Полная версия
Мифы русского народа. Сказки о персонажах русских мифов, преданий и легенд от А до Я
Георгий Маркович Науменко
Мифы русского народа. Сказки о персонажах русских мифов, преданий и легенд от А до Я
© Науменко Г. М., 2019
© Оригинал-макет, ООО Издательство «Родничок», 2019
© ООО «Издательство АСТ», 2019
* * *А
Алконост
Чудесная птица, жительница Ирия – мифологического славянского рая. Лик у неё женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь.
На море-океане, на острове Буяне, в саду царском, на дереве райском сидит чудесная птица Алконо́ст. Лик у неё женский, красоты небесной. Голос у птицы сладок, когда воспевает, нежностью пленяет, радостью и счастьем наполняет. Кто слушает песню, всё на свете забывает.
Алконоста услышал Злодеище-Лиходеище. Думает: «Пусть птица только мне воспевает, своим нежным голосом пленяет». Решил чудесную птицу поймать и в своём саду к дереву приковать. Поймал Злодеище-Лиходеище Алконоста и увёз к себе домой.
На землю богиня Лада прилетела лебедицей. Увидала цепью прикованного к дереву Алконоста. Услышала мольбы о помощи. Велела покровительнице цветов Луговице найти одолень-траву и освободить чудесную птицу.
Луговица пообещала исполнить поручение.
Из светлого заоблачного царства по радуге сошла на землю Луговица. Сотканная из утренних лучей и цветочной пыльцы принялась прозрачным облачком порхать над полем. Пролетает она над цветком, любуется им и тут же даёт ему название. От её крыльев веет лёгкий ветерок. Коснулся он круглой пушистой головки одного цветка – и полетели по воздуху белые пушинки, словно снежинки.
– Какой чувствительный цветок, – удивилась Луговица. – Ты будешь называться «одуванчик».
Она устала порхать над полем и прилегла на траву-мураву. Неожиданно почувствовала ласковое прикосновение к себе какого-то цветка. Увидела нежные бархатные соцветия. Они были похожи на кошачьи лапки. Луговица промолвила:
– Ты, розоватый цветок в густой щитовидной метёлке, будешь теперь называться «кошачья лапка».
Луговица задремала. Разбудил её своим звонким голосом какой-то цветок. На тонком ветвистом стебельке, на голубом венчике сидел мотылёк и раскачивал его из стороны в сторону, а цветок так заливисто, звонко смеялся, что Луговица сказала:
– Назову тебя «колокольчик». Только он имеет такой звонкий серебристый голос.
Всем цветам Луговица дала имена, никого не обидела. Уже собралась вернуться по радуге на небо. Вдруг слышит за спиной слабый голосок:
– Не забудь меня, Луговица! Дай мне какое-нибудь имя!
Оглянулась она и никого не увидела. Стала уходить. Чуть слышный голосок повторил:
– Не забудь меня! Не забудь меня!
И тут только Луговица заметила в разнотравье, в луговом цветном узо́рочье, голубую капельку, словно бусинку. Маленький голубой цветок просил: «Не забудь!»
– Хорошо, – сказала Луговица, – будь «незабудка»!
Только Луговица произнесла это слово, как вспомнила, что она пришла на землю отыскать одолень-траву. Нашла она пучок этой травы, вырвала из земли и бросила в ручей. Поплыла одолень-трава вместе с ручьём. Потом попала в реку. Принесла река одолень-траву в бурный горный поток. Дух лёгкого ветерка Догода подхватил одолень-траву и принёс к Злодеищу-Лиходеищу в сад. Прикоснулся Догода волшебной травой к цепи, и она словно нитка порвалась. Освободилась чудесная птица Алконост. Взмахнула крыльями, поднялась выше леса стоячего под облака ходячие и улетела. Впереди была свобода.
Амбарник
Добрый дух, охраняющий в амбаре[1] зерновой хлеб и муку от мышей и не пускающий нечистую силу.
Лихоман семь лет в глубокой норе лежал, в чёрной дыре не спал, глаз не смыкал. Сырость вдыхал, гнильё-плесень жевал – силу набирал. Потом встал, на белый свет вылезал.
Идёт-бредёт Лихоман по сырым борам. Из густой чащи кричит Леший:
– Кто тут ходит пеший?
Путник отвечает:
Иду я, Лихоман,Драчун и буян.Подойду тихо,Напущу лихо.Испугался Леший. Спрятался в бурелом под ракитовым кустом.
Лихоман пробирается через гнилое болото. Из трясины кричит Болотник:
– Кто крадётся как разбойник?
Путник отвечает:
Иду я, Лихоман,Драчун и буян.Подойду тихо,Напущу лихо.Испугался Болотник. Спрятался под кочку и просидел всю ночку.
Лихоман идёт через поле. Перевалил через горку. Пришёл к реке. Стал переходить вброд, где воды по самый рот. Из омута кричит Водяной:
– Кто тут ходит босой?
Путник отвечает:
Иду я, Лихоман,Драчун и буян.Подойду тихо,Напущу лихо.Испугался Водяной. Спрятался под корягу, просидел три дня кряду.
Лихоман пришёл в селение. Хочет к людям в дома пробраться, лихим делом заняться.
Укрылся от белого дня в амбаре. Затаился, дожидается ночи. Увидел его в щель старый дух – Амба́рник. Заскрипел, закряхтел, обернулся житным снопом. Спрашивает:
– Зачем пришёл, непрошеный гость – одна кожа да кость?
А тот отвечает:
Я – страшный Лихоман,Принёс с болезнями дурман.Подойду тихонечко,Напущу легонечко.Станут люди умирать,А я души собирать.Разозлился Амбарник, думает: «Станут люди умирать, некому будет в амбаре зерно держать». Надумал Амбарник злодея прогнать, принялся к себе помощников призывать:
– Приходите, серпы[2]!
Отказались серпы:
– Мы жнём в поле от зари и до зари.
– Приходите, косы!
Отказались косы:
– Мы косим на лугах покосы.
– Приходите, цепы[3]!
Отказались цепы:
– Мы в овине[4] молотим снопы.
– Приходите, вилы!
Отказались вилы:
– Мы сено в стог сгребали и потеряли силу.
– Приходи, кочерга!
Отказалась кочерга:
– Я в печи вся раскалилась от огня, и у меня заболела нога.
– Приходите, ухваты!
Отказались ухваты:
– Мы таскаем чугуны и не пойдём из хаты.
– Приходите, топоры!
Отказались топоры:
– Рубим мы в лесу стволы.
– Приходите, колья!
Отвечают колья спросонья:
– Надоело нам плетень подпирать изо дня в день. На дело мы пойдём и злодея побьём!
Колья вылезли из плетня. Набросились на непрошеного гостя. Лихоман заворчал, его колья били по плечам.
Побежал он по тропинке, а его колья – по спинке. Полез по грядкам, его били по пяткам. Забрался под пень, его колья колотили целый день.
Вырвался Лихоман и подальше в глухой лес убежал. Спрятался в бурьян. Больше в селение не приходил и людей болезнями не морил.
Анчутка
Маленький чертёнок с короткими кривыми рожками и с длинным, закрученным в петлю хвостом. Живёт то в воздухе, то в воде и мгновенно отзывается на упоминание своего имени.
Мальчик идёт по улице. Вдруг дорогу перебегает чёрная кошка. Мальчик не свернул с пути, пошёл дальше. Наступил на камень, споткнулся и сказал:
– Фу-ты чёрт!
– Я здесь! Ты звал меня? – послышался голос.
Мальчик поглядел вокруг. Рядом нет никого. Спрашивает:
– Кто со мной говорит?
– Это я, Анчу́тка!
– А где ты? Я тебя не вижу.
– Я на заборе.
Мальчик посмотрел на забор. И увидел чёртика, нарисованного угольком. Стал смеяться, тыкать в чёртика пальцем. А потом стал стирать его рукой. Чёртик закричал:
– Не стирай меня! Пожалеешь! Ну, берегись!
Мальчик пошёл дальше. Видит – впереди глубокая яма. Разбежался и прыгнул через неё. Не перескочил, упал в яму. Вот вниз летит, летит, падает, падает. Думает: «Когда же дно будет?» Забегали чёртики перед глазами. Закричали:
– Ага! Гость в пекло к нам пожаловал!
Мальчик страшно испугался. Один чёртик подскочил и говорит:
– Будет кого в горячую смолу опускать!
Другой чёртик сказал:
– Будет с кого кожу сдирать!
А третий:
– Будет кого в огне на сковороде поджаривать!
Вдруг подскочил чёртик, вымазанный угольком, ущипнул мальчика и кричит:
– Пришёл Анчутка! Будет жутко! Отдайте его мне! Я ему пинка дам!
И чёртик пнул мальчика, да так сильно, что он полетел обратно наверх. Вылетел из ямы и плюхнулся у забора на землю. Смотрит – нарисованный угольком чёртик на заборе улыбается. Испугался мальчик, вскочил на ноги и скорей домой побежал.
Аука
Дух леса. Живёт зимой в избушке, проконопаченной золотым мхом, а летом, прячась от жарких лучей солнца, забирается в сырую яму. Любит морочить голову человеку в летнем лесу – отзываться сразу со всех сторон. Того и гляди заведёт в глушь или бурелом.
Девочка и мальчик пришли в лес. Стали ягоды собирать. Набрала девочка полное лукошко[5] морошки, уморилась. Села она на опушке под деревом и говорит мальчику:
– Гляди, далеко за ягодами не уходи, на мой голос откликайся.
Мальчик ягоды рвёт, одну ягодку в лукошко кладёт, а две другие – в роток да в роток. Зашёл за бугорок, потом за кусток, за пенёк. Девочка его зовёт:
– Ау!
И мальчик в ответ:
– Ау!
Вдруг в овражище, в сырой ямище, под листьём-прутьём, под хворостом Ау́ка пробудился, зашевелился. Вылез на белый свет. Аука маленький, пузатенький, с надутыми щеками, зелёными глазами, уши как два лопуха, борода из мха. На медвежью лапу Аука опирается и ругается:
– Кто-кто мне спать не даёт? Кто-кто в моём лесу аукает – меня зовёт?
Аука пошёл на голос. Увидел мальчика. Надумал его в чащобище-буреломище заманить и убить.
Надул Аука щёки, как мехи, губы трубочкой сложил – загудел-завыл. Поднял по земле хороводом листву – тропинки-дорожки закрыл, по полянам туман напустил, по лесу эхо пустил.
Мальчик по лесу идёт, ягоды рвёт. Где услышит голос, что аукает-зовёт, – туда и идёт. А это Аука его к себе ведёт, эхом откликается. Зашёл мальчик в такое место, откуда самому и не выбраться.
Сорока летит и говорит:
– Мальчик, берегись! За тобой Аука идёт, голос подаёт. В чащобищу, в буреломище заведёт и убьёт. Остановись, прижми ухо к земле.
Мальчик не послушал сороку и дальше пошёл.
Старая сосна стоит, листьём-витьём шумит и говорит:
– Мальчик, берегись! За тобой Аука идёт, голос подаёт. В чащобищу, в буреломище заведёт и убьёт. Остановись, прижми ухо к земле.
Мальчик не послушал и дальше пошёл.
Ручей бежит, плещется, звенит и говорит:
– Мальчик, берегись! За тобой Аука идёт, голос подаёт. В чащобищу, в буреломище тебя заведёт и убьёт. Остановись, прижми ухо к земле.
Мальчик послушал ручей и прижал ухо к земле. Слышит, как девочка его аукает-зовёт. И пошёл на её голос. На опушке под деревом нашёл девочку. Взялись они за руки и из леса домой побежали.
Ахоха
Сказочное существо, безобидное и очень пугливое, живёт в гороховом стручке.
Вылез из гороха коротышка Ахо́ха. Ростом со стручок, голова с кулачок, с чёрными глазами, с зелёными усами. Подумал Ахоха, что ему жить в горохе плохо. Хочет идти другое место искать и себя показать. Пошёл по меже[6]. Увидал его Межевичок, спрашивает:
– Куда идёшь, Ахоха?
– Ухожу из гороха.
– Берегись, Ахоха! Не ходи далёко!
Не послушался коротышка. Пришёл к краю поля. Увидал его Полевичок, спрашивает:
– Куда идёшь, Ахоха?
– Ухожу из гороха.
– Берегись, Ахоха! Не ходи далёко!
Не послушался коротышка. Пошёл дальше. На пути чучело гороховое стоит, кричит:
– Эй, Ахоха, не уходи из гороха. Вокруг враги, себя побереги!
Не послушался Ахоха, сделал один шаг из гороха. Вдруг из дуплища прилетела совища, выпучила глазищи, крыльями захлопала, ушками задёргала. Увидал Ахоха – у совы крючочком нос – и от страха в землю врос. Боится дальше идти: стоит враг на пути. Говорит Ахоха:
– Останусь-ка в горохе, тут жить не плохо. Буду на меже сидеть, в стручок дудеть, с Межевичком играть, по земле горошину катать.
Ахоха повернулся, жить в горох вернулся.
Б
Баба Яга
В славянской мифологии лесная старуха-волшебница, хозяйка диких зверей. В русских сказках более позднего времени у неё одна нога – костяная; она живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», летает в ступе, заметая след помелом, и похищает детей.
Жили старик и старуха. Не было у них детей. Однажды пошли они в огород. Пришли в горох. Стали его щипать. Нашли большой стручок. Принесли его домой. Разломили. В гороховом стручке – маленький мальчик. Головка у него с вершок[7], а сам он – с локоток.
Стал мальчик жить у старика и старухи. Вырос всего на один ноготок, так и остался маленьким. Прозвали его Заморышек. Утром и днём он старику и старухе по хозяйству помогает, а вечером в игрушки играет.
Заморышек сделал себе новую игрушку – стрелку и лучок. Натянул тетиву и выпустил стрелу. Полетела она далеко. Упала в лесу.
Пошёл Заморышек её искать и заблудился. Забрёл в глухую чащу. Вдруг видит, стоит на опушке косая избушка. «Дай-ка, – думает, – зайду, у хозяина дорогу домой спрошу».
Заморышек зашёл в избушку. Посреди неё Баба Яга на лавке лежит. У неё нос в потолок врос. Увидала Баба Яга гостя и говорит:
– Мальчик хорошенький, добренький! Возьми на столе ножичек. Залезь ко мне на нос. Пока я спала, он в потолок врос. Ты потолок поскобли и мой нос освободи.
Пожалел Заморышек старуху. Взял со стола ножичек. Забрался к ней на нос, на самый его конец. Поскоблил потолок. Освободил нос. Обрадовалась Баба Яга. На лавку села и говорит:
– Ох, я три дня уже не ела, очень кушать захотела. Садись, мальчик, на сковородку. Я тебя поджарю и съем.
Заморышек испугался и с носа не слезает. Баба Яга принялась длинным носом трясти. Заморышек не падает с него. Хочет рукой смахнуть, да не может до него дотянуться – такой длинный нос у неё. Решила мальчика в реке утопить. Вышла из избушки. Пришла к реке. Сунула нос в воду. Заморышек стал тонуть. Видит, плывёт рыба налим. У него хвост плоский, как блин. Заморышек за него руками ухватился. С рыбой уплыл. Выбрался из реки на другом берегу. Пошёл дорогу домой искать.
* * *Один мальчик пас в степи овец. Вдруг налетела неведомая огромная птица, схватила его в когти и унесла себе в гнездо. Забралась на дерево змея. Принялась птица со змеёй бороться. Схватила её в когти и улетела.
Мальчик выбрался из гнезда, слез с дерева и пошёл дорогу домой искать. Вышел из леса на дорогу. Долго ли, коротко ли шёл мальчик по пыльной дороге, наконец пришёл в такое место, где сразу четыре реки в одну сливаются и четыре горы в одну сходятся.
У реки стоит деревня. Живёт в ней Баба Яга. Нос у неё шипом, подбородок крюком, волосы на голове колом стоят, глаза змеиными жалами из глубоких впадин мерцают. У Бабы Яги длинная-предлинная рука. Она ею детей хватает и съедает.
Баба Яга сидит у входа в дом. Шевелит носом, чует чужой дух.
Видит, по дороге мальчик идёт. Длинной рукой его схватила и в свой дом втащила. Говорит:
– Будешь, мальчик, для меня рыбу в реке ловить и меня кормить. Вернёшься без улова – я тебя съем.
Мальчик пошёл к реке, сел в лодку, отплыл от берега, забросил сеть и принялся ловить рыбу. Вечером он улов принёс в дом. Старухе хватило на один роток, на один зубок. Всех детей в селении она уже съела.
Вот сидит, думает: «Мальчик ночью уснёт, я его и съем». В полночь старуха подкралась к лежанке, поглядела, а он не спит, с открытыми глазами лежит. Ему сверчок песни поёт, спать не даёт. Баба Яга ворчит:
– Ничего, как без улова вернётся, так и съем.
Мальчик утром отправился за рыбой. Пришёл к реке, сел в лодку, отплыл от берега. Забросил сеть в воду. Вытащил её и ни одной рыбы не поймал, забросил в другой раз, вытащил – опять пусто. За весь день ничего не наловил, только рак медной клешнёй зацепился за сеть и в лодке оказался. Вдруг рак говорит:
– Отпусти меня, мальчик, я помогу тебе от злой старухи убежать.
Мальчик отпустил его обратно в реку. И кричит из лодки старухе:
– Я не поймал ни одной рыбы и в дом не вернусь!
Баба Яга разозлилась, на печи зашевелилась. Принялась в окно протягивать длинную руку. Вот-вот мальчика схватит. Вдруг из воды вылезла медная клешня и перекусила руку. Баба Яга страшно застонала, завыла. Хлынула из откушенной руки кровь на землю. Баба Яга взяла из очага золы, посыпала на рану, прочла заклинание, и кровь остановилась.
Мальчик переплыл на другой берег, вылез из лодки и побежал спасаться.
Баба Яга бросилась в погоню. Она перекинула через реку валявшуюся на земле руку и по ней перебралась на другой берег. Мальчик видит, старуха догоняет. Вот-вот схватит. Мальчик прибежал к болоту, видит, прыгает у водяной мельницы лягушонок.
– Спаси меня, братец лягушонок, – просит мальчик. – Спрячь поскорей, а то Баба Яга догонит и съест.
Лягушонок засунул мальчика в воду, а сам сел на кочку.
Баба Яга прибежала, не может найти след беглеца. Спрашивает:
– А ну, лягушонок, отвечай, куда мальчик побежал?
А тот ей в ответ:
– Ква-а-а! Ква-а-а!
Не понимает речи лягушонка старуха. Принялась рыскать вокруг водяной мельницы, обнюхивает землю, ищет следы.
Выбрался мальчик из воды, побежал дальше. Повстречался ему ёж. Сидит он у ветряной мельницы и дует на крылья.
– Спаси меня, братец ёж, – просит мальчик. – Спрячь поскорей, а то Баба Яга догонит и съест.
Ёж спрятал его за ракитовым кустом, под пеньком. Прибежала по следам Баба Яга. Кричит:
– Отвечай скорей, ёж, а то мне кушать невтерпёж! Говори, куда мальчик побежал?
Ёж молчит. Разъярилась тут Баба Яга и хлюп! – проглотила его. Ёж свернулся в клубок, принялся вертеться как волчок и дырявить острыми иголками старухе живот. Дырявил, дыру продырявил и вышел наружу. Снова уселся ёж возле мельницы и принялся за работу: шур-шур. Баба Яга опять – хлюп! – проглотила его. Ёж продырявил в другом месте живот и вышел на свободу.
Мальчик выбрался из-под пенька и побежал дальше. Баба Яга заткнула мхом дырки в животе, принялась искать следы. Нашла и бросилась догонять мальчика. Бежит – земля дрожит, несётся – земля трясётся. Мальчик по лесной дороге спешит, видит, впереди глубокая лужа стоит. Воткнул он палку в землю, опираясь на неё, перепрыгнул лужу и исчез из глаз старухи. Прыгнула Баба Яга через лужу и не перескочила, упала на самое дно. Попала вода через дырки ей в живот. Раздулась старуха, как пузырь, не может вылезти из лужи, сидит и тужит. Убежал от неё мальчик.
Банник
Дух крестьянской бани, живёт за каменкой – сложенной из больших камней банной печью, или под полко́м, на котором парятся. Наказывает того, кто не оставляет ему кусочек мыла и воды: в следующее посещение бани плескает на провинившегося кипятком.
Однажды увидел бесёнок Пота́нька, как люди ходят париться в баньку. Надумал попробовать.
Забрался Потанька ночью в баньку. Попарился – понравилось, да после мытья оставил в печурке две тлеющие чурки. Напустил Потанька чаду да дыму в баньку.
Вылез из по́дпола Банник. Увидал в своей баньке непорядок. Разозлился и говорит:
– Проучу я тебя, Потанька! Будешь знать, как чудить в моей баньке!
Собрался опять Потанька париться в баньку. Пошёл за веником в лес. Ищет ветвистую, пушистую берёзу. Нашёл и принялся ветки ломать, веник вязать. Берёза говорит:
– Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!
Не послушался берёзу Потанька, пошёл с веником в баньку. По дороге с липы надрал лыко[8], сделал мочалку. Липа говорит:
– Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!
Не послушался липу Потанька, пошёл с веником и мочалкой в баньку. По дороге зачерпнул себе из ручья воды в лоханку. Ручей говорит:
– Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!
Не послушался ручья Потанька, пришёл с веником, с мочалкой и водой в баньку. Принялся Потанька разогревать каменку в баньке. Тазом гремит, веником шуршит, мочалкой скрипит. Услышал Банник. Из подпола вылез, трясунцы-пуганцы вынес, из рукава вытряс. В тёмный угол Банник встал, на Потаньку злыми глазами засверкал.
Потанька париться стал, поддал в каменке жар да пар. Веник в пару помотал. Хвать – с него дождь льёт, взглянул – он весь в сосульках стал. Потанька говорит:
– Банник, Банник! Верни в каменку жар да пар!
Полез Потанька на поло́к в тазик с кипятком. А он покрылся весь льдом. Потанька говорит:
– Банник, Банник! Верни кипяток в тазик!
Бросился Потанька за мочалкой, а она примёрзла к лоханке. Потанька говорит:
– Банник, Банник! Отморозь мочалку от лоханки! Не мешай париться в баньке!
Вдруг в тёмном углу Банник зашевелился, через голову перевалился, страшным голосом закричал на всю баньку. Испугался Потанька, глаза закрыл.
Принялся Банник страхи напускать.
Потанька открыл глаза. Видит, он сидит в тазу и плывёт по кипятку. На пути огромная варёная щука встаёт. Открывает рот шире ворот. Потанька в пасть плывёт. Щука кричит: «Схвачу! Проглочу!» Потанька глаза закрыл и щуке в рот проскочил.
Потанька открыл глаза и видит вокруг небеса. По воздуху он на берёзовом венике летит. А над ним мочальная туча висит. Громом грохочет, сосульками убить хочет. Потанька испугался, руками от мочальной тучи закрывался.
Потанька с веника свалился и под землю в пекло провалился. Видит, сидит он на калёных кирпичах, на горячих углях. Вокруг смола кипит в котлах. Под руки его кочерга с ухватом берут и париться в котёл с кипящей смолой ведут. Потанька вырывался, в сторону бросался. Упал в лоханку и вывалился в дверь из баньки.
Очнулся Потанька за дверями в лоханке. «Дай, – думает, – погляжу, кто меня пугал в баньке». Заглянул в банное окошко. Глядит из баньки на него рожа – ни на кого не похожа: с клыкастым ртом и длинным носищем, на голове волосищи до землищи, а на руках когтищи. Перепугался Потанька, больше не ходил по ночам париться в баньку.
Барабашка
В славянской мифологии – хулиганистый домашний дух, причиняющий хозяевам различные неприятности. Он наполняет дом странными звуками, прячет вещи, выдувает жар из печи, тушит свет.
Случилось в одной деревне несчастье. Построила одна семья себе на острове новую избу. Не позвали на новое место Барабашку. Забыли про него. Да он не забыл, злобу затаил. Легли хозяева спать вечером. И тут началось. То в одном углу завоет, то в другом. Никак уснуть нельзя. Люди думают: «Барабашка что ли по ночам приходит и будит, чтобы утреннюю зарю не проспали?»
Кто останется в новой избе на ночь, глаз не сомкнёт. Утробный вой всю душу выматывает. Соседи собрались, с ружьями несколько ночей караулили. Ничего не вышло. Страшный голос выл. В конце концов отступились хозяева от этой избы. Испугались. Страшно им стало. Перекочевали жить в другую избу.
Как-то зашёл осенью с дороги к ним один мужик. И просит:
– Пустите переночевать, под дождём весь промок.
Они говорят:
– Вон, иди в новую избу на острове. Ложись там хоть на лавку, хоть на печку и ночуй. А у нас тут ребятишек полно.
Пришёл мужик. Запер за собой дверь. Лёг на печку. Видится ночью ему, что ползёт на него всякий гад – ужи, лягушки, пауки. С руки скинет, смотрит – на ноге змея сидит, с ноги скинет, а на то место уж с десяток по руке ползёт. Промаялся до полуночи. Проснулся. Слышит: кто-то воет страшным голосом в углу.
Набрался храбрости мужик. Слез с печи. Поискал, кто бы это мог быть, так жутко выть. Не нашёл. Показалось ему, как будто со двора вой доносится.
Решил остаться на другую ночь, узнать, кто голос подаёт.
Прошёл день. Вечером мужик спрятался на дворе за поленницей. Притаился, выглядывает. Видит, в полночь выбирается кто-то из-под крыльца: лохматая борода, горбатая спина, ростом с локоток, а голова с горшок. Ну, как есть настоящий Барабашка. Заглянул в угол избы. Покрутился там, повозился. Тут же раздался вой. Барабашка ушёл.
Мужик выбрался из-за поленницы. Подошёл к тому месту, где Барабашка возился. Глядит, из-под одного бревенчатого венца торчит горлышко бутылки.
Понял мужик, в чём дело. Перед сном Барабашка незаметно пробку открывает, ветер в бутылку залетает. Издаёт он протяжный и тоскливый звук. Этим воем Барабашка жильцов пугает, свою злость на них вымещает. Потому никто и не уживается в этой избе.
Бахарь
Сказочник, завораживающий слушателя своей беседой, рассказом, историей, а также напускающий необыкновенные видения.