bannerbanner
Космос сознания
Космос сознания

Полная версия

Космос сознания

Язык: Русский
Год издания: 2017
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Некоторые мистические личности страдают псевдоиллюзиями, которые часто называют парэйдолиями. Они заключаются в способности человека в очертаниях реальных предметов видеть различные образы других предметов, фигур, живых людей. Иллюзорное восприятие сопровождается критикой и пониманием того, что это своего рода придумка. «Я так это вижу», – говорят они. Такие восприятия возникают очень легко, и внимание носителей этого расстройства может надолго сосредоточиться на них. Это вызывает большой интерес. В момент переживания псевдоиллюзий в реальных картинах действительности они видят нечто большее, какой-то фрагмент сюжета воспринимается по-другому, схватывается больший смысл, чем тот, который обычный человек извлекает из воспринимаемого.

К необычным переживаниям, связанным с измененным восприятием, относятся ощущения присутствия кого-то или чего-то, например человека, которого в данный момент нет. Понимая на рациональном уровне происходящее, иногда мистические личности превращают ситуацию в своего рода игру, пытаясь устанавливать с отсутствующим человеком особую форму контакта. Возможно возникновение чувства присутствия умерших людей, троллей, домовых, инопланетян, отражающих содержание фантазий детского возраста.

Мистической личности присуще странное эксцентричное поведение, которое проявляется во внешнем виде, неряшливости в одежде, манерности, разговоре с собой. Разговор с самим собой отражает выраженную представленность аутистического мышления. Характерна манерность в поведении. Такого рода явления происходят без значительного отрыва от реальности, с легким переключением на контакты с другими, отсутствием затруднения в ответах на вопросы.

У мистических личностей отсутствуют близкие друзья, которым они доверяют. Как правило, они стараются заводить близкие отношения с людьми, чьи взгляды похожи на их собственные.

Странная, нечеткая, слишком абстрактная, отвлеченная по содержанию, обедненная речь, в которой затрагивается небольшое количество тем, относительно мало привязанных к реальности, также присуща мистическим личностям, как правило, они обсуждают проблемы деятельности, которой они занимаются. Эта информация часто неинтересна окружающим, особенно в случае рассуждений на темы реальной жизни.

В то же время мистическим личностям присуще отсутствие соответствующего эмоционального и мимического отклика. Желаемые ожидаемые эмоции могут отсутствовать, не проявляться вообще или носить неожиданный характер, выражающийся в неадекватных ситуации жестах, выражениях лица. Затруднения эмоционального контакта вызваны преобладанием фиксации на внутренних процессах, на содержании продукции воображения. Отсюда ощущение, что они лишь формально участвуют в происходящих непосредственно с ними событиях.

Многим мистическим личностям присуща подозрительность, достигающая уровня патологизации. Это приводит к еще большему ограничению межличностного контакта со случайными людьми.

В общем, в контрольной группе «Физики» показатели по психологическому тесту «Выраженность шизотипических черт» SPQ-74 намного меньше, чем у группы «Аномальщики» – это может свидетельствовать о том, что в особенности мистической личности преобладают шизотипические черты, вследствие этого они отличаются особенностями характера, мышления, восприятия реальности от группы «Физики», которым не присущи эти черты.

Часть 1. Картография сознания

Виды сознания

В психике человека можно выделить стадии развития и виды сознания. Разные исследователи выделяли разные виды сознания, по количеству и названию. Я выделил пять видов сознания, которые, как мне кажется, наиболее точно и всеобъемлюще отражают объективные наблюдения современных исследований сознания: Обывательское сознание, Бессознательное (неосознаваемые автоматизмы), Подсознательное, Сверхсознательное, Космическое сознание.

Обывательское сознание

Понятие «сознание» не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется – биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это – знание. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Наше сознание, рациональное сознание, как мы его называем, это лишь один особый тип сознания, в то время как вокруг него, отделенные тончайшим экраном, находятся возможные формы сознания, полностью отличающиеся от привычной нам. Ни одна оценка Вселенной в ее целостности не может быть окончательной, что показывает, как невнимательно мы относимся к остальным формам сознания.

Часто полагают, что мозг порождает сознание, но существуют убедительные доказательства обратного. Среди них протяжение разума за пределами тела и сознания, включая переживания прошлой жизни и воспоминания, сформировавшиеся во время остановки мозговой деятельности. Правда, что мозговая активность изменяется, когда изменяются состояния сознания, скажем, бодрствование, сновидение, состояние медитации. Но это доказывает лишь наличие между ними связи, а не то, что мозговая активность вызывает сознание. Мозг может быть подобен телевизору, настроенному на разные каналы. То, какую программу мы смотрим, зависит от активности электронных цепей, но они эту программу не создают.

В реальности мозг ограничивает сознание. Наши органы чувств обнаруживают лишь небольшую часть того, что происходит, а большая часть этой информации отфильтровывается и не достигает области сознания для того, чтобы предотвратить перегрузку. Наш мозг отфильтровывает ненужную информацию и направляет большую часть оставшейся информации к автоматическим системам, чего мы не осознаем. Так наш мозг является отнюдь не источником нашего сознания, а ограничителем прицела сознания. Когда этот фильтр не срабатывает, новые формы сознания могут прорваться сквозь них.

Бессознательное (неосознаваемые автоматизмы)

Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся по крайней мере в данный момент контролю, охватывается понятием бессознательного. Неосознанное выступает то как установка, инстинкт, влечение, то как ощущение, восприятие, представление мышление.

Деятельность человека в обычных условиях является осознанной. Вместе с тем отдельные ее элементы осуществляются бессознательно или полубессознательно, автоматизировано. Например, просыпаясь утром, мы машинально производим длинный ряд действий. В жизни у человека формируются сложные привычки, навыки и умения, в которых сознание одновременно и присутствует, и отсутствует, оставаясь как бы нейтральным. Любое автоматизированное действие носит неосознанный характер. Автоматизация разнообразных функций составляет необходимую особенность протекания психических процессов. Автоматизмы оттачиваются и облегчают многие виды деятельности, в ряде умственных и практических действий обслуживают высшие формы сознательной деятельности. Привычка распространяется на все виды деятельности. Сознание, осуществляя как бы суммарное самонаблюдение, в любой момент может взять под контроль автоматизированное действие, остановить его, ускорить или замедлить.

В советской психологии проблема бессознательного разрабатывалась главным образом школой Д. Н. Узнадзе в Грузии, приверженцы которой проводят исследования бессознательного в виде установки. Как определял Узнадзе, установка – это готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Наибольший интерес представляют проявления именно неосознаваемой установки. Именно с них и начались экспериментальные и теоретические исследования в школе Д. Н. Узнадзе. Установка имеет важное функциональное значение: это состояние готовности позволяет эффективнее выполнять соответствующие действия. Явление установки пронизывает практически все сферы психической жизни. Установка – не частный психический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется в том, что она, будучи сформирована в одной сфере, переходит на другие. Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при «встрече» потребности с ситуацией ее удовлетворения. На базе установки, выражающей состояние субъекта как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но деятельность в плане «импульсивной» установки человеку хотя и свойственна, однако не отражает его сущности.

Бессознательное так же можно определить как несознаваемые автоматизмы. Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания. Иногда говорят о «механической работе», о работе, при которой «голова остается свободной». «Свободная голова» и означает отсутствие сознательного контроля.

Неосознаваемые автоматизмы подразделяются на несколько групп. Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые – группу вторичных автоматизмов. Первые называют иначе автоматическими действиями, вторые – автоматизированными действиями, или навыками.

В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка. Их примеры: сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и многие другие.

Группа автоматизированных действий, или навыков, особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, как уже говорилось, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет фундаментальное значение для жизни каждого индивида. Не будет большим преувеличением сказать, что он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей.

Подсознание

Подсознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть подсознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

В глубинных структурах психики подсознание играет огромную роль. К сожалению, я не нашел вменяемых книг, посвященных подсознательному, в основном научно-популярная литература, которая не внушает доверия. В последнее время подсознание стало объектом популяризации, а не как научная теория. Поэтому в этой статье я постараюсь дать научное толкование подсознательному, исходя из трансоаналитической концепции.

В психологическом словаре В. Б. Шапарь я нашел такое определение: подсознание – понятие, обозначающее различные неосознаваемые системы психики. Определение, в принципе, верное, однако хотелось бы дать более широкое обоснование подсознанию, исходя из той же трансоаналитической концепции. Итак, подсознание – это психологическая система, которая находится в глубинных слоях психики человека и проявляется только в экстраординарных случаях и с помощью специальных техник.

Можно сделать вывод, что в подсознании запечатляется особо значимые события жизни человека, которые при экстренных обстоятельствах или при использовании специальных психотехник всплывают на поверхность.

Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за порогом сознания, не достигают надлежащей степени интенсивности или напряженности, чтобы обратить на себя внимание. Термины «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное» часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни.

Понятие «психическое» значительно шире понятия сознания, которое обладает не поддающимися практическому учету градациями уровней, начиная от высшей ступени ясности, доходящей до удивительной силы прозорливости и глубины понимания сути вещей, и заканчивая полусознательным состоянием.

Сознание отнюдь не исчерпывает всей психики. Существуют также неосознаваемые психические феномены, определенный класс которых представлен понятием подсознательного.

Психическая деятельность может находиться в фокусе сознания, иногда не достигает уровня сознания (досознательное или предсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания (подсознательное).

Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного.

Зона максимально ясного сознания в психической деятельности сравнительно невелика. За ней идет полоса просто явного сознания, а потом – минимального сознания, за которой следует уже неосознанное. Последнее выступает то как установка (инстинкт, влечение), то как ощущение (восприятие, представление и мышление), то как сомнамбулизм, то как интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости.

К подсознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением», новой идеей, рождающейся как бы от какого-то толчка изнутри (случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым и прочее).

Подсознательное – не мистика, а реальность духовной жизни. С физической точки зрения подсознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости.

Для более четкого выявления места проблемы подсознательного в структуре знания важно соотнести феномены подсознательного с такими реальностями, которые обозначаются категориями «деятельность», «отражение», «общение», «личность», «отношение».

Абстрактная схема строения деятельности, согласно которой выделяют собственно деятельность, действия и реализующие их операции, может служить одним из оснований классификации феноменов неосознаваемой психической жизни человека, выделяющей место неосознаваемых психических явлений в структуре деятельности. Конституирующим признаком деятельности является мотив, т. е. некоторый объект, в котором опредмечивается потребность.

Хорошо известно, что мотив может быть неосознанным, так же неосознанным может быть психическое отражение самого потребностного состояния. Основным признаком действия является наличие сознательного предвосхищения будущих результатов, т. е. цели. Однако кроме такого осознанного предвосхищения можно выделить и неосознанные предвосхищения, к их числу относятся некоторые виды установок. Таким образом, наряду с осознанными и неосознанными мотивами следует выделять осознанные и неосознанные предвосхищения будущих результатов, т. е. цели и установки. Операции в человеческой деятельности также имеют двоякую природу: одни являются продуктом трансформации сознательных действий и в случае затруднений могут вновь возвращаться в сознание, другие формируются по типу «прилаживания» к ситуации и вообще никогда не попадают в сознание, они функционируют как неосознаваемые автоматизмы.

Существование качественно разнородных феноменов подсознательного исключают возможность распространения выводов, полученных при исследовании одного из феноменов подсознательного, на всю область подсознательного. Осознанные и неосознанные психические явления образуют две формы отражения внешнего мира и соответственно две формы управления, психического регулирования деятельности (осознанная и неосознанная регуляция).

При исследовании частных форм психического отражения реальности мы сталкиваемся с необходимостью дифференциации ощущений, в которых человек отдает себе отчет, и ощущений, в которых он не отдает себе отчета.

Аналогичную дифференциацию можно провести и применительно к восприятию достаточно сложных объектов.

В области психологии научного творчества давно были описаны факты, показывающие, что многие феномены творческой деятельности не носят осознанного характера. При исследовании эмоциональных процессов выделяются феномены, когда человек может констатировать самый факт появления эмоционального переживания, но не может указать объект, вызывающий эти переживания, и случаи, когда даже самый факт переживания остается скрытым от субъекта (аффективные следы, или «комплексы») и выделяется лишь в условиях специально организованного эксперимента (например ассоциативного).

При анализе общения, которое сегодня «модно» противопоставлять деятельности, также возникает необходимость изучения неосознаваемых психических явлений. Достаточно вспомнить классические исследования достоверности свидетельских показаний, в речевой коммуникации всегда присутствуют неосознанные компоненты.



Собственно говоря, психологическое изучение личности в системе общественных отношений не может, естественно, игнорировать тот факт, что объективно складывающиеся общественные отношения между людьми не обязательно отражаются ими на уровне сознания. Этот факт был выявлен К. Марксом при анализе товарного фетишизма, при анализе личностей как персонифицированных выражений социально значимых черт. Сущность человека, понимаемая как совокупность общественных отношений, от него самого может быть скрыта. Если мы используем широкое определение личности, данное в свое время С. Л. Рубинштейном, то в содержание понятия «внутренние условия» мы должны включить и неосознаваемые психические явления.

Применительно к категории «отношение» нужно дифференцировать «отношение» и «сознательное отношение». «Человек есть личность, – писал С. Л. Рубинштейн, – в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему». Очевидно, что важно учитывать различия между сознательно определенными отношениями и отношениями, которые сознательно еще не определены.

Таким образом, система знаний о личности не может развиваться без интенсивного изучения и неосознаваемых явлений, и этим прежде всего определяется значение их исследований.

В литературе мы находим следующие два принципиально различных толкования термина «подсознательное». Принадлежат они Г. Рорахеру, известному австрийскому философу и психологу, и Л. С. Выготскому.

Г. Рорахер: «Не существует неосознаваемой психической деятельности как промежуточного звена между мозговыми процессами и активностью сознания. Существуют только разные степени ясности сознания… В мозгу… непрерывно разыгрываются процессы возбуждения, которых мы совершенно не замечаем. Эти процессы неосознаваемые в точном смысле этого слова, но это не неосознаваемые психические процессы (неосознаваемые мысли, стремления и т. п.), а неосознаваемые процессы нервного возбуждения, т. е. органические электрохимические проявления. Необходимо ясно понимать это развитие, чтобы избежать недоразумений».

Сверхсознание

Прежде чем подробно говорить о сверхсознании, давайте попробуем дать ему определение.

Сверхсознание – это специфическая, высшая форма психического отражения действительности, отвечающая за предрасположенность человека к мистическому. Сверхсознание играет ключевую роль при формировании мистической личности.

Сверхсознание – это специфическая область человеческой психики. У человека сверхсознание отвечает за различные сверхвозможности, например, телепатию, ясновидение и т. д.

Сверхсознание играет одну из ключевых ролей в развитии мистической личности, формирование личности и столкновение с «мистерией» происходит при участии сверхсознательных процессов. В трансперсональной психологии согласно теории С. Грофа у каждого человека, когда он рождается, есть некая связь с космосом, со всей Вселенной. По всей видимости, у некоторых людей такая связь меньше выражена, у других больше. Те люди, у которых связь слабая, ведут обывательский образ жизни, другие же, у кого связь устойчивая, становятся так называемыми контактерами, которые могут принимать сигналы из космоса и якобы общаться с инопланетянами. Пока это точно не установлено, но известно, что некоторые люди могут получать информацию извне. При получении такого рода информации у людей меняется мировоззрение, взгляды на жизнь, на природу человека. Начинает активно развиваться магическое мышление, окончательно формируются сверхсознательные процессы.

В некоторых случаях человеческий мозг не выдерживает такого количество информации и начинает давать сбои, данный феномен можно назвать патологией сверхсознания.

Сейчас мы более подробно поговорим о формировании и становлении сверхсознания.

Развитие сверхсознания

Развитие сверхсознания связанно со становлением мистической личности. Развитие сверхсознания происходит в три этапа:

Этап. Начальный

Первый этап характеризуется становлением и зарождением сверхсознания в психике человека. Как я уже писал в главе о развитии мистической личности, сверхсознание формируется под влиянием «мистерии», т. е. что-то повлияло на сознание человека, это «нечто» носит, как правило, сверхъестественный, мистический характер, например «мистическое внушение» – это может быть влияние передач о паранормальных явлениях, показываемых по телевидению и т. д. Или столкновение человека с тонкоматериальными сущностями, которое так поразило сознание, что изменило его взгляд на мироздание.

Этап. Укрепление

Второй этап характеризуется укреплением сверхсознания. Сверхсознание начинает функционировать, формируя при этом Мистическое Я, составляющее структуру мистической личности. На этом этапе все новые мировоззрения, концепции почти сформировались. В дальнейшем человек начинает переходить на третий, завершающий этап.

Этап. Завершение

Третий этап характеризуется окончательным становлением сверхсознания, он может проходить уже в период пожилого возраста, от 60 лет до смерти, и может завершиться почти сразу в течение нескольких лет с формированием Мистического Я и окончательным становлением мировоззрения в зависимости от психологических особенностей личности человека.

***

В некоторых случаях эти этапы человек может проходить неправильно, например, из-за влияния извне, как правило, люди со слабой или неустойчивой психикой не справляются с изменениями, которые с ними происходят. В этих случаях для профилактики стоит применять различные духовные практики, такие как медитация, холотропное дыхание С. Грофа, работа с телом и т. д.

Если эти этапы человек проходит без осложнений, то на третьем этапе его может ждать просветление – высшее познание истины, единство со всем мирозданием.

Патология сверхсознания

Патология сверхсознания зависит от особенностей «мистерии», с которой столкнулся человек. В некоторых случаях это может быть из-за того, что человек не справляется с информацией, полученной из космоса. В других же – это могут быть семейные причины. В частности, иногда имеются негативные случаи, когда ребенок воспитывался в семье, в которой преобладало мистическое учение, например уфология.

Такого рода учения сильно сказываются на сознании и подсознании, возможны очень специфические изменения личности ребенка, разрушение его сознательной деятельности, мистическое мировоззрение в патологической форме. В первую очередь исчезает критическое отношение к своим поступкам. Пример, который я сейчас приведу, хорошо отражает потерю критического отношения к своим поступкам, а возможно, и утрату реальности происходящего: «Мы, Команда Спасения „Орион“, прибывшая на Землю в 60-х годах ХХ века по земному исчислению, и приступившая к своей задаче в точно назначенный срок – в 1999 году»1.

На страницу:
3 из 4