Полная версия
Практические советы паломнику
Священник Олег Нецветаев
Практические советы паломнику
По благословению
Архиепископа Брюссельского и Бельгийского
СИМОНА
© Священник Олег Нецветаев, текст, 2005
© Издательство «Сатисъ», оригинал-макет, оформление, 2005 г.
* * *В наше время в лексикон русского человека возвращаются многие слова, казалось уже давно вышедшие из употребления. Разговорный язык – живой, он меняется, развивается. Одни слова уходят навсегда и не возвращаются в живую человеческую речь, появляются новые слова и выражения, некоторые приживаются и остаются, иные уходят прочь так же легко, как и пришли, а другие, казалось бы забытые, возвращаются, наполняются новым содержанием, продолжают жить, и люди вновь привыкают к ним. Одним из таких слов, вернувшихся в нашу повседневную жизнь, является слово «паломничество» («паломник»). Слово вернулось, казалось бы, в прежнем своем значении – путешествие, предпринимаемое верующим человеком в место, связанное с тем или иным событием в религиозной истории человечества или с какой-либо личностью, почитаемой той или иной религией. Современный энциклопедический словарь, посвященный христианству, дает следующее определение: «Паломник – старинное название странников-богомольцев, ходивших на поклонение святым мощам и приносивших оттуда ветку пальмы» («Христианство». Энциклопедический словарь, том 2. М. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 1995 г.). И вот это, как говорят – старинное, название запестрело сегодня с рекламных объявлений: «Приглашаем совершить паломническую поездку…», «Приглашаем в паломничество…», «Российские паломники там-то и там-то…» и т. д., и т. п.
Коснемся слегка истории паломничества.
Поклонение святым местам ведет свое начало издревле, оно было еще во времена Ветхого Завета. Напомним, что Сам Господь наш Иисус Христос ежегодно приходил в Иерусалим на праздник Пасхи. По Воскресении Спасителя первыми поклонницами Живоносного Гроба Господня были Сама Пресвятая Богородица и святые жены-мироносицы. В христианское время паломничество входит в обыкновение по примеру святой царицы Елены, которая предприняла путешествие в те страны, где жил, учил и пострадал Спаситель, и обрела во Святой Земле Животворящий Крест Господень. Очень скоро этот благочестивый обычай настолько распространился, что уже в IV веке его приходилось сдерживать, и паломничество даже преследовалось. Но потом это явление было признано Церковью делом богоугодным и стало поощряться.
Когда христианство пришло на Русь, русский народ с радостью принял сей благочестивый обычай. Ходить по святым местам на Руси стало благочестивой традицией. В XII веке паломничества были уже сильно распространены и вызвали принудительные меры церковных властей к ограничению их. Меры эти не пресекли рвения к странствованию по святым местам. Многие, путешествуя по отечественным святым местам, странствуя в Иерусалим, Царьград и на Афон, образовывали особый вид паломников, известных на Руси под именем «калик (или калек) перехожих». В Древней Руси слово «калика», или «калека», означало не увечного человека, а человека, много странствовавшего и побывавшего во святых местах. Само название «калика» производят от названия обуви, в которой странствовали западные пилигримы (лат. Caligae или Calicae). Слово это встречается и у игумена Даниила, паломника XII века, оставившего потомкам свое описание посещения Святой Земли: «Он (ключарь) открыл мне дверь, велел снять калиги
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.