. Только государство может собирать налоги, выпускать деньги, применять силу (армию и др.), обладает высшим суверенитетом, властью в отношении всех других объединений людей.
4. Древние цивилизации в мировой истории
Государствами Древнего Востока были: Египетская империя (3200-525 гг. до н. э.), Вавилонская империя (около 3000-538 гг. до н. э.), Ассирийская империя (3000-605 гг. до н. э.), Финикийская империя (конец III тысячелетия – 322 г. до н. э.), Китайская империя (1765 г. до н. э. – 220 г. н. э., хронология империи 5 династий до 2000 г. науке неизвестна), империи Древней Индии (XVIII в. до н. э. – 415 г. н. э.), Израильское и Иудейское княжества (царства) (1400-586 гг. до н. э.). Античную эпоху составляют история Древней Греции (II тысячелетие – 149 г. до н. э.) и Древнего Рима (753 г. до н. э. – 476 г. н. э.).
Основой восточного типа цивилизационного развития было преобладание государственной (царской), а также коллективной (общинной) собственности на землю и другие ценности над частной собственностью. Основой античной цивилизации, которая послужила базой западного типа цивилизационного развития, стала частная собственность на землю, на другие орудия и средства производства. В восточных обществах царская власть была единовластной, деспотической, наследственной, опиралась на чиновничество и армию, часто наемную. В Древней Греции и Древнем Риме возникли основы демократии, республиканской формы правления. Многие должности были выборными. Свободные полноправные мужчины в Риме, Афинах, греческих городах-полисах были активными избирателями, присяжными заседателями в судах, считали службу в армии гражданским долгом. Но власть в определенные периоды истории античных государств осуществлялась также в форме монархии, олигархии, личной диктатуры. В древних восточных империях высшие правители (фараоны, цари и т. д.) обожествлялись. Художественная культура обслуживала высшую власть и духовенство, а общественное сознание большинства простых людей отличалось консерватизмом, патриархальностью, покорностью судьбе. Античная мифология, языческая религия древних греков и римлян почитала богов (Зевс-Юпитер), но ориентировала людей на соревнование, творчество, стремление изменить жизнь к лучшему. Для многих примером служил Прометей.
В системе Древнего мира территория современной России играла роль периферии. Обширные пространства Северной Евразии постепенно обживали арии, прародиной которых в III–II тысячелетиях до н. э. была территория, включавшая южную часть Средней Азии, северные районы Индии, часть территорий современных Афганистана и Ирана. Представление о ранних ариях и их миграциях дают памятники Андроновской и Язской культур, а также Бактриано-Маргианского комплекса, для изучения которых многое сделали российские (советские) ученые.
На исторической арене появлялись государственные образования Митанни (около 1600 г. до н. э.), Гандхара-Пенджаб (1700–1500 гг. до н. э.), мидийское и персидское (около IX в. до н. э.) царства, а также объединения скифов и киммерийцев (с VII в. до н. э.). Скифские племена расселялись на юге европейской части современной России, в Причерноморье, Приазовье, в Крыму. Они вступали в торгово-экономические отношения с греческими колониями в Северном Причерноморье (Ольвия, Херсонес, Фазис и др.), основанными еще в VII–VI вв. до н. э.
5. Европейский политогенез в раннем Средневековье
Мощные миграции, происходившие в III–VI вв. на огромных пространствах Евразии, получили название Великого Переселения. В V в. н. э. на процессы этногенеза и политогенеза в Европе оказало влияние нашествие гуннов под предводительством Аттилы.
С IV–V вв. н. э. в исторических источниках получило отражение появление на юго-востоке Европы восточных славян антов и склавинов — южных славян. По берегам Эльбы и Одера расселились венеды — западные славяне. Славянские племенные союзы жили в условиях военной демократии, занимались землепашеством, охотой, рыболовством, были умелыми воинами. Восточнославянские племена постепенно заселили европейскую часть современной России и объединились в государство – Древнюю Русь.
В 476 г. варварские германские племена уничтожили Римскую империю. В V–X вв. в Европе развивался процесс политогенеза, образования новых государств.
С 395 г. из состава Римской империи выделилась Восточная Римская империя. Центром стал Константинополь (бывший Византий), отстроенный при Константине Великом. Государство стало называться Византией. В VI в. при императоре Юстиниане Византийская империя включала в свой состав многие территории бывшей Римской империи.
Племена остготов, вестготов, вандалов и другие создали государства, которые просуществовали недолго. Германские племена англов, саксов, ютов и турингов около 449 г. переправились через Ла-Манш и образовали здесь несколько варварских королевств.
При династиях Меровингов и Каролингов германское племя франков («свободных») создало раннефеодальное государство на территории нынешней Франции. В 800 г. правитель Карл Великий был провозглашен королем. Он создал новую империю, в состав которой вошла значительная часть Европы. Но в 843 г. внуки Карла Великого разделили между собой огромную территорию. Образовались Западное (будущая Франция), Среднее (позже Италия) и Восточное (Германия) королевства. В тот же период возникли Моравское (830), Венгерское (896), Польское (960) и другие государства.
В VIII в. возникло государство на территории Дании и части Скандинавского полуострова. Объединение Норвегии произошло около 872 г. В начале XI в. образовалось раннефеодальное шведское государство.
Византия и другие европейские государства в IV–XI вв. приняли христианство в качестве государственной религии. Роль христианства в духовно-культурной и других сферах жизни постоянно возрастала.
В Западной Европе на протяжении первого тысячелетия нашей эры христианство как социальный институт превратилось из сообщества гонимых единомышленников, сторонников учения Иисуса Христа, в мощную наднациональную и надгосударственную силу, оформилось в теократическое государство во главе с папой. В католическом мире папой (от греч. отец) называют епископа Рима, великого понтифика, главу церкви. Первым епископом римской христианской общины в I в. н. э. считается апостол Петр, ученик Иисуса Христа. В IV–V вв. римские епископы занимают ведущее место среди других епископов. Их основными конкурентами выступают византийские иерархи. В 756 г. при военной и политической поддержке французского короля Пипина Короткого возникает папское государство (Вотчина Святого Петра, Папская область, Равеннский экзархат).
6. Зарождение российской государственности
В записи о 862 г. летопись «Повесть временных лет» (XII в.) фиксирует зарождение российской государственности, связывая это событие с призванием (выбором) варяга Рюрика на правление. В IX–XI вв. восточнославянские племена (поляне, словене, древляне, кривичи и другие), объединенные в раннефеодальное государство, заняли всю современную европейскую часть России. Государство Древняя Русь было признано Византией и другими соседними государствами (Польша, Венгрия и др.). В 988 г. Владимир I принял христианство из Византии. При Ярославе Мудром в XI в. оформилась Русская Правда, свод норм древнерусского права.
В Древней Руси главой раннефеодальной монархии был великий князь киевский из рода Рюриковичей. Он опирался на боярство и дружину, но считался с позицией веча, народных собраний, действовавших в большинстве русских городов. Наряду с княжеской дружиной во время крупных военных конфликтов собиралось народное ополчение.
Земля, водные ресурсы, леса и другие богатства в Древней Руси считались собственностью государства. Землю как главную ценность великие князья за службу передавали в частную собственность. Князья и бояре становились вотчинниками, передавая землю (свой феод) как частную собственность от отца к сыну. На земле работали как свободные общинники, так и зависимые люди (закупы, рядовичи, холопы).
Князья, бояре, дружинники (старшие и младшие) составляли опору великого князя, правящий слой общества, осуществляли управление по поручению великого князя или самостоятельно, выполняли административные, военные, судебные, дипломатические и иные функции и вместе с великим князем контролировали значительную часть внешней торговли. В сельской местности народ жил общинами. Делами такой «верви» руководили старейшины, старосты, общий сход. Общинники (сельские жители) и горожане совместно (коллективно) использовали пахотную землю и другие угодья.
Купцы, торговцы, ремесленники играли важную роль в жизни многочисленных русских городов: Новгорода, Пскова, Киева, Владимира, Суздаля, Смоленска, Полоцка и других.
На культурную, духовную жизнь русского общества сильное влияние оказывали Византия, западные (Польша, Венгрия, Священная Римская империя, Швеция, Норвегия) и восточные соседи. С принятием христианства стали распространяться письменность, образование, летописание, строительство каменных храмов с иконами, фресками, мозаикой, церковное пение и многое другое. К XII в. сложилась самобытная русская художественная культура. От домонгольского периода сохранились Софийские соборы в Новгороде, Киеве и Полоцке, храмы во Владимире и Суздале, творения русской литературы – «Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве» и др.
Древнерусские земли даже в период феодальной раздробленности (с конца XI в.) сохраняли широкие международные связи, в основном с европейскими странами.
7. Возникновение мусульманской цивилизации
С Востока на протяжении первого тысячелетия не прекращался натиск кочевых (номадических) цивилизаций. В VII в. на Аравийском полуострове у арабов появилось мусульманство. Семитские племена арабов не подчинялись Римской империи. В 622 г. уроженец Мекки Мухаммед, проповедовавший новую религию, бежал в Медину. Год хиджры, бегства, стал началом мусульманского летоисчисления, началом распространения ислама. Новое монотеистическое учение, во многом основанное на иудаизме, христианстве и других верованиях, в силу своей простоты получило быстрое распространение среди арабских племен и способствовало их сплочению в государство. Политогенез на основе мусульманства стал успешным во многом благодаря начавшейся военной экспансии под лозунгами газавата – религиозной войны с неверными.
Огромный централизованный религиозно-политический военный союз возглавляли халифы. В VII – начале VIII в. в состав Арабского халифата вошли огромные территории: Пиренейский полуостров (Испания), Северная Африка, Ближний и Средний Восток, Средняя Азия, Северная Индия. Наступление арабов было остановлено на юге Франции в битве при Пуатье (732), у Константинополя византийцами (718), а также китайцами. Государство халифов простиралось от Атлантического океана до реки Инд.
Халифат представлял собой военную деспотию. Визирь отвечал за финансово-хозяйственные дела, распоряжался от имени халифа, был чем-то вроде премьер-министра. Визирь опирался на огромную сеть шпионов, бывшую одновременно и государственной почтовой службой, впервые функционировавшей на постоянной основе. Опорой верховной власти была гвардия. Отдельными областями управляли шейхи и сеиды. Первичной ячейкой арабского общества была палатка, объединявшая семью как часть рода, племени.
Жесткая вертикальная система государственного управления сочеталась с унифицированной налогово-податной и денежной системой. В пользу халифа платился вакф. В военных трофеях он составлял до 20 %. Все население платило поземельный налог – харадж — десятую часть доходов, а также натуральный налог на войско.
Арабские феодалы получали земельные участки за военную службу. Крестьяне пожалованных земель платили налоги государству и ренту феодалу. С вакуфных земель, принадлежавших мусульманским духовным учреждениям, ни налогов, ни воинской службы не требовалось. Огромную роль играла торговля. Причиной появления мусульман и их государственно-политического объединения многие считают стремление контролировать важнейшие торговые пути в Евразии. Арабы не навязывали ислам в завоеванных землях. На немусульман просто накладывался дополнительный налог, что оказывалось сильным стимулом для принятия новой веры.