Полная версия
Как правильно взять и вернуть кредит: на покупку недвижимости, автомобиля, техники
Индикатором цен, по которым западные банки продают друг другу ресурсы, служат соответствующие общепризнанные ставки межбанковского кредитования. В нашем повествовании, к примеру, еще не раз будут упоминаться ставки LIBOR (London InterBank Offered Rate) – различные по срокам и валютам. Цена заимствования может обозначаться как «LIBOR + n%». И чем меньше эти n%, тем лучше. Сам LIBOR – это, грубо говоря, средневзвешенная цена, по которой крупные мировые банки готовы продать деньги другим крупным банкам на Лондонской межбанковской бирже.
В-третьих, банки могут занять денег у инвесторов. Наиболее распространенный способ – выпуск облигационных займов. Рубли банки занимают на внутреннем рынке, валюту – на внешнем (выпуская облигации, стоимость которых выражена в валюте). Как правило, крупнейшие банки имеют доступ ко всем вышеперечисленным источниками заимствования и умело пользуются всеми возможными способами покупки ресурсов (у компаний, у граждан, у других банков, у инвесторов). Таким образом, исходная стоимость денег, которые банки потом перепродают конечным заемщикам, в том числе и нам с вами, складывается из уровня ставок на рынке депозитов, на рынке межбанковских кредитов, на рынке облигационных заимствований (как в России, так и за рубежом) и т. д.
ОТСТУПЛЕНИЕ В ТЕМУ
У «них» – дешевле
Найти источники дешевых ресурсов – важнейшая задача для любого банка. Сложилось так, что стоимость денег внутри России гораздо выше, чем на Западе. Поэтому преимущества в конкурентной борьбе имеют банки, получившие доступ к зарубежным рынкам капитала. Прежде всего это «дочки» иностранных банков, которые могут наладить бесперебойное снабжение недорогими заемными средствами через материнскую структуру. Во вторую очередь – крупные отечественные банки, сумевшие доказать свою устойчивость и получившие рейтинговые оценки от ведущих международных рейтинговых агентств. По сути, речь идет об «оценках успеваемости»: от их наличия зависит желание западных партнеров кредитовать российские банки, а от уровня оценки – конечная цена заимствований.
Впрочем, и у «них» случаются кризисы, во время которых предложение денег быстро падает при одновременно возрастающем спросе. Это, естественно, влияет на цену. Причины таких кризисов разные. Один из последних случился в конце лета – начале осени 2007 г. и привел к перебоям в снабжении российских банков зарубежными денежными ресурсами. Причем одновременно ресурсы эти подорожали.
Ставка в законеВсегда приходится напоминать себе: не все то, что работает в какой-нибудь Америке или в Англии, работает и у нас. Та же ставка рефинансирования в России играет совершенно другую роль, нежели в любой развитой экономике. Наши банки почти не покупают деньги напрямую у Центрального банка. Соответственно, ставка ЦБ практически никак не влияет на то, как субъекты рынка перераспределяют денежные ресурсы и устанавливают их стоимость, балансируя между спросом и предложением.
Ставка рефинансирования ЦБ РФ лишь отражает уже сложившуюся ситуацию. Проще говоря, сначала на рынке складывается некий средний уровень ставок, а потом (с заметным запозданием) российский Центробанк соглашается: «Да, уровень примерно такой, поэтому ставка рефинансирования теперь повышается / понижается на столько-то пунктов». Не рынок следует за ставкой ЦБ, а ставка – за рынком. Это своеобразный индикатор. Во всяком случае, пока ситуация именно такая, хотя в будущем значение ставки рефинансирования нашего ЦБ будет, вероятно, меняться.
«Не старается ли автор принизить значение ставки рефинансирования российского Центробанка? Ведь только и слышишь вокруг: "ставка ЦБ – то, ставка ЦБ – се". Значит, она имеет и какое-то практическое значение», – примерно таким образом должен рассуждать заинтересованный читатель.
Как ни странно, уровень ставки российского Центробанка все же влияет на ситуацию, но косвенно. Дело в том, что понятие «ставка рефинансирования» широко используется в российском налоговом законодательстве (и потому правильнее было бы название вроде «ставка ЦБ, устанавливаемая в целях налогообложения»). В частности, исходя из ставки рефинансирования, начисляются различные штрафы и пени, например, по налоговым недоимкам. Для нас важнее другое: через налоговое законодательство уровень ставки рефинансирования влияет на максимальный уровень процентов по банковским депозитам и минимальный уровень ставок по кредитам.
Многие, наверное, знают, что если в банке процент по рублевому депозиту превышает ставку рефинансирования, вкладчик будет вынужден заплатить подоходный налог с суммы превышения. Когда-то этого правила не было, и процветали специальные «зарплатные схемы», по которым люди получали зарплату не как зарплату, а как ежемесячный процент по депозиту, с которого, естественно, никакой подоходный налог не платился. Власти решили эту «лавочку» прикрыть и ввели ограничение, указав на максимально дозволенный уровень процентов по депозитам без каких-либо налоговых последствий.
Теперь перейдем к кредитам. Здесь ограничения также введены с определенным умыслом, подробности которого в контексте нашего рассмотрения не очень-то интересны. Важны последствия. Так вот, по закону, если банк выдает заемщику рублевый кредит, ставка по которому меньше 3/4 ставки рефинансирования, или валютный кредит, ставка по которому меньше 9% годовых, образуется так называемая «материальная выгода», с которой заемщик должен будет выплатить подоходный налог.
Отсюда видно, что уровень ставки рефинансирования никак не влияет на проценты по валютным кредитам (ведь в данном случае уровень ставки, ниже которого появляется «материальная выгода», четко фиксирован – 9% годовых). Зато ставка рефинансирования напрямую влияет на ситуацию с рублевыми кредитами. Например, в середине 2007 г. ставка ЦБ находилась на уровне 10% годовых. Таким образом, минимальная ставка по рублевому кредиту, которую мог выдать банк без того, чтобы образовалась та самая «материальная выгода», составляла 10% * 3/4 = 7,5% годовых. Возможность снизить ставку для конечного заемщика, не вступая в противоречие с налоговым законодательством, существует. Но только лишь в том случае, если в снижении ставки заинтересован кто-то, помимо банка, а конкретнее – продавец какого-либо товара. Тогда кредит может быть оформлен безукоризненно с точки зрения налогового законодательства, а снижение ставки преподнесено в виде скидки, которую продавец предоставляет покупателю (проще говоря, продавец компенсирует покупателю часть или даже все проценты, которые он в соответствии с договором должен будет выплатить банку). В дальнейшем я постараюсь убедить вас в том, что даже при минимальном размере такой скидки (при условии незначительной стоимости товара и небольшого срока кредитования) кредит де-факто может превратиться в «беспроцентный». Причем без всякого нарушения закона. «Беспроцентный», но не бесплатный (это к вопросу о сыре и мышеловке).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.