Полная версия
История русского сундучного производства. Библиографический указатель
Сведения о том, что уже в русских погребениях X века встречаются шкатулки, обитые железом. Такие вещи оковывались пластинами с ажурным просечным рисунком.
36. Пудов Г. А. О сундучных изделиях Великого Новгорода// Вестник славянских культур. – 2020. – Т. 57. – С. 246— 257.
Обобщена информация по истории производства сундуков в Великом Новгороде (с древних времен до XX века). Предпринята попытка реконструкции не сохранившихся предметов.
2. Сундучные центры XVIII—XX вв.
Русский Север
Литература по истории сундучного производства, существовавшего на Русском Cевере, в настоящее время обширна.
Планомерное изучение «дела» сундучных изделий началось в XIX веке. Одной из первых стала статья Ф. А. Арсеньева в книге о кустарных промыслах Вологодской губернии, изданной в 1882 году. В ней содержатся интересные сведения по истории и технологии производства.
Однако далее исследователи переключились на методы декорирования сундуков, по большей части роспись и «мороз» по жести. При этом преимущественное внимание уделялось росписи (особенно сюжетной): изучались ее технология, отдельные сюжеты и их связь с литературными произведениями, влияние православной культуры и проч. Надо отметить работы С. К. Просвиркиной, С. К. Жегаловой, З. Поповой, И. Н. Ухановой, Н. Н. Гончаровой.
Редким исключением стала статья А. А. Гилодо и Т. А. Лобаневой, опубликованная в 1990 году. Она посвящена холмогорским и устюгским изделиям, в частности, методам их атрибуции. Авторы попытались, учитывая технологические и художественные особенности изделий, отделить произведения Холмогор от вещей Великого Устюга (до этого времени существовала путаница в их атрибуции).
Относительно недавно вышло в свет несколько статей, в которых был сделан обзор музейных собраний (Н. Н. Гончарова, Г. А. Пудов). Были проанализированы наиболее показательные вещи, названы особенности коллекций. Речь идет о собраниях Исторического и Русского музеев. Кроме того, в 2018 году опубликован каталог коллекции расписных сундуков XVII—XVIII веков, которая находится в Историческом музее (автор – Н. Н. Гончарова). На данный момент его необходимо признать одним из основополагающих изданий по данной теме.
В серии книг, посвященной музейным собраниям Русского Севера (в частности, музеям Великого Устюга, Тотьмы, Вельска) есть упоминания о сундуках и ларцах. Однако далее упоминаний и воспроизведения некоторых вещей дело, как правило, не идет. Тем не менее, эти книги очень ценны как способ ознакомления исследователей с музейными коллекциями.
При всей своей односторонности, библиография по истории сундучного промысла Русского Севера по сравнению с другими центрами производства сундуков отличается полнотой и разработанностью. В 2021 году в «Вестнике Вологодского государственного университета» была опубликована статья Г. А. Пудова, представляющая обзор литературы по истории сундучного производства Русского Севера.
Наиболее перспективным направлением работы является определение связей с производством сундуков в других странах, особенно в Скандинавии.
* * *
37. Памятная книжка для Вологодской губернии на 1861 год / сост. по распоряжению г. начальника губ. — Вологда: Тип. губ. правл., 1861. — 64, [1], 79, 129, 35, [2] c. С. 22.
Сведения об участии в Вологодской сельскохозяйственной выставке 1858 года мастера Насоновского, который представил одну шкатулку с секретными замками. Это изделие заслужило одобрение императора.
38. Арсеньев Ф. А. Вологодская губерния: очерк кустарных промыслов по изделиям, собр. Волог. губ. земством / сост. по поручению Губ. земства, чл.-секретарем Волог. стат. ком. Ф. А. Арсеньевым / Моск. пром.-худож. выст. в 1892 г. — Вологда: тип. Волог. губ. правл., 1882. — 58, [2] с. С. 31—32.
Краткая история промысла по изготовлению шкатулок с «морозом» по жести, особое внимание автор уделил организации, технологии и экономике промысла. Ф. А. Арсеньев четко разделил производство изделий на столярную и слесарную составляющие, он считал, что «дело» шкатулок выделилось из сундучного промысла.
39. Анов Н. Мороз по жести// Сов. мысль. – Вел. Устюг. – 1934. – №271. — С. 3.
Рассказ о распространенности шкатулок с «морозом» в Средней Азии, Персии, на Алтае, в Турции. По приказу советского правительства о восстановлении производства шкатулок с «морозом» на экспорт начались попытки его возрождения. Но все они окончились неудачей, поскольку мастера работали в «исключительно ненормальных условиях» (отсутствие жести и химических веществ).
40. Комаров В. В. Восстановим забытые промыслы // Сов. мысль. — Вел. Устюг. – 1934. — №288. – С. 3.
11 декабря в редакции газеты состоялось собрание мастеров по поводу восстановления старинных промыслов Великого Устюга. После доклада краеведа В. В. Комарова выступили замочник З. П. Волков, мастер П. А. Сосновский и другие люди. Было решено общими усилиями наладить производство шкатулок с «морозом».
41. Комаров В. В. Художественные промыслы великоустюгских мастеров. – Вологда: Кр. Север, 1949. — 24 с., 4 л. ил. С. 16, 20.
Краткие сведения о ларцах, обитых железными полосами (конструкция, технология), о «морозе» по жести (технология, множество фамилий мастеров, места сбыта, причины упадка производства, попытки его восстановления и причины неудачи). Вопреки утверждениям автора, на вологодской выставке 1858 года была представлена лишь одна шкатулка мастера Насоновского, и речи о «морозе» по жести не шло.
42. Овчинникова Е. С. Сюжет книги Эсфирь в произведениях русской живописи XVII в. // Русское государство в XVII веке: нов. явления в соц.-экон., полит. и культ. жизни: сб. ст. / [редкол. Н. В. Устюгов и др.]; Ин-т истории. — М., 1961. — 440 с., 6 л. ил. С. 371—391.
Детальный анализ сюжетной росписи на крышке сундука из собрания Государственного Исторического музея: особенности техники, художественной трактовки изображений, подписей под ними и проч. Сделан вывод, что «роспись на крышке сундука является картиной на историческую тему».
43. Просвиркина С. К., Жегалова С. К. Расписные сундуки XVII—XVIII вв. // Сокровища русского народного искусства: резьба и роспись по дереву / С. К. Жегалова, С. Г. Жижина, З. П. Попова [и др.; [ГИМ]. — М., 1967]. — 262 с.: ил. С. 11—42.
Исторические сведения о производстве расписных сундуков в Холмогорах и Великом Устюге. В росписях выделены два направления: сюжетные со статичной композицией и орнаментальные с динамичной композицией. Предположения об их новгородском происхождении. Описание основных сюжетов.
44. Попова З. П. Расписные сундуки// Декоративное искусство: ежемесячник современ. практики, теории и истории визуальной культуры / учредители: Ред. журн. «ДИ», Изд-во «Сов. художник». — М., 1968. — №6. – С. 14—17.
Об устюгской росписи на ларцах. Разделена автором на три вида: «удлиненные цветы на беспокойно изогнутых стеблях», «росписи с округлыми цветами на стебле, завернутом в спираль» и росписи, где главными являются сюжетные изображения.
45. Лукин М. П., Давыдова Н. М. Народное искусство устюжан / лит. обраб. П. В. Шартина. — Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во. Вологод. отд-ние, 1971. — 64 с.: ил. С. 30—31.
Сведения о «морозе» на жести: технология, история этого метода украшения шкатулок, имена мастеров: братьев Павла и Виктора Ермиловых, Прокопия Волкова, Николая Торлова, Георгия Панова, П. А. Сосновского и других. Сведения о попытках возродить промысел.
46. Уханова И. Н. Слюда в русском народном искусстве// Музей народного искусства. Музей народного искусства и художественные промыслы: [сб. ст. НИИХП — М., 1972]. — Сб. тр. НИИХП; вып. 5). С. 148—168.
Среди прочих предметов рассмотрены деревянные ларцы, украшенные слюдяными пластинами, проанализированы росписи на них. Приведено заключение, что «слюдяные» ларцы XVII века были предшественниками того более знакомого типа ларцев и расписных коробов, которые изготовлялись северорусскими мастерами на протяжении XVIII – начала XIX веков». Место производства «слюдяных ларцов» — Вологда и Великий Устюг.
47. Воронов В. С. О крестьянском искусстве: избр. труды / [вступ. статья Т. Разиной]. — М.: Сов. художник, [1972]. С. 72, 73, 99, 104, 105, 107, 111, 149.
Воспроизведения сундучных изделий Русского Севера.
48. Жегалова С. К. Русская народная живопись. — М.: Просвещение, 1975. — 191 с.: ил. С. 33—80.
Красочный поэтичный рассказ о северных росписях на сундуках и ларцах. Популярно изложены сведения об основных сюжетах росписи, ее особенностях, технологии, а также об авторах, приведены ценные исторические сведения.
49. Уханова И. Н. Декорировка северных русских ларцов XVII—XVIII вв.// Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: ежегодник. 1976 / АН СССР. Науч. совет по истории мировой культуры. — М., 1977, С. 225—229.
О сюжетной росписи на крышках северных ларцов (Великий Устюг и Холмогоры). Попытка связать изображения иноземцев с пленными турками и татарами, сосланными в Холмогоры в 1679 году. Роспись на ларцах поставлена в ряд с другими художественными явлениями, развивавшимися в то время. В качестве образцов использованы сундуки и ларцы из коллекций Эрмитажа и Государственного Исторического музея.
50. Тельтевский П. А. Великий Устюг: архитектура и искусство XVII—XIX веков: [альбом]. — М.: Искусство, 1977. — 179 с.: ил., цв. ил. С. 146, 148, ил. 149.
Общие сведения об окованных железом ларцах и шкатулках, украшенных «морозом» по жести (история, технология, фамилии мастеров). На иллюстрации – ларец-«теремок» из коллекции Великоустюгского музея-заповедника.
51. Щапов Я. Н. Свадебная сцена на крышке сундука XVII в.// Древняя Русь и славяне: [сб. ст.] / АН СССР, Ин-т археологии; [отв. ред. и авт. предисл. Т. В. Николаева]. — М.: Наука, 1978, С. 433—438.
Анализ росписи на крышке сундука. Высказано предположение, что в изображениях молодого человека и девушки, связанных со свадебной обрядностью, отражен конкретный момент свадьбы — угощение молодых во время свадебного пира.
52. Богуславская И. Я. Северные сокровища: (о народном искусстве Севера и его мастерах). — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980. — 80 с., 8 л. ил.: ил. С. 33—35.
Краткий рассказ о ларцах и сундуках, обитых кованым железом, и шкатулках, украшенных «морозом» по жести.
53. Голыбина Н. В. Кузнечных дел мастера // Добрых рук мастерство: произведения нар. искусства в собр. Гос. Рус. музея: [сб.] / сост. и науч. ред.: И. Я. Богуславская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Л., 1981. – С. 11, 13—14.
Краткий рассказ о великоустюгских сундуках, воспроизведение трех изделий (коллекция отдела народного искусства Государственного Русского музея).
54. Жижина С. Г. О неизвестных памятниках северной резьбы по бересте (Великий Устюг, XVIII – начало XIX в.) // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: ежегодник. 1981/ АН СССР. Науч. совет по истории мировой культуры. – М.: Наука, 1983, С. 432 – 437.
В статье речь идет о произведениях народного искусства Великого Устюга, украшенных прорезной берестой. Среди памятников – шкатулка второй половины XVIII века. Просечное железо, которым декорированы аналогичные устюгские изделия, заменено на этой шкатулке прорезной берестой. Глубокий художественный анализ дает исчерпывающее представление о произведении.
55. Григорьева Н. С. Художественная обработка металлов// Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея = Folk art in the collection of the Russian museum: [альб./ ред.-сост. И. Я. Богуславская]. — Л., 1984. – С. 126, ил. 112, 114.
Общие сведения по технологии изготовления северных ларцов-теремков (там же – краткие сведения об уральских ларцах, ил. 115, 118). Образцы — изделия из коллекции отдела народного искусства Государственного Русского музея.
56. Журавлева Л. С. Русское народное резное и расписное дерево = Carved and painted woodwork by russian craftsmen: в собрании Смол. гос. объед. ист. и архит.-худож. музея-заповедника: [альб.] / [авт.-сост. Л. Журавлева; авт. введ. В. Василенко]. — М.: Сов. Россия, 1985. — 231 с.: ил., цв. ил. С. 16, 17, 82—87, 92, 93—95, 169—176.
Краткое описание великоустюгских ларцов с росписью из собрания музея; воспроизведение ларцов, шкатулок, лубяных коробей с росписью.
57. Российское законодательство X—XX вв.: В 9 т. М.: Юридическая литература, 1984—1994. Т. 4: Законодательство периода становления абсолютизма. 1986. С. 131.
Упоминание о сундуках, ларцах, ящиках, которые необходимо осматривать у иностранцев (Новоторговый устав, 1667 г.).
58. Мастера Русского Севера: Вологодская земля: [фотоальб. / фот. Н. Алексеева и др.]; сост. Р. А. Армеева, А. В. Блохнина; вступ. текст В. И. Белова; текст И. Я. Богуславской, А. А. Рыбакова. — М.: Планета, 1987. — 320 с.: ил., цв. ил. С. 225, 234, 235.
Общие сведения о великоустюгских ларцах, окованных железными полосами. На двух иллюстрациях – произведения из коллекции отдела народного искусства Государственного Русского музея.
59. Народная роспись Северной Двины = Folk painting on the Northern Dvina: [альб. / авт.-сост. О. В. Круглова]. — М.: Изобразит. искусство, 1987. — [44] с., [61] л. цв. ил.: ил. Ил. 20—22.
Воспроизведение сундука, украшенного пермогорской росписью.
60. Гилодо А. А., Лобанева Т. А. Русские сундучные изделия с кованой железной отделкой XVII—XVIII вв. // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: ежегодник, 1989 / АН СССР. Науч. совет по истории мировой культуры. — М., 1990. — С. 350—365.
Исключительно ценная статья для атрибуции изделий. Наряду с историческими сведениями по истории Холмогор и Великого Устюга, описанием отдельных периодов существования промысла, указаны конкретные признаки, позволяющие определять происхождение произведений.
61. Иванова Ю. Б. Кистевые росписи сундуков Великого Устюга// Научные чтения памяти В. М. Василенко / ВМДПиНИ. — М., 1997. — Вып.1. — С. 116—122.
Анализ кистевой росписи на сундуках, делавшейся в селениях по реке Шемоксе: техника, композиции, цветовые сочетания, декоративные мотивы; роль сундуков в свадебном обряде.
62. Уханова И. Н. Декоративная роспись с музыкантами на северных ларцах XVII века// Народная культура Русского Севера / Гос. музейное об-ние «Худож. культура Рус. Севера»; [сост.: Т. М. Кольцова; ред. Т. С. Попова]. — Архангельск, 1997. — С. 29—34.
Об изображениях бандуристов на северных ларцах (роль скоморохов и музыкантов в Древней Руси, появление домры в России, ее широкое распространение в разных слоях общества и причины появления изображений музыкантов на произведениях Великого Устюга и Холмогор). В качестве примеров — ларцы из коллекций Эрмитажа и Исторического музея.
63. Прохоров Н. Г. Русская крестьянская мебель в собрании ВМДПиНИ (по материалам экспедиций) // Научные чтения памяти В. М. Василенко/ ВМДПиНИ. — М., 1997. — Вып. 1. – С. 92—93.
Описание сундука, поступившего в музей в 1983 году из Тотемского района Вологодской области.
64. Гончарова Н. Н. Расписные сундуки XVIII в. // Русское народное искусство: сообщ. Сергиево-Посад. гос. ист.-худож. музея-заповедника: 1996 г. / сост. и отв. ред. Т. Н. Манушина. — Сергиев Посад, 1998. – С. 53—68.
Анализ сюжетов росписей на северных сундуках: их изменения на протяжении XVIII века, основные направления. Сделан вывод, что «петровская эпоха привнесла значительные изменения» не только в сюжеты росписей, но и их технику (появление масляных красок). В качестве примеров — произведения из ГИМ.
65. Гончарова Н. Н. Расписные сундуки XVIII в. Галантные пары на северных сундуках из коллекции отдела дерева ГИМ // Исторический музей – энциклопедия отечественной истории и культуры (Труды ГИМ. — Вып. 110). — М.: ГИМ, 1999. С. 169—178.
Статья посвящена конкретному сюжету в росписи северных сундуков XVIII века.
66. Уханова И. Н. Народное декоративно-прикладное искусство городов и посадов Русского Севера конца XVII—XIX веков. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. — 307, [4] с., [4] л. цв. ил.: ил. С. 43—53, 128—140.
Общие сведения о холмогорских и великоустюгских ларцах, сундуках и шкатулках: технология оковки железом, основные сюжеты росписи. Анализ сюжета с осадой города дополнен новыми сведениями. Попытка доказать, что многие расписные ларцы изготовлены не в Великом Устюге, а Холмогорах. Не учтена работа А. А. Гилодо и Т. А. Лобаневой (см. №59). На одной из иллюстраций скрыня неверно названа сундуком-«теремком».
67. Российский этнографический музей. 1902—2002: [альб. / авт.-сост.: Л. К. Александрова и др.]. — СПб.: 2001. — 278, [1] с.: ил., цв. ил., С. 67.
Воспроизведение северного сундука-подголовника, полученного музеем в дар от императора Николая II. Предмет неверно датирован XVIII веком.
68. Капустина А. В., Сыроватская Л. Н., Чебыкина Г. Н. Великий Устюг. – М.: Северный паломник, 2002. – С. 32—35.
Среди сведений по истории города и об устюжских промыслах есть общая информация о производстве окованных железом ларцах и шкатулках, украшенных «морозом» по жести (технология, фамилии мастеров). На иллюстрациях представлены окованные «теремки» и шкатулки с «морозом». Другое издание этой книги вышло в свет в 2007 году.
69. Андреева А., Архипова Е., Иванов Ю. Северные лики. Великий Устюг/ Великоустюг. гос. ист.-архитект. и худож. музей-заповедник / [текст: А. Андреева, Е. Архипова, Ю. Иванов и др.]. — СПб.: Вологда: АРС Департамент культуры Вологод. обл., Великоустюг. ист.-архитект. и худож. музей-заповедник, 2003. — [41] с.: цв. ил., портр., без пагинации.
Среди рассказа о коллекции музея – упоминание о шкатулках, украшенных «морозом» по жести. На двух иллюстрациях – шкатулка с «морозом» XIX века и небольшой ларец-теремок, обитый просечным железом.
70. Гончарова Н. Н. Северные расписные сундуки // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования: новости рынка, обзоры, ст., практ. рекомендации. — М., 2003. — №11 (12). – С. 24—32.
Общие сведения о производстве сундучных изделий на Русском Севере, описание наиболее распространенных сюжетов росписей: с изображением птиц, растительного орнамента, галантных пар, охоты, «фольклорная архаика» и проч.
71. Гончарова Н. Н. Назидательные сюжеты на северных расписных сундуках XVII—XVIII веков// Современная скансенология: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. Архангельск, 2004, С. 275—293.
Тщательный анализ назидательных сюжетов на северных расписных сундуках. В качестве примеров привлекаются произведения из коллекции ГИМ.
72. Гончарова Н. Н. Назидательные сюжеты на расписных сундуках XVII—XVIII вв. // Труды ГИМ. Вып. 136 / отв. ред. В. Л. Егоров. – М.: ГИМ, 2004, С. 166—176.
О конкретных сюжетах росписи северных ларцов XVII—XVIII вв., об их возможных истоках и особенностях живописи. Материал статьи — сундуки из коллекции отдела дерева и мебели ГИМ.
73. Гончарова Н. Н. Влияние православной культуры на сюжетные композиции в росписи сундуков XVII—XVIII вв. // Труды ГИМ. Вып. 152: Проблемы изучения истории Русской Православной Церкви и современная деятельность музеев. – М.: ГИМ, 2005, С. 217—231.
О связи сундучных росписей с православной культурой: набор технических и изобразительных средств соответствовал правилам иконописания, отсутствовали подписи художников, выбирались определенные сюжеты и персонажи и проч. В качестве материала – сундуки из коллекции ГИМ.
74. Города нашей памяти, 1147—2007: Вологда, Великий Устюг/ авт.-сост. А. Глебова, Т. Петрова, Г. Чебыкина. — Вологда: издательский дом «Вологжанин», 2007. – без пагинации.