bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Писатели Лев Толстой, Фёдор Достоевский, Михаил Пришвин, Жорж Сименон, медики Александр Вишневский и Николай Пирогов, режиссёры Константин Станиславский, Анатолий Эфрос, Мария Кнебель, академики Андрей Сахаров и Андрей Туполев – все они вели дневники. Загляните в них.

Ведение дневника – психологическая настройка на то, чтобы постоянно анализировать жизнь.

Дневник – это собственная лаборатория. Учиться лучше всего на своём опыте, учитывая ошибки других.

Если вы хотите повысить профессиональный уровень, научиться интересно рассказывать о том, что знаете, что волнует и беспокоит вас, лучше всего, поверьте, вести дневник ежедневно – независимо от того, есть у вас вдохновение (и желание) или нет.

Записывать нужно всё, что происходило с вами, что вы видели, о чём думали, размышляли, – и ровно через месяц, самое большее – через три месяца после первой записи вы автоматически и говорить станете лучше, чем прежде.

Почему? Да потому, что научитесь формулировать свои мысли, размышлять, сопоставлять, аргументировать.

Пожалуйста, запишите в дневник, как вы выполняли этюд № 3. А через час-полтора, не заглядывая в него, перескажите записанное на диктофон. Прослушайте запись и проведите устный разбор своего отчёта.

Научить нельзя, научиться можно…

Главное – делайте всё с увлечением, это страшно украшает жизнь.

Лев Ландау (1908–1968), физик-теоретик

– Владимир Владимирович, ну (кукареку, кукареку, кукареку), – обратился ко мне на одном из занятий мой ученик Алексей Макридин; он сделал все три этюда, поэтому после слова ну кукарекает, – не называйте свои занятия школой, меня от слова школа просто воротит.

У каждого человека свои ощущения от школы. Мне лично слово школа нравится. Это же не обязательно средняя школа, но и школа того или иного учёного, и направление в науке, искусстве, так что не стоит это слово воспринимать ограниченно.

– Я поддерживаю ваш курс, мне он пригодится, – сообщил программист Александр Дмитревский, занимавшийся в моей заочной школе «Учимся говорить публично», которую я вёл на страницах журнала «Студенческий меридиан». – Но одна просьба: не будьте столь категоричны в требованиях к нам. Не требуйте стопроцентного выполнения упражнений.

Мой комментарий. Я могу не требовать. Любой занимающийся сам способен определить, когда и сколько заданий ему выполнять. И как выполнять – формально или серьёзно.

Вынужден ещё раз повторить: результат будет, если заниматься ежедневно, делать все задания полностью, не перескакивать, а выполнять всё по порядку. Только в этом случае я гарантирую успех.

С радостью читаю письма учеников. Рассказы о том, кто и как относится к занятиям, какие трудности возникают. Вот письмо, полученное от Дениса Владимировича Левшина:

Занятия начались с искоренения слов-паразитов. Для этого применялся следующий метод: при произнесении одного из «мусорных» слов мой приятель останавливал меня и указывал на мою ошибку, а в «наказание» я должен был сказать «кукареку» трижды.

Впечатления.

Первое время 20–30 минут я практически не мог произнести ни слова, только кукарекал. Потом (что меня больше всего удивило) я кукарекал сам (стал контролировать свою речь). Так я занимался в течение рабочего дня. Когда я пришёл домой, мамой было отмечено значительное уменьшение слов-паразитов в моей речи. Самого меня смущали паузы в речи, которые обнажились из-за отсутствия слов-паразитов, которые служили связками. Приходилось говорить медленнее.

Этюд № 4

Кратчайший и вернейший способ составить себе состояние – это дать людям понять, что им выгодно делать вам добро.

Жан де Лабрюйер (1645–1696), французский писатель, сатирик-моралист

Согласитесь: при публичных выступлениях необходима доброжелательность тона. Сарказм, ирония, порой даже негодование – всё это возможно, но в целом человек должен оставаться доброжелательным. А многие не слышат себя, не понимают, что даже обычные фразы звучат у них сердито, раздражённо.

Простое здравствуйте можно произнести с сотней интонационных оттенков:

• скороговоркой и с подтекстом: ах, отстаньте;

• мягко и спокойно: вы здесь – это отлично;

• так радостно, как будто вы всю жизнь мечтали увидеть человека, которого встретили;

• зло и неприветливо – так, что тот, кому вы говорите ответное здравствуйте, решит, что лучше бы побыстрее от вас отойти;

• удивлённо: а это ещё что такое, почему он со мной здоровается?

Попробуйте продолжить этот ряд. С какой ещё интонацией можно сказать обычное слово здравствуйте?

Какими словами можно заменить здравствуйте: привет, добрый день, я рад вас видеть, о, кого я вижу, здорово, ба?..

Попробуйте в течение трех дней здороваться со всеми как можно доброжелательнее. Слова здравствуйте, я слушаю вас, добрый день, рад вас приветствовать, как хорошо, что мы встретились, и даже привет (или алло по телефону) произносите с максимальной доброжелательностью. При этом улыбайтесь, как бы подтверждая улыбкой радость от встречи.

Постарайтесь вызвать ответную улыбку у тех, к кому обращаетесь. Неважно, где это будет происходить: на переговорах, в аудитории, в гостях, в магазине, на работе, дома с близкими. Подобных приветствий должно быть не менее тридцати. Проанализируйте реакцию собеседников – знакомых или случайных встречных. Поставьте себе оценку за выполненное упражнение.

Подробно запишите свои впечатления в дневник.

А может быть, вам захочется провести эксперимент, как это сделал Азат Лаисович Разетдинов, приславший мне письмо с заголовком:

«ХОЧУ БЫТЬ НЕНОРМАЛЬНЫМ!»

Хорошо ли жить одному?

Кто-то скажет, что это скучно. Вы тоже так считаете?

А мне уединение нравится. Когда живёшь один, резче проступают собственные недостатки. Я пять лет жил в общежитии. Время от времени пытался начать новую жизнь: ложиться в 10 часов вечера, вставать в семь утра, принимать душ, делать зарядку… Но каждый раз не получалось, и приходилось перед собой оправдываться: ну как можно заснуть в 10, если все ложатся в 12, а до того времени галдёж стоит необыкновенный!

Теперь живу один. Переехал в квартирувместе со своими проблемами. Никогда не предполагал, что столкнусь лицом к лицу с тем, что не могу себя заставить делать элементарные вещи. Оказалось-то, дело совсем не в окруженииво мне самом! Недостатки встали передо мной и молча спросили: ну что, хозяин, слабо? Такой наглости я от них не ожидал! И объявил им войну. Хорошо, что к тому времени мне было известно правило: нельзя начинать новую жизнь – нужно постепенно исправлять недостатки старой.

Для начала я сказал самому себе: хочу быть ненормальным! Удивлены? Что значит «быть ненормальным»? Например, всегда ходить с прямой спиной и улыбаться. Выйдите на улицу и посмотрите вокруг: какие угрюмые лица! А теперь представьте человека, который всегда улыбается: идёт ли по улице, сидит ли в автобусе, стоит ли в очереди. Про него подумают: ненормальный. Потому что ходить с угрюмым лицомнормально!

Я и раньше делал попытки вести себя неадекватно, однако всегда спотыкался о собственный страх, боялся удивления окружающих. А теперь (лучшая защита – нападение) я сам хочу быть ненормальным. Хочу, чтобы на меня оборачивались, подшучивали, удивлялись, ухмылялись.

Результаты поразительны.

Захожу в магазин. Я и раньше был вежлив с продавщицами: всегда здоровался, был учтив, благодарил за обслуживание, – но при этом не чувствовал ответной реакции. И на этот раз продавщица, как обычно, обслужила на автомате, но потом вдруг подняла глаза ишироко улыбнулась. У неё поднялось настроение.

Улыбнулся кондуктор в автобусе. Улыбнулись девушки-прохожие. А два парня в маршрутке долго на меня смотрели, шушукались, потом ка-а-ак рассмеялись. Я засмеялся вместе с ними, а про себя подумал: ну вот, был один ненормальный – стало трое.

Правда, иногда встречались лица, на которых было написано смутное подозрение: «Чего это он улыбается? Что, у него проблем нет совсем?» Признаюсь, от таких взглядов мне на секунду становилось не по себе. Ведь есть люди, которым плохо, когда другим хорошо, и наоборот. Помните анекдот? Пятачок пишет анонимку в налоговую инспекцию: «Хорошо живёт на свете Винни-Пух».

Тем не менее улыбаюсь уже третий день, и мне это нравится! На улице мороз, люди кутаются, горбятся, а я иду себе с прямой спиной, улыбаюсь и совершенно не мёрзну. Оказывается, если горбишься, прохождение крови по сосудам затрудняетсяи человек начинает мёрзнуть. Поэтому в сильный мороз лучше всего поступить ненормально: выпрямиться во весь рост.

Кроме того, я заметил: если у тебя плохое настроение, стоит пять минут поулыбаться, как оно поднимается. Не верите? Попробуйте! Встаньте перед зеркалом и натяните улыбку до ушей. Через пять минут вы почувствуете непонятную радость.

Оказывается, быть ненормальным совсем не страшно, а весело и безумно интересно.

Удивляйте людейи они к вам потянутся.

Ваш Азат Лаисович Разетдинов

Этюд № 5

Чтобы стать великим человеком, нужно уметь искусно пользоваться всем, что предлагает судьба.

Франсуа де Ларошфуко (1613–1680), герцог, французский философ и писатель

Подведём итоги четырех этюдов. (Всегда полезно подводить итоги.) Пожалуйста, ответьте на вопросы.

1. Вы придумали оригинальное начало для разговора с теми, кого вы решили увлечь идеей заниматься в нашей школе? Какое оно?

2. Как прошло выполнение эксперимента с Нянаждихашем? Вы составили список вопросов? Как вы произносите фамилии, имена и отчества – чётко и спокойно или скороговоркой?

3. Вы составили список фраз, которые не рекомендуется произносить, начиная разговор, выступление, доклад, сообщение, отчёт?

4. Сколько времени в день вы тратите на выполнение заданий?

5. Вы начали вести дневник своих занятий?

6. Скольким людям из вашего окружения вы рассказали о школе «Учимся говорить публично»?

7. Вы смогли пересказ первого урока уложить в две минуты? Каким он у вас получился?

8. Вы молчали два дня?

9. Вы прочли рекомендованные книги?

10. Вы нашли объяснение слову аргументы? Какими словарями пользовались? Считаете ли вы свою речь аргументированной?

11. Что означает тест Льва Ландау: р, д, т, ч, п, ш, с? Коллеги учёного называли эту задачу загадкой, а журналисты – проверкой на нестандартность мышления. Продолжите этот ряд.

Кстати, вы знаете, как Ландау избавлялся от застенчивости? Если кому-то незнакомо имя Ландау, обязательно найдите сведения об этом удивительном человеке. (Никогда не стесняйтесь признаваться в своем незнании.) Посмотрите в энциклопедиях, в интернете, в книгах по физике. Мой совет: сначала как можно больше узнайте о Л.Д. Ландау, а уже затем продолжайте чтение этой книги.

Почему вы носите бороду?

Говорить всего труднее как раз тогда, когда стыдно молчать.

Франсуа де Ларошфуко

«Что означает тест знаменитого физика Льва Ландау: р, д, т, ч, п, ш, с? Продолжите этот ряд». Такое задание было в предыдущей подглавке.

(Если вам приходится выступать перед одной и той же аудиторией несколько раз подряд, надо постараться найти переход от темы прошлого выступления к теме настоящего. Вы тем самым и напомните слушателям, о чём шла речь раньше, и дадите понять, что сами тоже об этом помните.)

Вернёмся к задачке Льва Ландау: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь.

Теперь, я думаю, любой сможет продолжить.

Казалось бы, невозможно найти ключ-ответ. Я, например, мучился много дней, но так и не решил задачу. А среди моих студентов всегда находился один, кто, подумав минут пять, выдавал верное решение.

Нестандартность мышления! Увидеть всё по-новому, оригинально – это нужно тем, кто решил овладеть ораторским мастерством.

Приведу любопытный, чуть непонятный рассказ. Непонятный только поначалу. Кстати, если захотите его кому-нибудь пересказать (а я советую это сделать), то повествование у вас должно носить чуть интригующий характер, чтобы слушатели захотели понять, о чём речь.


Втянув голову в плечи, по набережной шагает высокий студент.

Щёки втянуты, короткая верхняя губа едва прикрывает зубы, рот полураскрыт.

(Что это я рассказываю, уж не детективную ли историю?)

Взгляд исподлобья, но внимательный и тёплый. В нём и любопытство, и мучительная застенчивость.

(Каждую фразу я произносил бы спокойно и ровно, делая паузу между предложениями чуть больше обычной, чтобы слушатели могли представить картинку, которую пытаюсь нарисовать.)

Это Лев Ландау. Он невероятно робок, неловок, одет в какой-то серый френч, каких в Северной столице никто не носит. А ему так нравятся сильные, весёлые люди, которые непринуждённо держатся, в разговоре находчивы, остроумны. Он решил пересилить свою робость, пересилить любыми средствами. Но как это сделать? Для начала можно ставить перед собой небольшие задания и выполнять их.

Вот навстречу идёт самоуверенный господин, по виду нэпман.

Лев внушает себе: надо к нему подойти. Это трудно, невероятно трудно. Но он должен побороть свою застенчивость!

– Нельзя ли попросить вас ответить на один вопрос? – говорит он громко.

Нэпман останавливается.

– Почему вы носите бороду? – всё тем же любезным тоном продолжает побледневший от напряжения юноша.

На следующий день он даёт себе задание потруднее: прогуляться по проспекту Двадцать Пятого Октября (так в ту пору назывался Невский) с привязанным к шляпе воздушным шариком.

Если вернётесь к пятому абзацу от той строчки, что сейчас перед вами, то учтите: там должны были быть кавычки, ибо я цитировал фрагмент из книги Майи Бессараб «Ландау».

Конечно, если бы я выступал, то пересказал бы этот фрагмент близко к тексту, делая фразы ещё короче, а паузы – неожиданнее. Изображал бы, что вспоминаю, – будто сам знаком с человеком, о котором веду рассказ. Слушателям безразлично, знаком я или нет с Ландау, – им в данной ситуации важна информация, как Ландау боролся с застенчивостью, и эмоциональная убедительность.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3