Полная версия
Крестовые походы. Священные войны Средневековья
Когда Килич-Арслан и его люди после ужасной бойни ушли и увели своих германских пленных, новости о побоище достигли лагеря Петра. Дух людей существенно ослаб из-за поражения их товарищей. Они стали совещаться друг с другом, чтобы решить, выступать ли немедленно и мстить за своих товарищей или подождать Петра, который незадолго до этого отправился к императору в Константинополь, где хотел обеспечить лучшие торговые условия для своих людей.
В процессе совещаний Вальтер Голяк был против начала похода, призванного отомстить за братьев, пока ситуация не прояснится. И, по его мнению, следовало дождаться Петра и действовать, как он скажет. Петр, однако, не смог добиться разрешения императора вернуться.
На восьмой день тысяча турецких солдат, люди чрезвычайно искусные в военном деле, вышли из Никеи. Они прошли через города на холмах и деревни, желая выяснить все про награбленное франками добро. Эти турки поставили себе задачу обезглавить как можно больше крестоносцев, которые скитались по окрестностям группами по десять – пятнадцать человек. Когда до лагеря Петра дошло известие, что турки совсем рядом и убивают христиан, люди отказались верить, что турки забрались так далеко от Никеи. Однако некоторые христиане посоветовали начать преследование турок, если они обнаружатся в непосредственной видимости.
А тем временем, когда правда стала известна, среди людей начались волнения. Пехотинцы призвали Вальтера Голяка и других командиров армии Петра. Они спросили своих командиров, должны ли они мстить за неслыханную дерзость турок, но командиры запретили любые нападения до совещания с Петром после его возвращения. Глава пехотинцев Жоффруа Бюрель выслушал их ответы и затем сказал, что робкие солдаты едва ли ценятся в бою больше, чем храбрые рыцари. Он произнес грубую речь, в которой повторил свои обвинения и упрекнул командиров, которые запрещают войскам преследовать турок и отомстить за своих братьев. С другой стороны, командиры больше не могли выносить обвинения и оскорбления Годфрида и своих товарищей. Подстрекаемые яростью и негодованием, командиры согласились выступить против турок, какую бы цену за это ни пришлось заплатить. Люди не медлили. Всей кавалерии и пехоте в лагере был отдан приказ приготовиться на рассвете четвертого дня[30]. Затем прозвучал сигнал приготовиться к бою. Только недужные и те, у кого не было оружия, остались в лагере, а также женщины. 25 тысяч вооруженных пехотинцев и 5 тысяч рыцарей в броне собрались и двинулись к городу Никея, чтобы отомстить за своих братьев, вызвав Килич-Арслана и его турецких воинов на бой. Армия разделилась на шесть подразделений, и знаменосцы шагали на левом и правом флангах группы. Петр все еще отсутствовал, и его желания были неизвестны.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Летописец из Нидеральтайха записал эти события в 1065 году, хотя пилигримы отправились в путешествие в ноябре 1064 года.
2
Другой летописец оценивает число паломников иначе – 7 тысяч. Средневековые оценки больших чисел были крайне неточными, и сегодня с полной уверенностью о количестве паломников можно сказать только одно: их было очень много.
3
Король римлян – титул, принимаемый средневековыми германскими императорами до своей официальной коронации папой в качестве императора Священной Римской империи.
4
Юзесы – византийское название свирепых турок-огузов, 600 тысяч которых, по имеющимся сведениям, проникли в балканские провинции Византии в 1065 году.
5
25 марта 1065 года.
6
Другой современный летописец указывает, что инцидент произошел около третьего часа дня. Если пользоваться нашей системой расчета времени, нападение, вероятнее всего, произошло между 6:30 и 8:00.
7
До этого паломники путешествовали безоружными.
8
27 марта 1065 года.
9
Иначе говоря, в девятом часу римского дня, то есть в середине дня.
10
Куфия – ниспадающий складками арабский головной убор.
11
Аль-Мустансир, халиф Каира из династии Фатимидов.
12
Псалом 131: 1.
13
Первое послание Иоанна, 3: 16.
14
Послание к римлянам, 8: 23.
15
Германский король и император Генрих IV, которому вскоре предстояло стать ярым противником Григория в борьбе между империей и папством.
16
Ссылка на разногласие «филилокве» (Filioque – и от Сына). Западная церковь учит, что Святой Дух исходит от Отца и Сына, а церковь Востока считает, что Дух исходит только от Отца.
17
Если эти цифры разделить на десять или пятнадцать, вероятно, они будут более точно отражать численность совета.
18
То есть турки-сельджуки, которые захватили Багдадский халифат.
19
Папа имеет в виду, что священнослужители, которые отправятся в Крестовый поход без благословления своих епископов, не получат индульгенцию, которая будет им дана с благословением.
20
«Конфитеор» – покаянная молитва, читаемая в Римско-католической церкви в начале мессы и в ряде других случаев. Молящиеся троекратно бьют себя в грудь в знак покаяния. (Примеч. пер.)
21
Альберт Ахенский. Иерусалимская история.
22
Приведенная Альбертом Ахенским дата, безусловно, не верна. Одни современные авторы считают, что это произошло 8 мая, другие – 21 мая.
23
Имеется в виду Кальман I Книжник, славянский вариант имени – Коломан. (Примеч. пер.)
24
Рансиман предполагает, что Гуз (Guz) это на самом деле огуз (Ghuzz или Oghuzz).
25
Цифра, данная Альбертом Ахенским, почти наверняка является сильно преувеличенной. В Средние века существовали определенные трудности с точным определением больших количеств.
26
Альберт Ахенский. Иерусалимская история.
27
Сельджукского султана Килич-Арслана ибн-Сулеймана иногда называли Сулейманом II. В дальнейшем в этой книге он будет называться Килич-Арсланом.
28
Хорасан – Северо-Восточная Персия. Хронисты Крестовых походов используют этот термин без разбора для обозначения почти любого района, занятого турками.
29
29 сентября 1096 года.
30
21 октября 1096 года.
1
Отношения между Византией и папством в тот период были сложными и часто приводящими в замешательство. «Раскол» 1054 года рассматривается большинством современных писателей как значительно менее выраженный и решительный разрыв между Римом и Константинополем, чем считалось в прошлом. Определенно узы между церквами Востока и Запада в 1095 году были тонкими, но практически нет причин верить, что Алексей и Урбан II считали друг друга безнадежными или необратимыми еретиками.
2
Речь папы Урбана II на Клермонском соборе излагается несколькими современными авторами. Из них только Роберт Монах (Роберт Реймсский) определенно заявляет, что он присутствовал среди слушателей, хотя, конечно, можно предположить, что остальные присутствовали тоже. Далее приведен текст в изложении Роберта Реймсского.
3
Во Франции папа в основном занимался рутинными административными делами. Семьдесят пять писем, написанных им за восемь месяцев после Клермонского собора, главным образом касаются подтверждения даров монастырям, освящения церквей, присуждения наград и разбора дел, направленных ему как главному арбитру церковного суда.
4
Самый важный источник информации о Крестьянском крестовом походе – труд его хрониста Альберта Ахенского «Иерусалимская история». Пять экспедиций, составлявших этот поход: 1) группа, возглавляемая лично Петром Пустынником; 2) группа, возглавляемая Вальтером Голяком; 3) отряд, возглавляемый неким Фульком. Он ответственен за антисемитские бунты и убийства в Магдебурге и Праге. Это была группа крестоносцев, уничтоженная венграми в Нитре в конце июня 1096 года; 4) группа, возглавляемая неким Готтшалком, которая также была уничтожена венграми; 5) экспедиция, возглавляемая графом Эмихо из Лейнингена. Она была ответственна за массовые убийства евреев в Шпайере, Вормсе, Майнце, Кельне и Трире. Она рассеялась во время неудачной попытки прорваться через венгерскую границу, но некоторые ее члены впоследствии присоединились к другим группам крестоносцев и впоследствии достигли Святой земли.
5
В полном соответствии с трудами Вильгельма Тирского большинство историков вплоть до последних десятилетий XIX века приписывали Петру Пустыннику роль вдохновителя всего движения крестоносцев. И только ряд исторических произведений, увидевших свет в самом конце XIX века, уменьшили роль Петра до надлежащих размеров.