
Полная версия
Марина Мнишех, супруга Димитрия Самозванца
Примечания
1
Самозванец выдумал сказку, будто Борис Феодорович Годунов велел умертвить сына царского и подменил его младенцем женского пола. Исполнители замыслов Годунова будто бы сжалились и спасли невинную жертву.
2
До сих пор неизвестно, какого роду и происхождения был сей бродяга. Польский писатель Кобержицкий утверждает, что после смерти самозванца найдены в его комнате Библия, Талмуд на еврейском языке и кожаные ящики на ремнях, привязываемые жидами ко лбу во время молитвы; сие заставляет думать, что он был жид.
3
По имени Лисовского назывались после того все отчаянные налеты (партизаны) и наездники лисовчиками. Лисовчики особенно прославились в 30-летнюю войну, находясь в службе императорской.
4
Польский писатель Немцевич утверждает, что духовник Марины, иезуит, тайно обвенчал ее с бродягою.
5
Из Немцевича.
6
Князь Рожинский, известный в русской истории участием своим в междоусобиях, происходил от Наримунта, сына Гедимина, знаменитого литовского князя. Жаль, что ложное понятие о славе завлекло князя Рожинского под знамена мятежей и междоусобий и заставило его развить свои дарования на поприще неправого дела. Впрочем, он был необыкновенных свойств и мужества; излишняя горячность и гневливость много исказили его характер. Тело его перевезли в Киев и похоронили в могиле его предков.
7
См. «Dzieje panowania Zygmunta III». – T. II, стр. 431. «История» Кобержицкого, стр. 226.
8
«Мнози ж на Москве говоряху то, что испортила его тетка его княгиня Катерина Дмитревна, жена Шуйского» – См. «Летопись о многих мятежах и проч.», стр. 177.
9
«Летопись о мятежах».
10
Смотри письмо гетмана Жолкевского к королю в «Dziejach panowania Zygmunta III». – T. II, стр. 461.
11
«Жизнь Сапеги», стр. 52.
12
В «Летописи о мятежах» сказано, что сын Касимовского царя донес самозванцу на своего отца.
13
«Dzieje panowania Zygmunta III». – T. II.
14
В 3-й части «DziejСw panowania Zygmunta III», где он ссылается на «Жизнь Сапеги», на Кобержицкого и Пясецкого.
15
Стр. 286.
16
В царствование царя Алексея Михайловича был казнен в Москве бродяга, называвшийся сыном Марины и первого самозванца, рожденный будто в темнице по убиении Лжедимитрия. См. «Dzieje panowania Zygmunta III», т. III, p. 63. Польский посол видел тело казненного, а французский полковник де ла Кост (de la Coste) был свидетелем казни.