Полная версия
О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов
Аристипп в IV книге «О роскоши древних» уверяет, что он был влюблен в некоего мальчика Астера, который обучался астрономии, а также в вышеназванного Диона, а также, по утверждению некоторых, и в Федра. Любовь эта явствует из нижеследующих эпиграмм, которые он будто бы написал о них:
Смотришь на звезды. Звезда ты моя! О, если бы стал яНебом, чтоб мог на тебя множеством глаз я смотреть!И еще:
Прежде звездою рассветной светил ты, Астер мой, живущим;Мертвым ты, мертвый, теперь светишь закатной звездой[267].А о Дионе так:
Древней Гекубе, а с нею и всем о ту пору рожденнымЖенам троянским в удел слезы послала судьба.Ты же, Дион, победно свершивший великое дело,Много утех получил в жизни от щедрых богов.В тучной отчизне своей, осененный почетом сограждан,Ты почиваешь, Дион, сердцем владея моим[268].Говорят, эти стихи и в самом деле начертаны на его гробнице в Сиракузах.
А о любви своей к Алексиду и (как было сказано) к Федру он сложил такие стихи:
Стоило только лишь мне назвать Алексида красавцем.Как уж прохода ему нет от бесчисленных глаз.Да, неразумно собакам показывать кость! ПожалеюПозже: не так ли я встарь Федра навек потерял?[269]Говорят, он имел любовницей Археанассу, о которой написал так:
Археанасса со мной, колофонского рода гетера, —Даже морщины ее жаркой любовью горят.Ах, злополучные те, что на первой стезе повстречалиЮность подруги моей! Что это был за пожар![270]А вот стихи его к Агафону:
Душу свою на устах я имел, Агафона целуя,Словно стремилась она переселиться в него.Вот и другие:
Я тебе яблоко бросил. Подняв его, если готоваТы полюбить меня, в дар девственность мне принеси.Если же нет, то все же возьми себе яблоко это,Только подумай над ним, как наша юность кратка.И еще другое:
Яблоко я, а бросил меня полюбивший Ксантиппу.Что же, Ксантиппа, кивни! Вянешь и ты ведь, как я[271].Говорят, ему принадлежит и надпись пленным эретрийцам:
Мы, эретрийцы, евбейское племя, лежим на чужбине,Около Суз, от родной так далеко стороны!И такие стихи:
Музам Киприда грозила: «О девушки! Чтите Киприду,Или Эрота на вас, вооружив, я пошлю!»Музы Киприде в ответ: «Аресу рассказывай сказки!К нам этот твой мальчуган не прилетит никогда».И такие:
Золото некто нашел, обронивши при этом веревку.Тот, кто его потерял, смог себе петлю связать[272].Молон недолюбливал Платона и говорил: «Удивительно не то, что Дионисий оказался в Коринфе[273], а то, что Платон оказался в Сицилии». Ксенофонт, по-видимому, тоже не был расположен к нему: во всяком случае они словно соперничали, сочиняя такие схожие произведения, как «Пир», «Апология Сократа» и «Нравственные записки»[274]; один сочинил «Государство», другой «Воспитание Кира», а Платон на это заявил в «Законах»[275], что такое «Воспитание Кира» – выдумка, ибо Кир был совсем не таков; и оба, вспоминая о Сократе, нигде не упоминают друг о друге – только один раз Ксенофонт называет Платона в III книге «Воспоминаний»[276].
Также и Антисфен, говорят, собираясь однажды читать вслух написанное им, пригласил Платона послушать: тот спросил, о чем чтение, и Антисфен ответил: «О невозможности противоречия». «Как же ты сумел об этом написать?» – спросил Платон, давая понять, что Антисфен-то и противоречит сам себе; после этого Антисфен написал против Платона диалог под заглавием «Сафон», и с этих пор они держались друг с другом как чужие.
Сам Сократ, говорят, послушав, как Платон читал «Лисия», воскликнул: «Клянусь Гераклом! сколько же навыдумал на меня этот юнец!» – ибо Платон написал много такого, чего Сократ вовсе не говорил.
Враждовал Платон и с Аристиппом. Так, в диалоге «О душе»[277] он порочит Аристиппа тем, что тот не был при кончине Сократа, хотя Аристипп был не так уж далеко – на Эгине.
Ревновал он и к Эсхину за его добрую славу при Дионисии; и когда Эсхин приехал, то Платон к его бедности отнесся свысока, а Аристипп помог. Он вложил в уста Критону те доводы, которыми Сократа в тюрьме уговаривал бежать, – а принадлежат они (говорит Идоменей) Эсхину, и лишь по своей неприязни к нему Платон приписал их Критону[278].
А о себе Платон не упоминает нигде в своих сочинениях, кроме как в «Апологии» и в диалоге «О душе»[279].
Аристотель говорит, что образ речи Платона – средний между поэзией и прозой. Аристотель один дослушал Платона до конца, когда тот читал диалог «О душе», а остальные слушатели все уже разошлись (об этом пишет в одном месте Фаворин). Филипп Опунтский, по некоторым известиям, переписал с восковых дощечек его «Законы», и он же, говорят, сочинил к ним «Послезаконие». Начало «Государства» было найдено записанным на много ладов (сообщают Евфорион и Панэтий). Это «Государство», по уверению Аристоксена, почти все входит в состав «Противоречий» Протагора[280]. Первым Платоновым диалогом, говорят, был «Федр»[281]: в самом деле, в его постановке вопроса есть что-то мальчишеское. Впрочем, Дикеарх и весь слог его сочинений считает грубым.
Говорят, Платон увидел одного человека за игрой в кости и стал его корить. «Это же мелочь», – ответил тот. «Но привычка не мелочь», – возразил Платон.
На вопрос, будут ли писать о нем в записках, как о его предшественниках, он отвечал: «Было бы доброе имя, а записок найдется довольно».
Однажды, когда к нему вошел Ксенократ, Платон попросил его выпороть раба: сам он не мог это сделать, потому что был в гневе. А какому-то из рабов он и сам сказал: «Не будь я в гневе, право, я бы тебя выпорол!»
Сев на коня, он тотчас поспешил сойти, чтобы не поддаться (так сказал он) всаднической гордыне. Пьяным он советовал смотреться в зеркало, чтобы отвратиться от своего безобразия. Допьяна, говорил он, нигде не следует пить, кроме как на празднествах бога – подателя вина. Сон без меры тоже ему претил. Недаром он пишет в «Законах»: «Ни на что не годен спящий»[282].
«Слаще всего, – говорил он, – слышать истину». (А другие передают: «говорить истину».) Об истине пишет он и в «Законах»: «О чужеземец, истина прекрасна и незыблема, однако думается, что внушить ее нелегко»[283].
Желанием его было оставить по себе память в друзьях или в книгах. Сам же он по большей части сторонился людей, как о том сообщают некоторые.
Скончался он, как мы уже описывали, на тринадцатом году царствования Филиппа (как пишет Фаворин в III книге «Записок») и был удостоен от царя почетом (как пишет Феопомп). Впрочем, Мирониан в «Сравнениях» говорит, что у Филона упоминаются пословицы о Платоновых вшах, словно он умер от вшей[284]. Погребен он в Академии, где провел большую часть жизни в занятиях философией, отчего и школа его получила название академической. При погребении его сопровождали все ученики, а завещание он оставил такое:
«Платон оставляет и завещает следующее имущество. Имение в Ифистиадах, к северу до дороги в Кефисийский храм, к югу до храма Геракла в Ифистиадах, к востоку до земли Архестрата Фреаррийского, к западу до земли Филиппа Холлидского; это имение никому не продавать и не отчуждать, а владеть им отроку Адиманту по мере его сил. Имение в Иресидах, что куплено у Каллимаха, к северу до земли Евримедонта Мирринунтского, к югу до Демострата Ксипетейского, к востоку до Евримедонта Мирринунтского, к западу до реки Кефиса. Денег – три мины. Чашу серебряную весом 165 драхм, чашу малую в 45 драхм, перстень золотой и серьгу золотую весом вместе 4 драхмы 3 обола[285]. Три мины мне должен Евклид-каменотес. На волю отпускаю рабыню Артемиду. Рабов оставляю Тихона, Бикта, Аполлониада и Дионисия. Утварь оставляю перечисленную, а второй ее список – у Дионисия. Долга никому не имею. Душеприказчики мои – Леосфен, Спевсипп, Деметрий, Гегий, Евримедонт, Каллимах, Фрасипп».
Таково его завещание. А на гробнице его начертаны такие надписи. Первая:
Знанием меры и праведным нравом отличный меж смертных,Оный божественный муж здесь погребен Аристокл.Если кому из людей достижима великая мудрость,Этому – более всех: зависть – ничто перед ним.Вторая:
В лоне глубоком земля сокрыла останки Платона,Дух же бессмертный его в сонме блаженных живет.Сын Аристона, ты знал прозренье божественной жизни,И меж достойнейших чтим в ближней и дальней земле.И третья, позднейшая:
– Кто ты, орел, восседящий на этой гробнице, и что тыПламенный взор устремил к звездным чертогам богов.– Образ Платоновой я души, воспарившей к Олимпу,Тело земное свое бросив в афинской земле[286].Есть и у нас стихи о нем такого содержания:
Если бы Феб не судил Платону родиться в Элладе,Кто и когда бы изрек слово к целению душ?Нам исцеляет тела Асклепий, от Феба рожденный,Но для бессмертной души ты лишь целитель, Платон.И другие о его кончине:
Фебом на благо людей рождены и Платон и Асклепий:Тот – целителем душ, этот – целителем тел.Брачный покинувши пир, взошел он к тому Государству,Коему сам начертал место у Зевсовых ног[287].Таковы эти надписи.
Ученики его – Спевсипп Афинский, Ксенократ Халкедонский, Аристотель Стагирит, Филипп Опунтский, Гестией Перинфский, Дион Сиракузский, Амикл Гераклейский, Эраст и Кориск Скепсийские, Тимолай Кизикский, Евеон Лампсакский, Пифон и Гераклид Эносские, Гиппофал и Каллипп Афинские, Деметрий Амфипольский, Гераклид Понтийский и многие другие, в том числе и женщины – Ласфения из Мантинеи и Аксиофея из Флиунта, которая даже одевалась по-мужски (как говорит Дикеарх). Некоторые причисляют к его слушателям и Феофраста; Хамелеон – оратора Гиперида и Ликурга (то же сообщает и Полемон); а Сабин (ссылаясь на IV книгу «Пособий к упражнениям» Мнесистрата Фасосского) – даже Демосфена, и это похоже на правду[288].
* * *А теперь для тебя, истинной любительницы Платона[289], ищущей во что бы то ни стало воздать честь учениям этого философа, почел я за должное описать и самую природу его рассуждений, строй его диалогов, способ его индукции, насколько это возможно при изложении, упрощенном почти до перечня. Я не хочу в этом очерке оставить жизнь Платона без его учения; но рассказывать для тебя все в подробностях означало бы, по пословице, таскать сов в Афины[290].
Первым сочинять диалоги стал, говорят, Зенон Элейский; а по Аристотелю – Алексамен Стирийский или Теосский (по свидетельству в «Записках» Фаворина, об этом говорится в I книге «О поэтах»). Мне же кажется, что Платон, который довел этот род до совершенства, по праву может почитаться здесь первым как в красоте, так и в изобретательности.
Диалог есть речь, состоящая из вопросов и ответов, о предмете философском или государственном, соблюдающая верность выведенных характеров и отделку речи. Диалектика же есть искусство доводов, служащее утверждению или опровержению в вопросах и ответах собеседников.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Поскольку установившейся традиции русского написания имени этого античного автора нет, мы сохраняем различное написание. – Примеч. ред.
2
Diogenes Laertius. Lives of eminent philosophers, with an English translation by R. D. Hicks, vol. 1. London – Cambridge (Mass.), 1958, Testimonia, p. XLVI.
3
Творчество Диогена Лаэрция всесторонне рассмотрено в кн.: Лосев А. Ф. Диоген Лаэрций – историк античной философии. М., 1981.
4
Магами греки называли жрецов персидской зороастрийской религии, халдеями – жрецов более древней вавилонской религии, гимнософистами (голыми мудрецами) – индийских брахманов с принятым у них в старости аскетическим образом жизни, друидами и семнофеями (слово малоупотребительное) – жрецов национальной кельтской религии, о которой греки и римляне имели лишь смутное представление.
5
Трактат «О магии» приписывался Аристотелю ложно (в каталоге аристотелевских сочинений в V книге он не упомянут) и, по-видимому, принадлежал перипатетику Антисфену; не сохранился.
6
Восточных богов греки привычно отождествляли со своими. Гефестом Диоген называет египетского бога Пта, а Гермесом (II) – египетского бога Тота.
7
Даты отсчета в хронологии Диогена: «падение Трои» – 1184 г. до н. э., «переправа Ксеркса» – 480 г. до н. э., покорение Египта и Азии Александром Македонским – 331 г. до н. э. Датировка Зороастра у Диогена фантастична; действительнее возникновение зороастризма – между X и VI вв. до н. э.
8
По-видимому, по недоразумению Диоген приписывает Мусею взгляды милетских философов.
9
Палатинская антология, VII 615. Палатинская антология – большое собрание мелких стихотворений, преимущественно эпиграмм, греческих поэтов разных веков; древнейшая часть ее была составлена в I в. до н. э. и затем дополнялась вплоть до византийского времени (Большая часть этих эпиграмм переведена в сб. «Греческая эпиграмма». М., 1960.) Антология Плануда – дополнение к ней (далее ссылки на эти памятники даются в сокращении: ПА и АПл.).
10
Первосвященнический род в Элевсинских мистериях в честь Деметры.
11
См. ниже, II 6.
12
ПА VII 616.
13
Cм., напр., Овидий. Метаморфозы XI 1–66.
14
ПА VII 617. Ср. VII 9 – о том, что Орфей погребен на Олимпе.
15
Видности (eidola) – неожиданный в этом месте эпикурейский термин.
16
Зороастр – ложная этимология (от греческого слова astron – «звезда») имени иранского пророка Заратуштры.
17
В поздней рукописи – поясняющая интерполяция: «потому что родоначальник их Авраам был халдей». Другая традиция, сохраненная у Страбона и Юстина, возводила иудейскую культуру к египетской.
18
По Геродоту, стрелу в небо пустил царь Дарий, узнав, что афиняне оказали помощь восставшим против него ионянам (V 105), а бичевал море Ксеркс за то, что буря разрушила его плавучий мост через Геллеспонт (VII 35). О том, что Ксеркс низвергал статуи греческих богов, упоминается в VIII 109.
19
Об этом сочинении см. ниже, VIII 60–61; о словах Пифагора – VIII 8.
20
См. прилагаемую таблицу преемственности философских школ по Диогену Лаэртскому.
21
Искусственная связь: в книге IX Ксенофан представлен как самостоятельный философ.
22
Навкид – вероятно, лишь рукописный вариант имени Навсифана.
23
О роще Академа см. III 7, о «пестрой стое» в Афинах – VII 5.
24
Евдемоником Афиней называет Анаксарха, филалетом – Эпикура («Пир софистов» XII 548b, XIII 588а), эленктиком назван у Плутарха Зенон Элейский («Сравнительные жизнеописания», т. I, «Перикл», 4 – далее будет указываться только название главы), но все эти термины были малоупотребительны.
25
Об Анникеридовой и Феодоровой школах см. II 96–97. В I в. до н. э. Варрон Реатинский попытался путем комбинаций различных философских тезисов теоретически рассчитать, сколько вообще возможно различных философских систем, и насчитал их 288 (Августин. О граде божием IX 1).
26
Потамон Александрийский жил в эпоху Августа, в конце I в. до н. э.; но слова не так давно не помогают определить время жизни Диогена Лаэртского, так как они могли быть им заимствованы прямо из промежуточного источника.
27
Геродот. История I 170.
28
Мифические лица: Кадм, сын Агенора и брат Европы, пришелец из Сидона, считался основателем Фив и изобретателем алфавита.
29
Платон. Протагор 343 а; о Кадме и Агеноре Платон не упоминает, отсюда – дополнение в скобках, вслед за Дильсом принятое всеми издателями.
30
Греческие моряки ориентировались по Большой Медведице (у Гомера упоминается только она), финикийские – по Малой Медведице; намек на финикийское происхождение Фалеса.
31
Геродот. Ист. I 74, о затмении 22 мая 585 г. во время войны Лидии и Мидии.
32
Дополнение Дильса, принятое издателями.
33
Аристотель. О душе I 2, 405 а 19.
34
Т. е. такую же жертву, см. ниже, VIII 12.
35
Кир Персидский, победив Креза в 546 г. до н. э. и овладев Лидией, подчинил себе и греческие города Ионии за их союз с Крезом.
36
Т. е. как персонаж диалога Гераклида; ср. ниже, VIII 4.
37
Тот же рассказ впервые еще у Аристотеля («Политика» III 1259 а 6).
38
Дельфы – центр культа Аполлона в Греции; здесь находился храм с прорицалищем, в котором служительница – пифия, одурманиваясь испарениями из расщелины скалы, произносила вещания, перекладываемые потом жрецами в стихи.
39
Храм Аполлона Дельфинийского (не Дельфийского!) находился в Дидимах близ Милета; Нелеевы мужи (по имени легендарного основателя Милета) – милетяне.
40
Платон. Протагор 343 а.
41
«В богатстве – весь человек» – пословица (см. Зиновий, 6,43); с именем Аристодама ее упоминает еще Пиндар (Истм., 2 15).
42
См. ниже, I 82.
43
Меропы – древнее население острова Коса.
44
I 28.
45
Популярный фольклорный сюжет (Эзоп, басня 40); в применении к Фалесу – уже у Платона («Феэтет» 174 а).
46
ПА VII 83.
47
Здесь и далее приводятся поучительные песни (позднейшего сочинения) и нравственные сентенции, произвольно приписываемые то одному, то другому из семи мудрецов.
48
Т. е. время до сотворения мира следует считать ночью. Несколько иначе у Плутарха («Александр», 64).
49
В рукописях Диогена Лаэртского указано: аполлодоровская дата рождения Фалеса – 35-я олимпиада (пер. по чтению Дильса).
50
Геродот. Ист. I 75: Фалес отводным каналом разделил течение Галиса (пограничной реки между Лидией и Мидией) надвое и этим понизил в ней уровень воды.
51
ПА VII 84 и 85.
52
Всеионийский праздник (Панионии) справлялся двенадцатью ионийскими городами в честь Посидона близ Милета (Геродот. Ист. I 1148).
53
Платон. Протагор 343 а.
54
Все письма мудрецов, приводимые Диогеном в книгах I–II, фиктивны и представляют собой позднейшие риторические упражнения.
55
Подробнее о снятии бремени (сисахфии) см.: Плутарх. Солон, 15; Аристотель. Афинская полития, 6.
56
Законы Солона были вырезаны на деревянных четырехгранных столбах, которые можно было поворачивать, и поставлены близ афинской площади (агоры) (Аристотель. Афинская полития, 7).
57
Древние греки надевали венки по случаю всякой праздничной радости. – Солон, притворяясь сумасшедшим, надел его по случаю поражения в войне.
58
Фолегандр и Сикинн – очень маленькие острова в Эгейском море.
59
Дем – «селение», административная единица в Аттике; «такой-то, сын такого-то, из дема такого-то» – назывались афинские граждане во всех документах.
60
Гомер. Илиада II 557–558.
61
О встрече Солона с Крезом и позднем вразумлении Креза подробнее всего рассказано у Геродота (Ист. I 29–33); ср. Плутарх. Солон, 37–38.
62
Были Солы в Киликии, колония дорян, и Солы на Кипре, построенные местным царем по совету Солона (Плутарх. Солон, 26); слово солецизм («погрешность против языка») обычно возводится к первым Солам.
63
Геродот. Ист. I 32; ср., однако, стихи к Мимнерму ниже, I 60–61.
64
Отрывок из несохранившейся трагедии «Автолик» (пространнее цитируется у Афинея. – «Пир софистов» Х 413)
65
Ср. Платон. Законы, 913 с
66
Писистрату приписывается организация первой записи полного и связного текста гомеровских поэм; то чтение по порядку, которое описывает Диоген Лаэртский, Элиан возводит к сыну Писистрата, Гиппарху («Пестрые рассказы» VIII 2).
67
Гомер. Ил. II 546 и далее.
68
Лунный месяц состоял из 29,5 суток, так что 30-й день причислялся наполовину к старому месяцу, наполовину к новому.
69
«Диакрии», «педиеи» и «паралии» – три партии, спорившие за власть перед установлением тираннии Писистрата. По Плутарху («Солон», 20), Солон, наоборот, законом велел каждому примыкать к какой-нибудь партии, а не отсиживаться в стороне.
70
См. ниже, I 66.
71
Лигиастад (мастер пения?) – обращение к Мимнерму. Пер. стихов В. Вересаева (с изменениями).
72
ПА VII 86.
73
ПА VII 87. Игра слов: axones означает и «оси колесницы», и «столбы с законами».
74
Эфорами называлась ежегодно сменяемая коллегия правителей в Спарте, архонтами – в Афинах; именами старшего эфора и старшего архонта обозначался счет годов.
75
Геродот. Ист. I 59; Гиппократ – отец Писистрата.
76
Лакуна, восполняемая по поздним рукописям; имеется в виду ложная этимология слова «брахилогия» (краткая речь).
77
ПА VII 88 и IX 596.
78
Пословица (ср. Гесиод. Труды и дни, 40).
79
Лесбосское вино считалось одним из лучших в Греции.
80
Платон. Протагор 34 4bd: здесь пересказывается поэтическая полемика Симонида с Питтаком о том, как вернее сказать – «трудно быть» или «трудно стать» добрым, а сентенция о неизбежности приписывается Симониду.
81
Разночтения в рукописях; может быть, следует читать: «51 олимпиады».
82
АПл. II 3.
83
Каллимах. Эпиграммы I.
84
Ср. ниже, I 92, конец.
85
Поэт Алкей принадлежал к числу политических противников Питтака, отсюда его бранные слова; см. выше, I 76.
86
Тоже намек политических противников на низкое происхождение Питтака. Песенка с упоминанием тиранна Питтака, моловшего хлеб, сохранена Плутархом («Пир семи мудрецов», 14).
87
Речь идет о мессенских девушках, взятых в плен спартанцами при завоевании Мессении в середине VII в. до н. э. («II мессенская война»).
88
См. выше, I 31.
89
Пояснительная интерполяция в тексте Диогена Лаэртского.
90
ПА VII 90 и 81.
91
Т. е. «а каковы они – этого людям знать не дано».
92
См. выше, I 84.
93
По-видимому, как пример к Гераклитову тезису «многие дурны, немногие хороши», перекликающемуся с нижеприводимой сентенцией Бианта.
94
ПА VII 158; очень популярное стихотворение, приписывавшееся даже Гомеру. Последующее замечание Диогена, что Гомер жил задолго до Мидаса, – домысел на основании того, что этот мифический царь у Гомера не упоминается.
95
ПА XIV 104. Эту загадку упоминает еще Аристотель («Риторика» III 2), но без имени Клеобулины.
96
ПА VII 618.
97
Подробный рассказ о Периандре и его сыновьях – у Геродота. Ист. III 48–53 и V 94.
98
Геродот. Ист. I 20. Друг-гостеприимец (ксен) – нечто вроде кавказского «кунака», человек, связанный договором о дружбе, передающимся от отца к сыну.
99
ПА VII 619 и 620.
100
Опять намек на Платона («Протагор» 343 а).
101
О том, как Периандр сжег одежды всех коринфянок, чтобы жена его могла одеться ими за гробом, см.: Геродот. Ист. V 92; о войне Периандра против Прокла – III 51.