Полная версия
История мировой и отечественной культуры
В середине I в. в изобразительном искусстве стал формироваться жанр натюрморта (от франц. «мертвая натура»), показывающий неодушевленные предметы.
Император Траян отказался от пышных причесок, богатой светотени. Искусство его времени привержено идеалу кажущейся простоты: здесь появляются величие и мощь, прежде отсутствующие в художественных произведениях.
Эпоха геометрики в Греции (IX–VIII вв. до н. э.) долгое время недооценивалась учеными. В росписях преобладал геометрический стиль, названный так по четким, логическим формам основных декоративных приемов.
Греки создают город, в котором складывается продуманная и ясная система архитектурных форм – ордер (от лат. «ордо» – порядок, строй), которая потом становится основой греческой и новоевропейской архитектуры. Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские воен10б ные лагери. Прокладывались две перпендикулярные улицы, на перекрестке которых возводили центр города. Римляне изобрели бетон – важнейший строительный материал, с помощью которого закрепляли сооружаемые постройки.
Первые греческие ордера – дорический и ионический (названия связаны с местами их возникновения). Позднее появляется коринфский ордер, близкий к ионическому. В VII в. до н. э. завершается формирование основных типов храмов.
В античной скульптуре периода архаики все еще распространены антропоморфные (похожие на человека) статуи богов. А персонажи статуй VII–VI вв. до н. э. уже не только боги, а также юноши – куросы и девушки – коры, участники религиозных процессий.
В Древних Афинах работали скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет.
Дальнейшее развитие скульптуры связано с возрастанием интереса к внутреннему миру человека.
Еще один важнейший элемент искусства античности – расписные вазы. Их форма и размеры были самыми разнообразными.
В Аттике VI в. до н. э. – области Афин – были популярны сосуды чернофигурного стиля: черные фигуры располагались на светлом фоне.
11. Особенности японской культуры. Литература. Религия
Периодизация японской истории и искусства очень сложна для восприятия. Периоды (особенно начиная с VIII в.) выделялись по династиям военных правителей (сегунов).
Традиционное искусство Японии очень самобытно, его философские и эстетические принципы отличаются от западных. На их формирование повлияло особое отношение японцев к красоте родной природы, с древности воспринимавшейся как совершенство, сотворенное Богом.
Японская литературная традиция считается одной из самых древних. Ранние письменные произведения относятся к VIII в. Возникновение их связано с заимствованием китайской иероглифической письменности.
Первыми письменными памятниками японской литературы являются собрания японских мифов и преданий о деяниях богов и легендарных героев. VIII в. считается расцветом придворной литературы (прозы и поэзии).
Классическим жанром японской поэзии считаются стихи, называемые «коротким стихом», которые состоят из 5 строк (31 слог – распределение по строкам 5-7– 5-7-7).
В XVII в. большую популярность получили легенды, притчи и рассказы, возникшие в устной форме. Тогда же оформляется и авторская проза. Главным жанром долгое время были гэсаку – жанровые развлекательные рассказы, основным содержанием которых были забавные истории из окружающей жизни.
Эстетические принципы японского искусства сформировались под влиянием трех важнейших религиозно-философских доктрин, определивших традиционное мировоззрение обитателей Страны восходящего солнца:
1) синтоизма;
2) конфуцианства;
3) буддизма.
Почитание природы как божественного начала оформилось в древнюю национальную религию японцев – синто. Изначально у каждого клана были свои собственные божества-покровители, однако официальный синтоистский пантеон сложился из божеств-покровителей возвысившегося клана Ямато.
Конфуцианство, как и буддизм, пришло в Японию из Китая. Под конфуцианством обычно понимается традиционная древнекитайская религиозно-философская доктрина, возводившая этические принципы в разряд вселенских законов.
Важную роль в развитии традиционного японского искусства сыграл буддизм. В основе буддийской философии лежит представление о том, что так называемый реальный мир (сансара) – на самом деле человеческая иллюзия, появившаяся из-за непонимания сути вещей.
Традиционная японская эстетика, сочетающая синтоистские, конфуцианские и буддийские идеалы, разработала особые принципы, понимание которых является ключом к японскому искусству.
12. Театр, живопись, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство японской культуры
Особую эстетическую функцию выполняют в театре великолепные, роскошные одеяния актеров и маски, с глубоким психологизмом выражающие тончайшие оттенки человеческих чувств. В драмах главный акцент делался на психологические образы. Постижение актерского мастерства театра Но начиналось с раннего детства и совершенствовалось в течение всей жизни. Репертуар но весьма разнообразен: в настоящее время известно около 240 пьес различного содержания. Примечательно, что в классическом театре но все роли, включая женские, исполняются только мужчинами.
Традиция театра кабуки связана с городской культурой. Кабуки был любимым зрелищем горожан всех слоев и уровней достатка и отвечал вкусам этой публики. Возникновение театра кабуки относится к самому началу XVII в.
Параллельно с традицией кабуки развивалась и традиция японского кукольного театра дзерури. Каждой куклой, размер которой составляет примерно от 1/2 до 2/3 человеческого роста, управляют сразу 3 человека.
Религиозные течения Японии повлияли на развитие японского искусства. Легендарная история Японии, подвиги богов и героев стали сюжетной основой для многих произведений японского изобразительного искусства. Выражением конфуцианских эстетических принципов в живописи служил идеализированный природный пейзаж, вызывающий в зрителе стремление к совершенству и безупречности. Идеи дзэн также вдохновляли искусство, в том числе и монохромную живопись тушью на бумаге. Широкое распространение получила буддийская живопись, в центре внимания которой находились канонические образы буддийского пантеона. Для традиционной японской живописи характерно большое разнообразие стилей, форм и техник.
В Японии, начиная с V в., строились буддийские храмы. Открытые для обозрения, они служили украшением местности; их высокие многоярусные крыши органично вписывались в рельеф, гармонично сочетаясь с окружающим пейзажем.
Грандиозные замки с высокими башнями, украшенными многоярусными крышами, стали характерной чертой японской архитектуры XVI–VII вв. Сердцем замка была главная деревянная башня, возведенная на каменном основании. Вокруг этой башни с прилегающими к ней пристройками и внутренними двориками сооружали каменные стены, рыли защитные рвы. Предметы быта в Японии играли роль ритуальных атрибутов. Мастера стремились придать им безупречный внешний вид. Например, многие чаши для чайной церемонии ценились необычайно высоко за «печать потусторонней красоты», вмещение в себя целой Вселенной.
13. Особенности культуры арабских стран. Религия. Ислам. Быт и нравы мусульман. Шариат
География современного арабского мира удивительно разнообразна. Арабская средневековая культура сложилась и в тех странах, которые подверглись араби-зации (восприняли ислам), где классический арабский язык господствовал долгое время как государственный язык.
Наибольший расцвет арабской культуры пришелся
на VIII–XI вв.:
1) успешно развивалась поэзия;
2) были составлены знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь»;
3) переводилось множество произведений античных авторов.
Основой религиозной жизни жителей Востока был ислам. Ислам (араб. «покорность») – самая молодая из трех мировых религий. В современном мире ислам – вторая по числу последователей мировая религия. Это – монотеистическая религия, и почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией. Ислам возник в Аравии в VII в., его основателем стал Мухаммед. Эта религия складывалась под влиянием христианства и иудаизма. Идеальная форма исламской государственности – эгалитарная светская теократия. Все верующие, независимо от своего социального статуса, были равны перед божественным законом; имам или мулла – главный на общей молитве, которую может возглавить любой знающий Коран мусульманин. Законодательной властью обладает только Коран, а исполнительная власть – религиозная и светская – принадлежит Богу и осуществляется через халифа. Основные направления ислама:
1) суннизм;
2) шиизм;
3) ваххабизм.
Основной источник мусульманского вероучения – Коран (араб. «чтение вслух»). Второй источник мусульманского вероучения – Сунна – примеры из жизни Мухаммеда как образец решения религиозных социально-политических проблем.
В Коране, помимо проповедей, молитв, заклинаний, назидательных рассказов и притчей, содержатся обрядовые и юридические установления, регулирующие различные стороны жизни мусульманского общества. В соответствии с этими предписаниями и строятся семейные, правовые, имущественные отношения мусульман. Важнейшей частью ислама является шариат – свод норм морали, права, культурных и прочих установок, регламентирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина.
Традиционные нормы поведения восточного общества сочетались с традиционным мышлением и мифологией, важную часть которых представляли ангелы и демоны, или джинны. Мусульмане очень боялись сглаза, верили в бессмертие души и загробную жизнь. Большое значение на Арабском Востоке придавалось снам. Широко распространены были и различные гадания.
14. Наука, литература, изобразительное искусство, каллиграфия и архитектура арабских стран
Еще с VII в. как прикладные науки к религиозным дисциплинам развиваются:
1) грамматика;
2) математика;
3) астрономия.
Значителен был вклад арабов в математическую науку. Абу-л-Вафа вывел теорему синусов тригонометрии, вычислил таблицу синусов, ввел понятие секанса и косеканса. Арабскую средневековую медицину прославил Ибн-Сина – Авиценна (980-1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины. Абу Бакр, известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял прививки. Арабская философия во многом развивалась на базе античного наследия.
Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму (1048–1122), персидскому поэту, ученому, его стихи:
1) философские;
2) гедонические;
3) вольнодумные рубаи.
Для того чтобы уничтожить память о племенных идолах, в исламе запрещалась скульптура, не одобрялись изображения живых существ. В результате живопись также не получила в арабской культуре значительного развития, ограничиваясь орнаментами. С XII в. стало развиваться искусство миниатюры, в том числе и книжной.
Художник не стремился воспроизводить земную реальность. Истинный мир следовало постигать умозрительно, через чтение Корана, произнесение молитв, начертание и созерцание священных надписей из Корана, хадисами, имен Аллаха и Мухаммеда.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.