Полная версия
Конспект о древнейшей истории России
Мы имеем также свидетельство греческого автора-географа Агатемеруса, жившего около 215-го г. н. э., который называет р. Волгу «рекой Росов», потому что по ней жил народ Росы. Следующим свидетелем является Моисей Хоренский, живший около 468 г. н.э. в Армении и написавший Историю народов, где упоминает народ Русов. Потом мы имеем свидетельство сирийского Ритора Захарии, который упоминает о могучем народе Росов, занимавшем огромную территорию земель к западу от р. Дона. Эта запись относится к 555 г. н.э., т.е. к тому времени, когда готский историк Иордан начал писать свою Историю Гетов. Следующим историком-свидетелем является известный Псевдоиосиф, упоминающий народ Руса, который жил к северу от Чёрного моря. Персидский правитель Дербента Шах-Риар упоминает о народе Рус в 645 году. Учёный Кнауер – специалист по древней арабской литературе, говорит, что арабские авторы сообщают, что они знали народ Русь, который жил по р. Волге до 713 года н.э.
Полагаем, что эти фактические данные свидетельствуют о предках русских, называвших себя Русами. Но и до появления римских разведчиков «Русь» уже была. Ведь по «Велесовой книге» в течение 1000 лет, начиная с VII века до н.э., на Русской равнине существовала держава «Русколань». Римляне, коверкая прозвище, называли их Роксоланами, Росомунами и т. д. Археолог Д. Самоквасов разыскал более 3000 этих «колуней» или круглых городищ, в которых когда-то жили эти самые Русколаны. Многие эти городища-колуни относятся к временам неолита, т.е. в них жили наши предки в так называемый скифский период нашей истории.
И это оказывается не все. Жили когда-то эпические князья Славен и Рус, которые, по всей видимости, были реальными фигурами. Это они основали у озера Ильмень города Славенск и Русу в 2395 году до н.э., вокруг которых происходят многочисленные исторические события на протяжении более чем 3000 лет до известного всем, кроме нашей исторической науки, новгородского князя Гостомысла. А род свой Славен и Рус ведут от прародителя Скифа, по имени которого и назывались наши пращуры Скифами. А отсюда следует, что история жизни наших предков с допотопных времен реальная действительность и, что города Славенск и Руса древностью своею подтверждают жизнь Русского племени с древнейших времен на огромной территории от Дуная до Урала, от Балтики до Черного (Русского) моря.
II. Древнейшие факты о Скифах
В качестве второго источника о древнейших временах, имеющих отношение к русской истории и к вопросу о существовании фактов такой истории в до рюриковские времена, предлагаем читателю Эпитому Марка Юстина по произведению Помпея Трога «История Филиппа» (объем 44 книги). Хотелось бы, чтобы читатель сразу проникся наличием конкретных фактов о древнейшей истории русского племени. Предполагаем и дальше излагать только факты, которые приведут нас к конкретному результату в наших исследованиях. Почему мы говорим о скифах? Как уже отмечено выше, в исследовании «Скифия – родина Русов» нами доказано, что исторические скифы были Русами.
Чем интересен этот источник. Во-первых, он мало использовался кем-либо из историков. И, во-вторых, его сведения уникальны. Скифы, о которых мы знаем в академической истории только с VII века до н.э., оказывается, спорили с египтянами (одной из древнейшей цивилизации на планете) и воевали с ними из-за выяснения вопроса, кто является древнейшим племенем на земле. Вот вам и первая нестыковка в исторических догмах.
В книге П. Трога представлена широкая картина развития цивилизации на планете, начиная с древнейших времен, от царствования легендарных Нина и Семирамиды до времен Августа. Целью данного произведения было показать возникновение, историю и крушение великих держав, и начало культурного развития всех племен и народов. В своем сочинении П. Трог изложил на латинском языке греческую и всемирную истории, в том числе о деяниях всех веков, всех царей, всех племен и народов. В книге собраны воедино все события истории, расположенные по эпохам и в определенном порядке.
Книга П. Трога является переработкой сочинения неизвестного нам греческого автора, которым предположительно мог быть грек из Александрии по имени Тимаген. Его книга называлась «О царях». В II или III веках н.э. появляется компиляция Марка Юстина уже книги П. Трога, которая в конце IV века стала распространенным пособием по всеобщей истории. В конце V века такие историки как Августин и П. Орозий имели уже перед глазами только книгу М. Юстина, а произведение П. Трога было уже утрачено.
Свою историю П. Трог начинает с древнейших времен и одновременно упоминает двух царей – египетского Везосиса и скифского Таная. Первый доходил военным походом до Понта, а второй до Египта. Оба они, как пишет автор, искали не власти для себя, а славы для своих народов (см. V, раздел 1). Это первое и самое древнейшее упоминание о скифах. В нашем исследовании в дальнейшем будет показано, что скифы имели непосредственное и прямое отношение к племени Русов.
Сделаем сразу некоторые комментарии. В начале своей истории П. Трог несколько раз упомянул про скифов. Наверное, это неслучайно, так как скифы, по-видимому, играли уже в древнейшие века не последнюю роль на исторической сцене. Как видно из названия, книга посвящена непосредственно Филиппу, его деяниям, но автор начинает повествование со скифов и рассказывает далее в первую очередь об их происхождении. Он говорит, что племя скифов всегда считалось самым древним. Доблестью мужчин скифы прославились не более чем доблестью своих женщин, имея в виду амазонок. Скифы основали царства парфян и бактрийцев, а их женщины положили начало царству амазонок. Вот ведь как было в реальности.
Между скифами и египтянами долго шел спор о древности их происхождения. Египтяне считали с полным основанием, что люди появились там впервые, где им легче было прокормиться, т.е. в Египте. Скифы, напротив, полагали, что умеренность климата вовсе не есть доказательство древности. И насколько в Скифии климат суровее, чем в Египте, настолько же и сами скифы более сильны духом и телом. Рассуждая далее, скифы исходили из того, что, если огонь был первым состоянием всех вещей (от огня якобы произошел мир), и постепенно потухая, уступал место земле, то никакая иная часть суши не могла под влиянием холода ранее отделиться от огня, чем Север. В Египте же климат стал умеренным намного позже. Далее скифы полагали, если земля некогда была погружена в воду, то когда вода стала убывать, раньше всего вышли наружу возвышенные части, а на низменных вода задержалась гораздо дольше. Чем раньше та или иная местность просыхала, тем раньше начинала производить живые существа. Скифия расположена настолько выше других стран, что все реки, которые берут свое начало там, впадают в Меотиду, а оттуда текут далее в Понтийское и Египетское моря. Поэтому Египет, по-видимому, страна с самым молодым по возрасту населением, царские сооружения (плотины и каналы) и наносы ила создали эту страну, самую юную из всех. Вот такими доказательствами скифы одержали верх над египтянами и с тех пор всегда считались самым древним народом на земле! Ни много, ни мало. А это подтверждает слова М. Орбини о древности Русского народа.
Скифия, по представлению автора, простиралась в восточном направлении и ограниченна с одной стороны Понтом (Черное море), с другой – Рифейскими горами (Северные Увалы, Северный Урал), а сзади – Азией и рекой Фасис. Земля у скифов была не размежевана, т.к. полей они не возделывали. Ни домов, ни других строений, ни постоянных жилищ у них не было. Они пасли стада мелкого и крупного скота, постоянно кочуя по невозделанным степям. Своих жен и детей они возили за собой в повозках, покрытых шкурами для защиты от дождей и холодов. Автор говорит далее, что справедливость – прирожденная их черта, а не предписанная им законом. Самое тяжкое преступление – воровство. Все это и порождало чистоту их нравов, ибо ничего чужого они не желали.
Скифы трижды добивались господства над Азией, а сами они либо оставались не затронутыми чужим владычеством, либо же оказывались не побежденными. Дария, царя персов, они с позором прогнали из Скифии. Кира убили со всем его войском. Полководца Александра Великого – Зопириона точно также уничтожили со всей его армией. О римском оружии они только слышали, но на себе никогда его силы не испытывали. Парфянскую и Бактрийскую Державы они основали сами.
Первым, кто объявил скифам войну, был египетский царь Везосис. Но скифы, прознав про это, рассудили по-своему. Они не собирались ждать, когда враги доберутся до них. И т.к. они могут получить от врагов гораздо больше (нищие от богатых), то они решили пойти навстречу добычи. Царь египетский испугался и в страхе укрылся в своем царстве. Вторжению скифов в Египет помешали болота. Повернув обратно, они покорили Азию, сделав ее своей данницей, и то скорее в знак своего владычества. На покорение Азии скифы потратили 15 лет и были вызваны домой женами, которые передали им, что если они не возвратятся, то приживут потомство с соседями, чтобы не допустить пресечения рода скифов (обращаем внимание, что это не та известная легенда Геродота, см. ниже). В течение 1500 лет Азия платила дань скифам! Прекратил выплату дани ассирийский царь Нин. Древние историки утверждали, что первый период «скифского господства в Азии» продолжался полторы тысячи лет и завершился около 2054 г. до н.э.! Получаем, что скифы начали властвовать в Азии в 3600 году до н.э.
В своей истории П. Трог рассказывает и об амазонском царстве, которое, судя по всему, реально существовало и отличилось доблестью. История амазонского царства начинается с того, что двое юношей царского рода у скифов Плин и Сколопит были изгнаны из отечества вследствие происка вельмож. Они увлекли за собой множество молодых людей и поселились на берегу Каппадокии Понтийской (южный берег Чёрного моря) около реки Гермодонта, заняв покоренную ими Темискирскую равнину. Отсюда же они долго совершали грабительские набеги на соседей, которые затем договорились между собой, заманили их в засаду и истребили.
Когда их жены увидели, что к изгнанию прибавилось еще и вдовство, то взялись за оружие и стали защищать свои владения. Сначала только оборонялись, а потом и сами стали нападать на соседей. От браков с соседями они отказались, говоря, что это будет не брак, а рабство. За гибель своих мужей они мстили избиением своих соседей. Когда же они оружием добились мира, то стали вступать в кратковременные связи с соседями, чтобы их род не прервался. Когда рождались мальчики, они их убивали. Девочек воспитывали по своему примеру. Приучали к оружию, к коням, к охоте, еще в младенчестве выжигали им правую грудь, чтобы не мешала стрелять из лука. Отсюда и произошло название «амазонка» – безгрудая (см. V, раздел 1).
Покорив большую часть Европы, амазонки завладели так же некоторыми азиатскими государствами. Но объединившиеся враги перебили их войско, которое охраняло власть над Азией во главе с Марпезией. Царицей стала ее дочь Синопа. Благодаря доблести этой правительницы амазонки прославились настолько, что тот царь, для которого Геркулес должен был совершить 12 подвигов, потребовал от него невозможного – принести оружие амазонской царицы. Для выполнения этого Геркулес и 9 его военных кораблей неожиданно напали на амазонок, когда те вели войну вдалеке от родины. Победа досталась Геркулесу, и он взял в плен две сестры царицы. Одну Меналиппу он выменял и получил необходимое оружие.
Орития, вторая царица, воевавшая вдали от родины, призвала к мщению, заявив, что для них бесполезны покорения Понта и Азии, если они открыты для нападения, а вернее для грабительских набегов со стороны греков. Орития обратилась за помощью к скифскому царю Сагиллу, который послал на помощь амазонкам своего сына Панасагора. Но еще до битвы возник конфликт царского сына с амазонками, которые лишенные из-за этого скифской помощи, потерпели очередное поражение от афинян. После Оритии царицей амазонок стала Пантесилия, которая во время Троянской войны пришла на помощь троянцам против греков. После этого амазонки существовали в своем царстве, отбиваясь от соседей, до времен Александра Македонского. Полученные сведения, как видим, немного отличаются от легенды, представленной Геродотом, про амазонок.
Изложение П. Трога подтверждает также факт владычества скифов в Передней Азии в ходе их третьего похода (якобы погнались за киммерийцами в Азию и властвовали там 28 лет по Геродоту), когда скифы были в разлуке со своими женами и детьми в течение длительного времени, то по возвращении домой из Азии, им пришлось на родине вести войну с рабами. Просто жены скифов решили, что мужья все погибли, и вышли замуж за рабов, которые затем не захотели пускать муже-скифов обратно. Была долгая война, но скифам посоветовали не воевать, а победить по праву господ – взять розги в руки и плети, что и внушило страх рабам, и они сдались.
После этого в стране скифов царил мир до времени царя Иантира (по Геродоту – Иданфирс). Против этого царя Дарий за то, что не получил в жены дочь Иантира, начал войну, которую проиграл и ушел ни с чем из Скифии. Хотя после этого Дарий покорил Азию и Македонию и разбил ионян в морском бою.
Затем автор повествует непосредственно о Филиппе Македонском, который разграбил Грецию и завоевал много городов во Фракии. В то время скифским царем был Атей, который был связан обещанием с Филиппом во время войны с истрианами. За помощь от Филиппа Атей должен был усыновить его и сделать его наследником. Но царь истрийский умер и тем самым избавил скифов от страха перед войной и от нужды в помощи. Однако Филипп потребовал от Атея денег, который отказал македонянцу. Филипп, сняв осаду с Византия, двинул войска на скифов, которые превосходили Филиппа и числом и храбростью. Победа досталась Филиппу хитростью. Он организовал у себя большой праздник и пригласил туда Атея и всю его знать, которые прихватили с собой еще 20.000 тысяч отборных лошадей. Филипп коварно перебил всех скифов на празднике, а лошадей использовал в дальнейшем для войны.
В истории также излагается о войне наместника Александра Великого – Зопириона в Скифии, который полагал, что, если не совершит никаких подвигов, то будет считаться бездеятельным на посту наместника Понта. Собрав 30.000 войско, он пошел войной на скифов. Зопирион погиб со всем своим войском, опрометчиво начав войну против народа, ни в чем не повинного, по мнению автора.
Конечно же, автор в своей истории не обошел стороной и Митридата Великого, который превзошел могуществом всех царей прежних времен. Он 46 лет вел войну против Рима. Когда Митридат стал управлять государством, он сразу задумался об увеличении своего царства. Благодаря счастливой звезде, по мнению П. Трога, он покорил скифов, до него никем не побежденных. Он захватил также Понт, а после того и Каппадокию. Митридат для войны с Римом подготовил весь восток, в том числе он приказал прибыть войску из Скифии, разослав послов во все стороны, к кимврам, галлогрекам, сарматам и бастарнам с просьбой о помощи. Через 23 года своего правления Митридат начал войну с Римом.
Весь Восток постепенно из-за раздоров между царями-родичами перешел в руки римлян. При этом оставшаяся часть мира принадлежала парфянам, которые произошли от скифских изгнанников. Это явствовало из самого их названия, ибо на скифском языке слово «парфы» значит изгнанники. Во время правления ассирийцев и мидян парфяне были из всех восточных народов наименее известными. Когда власть над востоком перешла от мидян к парсам, парфяне стали добычей победителей. Потом их поработили македоняне. Поэтому автору книги было очень дивно, как удалось потом парфянам своей доблестью достичь какого-то успеха. Но они стали затем повелевать народами, под кем раньше были рабами.
Славу парфянам (читай скифам, Русам) принесло то, что они несмотря ни на что сумели выдвинуться, находясь между царствами Ассирийским, Мидийским, Персидским и рядом с Бактрийской Державой (основали также скифы), владеющей тысячами городов. Те, кого вследствие внутренних распрей изгоняли из Скифии, заняли в свое время пустынные местности между Гирканией, дагами, апартанами и маргианами. Затем они расширили свои границы и захватили огромные степи и скалистые возвышенности. После того, как парфяне отпали от Македонской державы, этим народом все время управляли цари. Язык у парфян был нечто среднее между скифским и мидийским и смешан из обоих. Оружие было скифское.
После смерти Александра Великого никто из македонян не пожелал управлять парфянами, поэтому Парфянская держава была передана союзнику – иноземцу Стаганору. Парфяне отложились от македонян во время 1-й Пунической войны. Тогда же отложился и Диодот, правитель тысячи бактрийских городов.
Далее некто Арсак, человек неизвестного происхождения, с разбойниками напал на парфян, победил их и захватил власть. Позднее Арсак завладел и Гирканским царством. Арсак сразился и с царем Селевком, пришедшим наказать отделившихся парфян, и остался победителем. Парфяне с тех пор торжественно празднуют этот день, как положивший начало их свободе. Умер Арсак в глубокой старости. И с тех пор в его память все парфянские цари нарекались Арсаками. Господство парфян было от Кавказских гор до реки Евфрат.
Затем парфянский царь Фраат начал войну против Сирии. Скифы при этом были призваны за плату на помощь, но явились поздно, когда война была уже закончена. Скифов обвинили за опоздание и не уплатили им установленной платы. Из-за чего скифы начали войну и разгромили парфян, а затем вернулись на родину.
Вот некоторые сведения о скифах, по которым можно сделать интересные выводы о данном племени. Почему это важно для нас. В дальнейшем в нашем исследовании будет показано непосредственная связь скифов с Русами (как это сделано уже в исследовании «Скифия – родин Русов»), что это один народ. Поэтому здесь нам хотелось бы обозначить несколько важных исторических моментов.
История П. Трога начинается с царей Египта и Скифов. Автор прямо говорит, что племя скифов всегда считалось самым древним. В книге П. Трога говорится об уплате Азией дани скифам в течение 1500 лет (с 36 до 21 века до н.э.) до воцарения Нина в Ассирии. Также отмечается о зарождении государства амазонок до Троянской войны, в которой они принимали участие. Государство амазонок, которые по происхождению имеют скифские корни, просуществовало до времен Александра Великого. Это дает интервал существования царства почти в 1000 лет. Согласитесь, обе обозначенные цифры впечатляют. Это свидетельствует о мощи и величии скифского племени в далекие от нас времена.
По Митридату, который обратился к скифам за помощью, в Скифии проживали в то время кимвры, сарматы, бастарны, что может свидетельствовать о родстве перечисленных племен (М. Орбини это подтвердил, см. I). В дальнейшем это будет подтверждено и в нашем исследовании. Немаловажным фактом для нас является и то, что Великое Парфянское царство и Бактрийская держава были также созданы скифами (читай Русами). Это говорит о влиянии скифов (Русов), их активном участие в мировых делах того времени, что подтверждается также деятельностью царя Атея на Дунае.
III. «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске»
«Сказание» – позднелетописная легенда XVII века об эпических предках русского народа и заселении окрестностей Новгорода племенем Словена, а также о дальнейшей истории Руси до Рюрика. До наших дней сохранилось более 100 списков «Сказания о Словене и Русе и городе Словенске» (с вариантами названий), датированных в основном второй половиной XVII века, в том числе в Летописном своде патриарха Никона 1652 1658 годов, «Хронографе» 1679 года, Новгородской III летописи, Мазуринском летописце Исидора Сназина. Современные издания чаще основываются на списке из «Хронографа» 1679 года.
Историки предполагают, что «Сказание» было составлено основателем сибирского летописания митрополитом Киприаном (1626—1634 гг.), хотя версии о миграционных передвижениях Словена и Руса, их взаимоотношениях были известны еще задолго до XVII века. Так, арабо-персидские авторы с XII века приводили сказания о русах и славянах с упоминанием эпонимов Рус и Славянин, иногда средневековые авторы ретроспективно связывали Русов с более ранними событиями до VII века. Ещё с XIV века в западнославянском эпосе фигурируют Чех, Лех и Рус (Мех).
В «Сказании» излагается о происхождении народов Скифии. Предками Русского народа называются в нём князья Словен и Рус, потомки князя Скифа. По преданию, в 3099 году от сотворения мира (2409 год до н. э., обратите внимание на дату!) Словен и Рус со своими родами начали уходить в поисках новых земель с берегов Чёрного моря и через 14 лет вышли на берега озера Мойско (Ильмень), где Словеном был основан город Словенск (позднее именовался Великий Новгород), а Русом – город Руса (современная Старая Русса). «Сказание» даёт объяснения гидронимов и топонимов в районе Новгорода от имён родственников Словена и Руса, упоминает о расселении славян в то время до Белого моря и Урала, военных походах на Египет, Грецию и другие «варварские» страны. Рассказывается о различных эпизодах истории славян, в частности, о Грамоте русским князьям от Александра Македонского, о посещении Руси апостолом Андреем, войнах с уграми, правлении князя Гостомысла и призвании варягов. Исходя из перечисленного, согласитесь, летопись представляет несомненный интерес и требует к себе повышенного внимания для ее изучения.
«Сказание» было широко распространено в русском государстве в XVII – XVIII веках, его пересказ или сходная информация содержится в Новгородском летописце, у М. Ломоносова, В. Татищева (Иоакимовская летопись) и других. Частично используют сказание «Летопись, сказующая деяния от начала мира бытия до Рождества Христова» св. Дмитрия Ростовского и приписываемая Феофану Прокоповичу «Подробная летопись от начала России до Полтавской Баталии». Мимо сообщений сказания не прошли Н. Карамзин, Н. Костомаров и другие отечественные историки. Ниже приводим достаточно подробно из-за его невероятной важности текст самого «Сказания». В скобках по тексту дается перевод указанного в «Сказании» времени в современное летоисчисление.
ИЗ ХРОНОГРАФА 1679 ГОДА
В лето от сотворения мира 2244 (3264 г. до н.э.), во второе же лето после потопа, по благословению Ноя праотца разделилась вся вселенная на три части трем сынам его, Симу, Хаму и Иафету. Во время Всемирного потопа спаслась только семья праведного Ноя. На второй год, как спала вода, благословил Ной двух сынов своих, Сима и Иафета, а Хама проклял, так как видел он нагим своего отца. Ной завещал своему сыну Яфету властвовать над всеми западными и северными странами, а Симу, и сыну его Арфаксаду, вселиться в пределы Ханаановы.
По прошествии времени правнуки Иафета – Скиф и Зардан, ранее отделившиеся от братьев своих и рода своего, приходят в Причерноморье и живут там много лет, породив сынов и внуков и умножившись много. Основывают Великую Скифию от имени прадеда своего Скифа. Вскоре потомки их столь расплодились, что из-за тесноты места начались распри, междоусобие и вражда. За власть боролись тогда пять князей-братьев: Словен, Рус, Болгар, Коман и Истер.
Словен и Рус, как самые мудрые и храбрые из князей, первыми поняли, что так жить нельзя и так размышляли. «Разве наша земля, это уже вся вселенная? Неужто, нет в наследии праотца Иафета другой земли, к поселению человеку угодной? Ведь мы слышали от предков своих, что Ной благословил прадеда нашего Яфета всей землей западного и северного ветров владеть! Послушайте совета нашего – оставим вражду и несогласие и пойдем по свету от этой земли и от рода нашего, унаследованной от прадедов, туда, куда нас приведет счастье! И даст нам наш благословенный праотец Яфет плодородную землю для проживания там нам и нашему роду». Люба была речь князей всем людям.
И в лето от сотворения мира 3099 (2409 г. до н.э.) пошли Словен и Рус со своими родовичами от Черного моря прочь. Ходили они по странам вселенной, как крылатые орлы перелетали пустыни многие, ища себе место для поселения. Во многих местах останавливались и затем оставляли их, нигде не обретая покоя. 14 лет странствовали князья, пока не дошли до озера великого Мойска, которое потом называть стали в честь сестры их Илмеры Ильмер-озером. И волхвы повелели им здесь поселиться. Старший князь Словен с родом своим и всеми кто был под рукой его сел на реке, что звалась тогда Мутная, в последствие же именовалось Волхов во имя старшего сына Словена Волхова.
Князь Словен построил город на реке Волхов (2395 г. до н.э.) и назвал его именем своим Словенск, который в последствие Новград Великий именовался. С того времени новопришельцы скифы стали именоваться словянами. Реку, впадавшую в Ильмер, прозвали во имя жены Словена Шелони. А именем его младшего сына Волховца назвали оборотную протоку, что течет из великой реки Волхова и вновь возвращается в неё. Волхов, старший сын Словена, слыл за бессоугодника и чародея. Он превращался в лютого крокодила и топил проплывающие по реке Волхову корабли. Много рассказывается о делах его бесовских, что творил он, и о том, как пропал он. Младший сын Словена Волховец жил с отцом своим в великом граде Словенске. У него родился сын Жилотуг, по имени которого была названа протока, в которой он и утонул в детском возрасте.