Полная версия
История психологии. Шпаргалка
З. В. Анохина
История психологии. Шпаргалка
1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ
Психология (греч. psyche – «душа», «бабочка») – не только учение о душе, как считали раньше. В настоящее время психология стала полноправной наукой, изучающей процессы возникновения и развития психики человека и животных. Самые первые упоминания о психологической науке появились более 2000 лет назад, когда Аристотель написал свой «Трактат о душе». Но в то время психология не считалась отдельной наукой, она была лишь разделом философии.
Термин «научная психология» впервые был употреблен в XVII в. Христианом Вольфом, который занимался исследованием личности. Как самостоятельная наука психология была заявлена лишь во 2-й половине XIX в. Этому предшествовал длинный путь ее развития и становления.
Аристотель в «Трактате о душе» рассматривал психологию как науку о душе. Все, что не поддавалось пониманию, объяснялось тем, что у человека есть душа.
В XVII в. бурное развитие получили естественные науки. В связи с этим выделилась новая ветвь психологического изучения – сознание человека. Особое значение получил метод интериоризации: человек сам наблюдал за своим поведением и пытался описывать наиболее значимые моменты.
В начале XX в. появилась бихевиористская психология Дж. Уотсона, посредством которой рассматривалось поведение человека, его реакции на различные внешние стимулы.
Предметом современной психологии являются общие закономерности психики человека и животных. На данном этапе психология начала изучение внутреннего психического мира человека, осознаваемого и неосознаваемого им.
Из этого можно сделать вывод, что предмет психологии менялся на каждом этапе ее изучения. По мере становления психологии как отдельной науки можно увидеть, что от изначального предмета «душа» исследователи пришли к предмету «психика». Все это происходило на фоне появления и развития различных психологических направлений, таких как: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, аналитическая психология и т. д.
По мнению немецкого психолога конца XIX – начала ХХ вв. Германа Эббингауза, психология имеет огромную предысторию и короткую историю.
Предмет научной психологии:
1) психика здорового человека в физическом и психологическом планах;
2) отдельные факты психической стороны жизни человека, описываемые качественно и количественно;
3) психологические законы, описывающие и объясняющие явления жизни человека;
4) механизм создания человеком субъективного образа объективного мира.
Задачи психологии:
1) исследование законов психики и ее деятельности;
2) изучение развития психики на разных этапах жизни человека (психические процессы и состояния, различные по сложности);
3) раскрытие свойств человека с позиции социального и биологического.
2 ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ, ЕЕ ОТРАСЛИ
К основным функциям психологии относят изучение адаптационной роли психики человека и животных в условиях современной жизни; изучение развития познавательных процессов на каждой стадии психического развития. Как правило, выделяют следующие отрасли психологии.
Социальная психология (СП) исследует отношения и взаимоотношения человека с социумом. Данная отрасль соединяет общую психологию с социологией. Предметом изучения СП является прежде всего личность и ее психические особенности, то, каким способом взаимодействуют люди, как они друг друга воспринимают. Значительное место в социальной психологии отводится психологической характеристике социальных групп. По мнению ученых, личность еще не полностью изучена, поэтому нельзя говорить о том, что данная отрасль не продолжает развитие в настоящее время.
Возрастная психология (ВП) изучается с конца XIX в. Предметом изучения данной отрасли стал здоровый индивид и его развитие в онтогенезе. Исследуются различные периоды развития человека, кризисы перехода от одной возрастной категории к другой, динамика психического развития. ВП поставила перед собой ряд задач, для выполнения которых потребовалось немало времени.
На настоящий момент выделяют несколько разделов ВП: психология младенчества, психология раннего возраста, психология дошкольного возраста, психология младшего школьника, подростковая психология, юношеская психология, психология зрелости, геронтопсихология (психология людей пожилого возраста).
Педагогическая психология изучает закономерности развития человека в образовательном процессе.
Выделяются 3 раздела педагогической психологии: психология обучения, психология воспитания и психология педагога. В рамках этих разделов изучаются взаимоотношения учащегося со сверстниками в условиях образовательного процесса, взаимодействие педагога и учащихся, особенности построения педагогического плана работы с учащимися.
Медицинская психология (МП) изучает протекание психических процессов, связанных с динамикой развития заболеваний, особенности взаимоотношений врача и пациента, качественное улучшение процесса лечения. МП делится на: нейропсихологию, психофармакологию, психотерапию, психопрофилактику и психогигиену.
Юридическая психология (ЮП) занимается изучением протекания психических процессов личности в условиях правовых отношений. Разделами ЮП являются: криминальная, судебная и исправительная психология.
Военная психология изучает психические особенности людей во время боевых действий и в условиях учебно-боевой подготовки.
Специальная психология (психология аномального развития) занимается изучением психических отклонений в развитии человека. Основная задача СП: выявление нарушений на ранних стадиях и нахождение возможных оптимальных путей их корректировки и диагностирования.
СП делится на: патопсихологию, олигофре-нопсихологию, сурдопсихологию и тифлопсихо-логию.
3 РАЗВИТИЕ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Формирование античной психологии проходило в XVI в. до н. э. – IV в. н. э. Это время становления, расцвета и упадка греко-римской цивилизации. В трудах греческих мыслителей отражена революция в научном мировоззрении, т. е. была опровергнута мифологическая природа мира, а на смену ей пришел научный рационалистический взгляд на окружающий мир – на природу, человеческое общество. Но все же основным, отражающим психические явления понятием, остается «душа», хотя и предпринимаются попытки рационалистического объяснения этого понятия. Прежняя вера и легенды теряли свое значение, быстрыми темпами шло развитие более рациональных областей знаний – математической, медицинской, астрономической, географической. Укреплялся критический склад ума, а также стремление к самостоятельному и логическому обоснованию мнений. Появлялись первые философские трактаты, авторы которых берут за основу мира тот или иной вид материи: неопределенное бесконечное вещество «алейрон» (Анак-симандр), воду (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит).
Идеи Гераклита основывались на неразрывной связи души любого человека с космосом, на процессуальном характере психических состояний в совокупности с допсихическими, на подчиненности всех психических явлений законам материального мира человека. В связи с утратой крупными торгово-промышленными центрами Милет и Эфес политической самостоятельно
сти восток древнегреческого мира перестает быть основой философского творчества. Новая основа – запад. Возникают учения Пармени-да (в конце VI в. до н. э.), Эмпедокла (в 490–430 гг. до н. э.). В Агригенте, расположенной на острове Сицилия, получает распространение философия Пифагора с острова Самос. Афины в V в. до н. э. являлись центром интенсивнейшей работы философской мысли. Тогда развернулась деятельность так называемых учителей мудрости – софистов. Возникали учреждения, в которых требовалось красноречие, образованность, искусство опровергать, убеждать, т. е. уметь эффективно воздействовать на человека не внешним принуждением, а путем психологического влияния на их интеллект и чувства. Против софистов выступал Сократ, который считал, что в понятиях и ценностях должно быть общее и незыблемое содержание. Крупные успехи того времени в философии и науке связаны с деятельностью Демокрита и Абдера, создавших атомистическую теорию. Два великих мыслителя, Платон и Аристотель, создали труды, которые на протяжении многих веков оказывали глубокое влияние на философско-психо-логическую мысль человечества. Древний Рим выдвинул таких крупнейших мыслителей, как Лукреций (I в. до н. э.) и Гален (II в. н. э.). Позднее, когда в Римской империи начались восстания рабов и гражданские войны, широкое распространение получили враждебные материализму взгляды (Платон, неоплатонизм).
4 ВОЗЗРЕНИЯ НА ПРИРОДУ ПСИХИЧЕСКОГО
Изменения в понимании окружающего мира и человека, произошедшие в VI в. до н. э., явились решающими в истории представления о психической деятельности.
Анимизм – это вера в сонм духов (душ), скрытых за видимыми вещами, представление их как особых «элементов» или «призраков», покидающих человеческое тело с последним вздохом в его жизни (например, по мнению философа и математика Пифагора. Они, являясь бессмертными, имеют возможность вечно странствовать и переселяться в тела животных и растения. Принципиально новый подход выразило учение, сменившее анимизм. Это учение о всеобщей одушевленности мира, получившее название «гилозоизм». Сущность этого учения в том, что природа воспринималась как одно целое, наделенное жизнью.
Гилозоист Гераклит (конец VI – начало V вв. до н. э.) представлял космос в виде «вечно живого огня», душу же («психею») – в виде его искорки. Он включал душу в общие закономерности природного бытия, развивающиеся по закону (логосу), такому же, что и космос, который един для всего сущего.
Демокрит (460–370 гг. до н. э.) считал, что весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц, называемых атомами. Он считал, что человек и вся окружающая его природа состоят из атомов, образующих тело и душу. Душа, как считал Демокрит, тоже состоит из мелких атомов, но более подвижных, так как они должны сообщать активность инертному телу. Демокрит считал, что душа может находиться в голове (часть разумная), в груди (часть мужественная), в печени (часть вожделеющая) и органах чувств.
Среди учений школы Гиппократа (460–377 гг. до н. э.) было учение о четырех жидкостях (кровь, слизь, желчь черная и желчь желтая). Отсюда – в зависимости от того, какая жидкость преобладает, – он выдвинул версию о четырех темпераментах:
1) сангвинический тип, когда преобладает кровь;
2) флегматический тип (слизь);
3) холерический тип (желтая желчь);
4) меланхолический тип (черная желчь). Алкмеон из Кретоны (VI в. до н. э.) считал,
что мозг – это орган души. Он установил, что из полушарий мозга «идут к глазным впадинам две узкие дорожки». Алкмеон утверждал, что между органами чувств и мозгом имеется прямая связь. Вслед за Алкмеоном Гиппократ согласился с тем, что мозг – это орган психики, полагая, что мозг является некой большой железой. Сегодня известно, что существует единая ней-рогуморальная регуляция поведения.
Платон (428–348 гг. до н. э.) считал, что душа является хранительницей нравственности человека и что поведение должно побуждаться и управляться разумом, а не чувствами. Он выступал против Демокрита и его теорий, утверждая возможность свободы разумного поведения человека.
Аристотель (384–322 гг. до н. э.) считал, что в организме человека телесное и духовное образуют нераздельное целое. Душа, по представлениям Аристотеля, является не самостоятельной сущностью, а формой, способом организации живого тела.
5 МАТЕРИАЛЬНЫЙ СУБСТРАТ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
На протяжении всей истории человеческой мысли изменялось представление о психике, эти изменения тесно связаны с успехами в познании органического субстрата психики человека.
Еще очень давно был сделан вывод, что существование живого тела находится в зависимости от влияний внешней природы, а состояние души в свою очередь зависит от жизни тела. Основой психической и физической жизнедеятельности души и тела было признано кровообращение. Издревле зародилось понятие о пневме – особом тончайшем веществе, подобном разогретому воздуху. В кругах медиков к пневме относились как к факту, а не как к теории. В наше время существует понятие о функциональной системе как о прижизненном нейродинамическом образовании, которое представляет собой материальный субстрат высшей психической деятельности и способностей человека.
Немецкий врач Ф. Галль считал, что извилины больших полушарий головного мозга человека отвечают за его психические свойства. Ф. Галль положил начало теориям, в которых говорилось, что кора головного мозга (а не его желудочки) является субстратом психической деятельности человека.
Французский философ и писатель Д. Дидро считал, что головной мозг – это материальный субстрат, в котором происходят различные психические процессы. Он сравнивал мыслящее «я» с неким пауком, который гнездится в коре
головного мозга и пронизывает все наше тело нитями своей паутины (т. е. нервами), на котором не существует ни одной точки, не затронутой этими нитями. Нервы формируют в мозгу пучок, который служит основанием для связывания человеческих ощущений воедино. Д. Дидро считал, что единство самосознания обеспечивается памятью. Человек, по Д. Дидро, мыслящее – не только чувствующее, но и – мыслительное существо. Он признавал человека одновременно и музыкантом и инструментом.
Советские психологи А. Н. Леонтьев, А. Р. Лу-рия считали, что не отдельные участки коры или их центры являются материальным субстратом высших психических функций, а функциональная система, состоящая из совместно работающих корковых зон.
Эти функциональные системы формируются в процессе жизнедеятельности человека и постепенно приобретают характер прочных, сложных межфункциональных связей.
И. М. Сеченов в своих трудах, начиная с 1863 г., последовательно формировал концепцию о материалистическом понимании психической деятельности. Он предложил рефлекторную теорию о психической деятельности человека, считая, что материальным субстратом психических процессов является мозг. Его дело продолжил И. П. Павлов. Он создал теорию условных рефлексов и дал начало исследованиям функциональной физиологии центральной нервной системы по изучению материальных основ психических явлений.
6 ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
В античном мире зарождалось множество мнений о природе и процессах душевных проявлений.
Одно из первых представлений имело гносеологический смысл, оно выражало способы познания окружающего мира. Деятельность органов чувств определялась длительностью мышления – так считал Гераклит. Еще в доа-ристотелевский период распространение получило учение о том, что существуют так называемые части души.
Во времена существования пифагорейской школы возникло новое представление о трех частях души: «мужественной», «разумной» и «алчущей». Данное представление приняли Платон и Демокрит.
Аристотель же придерживался натуралистической позиции, он великолепно обобщил эмпирический материал, и его схема утверждала целостный генетический подход к процессам жизнедеятельности человека. В этом состояло преимущество аристотелевской схемы перед платоновской. Онтологические, психологические и гносеологические познания о природе психических явлений были крепко связаны между собой в умах древних мыслителей, поэтому они разделяли качества вещей на первичные и вторичные. Аристотель считал, что представления соединяются по законам ассоциации. Эта концепция Аристотеля положила начало одной из самых известных психологических теорий – ассоциативной. Аристотель опровергнул концепцию Платона и отнес субстрат воспоминания не кдуше, а к телу. Он считал, что душа и тело не могут существовать раздельно друг от друга. Также Аристотель высказал предположение о разграничении двух видов разума: практического и теоретического. Аристотель проложил непроходимую грань между психической деятельностью человека и животных и создал учение о гетерогенном разуме.
Эпикурейцы и стоики в своих разработках о познавательных способностях души сделали немало открытий, в особенности в плане преодоления трудностей, связанных с проблемой перехода от чувственных впечатлений к мышлению, устанавливающему твердые истины.
Эпикурейцы выдвигают некую концепцию о том, что положительное эволюционное развитие – это отсутствие отрицательного эволюционного развития. Стоики же объявляют войну любым аффектам, рассматривая их как «порчу разума».
Сложившиеся в античный период взгляды на различные виды психических явлений определили опорные пункты последующего психологического поиска.
Научные знания о психике, деятельность ученых древностей по добыванию этих знаний имеют величайшее значение, которое определяет их особую роль в развитии цивилизации.
Философские категории применимы к любым проявлениям умственной активности, к каким бы объектам она ни была устремлена.
Важнейшими объектами исследования исторического пути развития науки являются сами ее исследователи. Историческая логика движения познания обусловливается творческими исканиями личности.
7 УЧЕНИЕ О ДУШЕ
Первым учением о душе был анимизм (от лат. anima – «душа»), который включал в себя представление о душе как о неком призраке, который оставляет тело человека с последним дыханием.
Душа, по Платону, является причиной изменений и всяческого перемещения вещей, она может «двигать саму себя». Душа может управлять всем, что есть на небе, на море и на земле, при помощи своих собственных движений, которые Платон называл желанием, усмотрением, заботой. Душа, как он считал, первична, а материальные тела вторичны. Сопоставив проблему духовного и материального, Платон делает вывод о том, что душа божественна. Платон вводит понятие о демиурге – строителе мира. Демиург творит мир из идей и небытия. Идеи выступают как своеобразные модели материальных вещей. Для души идеи очень важны. Смешивая идеи и материи, демиург создает мировую душу.
Определенные коррективы вносит Аристотель в учение о душе Платона. Он считает душу началом жизни, выделяет типологию души, а также полагает, что есть растительная, животная и разумная души. Самая низшая душа – это растительная. Она отвечает за функции роста, питания и размножения, эти функции являются общими для всех живых существ. У животной души, помимо перечисленных функций, существуют ощущение и способность желать, т. е. стремиться к приятным вещам и избегать неприятных. Человек же наделен разумной душой, которой может обладать только он. Душа человека наделена наивысшей из способностей, т. е. способностью к рассуждениям и мышлению. Но сам разум, согласно Аристотелю, не всегда зависит от тела. Только разум может постичь вечное бытие и быть свободным от материи, будучи вечным и неизменным. Аристотель называет этот высший разум деятельным и созидательным, отличая его от пассивного разума, способного только воспринимать. Аристотель пытался разрешить трудности, возникшие у Платона в связи с его учением о трех душах, которое предполагало объяснить возможность бессмертного существования любой души, и он пришел к выводу, что в человеке может быть бессмертен только лишь его разум, который после смерти сливается с разумом вселенной.
Согласно пифагорейцам человеческая душа имеет божественную природу, бессмертна, переселяется в иные тела, в том числе в тела растений и животных. Управляет переселениями роковой космический закон справедливости воздаяния за деяния прежней земной жизни. Тело пифагорейцы считают могилой души.
Гераклит полагал, что душа – это божественный первоогонь, по закономерностям превращающийся в свою противоположность, т. е. в воду, которая в свою очередь является началом земной жизни. Вселение божественной души в тело приводит к смерти ее божественности, смерть же человеческого тела можно приравнять к возрождение души (бога).
8 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В АРАБОЯЗЫЧНОЙ НАУКЕ
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.