Полная версия
История культуры
6. Ценностная (аксиологическая) функция. Поскольку культура – это система ценностей материальных и духовных, по которым уже можно судить о степени культурности человека, а следовательно, о его нравственности и интеллекте.
10. Методы и проблемы изучения культуры
В XVIII в. сформировалось два основных подхода к ответу на вопрос: что такое культура?
Одно из направлений – пессимистическое (иррациональное). Его родоначальником стал французский писатель и философ-просветитель Ж. Ж. Руссо. В его понимании человек – это совершенное существо, а самую благоприятную для него форму жизни – видел в естественной среде, на лоне природы. И так как культура, по мнению Руссо, проводит границу между человеком и природой, ее он считал основным злом.
Сторонником Ж. Ж. Руссо был немецкий философ Ф. Ницше. Он являлся приверженцем антикультуры как истинной природы человека. Культура, по его мнению, есть зло, которое не может дать свободы, а лишь порабощает человека.
Согласно теории немецкого философа О. Шпенглера, рационалистическая цивилизация привела к деградации духовных ценностей культуры. По мнению Шпенглера, культура есть организм, срок жизни которого примерно тысяча лет.
Теория немецкого ученого Макса Вебера (1864–1920) отрицала крах культуры Западной Европы. По мнению философа, на смену одним ценностям неизбежно приходят другие, что и случилось в Западной Европе.
Немецко-французский мыслитель Альберт Швейцер (1875–1965) своей работой «Распад и возрождение культуры» поддержал О. Шпенглера. А. Швейцер также отмечал упадок западноевропейской культуры, приведший к ее кризису.
Большое влияние на понимание культуры оказал русский ученый-естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский (1863–1945).
Он ввел новое понятие «ноосфера», означающее «сфера разума», а также изучил влияние ее на различные процессы, которые происходят на нашей планете.
Другой яркий представитель изучения явления культуры – Карл Ясперс (1883–1969), немецкий философ, представитель религиозного экзистенциализма. В то время в Европе господствовала теория культурных циклов, он же не был ее сторонником и ввел новое понятие – осевое время. Этой осью служит время около 5 лет до н. э. С наличием этой оси он связывает крупнейший переворот в истории.
Существует ряд наук, которые позволяют изучать историю культуры. К таким наукам относятся:
1) хронология – наука об измерении времени, которая позволяет устанавливать даты исторических событий;
2) метрология – историческая дисциплина, которая занимается изучением развития систем мер, денежного счета и т. п.;
3) геральдика – дисциплина, изучающая гербы;
4) палеография – историческая дисциплина, занимающаяся изучением памятников древней письменности;
5) генеалогия – историческая дисциплина, которая изучает происхождение и историю родственных связей, составляет родословные и т. д.
11. Смена культур
В понимании теории культуры большую роль играет такой принцип, как историзм. То есть подход к изучению культуры должен быть как к явлению, развивающемуся во времени. Ведь для истории характерна такая закономерность, как смена культур. На первый взгляд может показаться, что конкретная культура стремится к наибольшей устойчивости, которая бы привела к ее длительному существованию. Но между тем в истории мы наблюдаем, что определенная культура – явление временное.
Значит, изучая историю культуры, необходимо не забывать рассматривать ее как направленный процесс. Каково же это направление? Оно как раз и связано с историзмом культуры. Направленность культуры определяется как некое ее развитие во времени от прошлого к будущему. С таким взглядом на культуру мы сможем не просто рассмотреть ее в определенный момент времени, но и определять ее движение, преобразование, а также сравнивать различные временные состояния.
Но как было отмечено выше, одна конкретная культура может не только двигаться во времени, но и смениться другой конкретной культурой.
Причин здесь может быть две:
1) внешние обстоятельства, такие как экологическая катастрофа, политический кризис, завладение другой культурой и т. д.;
2) культурная реформа, основанная на преемственности культур.
С первой причиной все более или менее ясно, поэтому остановимся на рассмотрении второй – на культурной реформе. Ведь на первый взгляд
установившаяся культура не бывает единственной. Помимо нее, всегда будет еще целый ряд более мелких культур, которые могут влиять на основную культуру. Иногда эти мелкие культуры могут находиться даже в оппозиции к главенствующей культуре. Это приводит к ее видоизменениям. Примером может послужить появившаяся как бы в оппозиции средневековой культура Возрождения. Несмотря на свои расхождения, эта культура вобрала в себя часть признаков оппозиционной культуры, таких как мистицизм, номинализм и т. д.
Но не всегда реформы культур проходят тихо и спокойно, когда культуры, заимствуя что-то новое, изменяются, переходят на новые этапы. Иногда конфликт между культурами является источником культурной революции. История знает ряд таких примеров.
В 1966–1976 гг. в Китае случилась культурная революция, которая привела страну к огромному кризису. Культурная революция произошла в Европе в XV–XVI вв. вследствие церковных реформ. Результатом ее стало возникновение новой ветви христианской религии – протестантизма.
С точки зрения временной, исторической классификации культуры выделены эпохи:
1) первобытная;
2) античность;
3) средневековая культура;
4) культура нового времени;
5) культура новейшего времени.
Это конечно же не все культурные эпохи, но значимые.
12. Культура ранней первобытной эпохи
Первобытность – это детство всего человечества. Именно на первобытную эпоху приходится большая часть истории человечества.
Одно из наиболее ярких событий того времени – переход человека от стадии умелого (Homohabilis) к стадии разумного (Homosapiens).
Многие склонны думать, что человек произошел от африканских обезьян 8–5 млн лет назад, поскольку обезьяны разделились на две ветви. В одной были человекообразные обезьяны, такие как шимпанзе; в другой – австралопитеки, предковая форма человека.
Чем же человек стал отличаться от обезьяны? Все дело в том, что для человека окружающий его мир является объектом его мысли и речи. Образование сообществ с определенными целями привело к образованию человечества. Как результат – возникновение искусства.
Одно из наиболее ярких достижений первобытного человека – его овладение такими навыками, как земледелие и скотоводство. Это произошло около десяти тысяч лет назад. Как же люди прокармливали себя до этого? Их добыча средств пропитания на тот момент не сильно отличалась от животных привычек.
Интересен тот факт, что уже в палеолите у людей того времени прослеживаются разумные решения проблем. К примеру, несмотря на то, что орудия для охоты были очень примитивными, не умереть с голоду помогала блестящая тактика, с помощью которой они охотились на животных. Только в начале 12б мезолита появляются лук и стрелы, а значит,
главным качеством охотника теперь является не сила и тактика действий, а меткость. В это же время усовершенствовалась техника рыболовства, появились такие приспособления, как крючки и сети, которые используются по сей день.
В эпоху мезолита появляются первые признаки того, что люди переходят от присвоения к земледелию. Об этом свидетельствуют такие находки, относящиеся к эпохе мезолита, как серпы, зерна ячменя, пшеницы и др.
Помимо земледелия, люди стали осваивать и другой вид производящего хозяйства – животноводство. Ученые склонны утверждать, что именно земледельцы и начали первыми приручать животных.
Уже в каменном веке были обнаружены первые признаки того, что человек начинает выражать себя с помощью различных видов искусства. В 1836 г. французский геолог, археолог Эдуард Ларте (1801 – 1871) в гроте Шаффо в департаменте Вьенн, обнаружил пластинку, на которой была сделана гравировка. Э. Ларте был основателем палеонтологии, он открыл Ориньякскую культуру. Так называется культура позднего палеолита в Западной Европе. Сохранились разнообразные женские фигурки из кости и камня. Эти статуэтки, говорящие о культе матери-прародительницы, называются венерами. Интересно, что в различных удаленных областях земного шара (Италия, Австрия, Россия, Франция) найдены схожие венеры.
Но все же основной в искусстве была тема охоты. А главным объектом творчества были звери.
13. Культура эпох палеолита, мезолита и неолита
Этапы в изобразительном искусстве палеолита следующие:
1) натуральнее творчество. Этот этап основан на создании натуральных макетов. В основном это различные изобразительные композиции из туш убитых животных, их костей и т. д.;
2) искусственно-изобразительная форма. Натуральные макеты уступают место другим природным материалам, в основном это глина. Здесь встречаются скульптуры, профильные контуры, барельефы и другие композиции;
3) верхнепалеолитическое изобразительное творчество. Это различные росписи на стенах пещер, гравировки на костях и т. д.
Натуральное творчество чаще всего сопровождалось совокупностью обрядовых действий. Они проводились с тушей и шкурой убитого животного. Потом делался натуральный макет, когда на природный холмик накидывалась шкура животного, а сверху одевалась звериная голова.
Постепенное накопление творческого опыта привело к тому, что люди начинают использовать искусственные материалы. Это выразилось на следующем этапе, в искусственно-изобразительной форме, когда стали создаваться объемные скульптуры, постепенно упростившиеся до барельефного изображения, когда выпуклое объемное изображение выступает над плоским фоном.
Яркие образы в объемном изображении, уже цветные, появляются на третьем этапе – в верхне палеолитическом изобразительном творчестве.
Главными образцами изобразительного искусства этого периода являются пещерные росписи. Одни из первых таких росписей относятся к позднему палеолиту.
Но изобразительное творчество – это еще не все искусство эпохи палеолита. Одним из ярких примеров служит развитие музыкального искусства.
Здесь также выделяют три основных этапа:
1) имитация звуков природы, когда голосом подражают услышанным мотивам;
2) искусственная интонационная форма, когда исполняются мотивы, при этом высота звука, положение тона остаются зафиксированными;
3) интонационное творчество – многозвучные мотивы (в два или три голоса).
Следует отметить одну важную особенность искусства палеолита. Все культурные памятники этого периода выполняли не только эстетические функции искусства, но и использовались в религиозных и магических обрядах, были для человека неким ориентиром в природе.
В мезолите человек переходит от присваивающего способа добычи средств пропитания к производящему. Он начинает осваивать земледелие и скотоводство. Этому способствовало и появление первых металлических орудий.
Еще одним достижением мезолита является получение огнеупорной глины. Появляются новые виды изобразительного искусства – украшения поверхностей глиняных сосудов. В основном этим стали заниматься земледельцы.
14. Культура бронзового и железного веков
Изобразительное искусство бронзового века характеризуется прежде всего тем, что в изображениях, создаваемых художниками прошлого, постепенно исчезает образ животного. Основным объектом для изобразительного искусства становятся геометрические фигуры.
Одной из ярких культур того времени считается Майкопская культура. Она принадлежит народу, проживавшему на Северном Кавказе в третьем тысячелетии до новой эры. Одной из наиболее значимых и известных достопримечательностей является Майкопский курган. Он представляет собой погребение племенного вождя.
Еще одно важное достоинство бронзового века – появление металлургии и металлообработки. Это явление относится к последнему этапу бронзового века. Очаги металлургии были обнаружены на северо-западе Кавказа.
Наравне с предметами из бронзы начинают появляться предметы из железа. С этим связано все большее развитие производства. Как следствие такого развития, произошел переход от пастушеских племен к кочевому скотоводству. Но не все племена занимались скотоводством. Жизнь многих племен основывалась прежде всего на земледелии. Но во времена железного века это было уже плужное земледелие. В этот период изменяется социальная структура племен.
Важной особенностью железного века является развитие художественных ремесел. В основном это изделия из золота, серебра и бронзы.
Большой прогресс был и в архитектуре. В железном веке появились такие сооружения, как крепости, предназначенные для укрепления поселений. Их строили чаще всего из грубо отесанных камней.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.