bannerbanner
Мифы об эволюции человека
Мифы об эволюции человека

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5
Резюме

Виды людей не оставались застывшими в веках. Природа работала легкими, незаметными штрихами, от поколения к поколению шлифуя свою «заготовку». Вы полагаете, что в семье Homo erectus в один прекрасный день родился маленький неандертальчик? Нет! Дети похожи на своих родителей. Однако спустя сотни тысяч лет, встретив далекого потомка эректуса, любой сказал бы: ну какой же это питекантроп? Это же типичный неандерталец!


Мифы об ученых

Так называемые литературные и научные круги в Англии позволяют в настоящее время протоплазме, происхождению видов и т. п. со священным трепетом убедить себя, что не бог создал вселенную. Я знал три поколения Дарвинов – деда, отца и сына, – все атеисты! Брат современного знаменитого натуралиста… рассказал мне, что в имуществе своего деда [т. е. Эразма Дарвина] он обнаружил печать с выгравированной на ней надписью: «Omnia ex conchis» [т. е. «Все – из раковин»]. Несколько месяцев назад я видел натуралиста; я сказал ему, что читал его «Происхождение видов» и другие сочинения и что он никоим образом не убедил меня в том, будто люди произошли от обезьян, но гораздо более преуспел убедить меня, что он и его так называемые научные собратья весьма близко привели современное поколение англичан к обезьянам. Прекрасный человек этот Дарвин и с добрыми намерениями, но с очень слабым интеллектом.

Томас Карлейль{39}

Впрочем, сам Дарвин был не лучшего мнения о Карлейле и в своей автобиографии отзывался о нем как о человеке, по складу своего ума «неспособном к научному исследованию»{40}…

С этой пикировки великих людей XIX в. мы начинаем разговор о мифах, которыми обрастают биографии патриархов науки. Это особая категория – мифы, бьющие не по науке, а по ее «жрецам». Доверие обывателей к науке зиждется подчас не столько на знаниях (которых, увы, на всех не хватает), сколько на авторитете ученых мужей, сформированном научной пропагандой. Как подорвать авторитет ученого? Есть способы, старые как мир. Поиграть с цитатами, посплетничать, пройтись по «малоизвестным сторонам биографии», немножко приврать. Классика демагогии, используемая мифотворцами по полной программе.


Миф № 13

Главная идея Чарльза Дарвина – что «человек произошел от обезьяны»

Именно за это Дарвина клеймили больше всего: выводили в образе обезьяны на злобных карикатурах, предавали анафеме в религиозных журнальчиках. Однако идея об обезьяньих предках человека принадлежит не Дарвину. Об этом почти ничего не говорится в его главной работе – книге «Происхождение видов путем естественного отбора», и вовсе не в этом заслуга великого натуралиста.

Мысль о том, что предком человека является древняя обезьяна, за полвека до Дарвина высказал другой отец биологии – Жан Батист Ламарк, автор первой законченной теории эволюции. В своей книге «Философия зоологии» в 1809 г. (год рождения Дарвина!) Ламарк пишет:

Допустим в самом деле, что какая-нибудь порода четвероруких – вернее всего, совершеннейшая из них – отвыкла в силу тех или других внешних условий или по какой-нибудь иной причине лазать по деревьям и цепляться за ветви задними конечностями наряду с передними; допустим далее, что особям такой предполагаемой породы приходилось в течение целого ряда поколений пользоваться задними конечностями только для ходьбы, не употребляя на это передних. Несомненно, в этом случае – согласно с приведенными наблюдениями в предшествующей главе – наши четверорукие обратятся в конце концов в двуруких и большие пальцы на их задних конечностях перестанут противопоставляться остальным, так как эти конечности стали служить им только для ходьбы.

Допустим далее, что данные особи, побуждаемые потребностью господствовать и видеть вдаль и вширь, употребят усилия стоять на одних задних конечностях и будут неуклонно придерживаться этой привычки из поколения в поколение; несомненно, их задние конечности мало-помалу примут строение, необходимое для поддержания тела в приподнятом положении, и получат икры; тогда одновременное пользование при ходьбе задними и передними конечностями будет для наших особей очень затруднено.

Ламарк Ж. Б. Философия зоологии, т. 1.{41}

Впрочем, на поразительное сходство человека и человекообразных обезьян обращали внимание еще античные мыслители – например, Аристотель, писавший в IV в. до н. э.: «Некоторые животные обладают свойствами человека и четвероногих, как, например, пификос, кебос и кинокефалос…»{42}. Пификос, или питекос, – бесхвостая обезьяна, кебос – мартышка, кинокефалос – «псоглавец» – возможно, павиан.

Дарвин же впервые предложил внятный и обоснованный механизм эволюционных изменений. В книге «Происхождение видов» эволюция объясняется просто и убедительно. Виды изменчивы, каждая особь чем-то отличается от других представителей вида. Ресурсов – пищи и половых партнеров – на всех не хватает. Возникает естественный отбор: более удачные экземпляры выживают и размножаются, неудачные – отбраковываются, вымываются из популяции хищниками, болезнями, конкурентами за пищу. Таким образом, вид меняется; возникают новые формы.

Как уже говорилось выше, в «Происхождении видов» автор не касается темы происхождения человека. Дипломатичный и осторожный Дарвин прекрасно понимал, что подступил вплотную к очень щекотливой теме. Хватит уже того, что он покусился на идею творения всего живого. Если бы Дарвин сразу «рубанул с плеча», современники могли поступить с его теорией так же, как в свое время с идеями Ламарка, – счесть очередным сумасбродством, предать анафеме или просто проигнорировать.

Дарвин, представьте себе, щадил религиозные чувства людей своей эпохи! Потому говорил об эволюции на примере голубей, вьюрков, черепах, медведей, пчел и цветковых растений… Но деликатно умолчал о венце творения – человеке.

Резюме

Отсутствие в наиболее известной книге Дарвина высказываний о человеческой природе послужило почвой для следующего мифа.

Миф № 14

Чарльз Дарвин нигде не утверждал, что «человек произошел от обезьяны»!

«Дарвин был, между прочим, человеком глубоко верующим, получил духовное образование, и даже в „Происхождении видов“ есть абзац, восславляющий Творца. А крамольную мысль об обезьяночеловеках ему приписали злобные атеисты».

Как часто бывает в «городских легендах», в предыдущем высказывании правда переплелась с вымыслом. Давайте отделим одно от другого. Чарльз Дарвин действительно закончил духовное учебное заведение – колледж Христа в Кембриджском университете. Но, увлекшись естествознанием, предпочел накатанной дороге служителя церкви тернистый путь исследователя-первопроходца. И разумеется, эволюционные взгляды не снизошли на Дарвина внезапно в результате откровения, а формировались в течение многих лет наблюдений за явлениями природы, опытов, сомнений.

В своем знаменитом «Путешествии на корабле „Бигль“»{43} (в первом издании 1839 г.) Дарвин еще позволял себе высказывания о «животных, каждое из которых получило при сотворении особого рода организацию» (курсив мой. – Авт.). Дневники Дарвина дают отчетливую картину эволюции его взглядов и убеждений. Впрочем, в наши цели не входит анализ биографии Дарвина. Принципиально здесь следующее: да, «Происхождение видов» – не об истоках человеческого рода. Этому вопросу Дарвин целиком посвятил другую книгу, которая так и озаглавлена – «Происхождение человека и половой отбор»{44}. В этой книге, вышедшей в 1871 г., автор пишет прямым текстом:

Если допустить, что человекообразные обезьяны образуют естественную подгруппу, то, зная, что человек сходен с ними не только во всех тех признаках, которые общи ему с целою группою узконосых, но и в других особенных признаках, каково отсутствие хвоста и седалищных мозолей, а также, вообще, по внешности, – зная это, мы можем заключить, что человечеству было дано начало некоторым древним членом человекообразной подгруппы. Мало вероятия, чтобы один член какой-либо из других низших подгрупп мог посредством аналогичных изменений дать начало человекообразному существу, сходному в столь многих отношениях с человекообразными обезьянами. Нет сомнения, человек пережил громадное количество видоизменений, сравнительно с большинством своих родичей, как видно из значительного развития его мозга и вертикального положения. Тем не менее мы должны помнить, что он представляет лишь одну из нескольких исключительных форм «приматов». […]

В классе млекопитающих не трудно представить себе ступени, ведущие от древних птицезверей к древним сумчатым и от этих – к древним предкам живородящих млекопитающих. Мы можем подняться таким образом до лемурных, а от последних уже не велик промежуток до обезьян. Обезьяны разделились с течением времени на две большие ветви: обезьян Нового и Старого Света. От последних же произошел в отдаленный период времени человек, чудо и слава мира.

Видимо, после триумфа «Происхождения видов» автор счел, что время пришло. И опять оказался прав, обозначив и ближайшего родственника человека – шимпанзе, и наиболее вероятную нашу прародину – Африканский континент.

Впрочем, к этому моменту о происхождении человека от обезьяны уже открыто говорили и писали другие ученые. Например, более решительный соратник Дарвина Томас Гексли издал в 1863 г. книгу «Место человека в природе», целиком посвященную нашему родству с человекообразными обезьянами. Годом ранее, готовясь к циклу просветительских лекций, Гексли писал жене о своих слушателях: «К пятнице каждый из них вполне проникнется сознанием того, что он обезьяна»{45}.

Резюме

Миф № 15

Главная идея Дарвина – что бога нет…

Религиозные консерваторы часто представляют Дарвина (наряду с Ницше, Фрейдом и прочими «еретиками») этаким идолом атеизма, пропагандистом вседозволенности и принципа «кто сильнее – тот и прав». Дескать, «масон и безбожник» Дарвин написал свою книгу в противовес Библии, стремясь низвергнуть христианские ценности, заставить людей «забыть о Всевышнем отце и сделать своим прародителем мерзкую обезьяну».

Однако при знакомстве с трудами и биографией великого натуралиста вырисовывается другая картина. Приступая к работе над книгой, Дарвин меньше всего хотел покушаться на религию. Впрочем, и позже он не собирался вступать в борьбу с Церковью. Чарльз Дарвин был не философом, а естествоиспытателем, а по характеру – осторожным и деликатным человеком, к тому же женатым на весьма набожной женщине. В книгах он избегал метафизики и отвлеченных рассуждений, справедливо понимая, что в научном труде место – фактам и их интерпретациям, а не фантазиям. А в конец второго издания «Происхождения видов»{46} действительно вставил панегирик мудрости Творца, первоначально вдохнувшего жизнь «в одну или ограниченное число форм»…

Только в своей автобиографии, написанной незадолго до смерти, Дарвин откровенно рассказал о своих взглядах на религию.

Чарльз Дарвин, пытливый наблюдатель и экспериментатор, собрал огромное количество фактов, которые надо было как-то объяснить! И он дал свое объяснение, которое свело множество данных воедино и придало им новый, неожиданный смысл. Стремление проникнуть в тайны природы, выявить ранее сокрытые от человеческого разума закономерности, а отнюдь не желание сокрушить авторитеты и традиции двигало Дарвином в течение всего его жизненного пути. Во многом из боязни, что современники не поймут его идей, воспримут их неправильно, долгие годы он медлил с изданием главной работы своей жизни (от написания первой версии до выхода книги в свет прошло 17 лет).

Интересно, что некоторые представители Церкви сразу же после выхода «Происхождения видов» стали искать пути примирения новой теории и религиозной картины мира. Ищут и по сей день… XX в. ознаменовался рядом громких «обезьяньих процессов» – и Россия отметилась в этом сомнительном списке в 2008-м. Итак, на одном полюсе – судебные разбирательства об «оскорблении чувств» (заметим, далеко не всегда инспирированные Церковью; в народе и без того хватает «энтузиастов»). На другом – заявление папы римского Пия XII о том, что между теорией эволюции и религиозной верой нет никакого противоречия. Сказано в 1950 г. Существование теистического эволюционизма как респектабельного направления в религиозной философии – свидетельство того, что можно быть верующим человеком и при этом спокойно принимать идеи Дарвина.

Впрочем, мифотворцы от религии, которые желают быть святее папы римского, воюют с дарвинизмом уже полтора века и, вероятно, не уймутся еще лет 200.

Резюме

Миф № 16

Чарльз Дарвин в конце жизни «отрекся от своей теории»

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Библиография

1

Соколов А. 13 Мифов об эволюции человека. (ссылка)

2

Тэффи. Древняя история // Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». – Л.: Советский писатель, 1990.

3

Роуз С. Православный взгляд на эволюцию. – СПб.: Светословъ, 1997.

4

Невзоров А. (ссылка)

5

Arsuaga J. L. et al. Neandertal roots: Cranial and chronological evidence from Sima de los Huesos // Science. 2014. Vol. 344. № 6190. P. 1358–1363.

6

Авиезер Н. Вера в эпоху науки. (ссылка)

7

Гремяцкий М. Происхождение человека. – М.–Л.: Госиздат, 1925. С. 84–85.

8

Милькович Н. Жизнь и история Земли. – М.–Л.: Госиздат, 1928. С. 44.

9

Павлова М. В. Палеозоология. Ч. 2. Позвоночные. – М.–Л.: Госиздат, 1929. С. 229.

10

Вебер М. Приматы. – М.: Биомедгиз, 1936. С. 244, 246.

11

Бунак В. В., Нестурх М. Ф., Рогинский Я. Я. Антропология. Краткий курс. – М.: Изд-во Наркомзема, 1941. С. 104.

12

Гржимек Б. Австралийские этюды. – М.: Мысль, 1971. С. 64–65.

13

Матвеева Г. Американский голиаф // Хочу все знать/Сост. А. Н. Томилин. – Л.: Детская литература, 1975. С. 277–281.

14

Сибрук В., Вуд Р. Современный чародей физической лаборатории. – М.: ОГИЗ, Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1946.

15

Моррис Г. Библейские основания современной науки. – СПб.: Библия для всех, 1995. С. 390.

16

Darwin C. The Descent of Man, Murray, 1913, p. 279.

17

Keith А. A New Theory of Human Evolution by Sir Arthur Keith. London: Watts & Co., 1948, p. 206.

18

Харитонов В. Грань между человеком и животным: история вопроса. (ссылка).

19

Текст этой главы был впервые опубликован здесь: (ссылка).

20

Хрисанфова Е. Н., Перевозчиков И. В. Антропология. – М.: Высшая школа, 2002.

21

Ламберт Д. Доисторический человек. – Л.: Недра, 1991.

22

Твен М. Две краткие лекции по науке палеонтологии // Наука и жизнь. 1969. № 4. С. 126–130.

23

Моррис Г. Библейские основания современной науки. – СПб.: Библия для всех, 1995. С. 250–251.

24

Моррис Г. Библейские основания современной науки. – СПб.: Библия для всех, 1995. С 254.

25

Roberts R. et al. Luminescence dating of rock art and past environments using mud-wasp nests in northern Australia // Nature. 1997. Vol. 387. P. 696–699.

26

Вагнер Г. А. Научные методы датирования в геологии, археологии и истории. – М.: Техносфера, 2006.

27

Джохансон Д., Иди М. Люси: истоки рода человеческого. – М.: Мир, 1984.

28

Arsuaga J. L. et al. Neandertal roots: Cranial and chronological evidence from Sima de los Huesos // Science. 2014. Vol. 344. № 6190. P. 1358–1363.

29

Kuzmin Y. Radiocarbon and Old World archaeology: shaping a chronological framework // Radiocarbon. 2009. V. 51 № 1. P. 149–172.

30

Damon P. E., Donahue D. J., Gore B. H. et al. Radiocarbon dating of the Shroud of Turin // Nature. 1989. V. 337. № 6208. P. 611–615.

31

О радиоуглеродном методе датирования. Интервью с Булатом Хасановым. Часть 1. (ссылка).

32

Taylor R. E., Berger R. 1980. The date of ‘Noah’s Ark’//Antiquity 54 (210): 34–36.

33

Kretschmer W., von Grundherr K., Kritzler K. et al. The mystery of the Persian mummy: original or fake?//Nuclear Instruments and Methods in Physics Research. Section B. 2004. V. 223–224. P. 672–675.

34

Кузьмин Я. Радиоуглеродный метод и его применение в современной науке. (ссылка).

35

Hailer F., Kutschera V. E., Hallström B. M., Klassert D., Fain S. R., Leonard J. A., Arnason U., Janke A. Nuclear Genomic Sequences Reveal that Polar Bears Are an Old and Distinct Bear Lineage//Science. 2012. V. 336. P. 344–347.

36

Кондратов А. Динозавров ищите в глубинах. – Л.: Гидрометеоиздат, 1985.

37

Дойл А. Затерянный мир. – М.: АСТ, 2005.

38

Невзоров А. Происхождение личности и интеллекта человека. – СПб.: Анатомия и физиология, 2012. С. 176–177.

39

Цитируется по: Соболь С. Л. Новые материалы к биографии Ч. Дарвина. В книге: Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера. М.: Издательство Академии наук СССР, 1957. С. 27.

40

Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера. М.:Издательство Академии наук СССР, 1957. С. 121–122.

41

Ламарк Ж. Б. Философия зоологии. Т. 1. – М.: Госбиомедиздат, 1933. С. 272–273.

42

Aristotle. Historia Animalium. Oxford: Clarendon Press, 1910. Vol. 4, p. 7. Цит. по: Фридман Э. П. Приматы. М.: Наука, 1979. С. 8.

43

Дарвин Ч. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». – М.: Географгиз, 1953. С. 547.

44

Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. – М.: Терра-Книжный клуб, 2009.

45

Ирвин У. Дарвин и Гексли. – М.: Молодая гвардия, 1973. С. 170.

46

Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. В 2 кн. – М.: Книжный клуб «Книговек», 2014.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5