Полная версия
Пружаны и евреи. История, холокост, наши дни
Януш Станькович Костевич польск. Janusz Stankowicz Kostewicz Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Януш_Костевич#/media/Файл:POL_COA_Leliwa_II.svg
Год 1520-й. С данного года Пружаны были составной частью Кобринского повета (воеводство Подляшское).
Год 1566-й. С этого года Пружаны находились в Брестском повете (воеводство Брестское).
В шестнадцатом столетии Пружанами владели королева Речи Посполитой Бона и ее дочь Анна.
В городе обеспечивалось ежегодное проведение ярмарок (4 ярмарки в год).
В соответствии с инвентарем 1563-го г. [7]:
«в Пружанах было 1250 жителей, 7 улиц, 278 хозяйств. В 16 веке существовал Пружанский „королевский двор“ (деревянный дворец, 2 флигеля, конюшня, сарай, истопка, пекарня, 4 амбара, водяная мельница, сад)».
Год 1589-й (шестого мая). В данное время благодаря тому, что о Пружанах позаботилась королева Анна, приходившаяся тетей королю Сигизмунду ІІІ, жители города получили Магдебургское право и герб, очень близкий по содержанию гербу города Милана. Анна Ягелонка сделала эту близость (похожесть) намеренно, ведь пожалованный ею герб она связала с памятью о своей матери Боне, которая была дочерью герцога Миланского Гиано Галеацо Сфорца.
В статье «Год малой Родины» написано следующее [9]:
Герб Пружан. Источник: http://www.aucland.ru/marktApi?item=1433667
«3 мая 1588 года Королева и Княгиня Великого княжества Литовского Анна Ягелонка (вдова Стефана Батория, она владела Пружанами после смерти своей матери – королевы Бона Сфорца) освободила местечко от земской зависимости, даровав ему Магдебургские привилегии вместе со статусом города, городской печатью и гербом.
Спустя год, 6 мая 1589 года, Король Польский и Великий Князь Литовский Сигизмунд III Ваза своей грамотой подтвердил привилегии Пружан. – «Для приметности печати этого города Пружаны на его печати будет изображение небольшого извивающегося змея, с чьей пасти протягивает руки и наполовину выступает дитя…».
Грамота короля Сигизмунда III – единственный документ, который повествует действительный смысл изображенных на гербе фигур. Из пасти змеи ребенок именно появляется, что символизирует вновь пробуждающуюся вечно юную силу в сочетании с мудростью, способность мира к самоочищению и обновлению. Трансформация змея в ужа объясняется распространенностью ужей в болотистой Белоруссии, и особым отношением славян к этому животному. С того времени герб города Пружаны неоднократно изменялся. Однако, из-за несоответствия проектов строгим геральдическим законам, произошел возврат к первоначальному древнему историческому гербу города».
В статье «Пружаны – Путеводитель» написано [5]:
«Русско-польская (1654—1667) и Северная (1700—1721) войны своим „железным катком и кровавым потоком“ пронеслись над Пружанщиной».
Восемнадцатое столетие
Пружаны на старой фотографии. Источник: сhttps://www.etoretro.ru/pic177340.htm?
В семнадцатом столетии и в первой половине восемнадцатого столетия шли многочисленные войны, из-за которых городу пришлось сильно пострадать, произошло очень сильное его разрушение, в нем после войн осталось в пять раз меньше зданий, чем до войн.
Год 1776-й. Данный год явился для Пружан годом лишения их магдебургского права.
Восстановление города произошло к концу восемнадцатого столетия. В в 1791-м году в Пружанах проживало 2 094 чел.
Год 1795-й. Это был год включения города в состав Российской Империи: он являлся центром повета Слонимской губернии.
Год 1797-й. В данном году Пружаны были городом губернии Литовской.
Девятнадцатое столетие
Год 1801-й. С этого года Пружаны были городом губернии Гродненской.
Собор Александра Невского в Пружанах. Источник: https://yandex.ua/collections/card/5b97b578bec8f2ca85b316e2/
Год 1866-й. В данном году произошло возведение в Пружанах (в его центральной части) собора Александра Невского.
Год 1878-й. Этот год ознаменовался строительством Спасо-Преображенской церкви.
Год 1857-й. В данном году в городе проживали 5 665 человек.
Период 1863-го -1864-го годов. В данный временной период [10]:
на Пружанщине действовали отряды Р. Рогинского, С. Сонгина и Б. Рыльского. 13 февраля 1863 года они заняли город».
Год 1834-й (месяц ноябрь). В данное время в Пружанах произошло открытие уездного училища, предназначенного для мещан.
Год 1835-й (двадцать второе ноября). В это время имело место преобразование училища для мещан в Дворянское уездное училище (оно являлось пятиклассным).
Поскольку было отменено крепостное право, начало происходить более эффективное экономическое развитие города.
Год 1845-й. Данный год явился годом получения Пружанами нового герба: «на светло-коричневом фоне изображена ель с висящей на ветвях охотничьей трубой».
Год 1857-й. В данном году в городе [5]:
В девятнадцатом столетии и в первой половине столетия двадцатого Пружаны были центром гончарного ремесла. Сегодня в Пружанах находится гончарная мастерская по изготовлению черноглянцевой (или задымленной) керамики, характерной для Пружанского района. Источник: https://planetabelarus.by/publications/v-pruzhanakh-teper-kazhdyy-turist-smozhet-stat-goncharom/
«действовало 14 мелких предприятий, уездное и двухклассное приходские училища, 6 больниц, 2 церкви, костёл, синагога, несколько еврейских молитвенных домов».
В 1897-м году проводилась перепись населения. Согласно данным по ней в Пружанах [11]:
«7633 жителя (43,4% грамотных), в том числе евреи – 5079, белорусы – 2316, русские – 443, поляки – 225».
В городе находились мелкие предприятия (их число равнялось четырнадцати), больницы (их было шесть), а также училища (одно было уездным, а другое – приходским двухклассным).
В девятнадцатом столетии и в первой половине столетия двадцатого Пружаны были центром гончарного ремесла.
2.2 Двадцатое столетие (до Второй мировой войны).
Немецкая оккупация (годы Второй мировой войны)
Двадцатое столетие (до Второй мировой войны)
110 лет первой революции в Беларуси. 21 июля 2015.
Юрий Глушаков. Источник:
https://news.tut.by/society/456990.html
Когда была революции 1905-го—1907-го годов, в Пружанах бастовали горожане, работавшие на винокуренном заводе и табачной фабрике.
Год 1815-й. С августа данного года город занимали немецкие войска.
Год 1919-й. С тридцатого января этого года Пружаны занимали польские войска.
Год 1920-й. Период с двадцать седьмого июля по девятнадцатое сентября. В данном временном периоде Пружаны находились под властью советов. Имело место создание и действие уездного военно-революционного комитета.
В период с 1921-го года по год 1939-й. В данное время в соответствии с Рижском мирным договором Пружаны являлись составной частью Польши, поветовым городом Полесского воеводства.
Год 1939-й. С сентября месяца этого года Пружаны являлись составной частью Беларуской ССР.
Год 1940-й. С пятнадцатого января данного г. город являлся районным центром (область Брестская).
Немецкая оккупация (годы Второй мировой войны)
Год 1941-й. Двадцать третье июня. В данном году произошла оккупация Пружан немецкими фашистами.
Период с 1942-го года по год 1944-й (по семнадцатое июля этого года [10]:
«С 1942 г. действовал подпольный антифашистский комитет, с 23 ноября 1943 г. до 11 июля 1944 года – подпольный райком КП (б) Б, с 1 сентября 1943 г. до 11 июля 1944 года – подпольный райком ЛКСМБ.
Оккупанты уничтожили в лагере смерти в городе более 4 тысяч человек, жилой фонд был разрушен на 70%. 17 июля 1944 г. Пружаны освобождены частями 28-й армии 1-го Белорусского фронта».
III Еврейская история Пружан. Синагоги и еврейское кладбище
Тамара Жарницкая.
Альбом: Пружаны в прошлом
Пружанские евреи, 1930 г. Источник: https://my.mail.ru/mail/toma_tamara_1969/photo/117/644.html
3.1 Ранняя еврейская история Пружан. Семнадцатое столетие
Ранняя еврейская история Пружан
Евреи начали проживать в Пружанах с пятнадцатого столетия.
Период 1450-х годов. В данном временном периоде в городе было погребальное братство («хевра кадиша»).
Год 1463-й. В данном году в Пружанах состоялось возведение синагоги, которой суждено было простоять четыре сотни лет (до ее исчезновения во время пожара в 1863-м году, когда она сгорела).
Год 1495-й. В этом году произошло изгнание евреев из Пружан, но они спустя несколько лет возвратились. Упоминание о пружанских евреях имеется в мытной книге города Бреста в 1583-м году.
Разные сохранившиеся документы содержат записи, имеющие отношение к жизни евреев Пружан, когда они еще назывались Добручином [10]:
«в 1560 г. кобринский еврей Файвуш бен Йойсеф взял в аренду в Добучине винокурню; в 1562 г. брестский еврей Пейсaх бен Айзик взял в аренду корчму, в 1583 г. Мордхе бен Янкев повёз в Люблин козью шерсть; в 1583 г. Эльягу бен Хаим привёз из Люблина сукно муравское, бумагу цыбульскую, изюм, фиги, сливы, перец, алей, рис…»
В конце шестнадцатого столетия в городе был раввин, которого звали Йоэлем Сыркесом.
Семнадцатое столетие
Польский Король Владислав IV. Источник: https://www.liveinternet.ru/users/lyarder/post434690000/
Год 1623-й. В этом году имело место вхождение Пружан составной частью в Брестский кагальный округ.
Год 1628-й. В этом году в Пружанах проходил съезд Литовского Ваада, на нем было принято решение об избрании города в качестве места собраний Ваада, однако данное решение не было реализовано, поскольку в Пружанах съездов больше не проводилось в принципе.
Год 1644-й. В данном году обеспечилось получение Пружанами от короля Владислава IV особых привилегий, в которых не только было подтверждение общих прав евреев ВКЛ, но и перечислялись особые права и вольности [5]:
«приобретать дома и плацы на рынке и на улицах, курить вино, варить пиво и мёд, вести торговлю, заниматься ремёслами, строить божницы с тем лишь, чтобы они не были похожи на католические костёлы, не платя с плацов под божницы и кладбище никаких повинностей, и многое другое».
Год 1650-й. В этом году Королем Яном-Казимиром были подтверждены основные положения привилея, а также им был наложен запрет на покупку новых плацев для синагоги. Подтверждение этих же привилегий дали Ян III Собеский (год 1677-й) и Август II (год 1698-й).
3.2 Восемнадцатое и девятнадцатое столетие
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.