bannerbannerbanner
Проба пера. Ироничная филология
Проба пера. Ироничная филология

Полная версия

Проба пера. Ироничная филология

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2018
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Проба пера

Ироничная филология


Алексей Аимин

© Алексей Аимин, 2020


ISBN 978-5-4485-3341-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Проба пера

Книга «Проба пера» – дополненное и переработанное издание первой книги Алексея Аимина, выпущенной в 1996 году издательством «Всемирное слово» С-Петербург

тираж 550 экз.


Обложка первого издания

Предисловие

Широко известное в ХХ веке выражение: «Труд сделал из обезьяны человека» резонно оспорить. Если уж мы допускаем такой ход эволюции, то я сказал бы немного по иному: язык сделал из обезьяны человека.

Поначалу язык имел чисто гастрономические функций, которые тоже вели к прогрессу, но очень медленно. Ещё одной, более редкой функцией было его демонстрирование себе подобному. Означало это чаще всего: я твоего друга не ел, или наоборот – ел, что успокаивало или раззадоривало оппонента. Но когда людьми было замечено, что эта запрятанная за зубами конечность помогает издавать различные звуки, устрашающего, призывающего или просящего характера, прогресс пошёл намного быстрее.

Общение и передача информации, именно эти две его новые ипостаси языка и сделали человека человеком. Правда, до сих пор сохранились индивиды, для которых вкусовая функция языка по-прежнему стоит на первом месте.

Когда ко мне, как знающему и опытному человеку обращаются люди с довольно простым, но насущным вопросом: что лучше – хорошо выпить или хорошо поесть? – я им обычно отвечаю просто и доходчиво: хорошо поешь – тянет в сон, хорошо выпьешь – тянет на умные разговоры. Я, к примеру, всегда выбираю второе. И таких, пока, слава Богу (не в смысле выпить, а в смысле поговорить) большинство, ведь общаясь мы становимся богаче, если не умом, то хотя бы впечатлениями.

Исследуя этот процесс я подметил такую особенность: когда человек в совершенстве овладевает искусством общения, то есть умения выражать умные мысли хорошими словами, то подбадриваемый вниманием окружающих слушателей, он начинает задумываться, как бы с этими достижениями познакомить ту часть человечества, с которой он лично не знаком.

Хорошо, если человек грамотный, ему оставить свои сочинения на бумаге не составит большого труда – взял да и записал их со знаками препинания или без. Найти бумагу в наше время тоже не большая проблема. А вот заставить другого человека прочесть – это уже задача. Слушать человеку гораздо легче чем читать, хотя и зрение и слух имеют в большинстве случаев равное количество органов восприятия – по два. В данном случае я вижу лишь одно преимущество слуха – меньше приходится напрягаться, не отвлекаться от дел, помните – «А Васька слушает да ест»? К тому же для глаз нужен свет, а слушать можно и с закрытыми глазами и в темноте. А лень—матушка, она с человеком сразу рождается! Но это я отвлёкся.

А вот ещё одна хорошая, но не такая уж новая мысль:

Для людей всегда приятноЕсли говорите внятно,Ну а если и ритмично ритмично,Так тогда вообще отлично!

Причём повелось это с древних времён когда под ритмичный стук кулаком себе в грудь или ногой в чужой живот ребята отплясывали свою очередную удачу. Тогда-то и стали создаваться и запоминаться созвучные выкрики. Дикари племени Мумба-юмба очень гордились названием своего племеникоторое звучало очень красиво и родилось именно в победном танце. Имена соплеменникам давались тоже созвучные, Дык-дык или Бла-бла. Даже сейчас выбирая имя младенцу, родственники долго перебирают, как будет звучать имя в сочетании с отчеством. И, правда, кому нужны труднопроизносимые сочетания, мешающие нормальному общению?

Итак, сегодня мы имеем довольно большое количество людей, умеющих общаться. Из этой массы есть небольшая толпа уверенных, что они это делают на высоком, даже профессиональном уровне. Ничуть не сомневаясь в своих способностях, они и решили пойти в поэты и писатели, а многие из них даже побежали.

Я не ставлю своей целью отговаривать их от их задумок, и не буду выражать серьёзные соболезнование их родственникам. Просто для облегчения ситуации предлагаю особо спешащим, ознакомиться с азами уже пройденными мною, во избежании излишнего дёргания и напрасных телодвижений. Думаю, и для людей просто любознательных эти наставления тоже будут интересны, так как творчество, в любом его проявлении, всё же украшает и разнообразит жизнь. Пусть кто-то отнесётся к прочитанному как к шутке, а кто-то посмотрит на эти наставления более серьёзно. А для начала предлагаю несколько моих умозаключений относительно литературных шагов:


От замысла до шедевра надо преодолеть всего три ступени – талант, мастерство и вдохновение. Впрочем, они могут располагаться и в другом порядке.


Я думаю надо просто очень захотеть, и ты увидишь то, что желаешь. Острота зрения здесь ни при чём, полнота и красота картины зависит от силы воображения.


Поэт должен заставить людей остановиться там, где они порой равнодушно проходят мимо, и двинуться вперёд тогда, когда они застывают в нерешительности.


Если кто-то захочет написать роман только из умных мыслей – у него вряд ли что получиться. При отсутствии глупых, он будет пресным, а умные мысли, не имея фона потеряют свою значимость.


Можно написать объёмный роман и остаться неизвестным. А можно создать одну лишь меткую фразу и быть признанным как современниками, так и потомками.


Нельзя говорить за всех сразу. Дело даже не в том какая это огромная ответственность, а в том, что это попросту невозможно.


Добро порой бывает так неказисто, а зло как правило часто прикрыто внешней красотой. Потому главная и наипервейшая задача поэта или писателя – исправление этого необъективного восприятия.


Хорошие писатели просто обязаны иметь средства на отличные жилищные условия, на деликатесы и прекрасных женщин, иначе они будут писать тускло, пресно и совсем не интересно.


В каждом писателе должен жить строгий и объективный критик, который может трезво оценить, и различить то, что написано в обычном пьяном угаре и то, что сотворено под воздействием крепчайшего напитка

с названием «Вдохновение».

1. СТИХИ НА ПАМЯТЬ

Когда пишу стихи «на память»,

То часто думаю о том,

Что кто-то слушает ушами,

А кто-то и открытым ртом.


У одного извилин мало,

Другой обходится без них,

Тот пьёт по стопке и под сало,

А этот квасит за троих.


Худой есть кто-то в смысле тела,

Хотя имеет где-то вес,

Другой куда-то прётся смело,

Потом испачкается весь.


Людей полно, и очень разных,

Хороших много и плохих,

И некрасивых, и прекрасных,

Про каждого пишу я стих.


Любую чёрточку отмечу,

За что награду получу:

В почёте буду целый вечер

Или по морде схлопочу!

Когда человек занимается непрофессиональным делом – это дилетантство. Хотя можно назвать это чуть мягче – хобби. Дословно хобби означает «увлечение», «любимое занятие на досуге». Многие сейчас увлекаются стихотворчеством.

Русский народ поэтичен, как поэтичен и богат наш язык. Это видно и по частушкам – истинно народному творчеству, и по попыткам в газетах поздравить кого-нибудь с каким-то событием или юбилейной датой. Даже по настенным опусам в проходных дворах, подъездах и прочих местах общего пользования можно заметить таковую нашу особенность. Там наряду с обычной похабщиной можно встретить подлинные шедевры едкой сатиры и доброго юмора. Но об этом позже.

Сейчас, довольно часто, издатели подбрасывают простому люду стихотворные подборки поздравлений, пожеланий и даже признаний в любви. Их легко можно выдать и за собственные, чуть подправив и подставив имя или фамилию адресата. Напыщенная слащавость и пошлость таких опусов бросаются в глаза даже неискушённым. Поэтому народ не перестаёт творить своё. Вот тут и рождаются вымученные, не совсем удачные поздравления и посвящения.


Мой рабочий кабинет… вру, красиво…


Для тех, кто осваивает это нехитрое дело, я хочу дать несколько практических советов, с помощью которых при небольшой тренировке можно выдавать «на гора» произведения местного значения.

Вы все наверняка читали книгу о Незнайке. Вот там и был дан первый и наиболее важный совет по стихотворчеству: надо взять два слова с одинаковым или созвучным окончанием (печка – свечка, палка – скалка) и между ними вставить то, что вы хотели бы сказать по данному поводу. А то, что по любому вопросу можно высказываться много и совершенно по-разному, я вам попытаюсь доказать.

Возьмём, например, довольно избитую рифму печи – свечи. Ведь можно написать так:

Пылает жар моей печиИ чуть колеблет свет свечи.

Получилось романтично, мягко и, можно сказать, задумчиво, но как-то оторвано от сегодняшней бурной жизни.

А ведь можно и так:

Гудят мартеновские печи —К автомобилям будут свечи!

Здесь уже виден полный реализм и чувство уверенности в правильности содеянного. Аеще ведь можно так:

Спиною прислонился к тёплой печи:Пусть приживутся вставленные свечи.

Ну а это уже совсем близко к прозе жизни. И обратите внимание, что в последнем примере есть совсем робкая надежда на лучшее.

Это, конечно, всего лишь тонкости и они приходят чуть позже, а пока продолжим рассматривать основы.

Я был знаком с человеком, который мог говорить в рифму на любые темы часами. Правда, перед этим для вдохновения ему надо было налить, а потом периодически подливать, как он говорил, – «чтоб горло не пересыхало». К счастью, он был непривередлив и потреблял практически всё из ассортимента соседнего магазина. Однажды я зашёл к нему в гости с бутылкой портвейна. Её моему приятелю хватило минут на сорок, но и этого мне было достаточно, чтобы увериться в том, что он смог бы заниматься рифмоплётством до тех пор, пока не упадёт под стол. Темы рождались просто: он брал газету (в застойные времена в ней и читать-то было нечего) и выдавал по поводу трудовых побед советского народа и происков империалистов такое!.. Даже сегодня, в период относительной свободы слова, мне неудобно воспроизвести.

Так вот, я уже тогда заметил, что основная рифма, которую использовал мой знакомец, была глагольной. Глаголов с одинаковыми окончаниями уйма: петь – смотреть – сидеть – толстеть, жевать – желать – целовать – наплевать. А если к тому же учесть, что с ними рифмуются общеизвестные существительные мать и кровать, то станет ясно, что написать стихи с глагольной рифмой не составляет особого труда. К примеру:

Я пошёл тебя до дома провожать,У калитки начал страстно целовать,Пусть в окно на нас грозится твоя мать —Что нам мать! И на отца нам наплевать!

Вот вам практически законченное произведение, и теперь к нему остаётся подобрать название, которое бы дополнило и определило суть. В данном случае, думаю, подходит простое и объёмное —„ Любовь». Уверен, что и вы со мной в этом полностью согласны.

Теперь о поздравлениях. Всем давненько уже набили оскомину такие затасканные рифмы, как:

Белого света – долгие лета;Теплого хлеба – чистого неба;Жить вам подольше – денег больше

Короче, сплошные штампы. Ну напрягитесь чуть-чуть и у вас обязательно получаться такие связки, которые не надо вымучивать:

От души – хоть свет туши;Пожелание коллектива – чтоб до полного налива;Ты нас, Вася, не жалей – и по полной нам налей

Всего-то и надо прислушаться, как мы творим на ходу – это же поэзия! Например на «Ну?» тут же, не задумываясь, отвечаем – «Гну!», а на вопросы «Где взять?» и «У кого занять?» знаем, как кого послать (кстати, и куда – тоже). Возьмите простейшие рифмы, например: дача – удача – сдача, даже с ними можно создать мини-шедевр:

Чтоб светила вам удача,Продавцы давали сдачу,Чтоб достроили вы дачу,А сосед бы ёрзал плача.

В своих поздравлениях всегда берите простые и тёплые слова, например, в предыдущий пример может подойти ещё одно тёплое, даже жгучее слово – чача. И вообще, подумайте, что бы вы хотели сказать обычным языком, и если это действительно от души, слова сами сольются в строчки.

Ещё один интересный момент. Если вы любите общаться с приятелями, часто бываете на вечеринках, то заметили, что в дружеской компании всегда ценятся экспромты. Допустим, направляясь в гости, вы хотите внести свежую струю и настроить всех гостей на весёлый лад. Вам открывают дверь, а вы тут же выдаёте:

Мы заявляем вам с порога,Что будем есть и пить здесь много!

И всё! Теперь следите за реакцией. У гостей и хозяев она, конечно, может немного отличаться, но то, что ваше появление не останется без внимания – гарантирую.

Вот ещё один экспромт, уже другого плана, для приватной беседы:

С вами надо осторожно,В вас вполне влюбиться можно.

Конечно простенький, но всегда воспринимается дамами бальзаковского возраста, даже с тёщами иногда проходит.

Что касается шаржей и эпиграмм, которые также ценятся в компаниях, то самое важное – высветить главную черту героя. Очень желательно конкретизировать, используя имя, фамилию или прозвище, если оно не очень обидное. Возьмём, к примеру, известное четверостишие:

Сосед порезал голову с утра,Свой подбородок пробривая,Хоть бритва и была его остра,Но голова была совсем тупая.

А теперь попробуйте заменить в нём первое слово: Петров, Стеклов, Пасюк, Синюк, Флакон, Пижон и т. д. Эффект сразу же удваивается, а то и утраивается. Этот пример слегка резковат, и потому применять его советую с осторожностью, лучше в небольшой удалённости от критикуемого объекта.

Можно подойти и потоньше, так сказать, не ударить, а уколоть. Допустим, вам надо сказать что-то хорошее о человеке в связи с каким-либо событием, а хочется сказать о нём совершенно другое. Здесь можно использовать слова и выражения, имеющие двойной смысл. Вновь обратимся к примеру.

Юбилейное событие на предприятии, и вы характеризуете руководителя возглавляющего коллектив два десятка лет:

И вот уже как двадцать летЕму замены нет и нет.

Попробуйте произнести эти строки бодро и с пафосом, как будто в конце стоит восклицательный знак. Произнесли? А теперь попробуйте мягко, с небольшим сожалением, представив, что в конце стоит многоточие.

Чувствуете разницу?

Многие считают, что поэзия в наше время никому не нужна и толку от неё никакого. Позволю себе не согласиться. Однажды со мной был случай, который я бы привёл в качестве контраргумента.

Как-то меня инженера и благонадёжного сотрудника послали в совхоз, на уборку сена. Кроме нас, сельским труженикам ударным трудом помогали неблагополучные подростки. Они жили в соседнем бараке. Узнав, что я балуюсь стихами, ко мне обратилась их воспитатель – приятная блондинистая особа, с просьбой помочь. Сами понимаете, отказать было очень трудно. Суть вопроса была такова: по вечерам в бараке её подопечные беспрестанно курили, дышать в комнатах было нечем, везде валялись окурки. Нужен был плакат, призывающий прекратить это безобразие. Я предложил такой вариант:

У кого окурков стол,Дым табачный тучей —Тот, конечно же, козёл,Да притом вонючий!

Минздрав присоединяется


Странно, но это подействовало – те, кто не совсем разучился читать, курить стали меньше. История на этом не закончилась. Несколько лет назад, через два десятилетия после того случая, мой призыв был написан на стенде одной из воинских частей нашего военного городка и что для меня особенно приятно, с указанием фамилии автора.

А совсем недавно ко мне обратились из горсуда с аналогичной просьбой, с помощью плакатного призыва решить возникшую в его стенах проблему. Пришлось и их выручать:

Вы в городском суде. Любезны будьте,Законы, правила и нормы исполнять,Когда уходите отсюда – не забудьтеУ унитаза крышку опускать.

Вроде тоже подействовало, не проверял, хотя заказчики обещали вызвать для вручения гонорара. Который месяц уже жду повестки.

Аналогичный пример плакатного призыва к окружающим я нашёл в одном из рассказов ленинградского писателя Вадима Шефнера. Весьма молодой, но уже пробующий себя в поэзии герой лет двеннадцати от роду, пришёл в гости к поэту-самоучке в одну из городских коммуналок. Он был потрясён увиденным: повсюду на видных местах были вывешены своеобразные плакаты-памятки. На входной двери всех встречало своеобразное приветствие:

Мы гостям хорошим рады,

Смело в дом входите!

Вытирайте ноги, гады,

Чистоту блюдите!

В огромной грязноватой кухне с закопчённым потолком красовались ещё два «шедевра», один над столом с керогазами и примусами:

Людям портит аппетит

Гарь от керосина,

Если примус твой коптит —

Значит, ты скотина!

А другой в углу над мусорными вёдрами:

Кто помойного ведра

В срок свой не выносит,

У того в башке мура,

Морда палки просит!

Так, в простой и ненавязчивой форме поэт напоминал соседям, что именно, кому и когда следует делать. Так что разговоры о том, что слово якобы теряет свою силу, учитывая вышеприведённые примеры, думаю, не совсем справедливы. Тут главное найти именно те слова, которые дойдут и до сердца и до разума.

Я заметил, что у многих начинающих поэтов возникает определённая сложность с попаданием в ритм и размер стиха. В таком случае для тренировки можно взять любую знакомую мелодию и уложить строчки в её напев. Наш народ довольно часто этим пользуется.

Не буду скрывать, я сам когда-то навыки так нарабатывал, беря известную мелодию как канву, да ещё под шумок строчечку, а то и две прихватывал. Всем нравилось:

Сиреневый туман,Малиновые стены,В бокале хрусталя янтарное вино,Зелёные глазаИз голубой постели —Такое видел раз я в импортном кино.Оранжевый песок,И жёлтые бананы,И бронзовый загар красивых стройных тел,И красных губ овал,А остальное в ванне —Такое как-то раз по видику смотрел.Но серость наших днейНе та, что на экране,Зато её могу в момент я расцветить,И надо мне всего,Всего лишь три стаканаИ спонсора, который смог бы их налить!

Что касается способов рифмовки строк, то для решения локальных задач (сочинения поздравлений, шаржей и экспромтов) достаточно знать три основных приёма. Самый простой – парная рифма, когда первая строка рифмуется со второй, третья с четвёртой и так далее. В качестве примера приведу строчки своего рэпа:

Гулял однажды в своей округе,Решил зайти я к одной подруге,Вошёл в квартиру – там как на свалке,И муж три года как на рыбалке.

Следующая употребляемая форма – это перекрёстная рифма, когда первая строка рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой. При этом стихи, хотим мы этого или нет, имеют чёткое подразделение на четверостишия, в которые желательно уложить хотя бы одну мысль. При небольшой тренировке и определённой удаче можно получить вполне объёмное, с сюжетом и смыслом законченное произведение:

Сирены милицейские орут,И слышен топот мчащихся студентов,Вы спросите: – А от чего они бегут?А я скажу: – Бегут от алиментов.

И ещё одна из основных рифм, которая называется опоясывающей: первая строчка рифмуется с четвертой, а третья со второй. Она обычно придаёт стиху мелодичность и этакую философскую грустинку:

Идут года, и время прибавляетИ убавляет то, что накопилось,Вот к животу чего-то прилепилось,А с головы, наоборот, всё облетает.

Комбинирование этих рифм не оправдано – при их прочтении читатель сбивается, и теряет нить повествования. Да и сам автор может упустить смысл шедевра. В ряду редких исключений можно рассмотреть сонет и рубаи, где одна из строк идёт белым стихом.

Слышал я разговор, мол, кто водочку пьёт,В этом мире тот меньше обычно живёт,Но за то пролежит он подольше в могиле:Проспиртованных гниль всё же хуже берёт.

Теперь предлагаю вернуться к делам компанейским. Скажу откровенно, не хотелось бы утяжелять книгу такими известными всем определениями (диагнозами), как пьянство и алкоголизм. Давайте назовём это проще и легче: легкий общенациональный порок. И пусть некоторые западные злопыхатели заявляют о нашем безоговорочном приоритете, не в качестве оправдания могу сказать: не мы первые начали. Помните как Христос превратил воду в вино? У нас этим владеет каждый второй, только лишь сахарок и дрожжи добавит. Но, медленно и постепенно приближаясь к культуре пития, мы со свойственным нам упорством и широтой души вносим немалый вклад в развитие ещё одного жанра – тосты.

Тосты

Человечество продолжает бороться с этим пороком, но победный конец этой борьбы в обозримом будущем не просматривается. В период ее нарастания, когда правители бросали в народ клич «Уничтожим!», наши люди не задумываясь поддерживали этот призыв и уничтожали. Одни проводили данное мероприятие под многословные речи, другие же под краткие эмоциональные восклицания типа: «Поехали!», «Будем!», «За баб-с!» Но как-то постепенно (некоторые это связывают с ростом народного образования и интеллекта), тосты стали приобретать поэтические формы, причём с заметным влиянием классиков. Например:

– Меня ты, Боря, уважаешь?Я тоже! Значит, пьём до дна!И хрен-то с ним, что не узнаютПотомки наши имена!

Количество тостов и их величина не постоянна, зависит как от самих поводов, по которым они произносятся, так и от материальных ресурсов (людских и питейных). Не меньшее значение в данном вопросе имеет объём применяемой посуды, а также размер уважения каждого индивида к собравшимся за столом. Поэтому надо сначала разобраться, по какому пути идти: применять короткие тосты, но много или длинные, но мало. Хотя, если честно, у нас с поводами никогда особых проблем не было. Вот вам наборчик пожалуйста:

1. Пьём сегодня в русском стиле,Выпили? Ещё налили!2. За то, чтоб все прекрасно жили!Выпили? Ещё налили!3. За то, чтоб бабы нас любили!Выпили? Ещё налили!4. Чтоб корабли по морю плыли!Выпили? Ещё налили!5. За то, чтоб жёны не пилили!Выпили? Ещё налили!6. Глаза не очень чтоб косили!Выпили? И закусили!

И так далее в том же стиле – потренируйтесь до десяти.

В третьем из приведённых образцов легко можно перевести на другой пол: Чтоб мужики нас всех любили…

Конечно, такое количество тостов на гранёные стаканы может привести к нежелательным последствиям, поэтому увлекаться мелкими тостами при крупной посуде, не рекомендуется. В таких случаях рекомендую попробовать обойтись одноразовым:

Все налили? Ну так что же?За здоровье выпьем тутИ за тех, кто в море, тоже —Пусть куда хотят плывут.Тост за женщин поднимаемИз прекрасной половины,Мужиков не забываем,Как-никак, а всё ж мужчины!За родителей, конечно,Чьи детишки прут и прут,Отработали успешно,Пусть все в здравии живут!Пьём за праздники и будни,Дачу, сад и огород,Урожай был чтобы путный —Зелень чтоб на бутерброд!Чтоб всего и всем хватило —От носков и до квартир,Никого чтоб не убило,И вообще, чтоб миру – мир!За цветочки! За листочки!Бочку надо бы вина!А раз нету этой бочки —За всё сразу и до дна!Реклама

Хотелось бы сказать несколько слов и о развивающемся жанре – рекламе. За создание рекламных «шедевров» берутся все кому не лень. Благо, названия многих иностранных фирм созвучны с хорошо нам знакомым русским словам и прекрасно с ними рифмуются: «Адидас» – пас, квас, за вас, или, например, – воля, поле – «Равиолли», и так далее.

На страницу:
1 из 3