bannerbanner
Кальвин
Кальвин

Полная версия

Кальвин

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

«Славе Божьей», «gloria Dei», служит гибель большей части невинно, от начала мира, осуждаемого человечества; это самая чудовищная из всех человеческих мыслей», – верно замечают и другие исследователи.[60]

«Бред сумасшедшего не порождал ничего более ужасного». «Если в это поверить, то можно с ума сойти от отчаяния».[61]

Кажется, сам Кальвин это иногда чувствует: «Я признаю, что этот приговор ужасен, Decretum guidem horribile fateor».[62]

Может быть, логика его не так совершенна, как это кажется ему самому и другим; но даже совершенная логика не спасла бы его от этих чудовищных выводов, потому что отвлеченнейшие мысли его страстны, а логика на службе у страсти так же опасна, как нож в руке сумасшедшего.

10

«Предопределение есть лабиринт, из которого ум человеческий не может найти выхода», – говорит Кальвин теми же почти словами, как св. Августин: «Я искал мучительно, откуда зло, и не было исхода».[63] Кружатся, кружатся оба, путаются в противоречиях, как в лабиринтных извилинах. Противоречие свободы и принуждения – не только в человеке, но и в Боге. «Люди грешат необходимо, потому что по своей природе они грешны». Зло человек делает по своей воле, потому что воля всегда (необходимо) склоняется к злу». «Вольно грешит человек». «Бог не хочет от нас послушания рабского, но хочет свободной воли». «Человек не может не только делать, но и желать добра».[64]

Если человек создан Богом, так что не может не делать того, что делает, и если нельзя обвинять человека за то, что для него неизбежно, то Бог – виновник зла. Воля человека должна быть свободной в выборе добра и зла, чтобы не был Бог виновником зла; воля человека не может быть свободной, потому что волей его ограничивалась бы воля Божья, и Бог не был бы всемогущ. В этих противоречиях мыслей Кальвин путается, бьется, как муха в паутине. Человек – муха; кто же паук, Бог или диавол? «Мы этого не знаем»; мы не должны заглядывать в «сокровенную бездну судов Божьих».[65]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Paul Henry, Das Leben Johan Calvius, 1838, II, 356.

2

P. Henry L. 1538.

3

Лютер

4

M. Bucer L. 1538.

5

J. Moura et P. Louvet, p. 216.

6

Op. cit. 218.

7

Em. Doumergue, Le caractère de Calvin, 1931, p. 132.

8

Edwin Booth, Luther (trad. fr.) 1934, p. 117.

9

E. Stähelin, J. Calvin, 1863, I, 304.

10

Christianae Religionis Institutio, lib. IV, cap. I.

11

De Wette, M. Luthers, Briefwechsel, I, 342.

12

протестанты

13

католикам

14

Opera M. Luthers, ed. Erlanger XXXIV, 3296.

15

De Wette, I, 233.

16

Kuhn I, 116.

17

Calvin, 1933, p. 138.

18

Luc Fèbvre, Un destin M. Luther, 1928, p. 212.

19

Op. XXIX, 175.

20

P. Charles Clair, La vie de St. Ignace de Loyola, 1891, p. 410.

21

Benoit, 137.

22

Doumergue, J. Calvin, 1899–1927, VII, 113.

23

Alex Brou, St. Ignace maitre d'oraison, 1925, p. 63.

24

Op., ed. Erlang. LXIII, 336: «Neueste Zeitung von den Widertanferne zu Munster», 1535).

25

Moura et Louvet, 331.

26

J. Bonnet, Lettres de J. Calvin, 1854, II, 568.

27

Henry, 11, 102, 115.

28

Henry, III, 543.

29

Stähelin, I, 331.

30

Doumergue, IV, 75, 198.

31

Doumergue, IV, 199.

32

Henry, III, 135: adspicite… quale sit Evang vestrum lege confusum.

33

Audin, Hist de Calvin, 1873, p. 427.

34

Stähelin, II, 376, Doumergue, 146.

35

Enders, Luther, Briefwechsel, VI, 6.

36

Fèbvre, 172. Enders, Luther, Briefwechsel, VI, 6, 35.

37

Michelet, La Réforme, 112.

38

Enders, Luther, Briefwechsel, VI, 6.

39

R. Wille, La liberté chrétienne, étude, La piété chrétiene chez Lutherm 1922, p. 296 ss.

40

Op. cit.

41

еретика

42

Inst. L; IV c. XII, 10.

43

Stahelin, I, 354.

44

Aug. Dide: Michel Servet et Calvin, 274.

45

J. D. Rambaud, S. Dominique, 1926, p. 176.

46

J. Guiraud, L'inquisition médiévale, 1929, p. 176, 153.

47

Rafael, Sabatini Torquemada et l'inquisition en Espagne, 1937, p. 93, 103, 133, 180, 221, 126.

48

Enders, V, 181 ss.

49

Aubier, 459.

50

Dide, 270.

51

Strohl, Luther, sa vie et sa pensée, 83, op., ed. Erlanger, III, 223.

52

гражданская

53

Doumergue, 146, 149, 150.

54

Th. Carlyle, Les héros, trad. française, 1922, p. 229.

55

Stahelin, I, 347.

56

Inst. 1. III, c. XXI.

57

вместе

58

Inst. 1. Ill, s. XXIII, 7 Doumergue, IV, 378 – Henry I, 328: «Videbat nominis sui gloria (indemerito illustrari).

59

Bitschl ap. Doumergue, IV, 124.

60

Benoit, 216.

61

Doumergue, 108, Schaning ap. Dide, 313.

62

Doumergue, IV, 377.

63

см. сноску выше.

64

Henry 1, 216, Doumergue, IV, 381.

65

Doumergue, IV, 379.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2