bannerbanner
Приход № 16 (март 2015) Великий пост
Приход № 16 (март 2015) Великий пост

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Приход № 16 (март 2015) Великий пост

Навигатор

Чтобы обсудить роль и место исповеди в нашей жизни, собрались священники трех разных конфессий и психолог. Где грань между формальным отпущением греха и реальным сближением с Богом? Что делать людям, которые в Бога не верят, но нуждаются в исповеди? Постараемся найти ответы на эти вопросы вместе с участниками полемики.

Не менее сложный вопрос о повторных браках и возможности развода в христианской церкви. Священник Томас Хопко рассуждает об этом в своей лекции. Получается, что вроде можно, но только осторожно и через покаяние.

В мнениях сразу две интересные статьи. Во-первых, научная дискуссия с умнейшим человеком о возможности и необходимости рождения ребенка от трех родителей. Профессор Роберт Уинстон смотрит на сложнейшие вопросы, которые стоят перед современной медициной, не только с позиций медицинской этики, но и с религиозной точки зрения. Во-вторых, еще один не менее видный профессор Андрей Зубов рассуждает о том, какие уроки современной церкви следовало бы почерпнуть у церкви XX века.

Фейерверк дискуссий в номере продолжает спор, возникший в фейсбуке Петра Мещеринова. Обсуждают злосчастный «Тангейзер», который и ругать нельзя, и хвалить опасно – могут в суд подать. Между двух огней у Мещеринова собрались люди самых разных взглядов, позиции которых отлично иллюстрируют дискуссию, сложившуюся в обществе по этому вопросу. Завершаем номер кратким очерком о том, почему христианского кино не существует. А вы можете назвать хотя бы пару христианских фильмов, которые не стыдно друзьям показать?

Полемика

Исповедь

Передача на радио Би-Би-Си Уэльс, ведущий Рой Дженкинс

Исповедь, как говорят, полезна для души. Каждому время от времени надо выговориться, честно признаться в своих действиях, начать заново. В христианских церквях есть для этого целые ритуалы, некоторые структурированные и продуманные, другие – специально неформальные. На что они влияют? Некоторые считают, что исповедь лишь успокаивает совесть человека, и он может спокойно делать, что раньше. Меняет ли исповедь человека или целые сообщества? Что делать с тем, кто не готов принять на себя никакую религиозную ответственность, но хочет все равно снять груз с души. У нас в гостях доктор Райан Маккей, преподаватель психологии в Лондонском университете, автор книги о католическом понимании вины, пастор Бен Томас, бывший дипломат и викарий англиканской церкви Сара Роуленд-Джонс, университетский капеллан и католический священник Гаррет Джоунс.


Ведущий Гаррет, в вашей конфессии исповедь называется таинством примирения. Что же это?

Гаррет Джоунс В сердце исповеди лежат слова Христа о личной святости и признание того, что наши грехи всегда оказывают влияние на других. Стремление к святости означает, что мы должны признать свои грехи в вере и восстановить себя в сообществе верных.

Ведущий Ага, вот такая формализованная практика. Как часто человеку следует к ней прибегать?

Гаррет Человек, который не совершил страшного греха, должен исповедоваться раз в год, особенно на Пасху. Но мы также приветствуем регулярные исповеди. С возраста восьми лет я прихожу на исповедь каждую неделю.

Ведущий Сара, как обстоят дела у англиканцев?

Сара Роуленд-Джонс Англикане, как и во всем, очень свободно относятся к исповеди. Для некоторых англикан практика будет точно такая же, как ее описал Гаррет. Для других – регулярная исповедь во время главной службы в воскресенье будет считаться приемлемой. Но всегда есть еще и возможность прийти в частном порядке и проговорить любые вопросы, снять груз с сердца. Важный вопрос: в чем мы вообще собираемся исповедаться? Гаррет вот упомянул значительные грехи, но фактически все, что мы делаем в жизни несовершенно, и часто мы сталкиваемся со сложным выбором, должны принимать сложные решения. Мы просто чувствуем, что нам нужна Божья помощь в этих вопросах, мы не можем всегда все сделать идеально – это выше наших сил.

Ведущий Что такое прощение в исповеди?

Сара Примирение во многих смыслах хорошее слово. Это немного шире, чем просто сказать, я поступил плохо, и мне теперь нужно получать прощение. Когда мы что-то делаем не так, мы разрушаем жизнь, разрываем ткань своих отношений с Богом, с другим людьми, и даже внутри себя самих. В результате нам нужно исцеление и восстановление – вот что важно.

Ведущий Бен Томас, вы из традиции, в которой нет формальной практики литургической исповеди. Есть ли у вас вообще место для исповеди?

Бен Томас Да. Исповедь напрямую связана с отношениями, мы все знаем, что когда совершаешь ошибку в отношениях, когда кого-то огорчаешь, всегда очень полезно исповедоваться в этом другому человеку, попросить его прощения. Так и с Богом, как сказала Сара, мы часто можем напортачить, поэтому исповедь – важная часть поддержания отношений с Богом. Еще добавлю, что есть аспект смирения, когда мы исповедуем свои грехи Богу, мы признаем свою слабость, и признаем, что нам нужно постоянное прощение от Него. Если же говорить о том, какую роль играет исповедь в нашей церкви и в жизни верующих, это нечто, что Библия призывает нас делать регулярно. Конечно, нет никого правила в отношении определенных дней или частоты, но важно признать свой грех и иметь потребность в прощении. Исповедь – часть здоровой христианской жизни.

Ведущий Человеку нужно подойти к вам как к пастору, или еще к кому-то и сказать, мне надо поговорить и снять груз с сердца? Как себе надо вести для исповеди?

Бен Может быть и так. Все понимают, что такое чувство вины, и иногда обсудить это с другим человеком очень полезно. Я бы также посоветовал, если есть чувство вины, христианам не останавливаться на исповеди пастору, но принести свою вину Богу и принять прощение, которое Он обещал нам на постоянной основе, когда мы исповедуем свои грехи Ему.

Ведущий Райан Маккей, вы подходите к этому вопросу как ученый и психолог. Еще вы провели исследование католической вины. Что вы понимаете под этим?

Райан Маккей Меня заинтересовала идея того, что в некоторых традициях есть определенные ритуалы, функция которых состоит в том, чтобы очистить людей от их вины. Мне стало интересно, могут ли эти же ритуалы сделать людей лучше в обществе, более настроенными на взаимодействие с другими людьми. Интересно, что эти ритуалы пытаются воздействовать на человека, меняют его через чувство вины. Когда человек чувствует свою вину, он больше настроен на взаимодействие, становится более щедрым, как будто пытаясь восстановить тот моральный ущерб, который был нанесен его действиями. С точки зрения Церкви, это некий капитал, потому что чувство вины заставляет людей идти на уступки.

Ведущий Что это за такое понятие, католическое чувство вины? Гаррет, вам не слишком нравится это определение?

Гаррет Если «католическая вина» означает, что надо перестать стрелять в людей, потому что это является греховным, неправильным и преступным – да, это для меня понятное определение. Но если мы воспринимаем вину как некую паранойю, нет, я не признаю такое определение. Уверен, что наш доктор не это имеет в виду.

Райан Точно нет, не знаю, откуда вообще это слово взялось – паранойя.

Гаррет Ну это некая карикатура на католиков: мол, чувство вины только все усугубляет. Конечно, есть «плохое» чувство вины, но я бы отнес это к клинической паранойе.

Сара Вообще все эти разговоры о том, что верующие ходят в церковь, чтобы почувствовать свою вину, часто исходят от людей, которые не понимают, что такое церковь вообще. Главное, что исповедь и отпущение грехов должны давать чувство облегчения.

Бен Что такое отпущение грехов?

Сара Отпущение грехов состоит не в том, что священник дает кому-то прощение, это произнесение Божьего обетования. Если мы исповедуем свой грех, Бог верен и справедлив, и очищает нас от любой неправды – как говорит Библия, и это есть в тексте многих литургий. Люди должны чувствовать освобождение от тяжести вины, которая может оказывать негативное воздействие на их жизнь. По моему опыту, люди, которые приходят ко мне на частные беседы, чувствуют отягчение, так вот мотивацией для их действий становится благодарность в ответ на полученное чувство свободы.

Ведущий Бен, часто говорят, что в некоторых христианских традициях священники как будто специально побуждают чувство вины в людях, чтобы они увидели гигантскую пропасть между святостью Бога и своей жизнью. Как вы на это смотрите?

Бен Есть такой момент у священства, потому что это часть Божественной правды. Бог – всегда свят и праведен, и отправная точка отношений с Богом состоит в признании того, что нам нужен Христос, нам нужно прощение, нам нужен крест, чтобы оказаться с Богом. Это не то же самое, как думают некоторые люди, что надо ходить в церковь, чтобы облегчить свою совесть, избавиться от вины. Надо становиться частью сообщества верующих и частью живой Церкви. Важен этот аспект жизни, и он должен быть источником радости. Слишком фокусироваться на чувстве вины, возможно, не слишком правильный подход. Надо скорее выстраивать личные отношения с Богом. Когда мы приходим исповедовать свои грехи Богу, мы устанавливаем с ним персональную связь, это не абстрактное избавление от какой-то тяжести, а исповедание конкретного греха. Если Бог помогает нам избавиться от конкретных проблем в жизни, можно испытать большое облегчение и радость в том, чтобы снять груз с плеч перед Ним, и помнить, что этот грех Христос уже победил на кресте, полностью искупил его. Этим Христос обеспечил наше постоянное дело прощения, которое можно получать снова и снова.

Ведущий Как же быть с этой карикатурой, что исповедь – это пойти к священнику, произнести несколько фраз, получить прощение на словах и пойти снова делать то, что и раньше? Тебя как будто благословляют на то же самое. Конечно, вы скажите мне, что это неточное понимание…

Гаррет Это больше, чем недопонимание. Уверен, Райан скажет вам по результатам своего исследования, что такое представление никому не нужно. Католики ходят на исповедь не для того, чтобы услышать бормотание священника в конце и пойти делать то же самое. Это сильное упрощение того, как мы обретаем примирение с Богом. Исповедь – всегда встреча со Христом. И католическая, и православная церковь всегда понимали, что Христос исполняет через таинство исповеди Свое спасительное действие в конкретный момент времени. Если человек каждую неделю исповедуется в том, что он изменяет своему партнеру, вам придется в итоге ему сказать, что ему придется измениться. От человека в любом случае требуется радикальное желание измениться. Не просто такая попыточка, а настоящее, неподдельное стремление допустить в себе это изменение, развернуться ко Христу. Разрешить Его благодати тронуть наше сердце. Таинства – это не магия, и это важно пониманать. Следовательно, если вы не раскаиваетесь в грехах, отпущение грехов, данное священником, не действительно.

Ведущий Райан, в своих исследованиях вы изучаете, способна ли исповедь изменить поведение. Что скажите об этом?

Райан Да, в нашем исследовании мы обнаружили, что исповедь помогает человеку лучше чувствовать себя в обществе. Мы смогли напрямую измерить этот показатель, оценив желание человека жертвовать на церковь. Конечно, я никакой не богослов, даже не очень религиозный человек, но понятие таинства покаяния и примирения в католической традиции заключается в том, что таким образом верные католики освобождаются от грехов, снимают с себя чувство вины и примиряются с сообществом верующих. Я вовсе не хочу сказать, что католики ходят на исповедь только для того, чтобы потом вернуться к своей обычной жизни и снова грешить. Не хочу поддерживать подобные стереотипы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу

Другие книги автора