Полная версия
Ислам и развитие
Мухаммад Джамал Джалилийан
Ислам и развитие
.محمد جمال خلیلیان. اسلام وتوسعه
Издание осуществлено при поддержке Фонда исследований исламской культуры
Предисловие
Сегодня слово «развитие» предстаёт перед нами в качестве нового понятия, которое отличается своей особенной сложностью и многозначностью значений. Оно по-разному описывается в школах модернизма, постмодернизма и других течениях сообразно их философским, гносеологическим, антропологическим и иным воззрениям. Понятие «развитие» также применимо в отношении мусульманской идеологии.
Учёным, занимающимся вопросами ислама и желающим применить новые значения термина «развитие», следует обратить внимание на те области человеческой деятельности, которые входят в спектр данного понятия. Прежде всего, это облагораживание и восстановление земель; обучение и воспитание подрастающего поколения; развитие банковских систем, сельского хозяйства, промышленности, торговли; улучшение облика городов; справедливое распределение богатств; обеспечение безопасности и социального единства мусульманского общества. Все эти проблемы актуально рассматривать во взаимосвязи, что позволит теоретически обосновать (на основе мусульманских источников: Корана и хадисов пророка Мухаммада (с)[1]) допустимые, с точки зрения ислама, преобразования в жизни мусульман.
Но прежде, для того чтобы претворить в жизнь идеи развития, необходимо наличие высоко интеллектуального пласта людей в том или ином обществе. Поскольку антропология – это всегда краеугольный камень всех наук о человеке, любая гуманистическая теория может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на людей. В этой связи необходимо верно толковать показатели развития в свете мусульманской теории. Чтобы не исказить взгляд ислама на жизнь человеческого общества, исследователям необходимо обладать целостными воззрениями на религиозные источники: стараться применять методологический подход к толкованию айатов Корана и хадисов. Следует обращать внимание на новые, необходимые в жизни мусульман вопросы, при этом остерегаясь навязанных извне гипотез.
По исламу, настоящее развитие общества невозможно без духовной составляющей. Рост религиозного самосознания, вера во Всевышнего как Абсолютную Истину – основа здоровья любой нации. Такой подход в корне отличается от западной теории и практики, в которой отсутствуют в достаточной степени нравственная, воспитательная и духовная составляющие, что в итоге не ведёт к организации праведной жизни.
По мусульманским канонам, основными целями построения цивилизованного общества являются равномерное и гармоничное развитие человеческих ресурсов и полезных производств, улучшающих качество жизни, а также укрепление единства и социальной справедливости.
Некоторые исследователи полагают, что отдельные представления мусульман обрекают их на отсталость и неразвитость. Это положение в корне неверно. Учёные, видимо, забывают о том, что на протяжении многих веков государства, построенные по мусульманской модели, обладали высочайшим уровнем культурного и социально-экономического развития. В жизни мусульман не было места таким порокам как весёлое времяпровождение, небрежное отношение к работе, бессмысленное использование разного рода возможностей, игнорирование новейших научных достижений и т. д. Наоборот, каждому таланту находилось своё место, в любой сфере деятельности эффективно использовалось время. Люди старались избегать запрещённых Кораном соблазнов, что лишний раз защищало их от опрометчивых поступков.
Ислам особо подчёркивает важность изучения всевозможных наук, необходимость проявлять усердие в работе, выполняемый со скрупулёзной точностью, стабильность в профессиональной деятельности и соблюдение дисциплины, обеспечивающей достоинство мусульманского общества. Всё это свидетельствует о конструктивном подходе ислама к вопросам развития. И нет никакого противоречия между понятием развития и такими мировоззренческими особенностями ислама, как упование на Бога, вера в судьбу и предопределение, осуждение склонности к мирским благам, удовлетворённость имеющимся и т. д.
Книга, которую вы держите в руках, представляет собой исследование, выполненное известным иранским учёным худжат ал-исламом[2] Халилийаном. В этой работе подробно рассматривается смысл термина «развитие», его виды и другие вопросы, связанные с этой темой.
‘Абд ал-Хусайн Хосроупанах,
заместитель главы Центра
культурных исследований
исламской духовной академии г. Кума.
3 джамади-ас-сани 1423 г. л.х.[3] (21.05.1981).
Вступительное слово автора
«Развитие» – это одно из тех понятий, которые активно используются преимущественно в экономической литературе.
Ни для кого не секрет, что благосостояние общества определяется развитием его экономики. От количественного и качественного роста производства зависит научно-технический прогресс. Правильно спланированное экономическое развитие страны или любого другого сообщества людей способно устранить бедность и всякого рода лишения, побороть безработицу и, как результат, помочь каждому человеку достичь душевного спокойствия и уравновешенного внутреннего состояния. Другими словами, хорошее экономическое развитие общества облегчает человеческую жизнь.
Сегодня более чем половина земного шара идёт по пути капитализма, экономическое развитие которого заключается в конструктивном изменении способов производства. Поэтому, когда необходимо оценить степень экономического развития каких-либо стран или сообществ, применяются особые индексы и показатели для оценки уровня их производства и производительности[4]. Все рекомендации, которые высказываются в этом плане, касаются достижения экономического расцвета, роста потребления и увеличения производства. В рамках такого подхода неизбежно создаётся ложная склонность к потреблению и получению прибыли за счёт всеобъемлющей и вездесущей рекламы, а цель этого – добиться расширения рынка потребления и разнообразия материальных потребностей человека. Культурно-социальный строй должен в этой ситуации служить экономической системе, побуждая людей к постоянному увеличению потребления, которое, таким образом, становится для них неизбежной потребностью. Принципиальная основа капиталистического строя, его экономическая методология зиждется исключительно на укреплении материалистических стимулов в деятельности человека. Отсюда абсолютной целью такого развития является экономический рост и повышение материального благополучия.
В исламе экономике уделяется особое внимание, но подчёркивается, что только лишь материальное развитие не должно быть целью мусульманского общества. Рост экономики, а с ней общественного благосостояния и благоденствия, является всего лишь инструментом для развития высокой человеческой морали, способной привести индивидуума к совершенству, помочь достичь ему свободы от привязанности к своим душевным страстям.
В исламском мышлении конечной целью усилий человека не может считаться стремление к получению прибыли, увлечению материальными удовольствиями (хотя это не отрицается). Ислам, принимая во внимание двойственную природу человека, позволяет ему расти в материальном отношении, но при условии, что тот также сосредоточится на своём духовном развитии.
Важнейшей задачей пророческих миссий всегда было наставление человечества на путь, прежде всего, нравственных благодетелей. Тогда человек, прибегая к помощи разума, мышления и воли, сможет лучше понять своё место, ценность в системе Творения и, таким образом, найти собственный путь к полноценной реализации всех заложенных в нём талантов и творческих склонностей. В мусульманской культуре особый упор делается на получении знаний, на необходимости трудиться и проявлять усердие, соблюдать дисциплину и порядок, правильно и устойчиво работать, тем самым поддерживая достоинство исламского общества. Ислам закладывает в человека все необходимые основы для того, чтобы тот прошёл свой путь развития так, как это предначертано ему Богом.
В этой книге будут отдельно рассмотрены все перечисленные принципы развития со ссылкой на соответствующие айаты Корана и хадисы. Возможно, в этой связи возникнет такой вопрос: хотя ислам обладает богатой, динамичной и креативной культурой, почему же большинство исламских стран относятся к категории неразвитых, отсталых государств? Отвечая на него, можно отметить два момента.
Во-первых, следует знать, что существует ряд принципиальных отличий мусульманской культуры от культуры, доминирующей в исламских обществах. Первая выражает ценности, убеждения и обычаи, которые берут своё начало в Божественном откровении и в изречениях непорочных предводителей ислама. Вторая представляет собой смешение изначальной исламской культуры и ложных, часто суеверных представлений тех или иных народов и народностей[5].
Во-вторых, не возможно не признать, что та культура ислама, о которой говорится в Коране и в других мусульманских авторитетных и достоверных источниках, не всегда верно применяется на практике. Часто к ней примешиваются личные и групповые интересы людей. В первую очередь, это касается стремления к накоплению богатств, обретение некоего общественного статуса или должности, славы или сохранение всего имеющегося. Как правило, при таком отношении к жизни мало кто думает об интересах всего мусульманского общества.
Все эти недостатки ни в коем разе нельзя отнести к исламу. Это касается только душевного состояния людей или отдельно взятого человека в тот или иной период времени.
В сравнении с современными проблемами запада, у которого сегодня наблюдается регресс в вопросах нравственности и духовной культуры, мусульманская культура, наоборот, способна возродиться, чтобы вести людей по пути высокого интеллектуального (в культурном смысле) развития.
Сегодня многие люди находятся в состоянии духовной тревоги. Они видят, что ведут абсурдную и бесцельную жизнь и не могут найти в механизированном обществе то, что когда-то потеряли. Они забыли, что одна лишь мысль о Нём способна успокоить сердце.
Настоящая работа, структурированная в форме ответов на двадцать важных, с точки зрения автора, вопросов, делает попытку разъяснить терминологию, свойственную исламской культуре, которая, в свою очередь, обеспечивает экономическое и духовное развитие исламского общества. Подробно разбираются такие темы, как поглощённость мирскими делами и стремление к загробной жизни, упование на Господа и обеспечение пропитанием, судьба и предопределение, исламские законы и требования времени.
В заключение хочется выразить самую искреннюю признательность всем уважаемым профессорам духовных учебных заведений и университетов, в особенности айатолле Мисбаху Йязди, Парвизу Давуди, Муртазе Карибахгийану, худжат ал-исламу Гулам-Ризе Мисбахи и Хасанагу Назари, ценными указаниями которых учтены при написании этой работы.
Мухаммад Джамал Халилийан
Глава первая
Определение терминов и основополагающих вопросов
Принимает ли ислам западную модель развития? Или же нужно дать исламскому обществу другое определение развития, особенно экономического?
В общем плане, развитие – это сложный процесс, подразумевающий количественный и качественный рост производства и сферы услуг одновременно с повышением уровня жизни, улучшением структуры доходов и устранением нищеты, обездоленности и безработицы, обеспечением всеобщего благосостояния и научного прогресса в определённом обществе. Такое движение необходимо всем сообществам людей. Процесс развития следует тщательно планировать, прикладывая определённые усилия для его обеспечения.
Однако тот путь, который одобряет ислам, даже если имеет схожие черты с процессом развития в западном мире, целиком с ним не совпадает. Основные отличия от западной модели развития кроются в мотивации и конечной цели. С точки зрения ислама, необходимым является то развитие, которое позволяет раскрыть все возможные положительные стороны общества, или когда этот процесс направлен на возрождение исторических и культурных ценностей.
Люди в таких обстоятельствах смогут проявить волю, использовать заложенные в них силы и потенциал для того, чтобы обеспечить не только своё духовное и материальное благополучие, но и развитие будущего своей страны.
В современных передовых странах развитие дало положительные результаты, с точки зрения обеспечения материального благополучия и комфорта для человека, но при этом очевидно, что в них всё большие масштабы приобретает распущенность, разврат и преступность. В некоторых регионах дети не могут безопасно добираться до школы, полиция вынуждена их охранять. Всё больше людей страдают стрессовыми нервными расстройствами. Психиатрические клиники переполнены больными. Поэтому не случайно, самыми высокооплачиваемыми врачами, в частности, в США, на сегодняшний день являются психологи и психотерапевты, а лекарства, применяемые в психиатрии, распродаются лучше всех остальных препаратов.
Очевидно, что даже высокие, практически идеальные показатели развития, которые обеспечиваются в таких государствах, не дают основания говорить, что там достигнут всеобъемлющий и истинный прогресс, и что жители этих стран абсолютно счастливы и довольны своей жизнью. Утверждать такое стало бы большим преувеличением.
Развитие имеет несомненное человеческое измерение. Говоря об этом феномене, следует принимать во внимание нравственные и духовные вопросы как мощнейшие факторы обретения духовного и душевного спокойствия, которые ни в коем случае нельзя игнорировать. Достигнуть этого возможно, если придерживаться религиозной веры, которая, несомненно, должна быть правильно понята и истолкована. Иными словами, нужно полностью и правильно усвоить религиозные заповеди и науки, в которых содержится единственно верная программа личной и общественной жизни. На таком пути человек обретает счастье в этом мире и блаженство в загробной жизни. Но если религия приобретает характер ложных суеверий, тогда может создаться впечатление, что существует противоречие между религией и развитием.
Существуют различные определения термина «развитие». В частности, по М. Фридману, «Развитие – это творческий и новаторский процесс, направленный на создание базисных изменений в социальном строе»[6].
Определение Майкла Тудару звучит иначе: «Развитие – это многосторонний процесс, обусловленный основополагающими изменениями в социальной структуре, восприятии, представлениях и верованиях простого народа, национальных институтах, а также ускорением экономического роста, сокращением неравенства и искоренением абсолютной нищеты»[7].
Чарльз Киндербергер рассматривает «развитие» как экономический термин. По его словам, экономическое развитие «зиждется на расширении производства, изменениях в качестве производства, перетекании ресурсов и рабочей силы из одной отрасли производства в другую»[8].
По определению Хусайна ‘Азими, «Развитие – это процесс, в рамках которого производство, используя новые передовые средства и инструментарий, совершает переход от своего традиционного состояния к новым методам. Люди приобретают соответствующую этому процессу специальность, изменяют культуру производства, а процесс накопления и использования капитала получает эффективное и стабильное управление»[9]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
(с) – здесь и далее по тексту сокращённая форма фразы: «Салла Аллаху ‘алейхи ва алихи!», что в переводе с арабского языка значит: «Да благословит Аллах его и род его!». В соответствии с исламской традицией, данную словесную формулу благопожелания необходимо произносить после упоминания имени пророка Мухаммада.
2
Худжатал-ислам – высшая учёная степень в мусульманском мире.
3
л. х. – сокращение выражения «лунная хиджра». После смерти Пророка (с) халиф Умар ибн ал-Хаттаб ввёл лунный календарь в государственный обиход. Было решено начать мусульманское летоисчисление с момента хиджры (переселения) пророка Мухаммада (с) из Мекки в Медину в 622 г. Таким образом, 622 г. стали считать первым годом мусульманской лунной хиджры.
4
В последнее время помимо показателя валового национального и подушевого продукта, стал применяться также индекс человеческого развития (ИЧР), который представляет собой композитный показатель, отражающий подушевой доход, среднюю продолжительность жизни, которую можно предположить на момент рождения человека, а также средний уровень грамотности в данном обществе. Этот показатель в больше степени отражает развитие конкретного общества.
5
Здесь следует уточнить, что ислам не предлагает быстрого пути развития. В нём нет волшебного средства для излечения отсталости и неразвитости. Но, если рассматривать достижения первых нескольких веков исламской цивилизации, можно утверждать, что в нём имеется всеобъемлющий взгляд на все вопросы, связанные с человеком и высоким развитием исламского общества. Ислам – это мир ценностей, которые дают человеку возможность создавать необходимые законодательные основы для движения по пути прогресса.
6
Карихбагийан, Муртаза. Экономика: рост и развитие. Т. 1. Тегеран, 1991. С. 7.
7
Тудар, Майкл. Экономическое развитие в третьем мире / Пер. Гулам ‘Али Фарджади. Т. 1. Тегеран, [б.д.]. С. 135–136.
8
Киндербергер, Чарльз. Экономическое развитие / Пер. Ризы Сидки. Т. 1. Изд-во высшей школы менеджмента Гиляна, 1975. С. 70.
9
‘Азими, Хусайн. Сферы иранской экономики, не подлежащие развитию. Тегеран,1992. С. 176–177.