Полная версия
Коронованный пустотой
– Давай на этом сегодня закончим, тебе есть о чем подумать. Завтра суббота, у многих выходной, и нам во дворе спокойно поговорить не получится, даже днем. Давай часам к трем подходи за мной в охотничий магазин, мы где-нибудь там рядом посидим на скамейке и поболтаем.
Митя догадывался, что пожилой продавец магазина «Товары для охоты и рыбалки» – приятель дяди Лени, так как видел его сидящим там, когда пару лет назад подумывал купить порох для экспериментов и, не зная, что ему откажут, просто постеснялся спросить при соседе…
– До свидания, Митя, я еще выкурю папироску и пойду домой – пить чай, – в несколько более ласковой манере, чем обычно, сказал старик.
– До свидания, дядя Леня, – ответил Митя, вставая, и добавил: – Спасибо…
Прикуривший папиросу старик махнул на это рукой с горящей спичкой, туша ее и одновременно показывая: «да ладно…». Юноша направился домой и услышал за спиной:
– Да, Мить, ты это… мамке про это пока не рассказывай, ладно?
Митя кивнул в знак согласия и довольный пошел домой.
Глава 5
Первое занятие
На следующий день Митя, как и договаривались, к трем часам пришел к охотничьему магазину. Зашел и увидел пожилого мужчину за прилавком, держащим блесну с крючками и что-то обсуждающим с дядей Леней, который сидел на складном стульчике перед прилавком. Магазинчик был маленький, одна комната и подсобка, в продаже охотничий и рыболовный инвентарь: патроны, порох, дробь, удочки, крючки и т. д. Дядя Леня оглянулся на осторожно входящего юношу и сказал:
– Привет, Митя, подожди минуточку, я сейчас…
Юноша осмотрел прилавок и вышел на улицу, день был солнечным и жарким, впрочем, почти как любой другой в Мары с мая по сентябрь. Вышел дядя Леня и предложил пойти посидеть в сквере рядом с Вечным огнем, на что Митя согласно кивнул, и они не спеша пошли.
– Как настроение? – спросил дядя Леня.
– Хорошее, – скромно ответил юноша, еще не привыкший к новому формату общения с соседом.
– Думаю, у тебя есть какие-нибудь вопросы, если хочешь, можем начать с них, – предложил дядя Леня.
– Да, – с удовольствием поддержал идею Митя. – Вот Вы вчера сказали, что мир не такой, как мы о нем думаем… Что Вы имели в виду?
– Ох, Митя, ты, похоже, решил начать с самого непростого для понимания… – дядя Леня немного задумался и продолжил: – Давай я тебе коротко эту тему приоткрою, ты мне не поверишь, и мы перейдем к темам, с которых лучше начинать?..
– А почему коротко? – удивился Митя.
– Просто будет неправильно, если получится убедить тебя, в таком случае – ты просто согласишься со мной, лучше, если «такое» сам – осознаешь, через прямой опыт… Поэтому мы пока коротко обсудим – как теорию.
– Ну ладно, давайте пока коротко… – неуверенно согласился юноша.
– Этот мир… – видно было, что дядя Леня пытается сжать и сформулировать достаточно обширную и сложную для Митиного понимания тему, и после небольшой паузы продолжил: – Внешний мир – это образное пространство, «сотканное из мыслей и состояний», при этом, весь этот мир не снаружи, – начал объяснять дядя Леня и понял, что еще больше запутывает собеседника.
– Как это весь мир не снаружи? – удивленно спросил Митя.
– Все в сознании, вроде фантазии, в которую ты вовлекся. Понимаю, такое сложно представить, но вся твоя жизнь – это как сновидение. Вспомни сны, которые ты иногда видишь – когда спишь, и воспринимаешь того себя во сне, ведь такого же тебя и всего того, что было в сновидении, в реальности не существовало?
– Ну конечно же, это же просто сон! – уверенно ответил Митя.
– Верно, но когда ты об этом узнал? – спросил старик.
– Не понял, что Вы имеете в виду?
– Ну, что «тот ты» и все с тобой происходящее всего лишь сон, ты узнал, только – когда проснулся, а пока спал, думал, что происходящее – реально. Верно?
Юноша немного задумался и ответил:
– Да, верно.
– Вот видишь, то происходящее, которое ты принимал за реальность, оказалось просто игрой твоего сознания. Правильно?
– Да, – согласился юноша.
– Вот и этот мир – вроде еще большего общего сна, который формируют «сновидящие сознания».
– Предположим, что это так, но как о таком только Вы знаете? – спросил довольный умным вопросом Митя.
– Мне очень нравится то, что ты сомневаешься. Возможно, в этой беседе мы зародим сомнение в твоем привычном мировоззрении и это пойдет тебе на пользу… Ну, давай вернемся к теме: об этом знаю не я один, в этом мире всегда были, есть и будут пробужденные сознания, думаю, таких меньше одного процента от общего количества людей. А как можно узнать «такое», – так это относительно не сложно, я тебя научу, и в итоге с тобой произойдет как бы «пробуждение во время сна». Возможно, у тебя бывали неглубокие сновидения, когда ты вроде спишь и видишь сон, но параллельно – точно знаешь, что это тебе снится?..
– Да, такое иногда бывает по утрам, когда уже вроде выспался, но еще что-то снится, – после небольшой паузы ответил юноша.
– И, если помнишь свое состояние, когда ты осознаешь, что воспринимаемое – сон, тогда, сновидение не бывает напряженным: все происходящее в нем не вызывает страхов или страданий, а вот приятные или спокойные состояния легко могут ощущаться. Все воспринимается спокойно, а при желании – даже хорошо и приятно, просто потому, что ты не относишься к происходящему серьезно.
– Разве можно так проснуться – прямо в жизни? – с откровенной ноткой сомнения спросил Митя.
– Подумай, чем отличается глубокое сновидение, происходящее в котором – ты принимаешь за реальность, от того, о котором ты знаешь – что это снится?
Они подошли к скамейке, расположенной под тенью большого дерева, дядя Леня жестом показал на нее, и они присели. Митя посидел некоторое время, думая, и неуверенно заговорил:
– Может, тем, что во время второго варианта я знаю себя настоящего, который лежит на кровати и спит?
– Верно, друг мой, – довольный сообразительностью паренька, продолжил старик: – Для того чтобы проснуться в сновидении, надо осознавать того – «кто или что воспринимает это сновидение». А где, по-твоему, возникает и происходит сновидение?
Дядя Леня вопросительно взглянул на юношу, который, недолго думая, ответил:
– В голове!
– Думаю, ты подразумеваешь мозг… – старик сделал небольшую паузу и снова заговорил: – Предлагаю пока на этом, тему устройства нашего мира приостановить, так как твои текущие восприятие и знания – будут вступать в сильное противоречие с тем, что я тебе рассказываю. Помнишь, я говорил, что в «такое» – не нужно просто поверить, мало того, это будет ошибкой, потому что искренняя вера в заимствованную информацию – это просто самообман. Иное понимание природы всего надо воспринять самостоятельно, и ты уже начинаешь этот путь.
– Хорошо, дядь Лень, давайте отложим, но можно еще на эту тему один вопрос? Вы часто говорите «этот мир», значит, есть другой или другие?
Старик внимательно взглянул на Митю и почувствовал непривычное для себя, но такое приятное удовольствие – от воспитания… Конечно же, ему в жизни достаточно приходилось кого-то чему-то учить, но это было другое! Сейчас происходило то, чего он был всегда лишен, не имея возможности воспитывать детей, внуков или хотя бы племянников, которых у него тоже не было. В отличие от покойной супруги, он никогда не страдал от отсутствия детей и от невозможности передать опыт и знания, такое желание созрело только недавно, когда он остался совсем один и постепенно стало больше не к чему стремиться в этой жизни. И вот он прямо сейчас ощущал новое для себя удовлетворение, ему понравилось делиться сокровенным с юным сознанием и было приятно ощущать желание юноши принять то, что он хочет передать. Возможно, это стало бы его единственно заметным «следом в этом мире» – после «ухода».
Старик, продолжая смотреть на юношу, вернулся от ощущений к мыслям на тему беседы и начал отвечать:
– Ты, Митя, молодец, что внимательно слушаешь. Да, за пределами текущего восприятия всегда есть еще другая реальность. Та – которая забывается при возникновении ощущения «себя-осознавания», та – которая снова становится единственной в момент смерти, – когда «завершится восприятие текущей жизни». «Там» нет времени и вообще ничего нет, такое сложно передать словами, но когда ты «пробудишься в текущем сне-жизни», то станешь осознавать «себя» – этим бесконечным ничем, то есть абсолютным сознанием. Причем воспринимать «такое» будешь естественно и параллельно привычной жизни. Ты сейчас задашься вопросом «для чего мне такое?». Отвечу: помнишь сны, в которых ты точно знаешь, что спишь, – и они всегда легче обычных, в которых нет негативного влияния на твое состояние того – что происходит? Примерно так же, при пробуждении сознания – становится больше свободы и возможностей – от осознания реальной причины всех воспринимаемых явлений. Понимаешь… – дядя Леня задумался, пытаясь покороче сформулировать и закончить эту тему, по возможности более-менее понятно объяснив, и продолжил говорить: – Все сложности мира – это лишь следствия ограниченного понимания воспринимаемого, и пока ты вовлечён вниманием в эти сложности, не осознавая их – временности, причин, и «источника возникновения», у тебя частенько будут возникать напряженные состояния или страдания – во время восприятия текущей жизни…
– И когда эти сложности закончатся? – не совсем понимая смысл последних слов старика, спросил Митя.
– У большинства людей – когда умирают, но некоторые – еще при жизни пробуждаются.
Юноша задумался: тема пробуждения была очень интересна, но его в основном манили возможности, которые большинству людей недоступны, уж очень хотелось побыть волшебником… А сейчас тема разговора «съехала» от способностей к какому-то пробуждению, интересно, конечно, но уж очень «жаждется поскорее стать более могучим».
Митя решил перенаправить все в «нужное русло» и спросил:
– Дядь Лень, а Вы научите меня каким-нибудь… – юноша задумался для корректного построения вопроса.
– Реализовывать желаемое? Достичь «уровня мага»? – вопросительно подсказал старик.
– Да, – ответил юноша, киванием головы подтверждая правильность предложенных формулировок.
– Возможности всегда соответствуют уровню сознания. На том уровне сознания, на котором у тебя реально усилятся возможности влиять, на том же уровне сильно ослабевает смысл влияния на что-либо. Ты сейчас думаешь, «что это не так», но «по достижению уровня возможностей» ты параллельно достигнешь осознания того, в чем прелесть твоей жизни… Знаешь, в чем прелесть твоей жизни?»
– Наверное, дядь Лень, еще не знаю, – слегка саркастично ответил Митя, в котором вдруг «заговорил юношеский максимализм».
Старик, не обращая внимания на ироничный тон юноши, сразу продолжил:
– Прелесть жизни – в отсутствии в ней идеальности! Это создает две основные иллюзии смысла существования. Первая – как-либо действовать. При «легком варианте» такого смысла – есть желание творить, в «тяжелом варианте» – возникает необходимость «корректировать реальность», что создает напряженные состояния, по сути – это пожизненная борьба со своей неудовлетворенностью. Вторая иллюзия смысла существования – наслаждение текущим моментом. Это возможно, если появится понимание правильности и закономерности всего в воспринимаемом мире, несмотря на кажущуюся неидеальность. Как ты уже, наверно, сам понимаешь, для стабильности такого восприятия надо достичь соответствующего уровня сознания, и для достижения этого я укажу тебе верное направление развития. Второй «вариант смысла», особенно восхитителен после полноценного переживания первого.
– Тогда, получается, почти нет смысла стремиться к усилению возможностей? – с некоторым разочарованием в голосе спросил Митя.
– Ты прав, в этом почти нет смысла, мало того – смысла вообще нет ни в чем! Вот подумай, все вообще: люди, Земля, Солнце, – обязательно исчезнет, такое признает даже «материально ориентированная фундаментальная наука». Большинство людей видят смысл в каких-либо улучшениях и создании благ, в помощи другим, в выращивании детей, у которых тоже будет смысл – выращивать детей… По сути, мы продолжаем историю для того, чтобы она продолжалась. И что бы кто ни создал, это исчезнет, и все, кто так или иначе воспринимают какое-либо творение, умрут вместе с памятью и мнениями об этом… Все вообще на самом деле намного более тленно, чем мы думаем.
Они оба помолчали некоторое время, и Митя с небольшим возмущением спросил:
– Ну должен же быть хоть какой-то смысл в жизни?!
– Осознание отсутствия смысла в жизни, поначалу, конечно обескураживает и может привести к апатии ко всему… Но это «палка о двух концах», такое осознание освобождает от тягот социального и морального бремени этого мира. При этом ты не станешь социопатом или беспредельщиком, хотя легко сможешь, если захочешь. Тебе станет намного проще жить, осознавая условности и несерьезность социальных норм и правил, ты легко сможешь подыгрывать «социальным ритуалам» и так же легко сможешь отказываться от исполнения некоторых из них без возникающих при этом обременений муками совести или мыслями о чьем-либо негативном мнении.
Митя заметил, что дядя Леня сейчас иной, как будто это не тот сосед, которого он воспринимал «обрюзгшим, не всегда опрятного вида стариком». Сейчас перед ним был абсолютно другой человек, несоответственно своему образу – приятно говорящий на сложные темы «заумными» словами, и при этом у него получается легко и достаточно понятно…
Дядя Леня продолжал:
– В этой жизни остается только одно, ради чего все что-либо делают, но не все, очевидно, осознают эту единственную стимулирующую причину. Это стремления пребывать в желаемых состояниях или перестать пребывать в нежелаемых, что, по сути, одно и то же. Даже мать не кормила бы своих детей, если бы отказ от кормления вообще никак не влиял на ее состояние. Понимаю, что такое звучит достаточно цинично, но это правда, правда, часто завуалированная более «высокими» идеями, которые «лежат на поверхности восприятия» и вроде соответствуют персональным ощущениям и пониманиям. Да, почти любая мать любит своих детей, так они хоть и отделившиеся, но все же частички ее самой, и поэтому их удовлетворительное состояние ее тоже удовлетворяет и, соответственно, их неудовлетворительное состояние создает дискомфорт в ее состоянии, что очень стимулирует ее действия, направленные на удовлетворение и улучшение состояния ребенка… Или вот, например, герой, пожертвовавший своей жизнью ради другого или других: он просто не захотел пребывать в состоянии, когда мог спасти, но не спас, поэтому сделал свой выбор в пользу такого поступка, даже осознавая, что ценой избавления себя от возможных моральных страданий станет его собственная жизнь. В таких случаях в сознании возникает выбор между дальнейшим пребыванием в возникшем в случае бездействия нежелаемом состоянии или возможным прекращением вообще какого-либо состояния, и в зависимости от характера человека происходит тот или иной выбор… Нет ничего плохого в том, что человек стремится к каким-либо состояниям ощущения себя, на этом и формируется любое направление развития.
Юноша внимательно слушал, и то, что говорил старик, звучало вроде правильно, хоть и очень расшатывало текущие Митины понимания, постепенно превращая их в простые предрассудки или стереотипы, но при этом почему-то еще не возникало никакой легкости, о которой рассказывал дядя Леня, возможно, еще надо было все хорошо обдумать…
Дядя Леня продолжал:
– То привычное, от чего ты иногда будешь отказываться в процессе развития, – это необходимая трансформация при переходе на более широкий уровень восприятия. Такое можно сравнить с птенцом в яйце, который перерос свои текущие границы и начинает ломать привычные ограничения в виде скорлупы для восприятия большего. Вроде рушишь текущий комфорт и иллюзию защищенности, но открываешь новые перспективы развития… Волноваться не стоит, все будет происходить достаточно естественно и комфортно, с приятным предвкушением лучшего…
Они оба некоторое время помолчали: Митя обдумывал, а дядя Леня терпеливо ждал…
– Получается, смысл действовать или не действовать в том, чтобы быть в хорошем для себя состоянии?! – вопросительно подытожил юноша.
– Да, любое действие так или иначе мотивировано перспективой улучшения своего текущего состояния или для предотвращения возникновения худшего.
– Как Вы поступили, когда вылечили кошку, зная, что котята не дождутся своей мамки?
– Ты на удивление достаточно хорошо вникаешь в смысл моих слов! – очень довольный смышленым собеседником, дядя Леня стал отвечать на вопрос: – Да, Митя, я помог кошке только для того, чтобы себя нормально чувствовать, не думая об умирающих от голода котятах. Понимаешь, смысл развиваться лишь в том, чтобы более легко и стабильно пребывать в желаемом состоянии. И не важно, для чего тебе возможности: для помощи другим, или для ощущения превосходства над ними, или для прямого удовлетворения своих потребностей, – суть одна: стремление пребывать в желаемом состоянии и поддержание удовлетворённости текущей жизнью на удовлетворяющем или восхищающем уровне…
Митя очень воодушевился при возвращении разговора к развитию возможностей и снова попробовал акцентировать на этом внимание собеседника:
– Дядь Лень, к вопросу развития способностей… – юноша вопросительно глядел на старика, понимая, что тот знает, к чему он клонит…
– Да, Митя, я понимаю твое нетерпение. Мы уже начали, первое занятие пусть будет «теоретически-философским», сегодня никаких упражнений в качестве домашнего задания не будет, кроме подумать о том, что мы обсуждали сегодня. Очень важно при этом не верить в то, что я говорил, а самостоятельно осмыслить и попробовать понять. Хорошо?
– Хорошо, я обдумаю, – ответил юноша и с надеждой спросил: – Но я смогу овладеть необычными для большинства людей способностями?
– Да, сможешь, – ответил старик, взглянув в ожидающие удовлетворительного ответа глаза юноши, и, улыбнувшись, продолжил: – Сможешь, если захочешь, конечно. Мало того: в свое время я подскажу тебе удивительно простой, но очень эффективный способ концентрации энергии из ничего для эффективной реализации чего-либо. И даже если ты уже не будешь стремиться к чему-либо, то сам решишь, нужно тебе это или нет…
– Спасибо, дядь Лень! – удовлетворенно сказал Митя.
– Ты тогда сейчас иди по своим делам, а я еще немного посижу, подымлю…
– До свидания, – вставая, сказал юноша.
– Пока, Мить, увидимся, – закончил старик, доставая из нагрудного кармана рубашки пачку «Астры» и спичечный коробок.
Глава 6
Неожиданный опыт
Весь вечер и следующий день Митя обдумывал то, что они обсуждали с дядей Леней накануне. Что касается смысла, Митя не сразу, но почти согласился с тем, что говорил дядя Леня. А вот что касается «сновидческой природы жизни», тут согласиться не получалось. Вообще-то согласие не было обязательной задачей для выполнения, но «имевшийся в сознании авторитет дяди Лени» предполагал, что если он что-то говорит, то говорит то, что знает… Вспомнив все свои сны, которые можно было вспомнить, он предположил, что теоретически возможно то, что прямо сейчас происходит более масштабное относительно привычного сновидение, но его текущее восприятие уверенно настаивало на том, что это не так. Все вокруг слишком реально и разнообразно, чтобы производиться в одном сознании… Митя хотел обсудить свои мысли с дядей Леней и несколько раз смотрел, не сидит ли он дворе. Старика не было в течение всего дня, и появился он только вечером, а так как рядом сидели еще несколько соседей, юноша не стал к нему подходить. В итоге всех размышлений к вечеру воскресенья Митя решил осуществить необычный эксперимент: завтра с утра он попробует воспринимать все происходящее, как будто все происходит в сновидении, про которое он якобы знает, что это сон.
Проснувшись утром от голоса мамы, заглянувшей к нему в комнату: «Митя, вставай. В школу опоздаешь!», юноша поднялся и начал убирать постель с тахты. Складывая простыню, Митя увидел на кисти левой руки нарисованный вчера вечером крестик для напоминания себе с утра и дальше в течение дня все воспринимать как сновидение. Митя на несколько секунд приостановился, настраиваясь на восприятие, как будто все во сне, и, «вживаясь в эту роль», продолжил утренний ритуал сбора в школу…
Первое, на что обратил внимание юноша, это то, что необычно быстро прошла сонливость, и еще то, что он стал спокойней собираться – как будто сегодня был выходной день. Исчезла внутренняя суетливость, и пропало привычное по утрам в будние дни «ощущение вынужденности походов в школу». А еще все обычное стало как-то немного ярче и интересней: приготовленная мамой, еще пыхтящая на масле в сковороде глазунья, запах растворимого индийского кофе, небо и зелень деревьев за окном…
Не спеша идущий в школу юноша хорошо понимал, что если не поторопится, то опоздает на первый урок, но Митя почему-то шел размеренным шагом, наслаждаясь «залитым солнцем» утром. Ощущая приятное спокойствие, он подумал: даже если то, что вся жизнь снится, неправда, то «самообман на эту тему» – очень прикольная штука.
Пока он шагал по опустевшим в связи с началом урока коридорам школы, хорошее настроение постепенно растворялось по мере приближения к классу, переходя в напряженное состояние от мыслей, что сказать учителю про причину опоздания. Из всех приходящих в голову идей наиболее подходящие уже были использованы в предыдущие опоздания, а остальные не годились из-за своей банальности или доступной возможности проверки на достоверность. И вот, открывая дверь класса, юноша снова заметил уже несколько подтершийся крестик на руке. «Быстро вернувшись в настроение, что все лишь сон», он вошел в класс, спокойно произнес:
– Здравствуйте, можно?
Нина Викторовна, пожилая и строгая учительница алгебры и геометрии, сквозь очки изучавшая классный журнал, повернув в сторону юноши голову, спросила:
– Здравствуй, Немцов, причина опоздания?
Юноша продолжал сосредотачиваться на идее того, что происходящее – просто сновидение, что в свою очередь создавало в текущем восприятии некий фон ощущения приключения и некой безнаказанности.
– Причина в том, что я недостаточно быстро собирался и излишне спокойно шел в школу, – неожиданно честно для себя ответил Митя.
Нина Викторовна, за свой многолетний педагогический стаж никогда не слышавшая от учеников такого ответа, сняла очки и, встав со стула, поближе подошла к Мите. Больше всего ее удивляло понимание того, что именно этот юноша говорит правду. От данного ученика она совсем не ожидала услышать честный ответ, так как он всегда предлагал очевидные для нее лживые версии, но которые нельзя или сложно было проверить, и поэтому ей приходилось делать вид, что верит.
Митя, стоя у двери, продолжая представлять, что ему все снится, заметил: что, несмотря на то что чувствует, как весь класс внимательно за ним наблюдает, и даже несмотря на то что строгая Нина Викторовна подходит к нему, что не предвещает ни чего хорошего, он почему-то совсем не напряжен. Некоторая возбужденность, конечно, присутствует, но это, скорее, от заинтригованности текущей ситуацией. Юноша также ощутил сходство своего состояния с тем, которое возникает при просмотре интересного фильма: он как бы вовлечен в сочувствие и сопереживание главному герою, но понимает, что нет смысла серьезно переживать, и просто получает удовольствие от происходящего.
– Интересно, а почему ты не спешил? – снова спросила подошедшая Нина Викторовна.
Митя вдруг предвкусил ощущение куража от разрешения себе говорить правду и решил продолжать «в том же духе»:
– Сегодня утром я обратил внимание на то, как интересно и прекрасно все вокруг: голубое небо, яркость листьев, щебетание птиц… – возникла небольшая пауза, в которой и учительница, и ученики ожидали что юноша скажет дальше, и Митя продолжил: – Именно поэтому я не торопился, спокойно получая удовольствие от сегодняшнего утра.
Снова пауза, на этот раз удивленные необычной причиной опоздания ученики ждали реакцию педагога, а не знающая, как себя повести в такой ситуации, Нина Викторовна спросила:
– И что же нам с этим делать, Немцов?
– С моей сегодняшней неспешностью?.. Думаю, для того чтобы меньше возникало таких, как сейчас, ситуаций, мне надо или быть расторопнее по утрам, или вставать раньше минут на десять, – снова неожиданно для себя просто и честно предложил Митя.
Нина Викторовна ухмыльнулась, услышав такой ответ, и, возвращаясь к своему столу, спокойно сказала:
– Хорошо, посмотрим, как у тебя получится меньше создавать таких ситуаций, садись, – непривычно не раздраженная сегодняшним опозданием ученика на свой урок произнесла учительница и добавила: – Надеюсь, ты, Немцов, и все остальные понимают, что впредь подобное сегодняшнему объяснение опоздания меня не устроит… Итак, к доске пойдет Арутюнов.