bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Е. А. Брудная-Челядинова, Е. Р. Гуревич, А. С. Зайцева, М. М. Кигель, Н. С. Соколова

#Изоизоляция

© Коллектив авторов, 2020

© ООО «Издательство АСТ», 2020

«Изоизоляция» – вирусная история в вирусное время

Группа «Изоизоляция» появилась в интернете в период пандемии коронавируса, в марте 2020 года, когда мы оказались по домам на карантине. Началось все с дружеского флешмоба с простыми правилами: сделай фото по картине известного художника без фотошопа и только с подручными средствами.

И – понеслось! Сначала к флешмобу подключились друзья «первопроходцев», потом – друзья друзей. Не успели мы оглянуться, как через пару недель с начала стихийной акции и создания группы к ней присоединились полмиллиона человек со всего света.

Организаторы «Изоизоляции» отвлеклись от драматичных новостей, забыли про дела и стали меньше спать. Теперь круглые сутки мы делились шедеврами – то новой версией «Золотой Адели» Климта, где модерновый фон складывается из печенья и баранок, то альтернативным прочтением «Девушки у окна» Дали, вглядывающейся в недра распахнутого холодильника.

Будем честны, идея отнюдь не нова. Уже несколько лет в Facebook популярно сообщество «Сфоткай типа Рембрандт», в самом начале пандемии появились проекты музея Гетти и Tussen Kunst en Quarantaine. Сложно сказать, почему именно «Изоизоляция» «выстрелила» так мощно. Мы объясняем это стечением обстоятельств: флешмоб появился именно тогда, когда был просто необходим.

В условиях невнятных перспектив и пугающих новостей увлечение искусством и возможность проявить дремавшие доселе таланты стали отдушиной. Вынужденное затворничество обернулось поводом остановиться, заглянуть в себя и прислушаться к тому, чего же нам хочется на самом деле. Перестать делать серьезное лицо и порадовать «внутреннего ребенка», разрешить ему подурачиться без оглядки на то, что скажут другие. В конце концов, сблизиться с семьей, которую в обычной жизни мы видим пару часов в день.

Для тех же, кто оказался один, флешмоб стал едва ли не единственным способом развеять одиночество. Пусть опосредованно – через монитор, но получить долю внимания и симпатии от незнакомых людей, взбодриться и отвлечься. Проснуться утром и увидеть 40 тысяч лайков под своей работой! Как-то так, неожиданно для нас самих, группа превратилась в терапевтическое средство. Хандрить участникам «Изоизоляции» стало просто некогда.

Несмотря на то что флешмоб с самого начала был заявлен как забава, мы быстро поняли, что «Изоизоляция» – это культурный феномен. Но тоже про смех. В тяжелый период люди устроили карнавал и находят поддержку в игре. Несмотря на то что карнавальная традиция не так распространена в современной российской культуре, как в Европе и Латинской Америке, этот язык оказался понятным и близким. Людям нужно выплеснуть творческий и юмористический потенциал, и мы дали им эту возможность.

В самом деле, когда еще главный бухгалтер или топ-менеджер могут позволить себе завернуться в простыню и надеть на голову тазик? Разве что на корпоративе или дружеской вечеринке. В нашем случае этот костюмированный балаган проходит публично. Карантин продиктовал домашний формат флешмоба, а он, в свою очередь, позволил смешно и раскрепощенно выступить перед полумиллионной аудиторией и при этом остаться под защитой родных стен.

Ежедневно отсматривая сотни, а порой тысячи работ, мы сделали еще одно наблюдение. Выбор картин, которые повторяют участники, многое говорит о вкусах людей, их знакомстве с мировой живописью и трактовке сюжетов. Все начиналось с самых расхожих шедевров: пары-тройки Леонардо, бессменной «Девушки с жемчужной сережкой» Вермеера, стандартного набора репродукций из учебника по русскому языку и литературе: мишки Шишкина, «Аленушка», «Опять двойка».

Чем дальше развивается флешмоб, тем интереснее выбор оригиналов и способы реализации. Наши авторы освоили Возрождение, классицизм и романтизм и взялись за импрессионизм, кубизм, лучизм и прочие «измы», дерзко трактуют Шиле и находчиво воплощают Пикассо, Ротко и Поллока. Наконец, когда все обязательные этапы были пройдены, участники флешмоба открыли для себя еще один способ произвести впечатление – безошибочный и нередко провокационный. В группе появилась обнаженная натура. К нашему изумлению многие подписчики восприняли ее с осуждением и даже негодованием – совсем так же, как чопорные парижане XIX века, впервые увидевшие «Олимпию» и «Завтрак на траве» Эдуарда Мане.

Когда-нибудь культурологи и социологи проанализируют явление под названием «Изоизоляция» профессионально. Мы же, будучи любителями, наблюдателями и лишь в небольшой степени участниками, с интересом следим за тем, как современная аудитория осмысляет живопись. Лучшей наградой для нас становятся комментарии вроде такого: «Раньше я ничего не знала о Магритте! Открыла этого художника благодаря вам, спасибо».

Мы вообще получаем сотни трогательных посланий и становимся свидетелями удивительных историй. Нам очень дороги слова благодарности от мужчины из Италии, который признался, что только «Изоизоляция» помогает ему не сойти с ума в эти тяжелейшие дни. Мама близнецов написала, что ее дети лежат в больнице, прямо в палате воплощают очередной шедевр и благодаря этому чувствуют себя лучше. Одна из участниц группы рассказала, что разлучена с 88-летней бабушкой и посылает ей фотографии, которые вместе с детьми делает для «Изоизоляции». В какой-то момент бабушка прислала ответ – свое фото в образе «Неизвестной» Крамского, с просьбой опубликовать его в группе. 900 комментариев с добрыми словами, которые собрал этот пост, девушка обещала передать бабушке.

Авторы работ прямо в комментариях к своим фотографиям знакомятся с художниками, чьи картины скопировали. Британская художница Мани Паркс была поражена своей ожившей картиной: «Не могу в это поверить, это так мило. Спасибо большое», – написала она. Мы шутим, что ждем пришествия в комментарии Вермеера и да Винчи.

Многие работы оказываются не просто точным и талантливым повторением оригинала, но и мощным актуальным заявлением. Когда в образе Венеры Милосской перед нами появилась девушка, у которой нет руки, мы поняли: ради одной такой фотографии стоило затевать «Изоизоляцию».

Создатели группы «Изоизоляция»

1

Бюст Нефертити (ок. 1370–1330 гг. до н. э.). 1351–1334 гг. до н.э.


Неизвестный древнеегипетский скульптор изваял бюст, который на века стал считаться эталоном женской красоты. Но узнал мир о Нефертити лишь благодаря ее мужу-реформатору Эхнатону. Правда, сам фараон не отличался особой привлекательностью – династические браки сыграли свою роль, у Эхнатона были узкие сутулые плечи, широкие бедра, выпуклый живот, да и на лице остались следы перенесенных с детства болезней. А вот в историю он вошел как правитель, пожелавший изменить веру Египта, вместо множества богов введя единый культ Бога Солнца, Атона. Назвав себя новым именем Эхнатон («угодный Атону») вместо родового Аменхотеп, фараон повелел художникам и скульпторам изображать мир таким, каков он есть на самом деле. Отныне в Египте перестали действовать шаблоны, на которых узнать того или иного правителя можно было лишь по надписи. Благодаря смелости Эхнатона и появилось это удивительно совершенное изображение женщины, образ которой вдохновлял не одно поколение потомков.


Рекомендуем для обращения к шедевруу использовать грим, цветную бумагу, хорошее освещение.

2

Агесандр, Полидор и Афинодор. Лаокоон и его сыновья. 50 г. до н.э.


Скульптура греческих ваятелей с Родоса Агесандра, Полидора и Афинодора – это мраморная копия второй половины I века до н. э. с бронзового оригинала, который датируется 200 годом до н. э., но не сохранился. Римская копия найдена в 1506 году. У статуи были утрачены некоторые детали, например руки Лаокоона и его сына. Папа Юлий II велел восстановить недостающие части. Для этого были приглашены все известные художники Рима – им предложили изготовить восковые копии недостающих частей, что они и сделали по своему разумению. Победителем был признан венецианский архитектор Джакопо Сансовино, сделавший поднятую вверх руку. А вот идею Микеланджело Буонарроти о том, что рука должна быть закинута назад, сочли надуманной. Но реставрировал скульптуру не Сансовино, а ученик Микеланджело – Монторсоли. Вариант Лаокоона с сыновьями в реставрации по модели Дж. Сансовино разошелся десятками в разные города мира. Он есть во Флоренции, Одессе и Санкт-Петербурге.


Рекомендуем для обращения к шедевру использовать мусорный бак (постамент), рваную простынь (драпировка) и два рулона туалетной бумаги.

3

Афродита. Мрамор. Ок. 400 г. до н. э


Первое поэтическое свидетельство о рождении Афродиты оставил древнегреческий поэт Гесиод. И конечно, одной из лучших его иллюстраций явилось знаменитое полотно Сандро Боттичелли. Древнегреческая богиня красоты и любви не раз изображалась скульпторами и художниками. При этом облик ее менялся в зависимости от эталонов «прекрасного», существующих в обществе. Представленное мраморное изображение дочери Зевса создано неизвестным скульптором. Нетрудно представить, каким совершенным оно было в своей первозданности. По свидетельству древнегреческого историка Геродота, Афродита не только являлась богиней красоты, но могла и постоять за себя. Так, она карала неизлечимыми болезнями всех, кто посягал на ее святилища.


Рекомендуем для обращения к шедевру использовать грим, простынь для драпировки.

4

Мирон из Елевфер. Дискобол. Скульптура. V в. до н.э.


Мирон из Елевфер создавал статуи преимущественно из бронзы. Свою главную задачу скульптор видел в выражении возможно полного и сильного движения. Металл не позволял такой точной и тонкой работы, как мрамор, и, быть может, потому он обратился к изысканию ритма движения. И действительно, ритм был превосходно уловлен Мироном. Никогда впоследствии скульпторы не достигали такого совершенства. Фигура метателя диска, с далеко закинутой назад рукой в миг последнего размаха, безукоризненна. Здесь каждый мускул отвечает идее. Множество копий, дошедших до нас, лучше всего доказывает, каким почетом пользовалась она у древних, пораженных смелостью замысла. За реализм техники Мирона называли «сеятелем истины», хотя некоторые детали и выполнялись им условно. Быть может, причина этого кроется в том, что он ваял из бронзы – материала менее податливого, чем мрамор. Поэтому скульптору не удавались изображения богов, а вот все реальное выходило превосходно.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу