bannerbannerbanner
Теория и практика обретения здоровья. Руководство по оздоровлению и предотвращению хронических заболеваний
Теория и практика обретения здоровья. Руководство по оздоровлению и предотвращению хронических заболеваний

Полная версия

Теория и практика обретения здоровья. Руководство по оздоровлению и предотвращению хронических заболеваний

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 8

Результатом активной медицинской деятельности Маккарисона в этих отдаленных районах явились научные исследования, привлекшие пристальное внимание его британских коллег, а затем и широкой общественности. Ради него в Конуре была организована специальная научно-исследовательская медицинская станция.

В одном из своих первых исследований Маккарисон решил проверить влияние витаминов (незадолго до этого открытых учеными) на базедову болезнь (расстройства в работе щитовидной железы). Ему надо было ставить опыты на людях. Но если в больных «подопытных» людях недостатка не было, то где было взять совершенно здоровых людей для контрольной группы? И тут он вспомнил о хунзах. Практически все они были здоровы.

И еще вспомнил Маккарисон, что он никогда не занимался проблемой здоровья и интересовался исключительно болезнями. В студенческие годы, во время учебы в университете и затем во время практической работы он ни разу не ставил перед собой вопрос: а что такое здоровье? И отныне он решил всесторонне и обстоятельно изучить этот вопрос.

Хунзы – это довольно примитивный и очень бедный народ. Ни один западный человек и помыслить не может о том, чтобы вести жизнь, подобную той, какую ведут хунзы, даже ценой обретения счастья и полного здоровья. Живут они в гористой местности, почти полностью лишенной плодородной почвы. Лесов там нет, и каждый клочок земли находится под плодовыми деревьями. Лугов тоже нет, поэтому каждая пядь земли отводится под овощи и картошку. Обрабатываемые земли испытывают нехватку воды: дожди там очень слабые, и те идут только в течение трех-четырех зимних месяцев, когда температура падает до нуля и ниже. И снегов там очень мало. Поэтому вода там на вес золота, её собирают, дорожат каждой каплей и пользуются системой каналов, по которым вода доставляется издалека.

Коровы там чуть больше сенбернаров, тощие козы и овцы пасутся на горных склонах, покрытых камнями. В таких условиях животные дают очень мало молока очень низкой жирности. Корова дает менее двух литров молока в день, и то лишь сразу после отела. Овцы и вовсе не дают молока, козы – самую малость. Мясо этих животных жилистое и совершенно обезжиренное.

И люди едва спасаются от голода, особенно в зимние месяцы. Зимой они укрываются в своих крохотных каменных домах. В них нет окон (чтоб не напускать лишнего холода) и всего одно отверстие, которое служит дымоходом. Оно же обеспечивает вентиляцию воздуха. Никакой мебели, семья живет вместе: спят, едят и зачинают потомство на каменных скамьях, высеченных вдоль стен. Домашний скот «расквартирован» в прихожих.

Подобная картина способна лишь отпугнуть современного человека, столь приверженного гигиене. Однако это еще не всё. Поскольку, как уже было упомянуто, в окрестностях нет леса, то и нет дров для отопления. Огонь в очагах поддерживается за счет сухих веток и листьев, на нем варят пищу, но не хватает горючего для того, чтобы греть воду для стирки и купания. Поэтому люди умываются (и стирают одежду) только холодной водой. Более того, нет веществ, из которых можно было бы сделать мыло. Нет животных жиров, нет маслин для получения растительного масла.

Так и живет этот народ: без бань, без горячей воды и без мыла.

Нет достаточного количества продуктов питания и растительного происхождения. В зимние месяцы люди ведут вегетарианский образ жизни, питаясь скудными запасами злаков (прямо в зернах) и сушеными абрикосами, и когда наступает весна, люди переходят на подножный корм, собирают травы и овощи, пока не наступает пора сбора первого урожая.

В течение восьми-десяти теплых месяцев хунзы живут на открытом воздухе. Спят, работают, развлекаются, женятся, рожают детей и умирают вне дома. Вся семья, включая сыновей, их жен, внуков и правнуков, живет вместе.

Без воды, без мыла, а в холодное время года – в непроветриваемом помещении.

И тем не менее, вопреки всему, все представители этого народа обладают завидным здоровьем.

Более того: согласно достоверным научным исследованиям, это единственный здоровый и счастливый народ во всем мире, тогда как его соседи, живущие в плодородных долинах и в гораздо более благоприятных условиях, располагающие изобилием продуктов питания, не обладают ни здоровьем, ни счастьем.

Причина такого здоровья и счастья у хунзов, согласно мнению ученых, посетивших этот народ и изучавших его жизнь и быт, кроется в характере питания.

Согласно нашей классификации, это питание является полноценным, натуральным и без вредных примесей. Они питаются скудно, но, можно сказать, правильно. В их пище мало калорий, но она полностью соответствует физиологическим требованиям человеческого организма.

Для отличного здоровья важны два аспекта: есть нужно немного, лишь в соответствии с истинными нуждами тела, и пища должна быть полноценной, доброкачественной и легко усвояемой.

Первый врач, который обследовал хунзов, Роберт Маккарисон, интересовался прежде всего тем, что мы называем проявлением здоровья, то есть отсутствием заболеваний, которые бытуют в соседних племенах Кашмира и Малого Тибета. Он был удивлен, что не встретил среди этого народа ни инфекционных или ревматических болезней, ни порченых зубов, ни душевных заболеваний. Встретились ему лишь единичные случаи воспаления глаз, вызванного, возможно, темнотой и сыростью, которые царят зимой в их домах.

Наибольший интерес у ученого вызвал тот факт, что не обнаружилось ни одного из тех заболеваний, которые в преклонном возрасте принимаются современной медициной за «норму». В отличном состоянии зубы, глаза; даже дальнозоркость, которая начинает развиваться у цивилизованных народов лет с сорока пяти – и та не встречалась. Так же обстояло дело и с сердечными заболеваниями, и со склерозом, который наша цивилизация объявила «нормальным и неизбежным» явлением в старости.

Но несмотря на огромную важность того факта, что не было ни одного из нарушений, классифицируемых как норма в преклонном возрасте, этот факт вызвал у Маккарисона меньший интерес, чем следовало ожидать.

Данным аспектом занялся впоследствии другой ученый – доктор Ральф Бирхер, посвятивший годы исследованию жизни этого народа.

Но вернемся к Роберту Маккарисону. Во время своей второй экспедиции к хунзам он жил вместе с ними в их домах и изучал их образ жизни. Отмечая их отменное здоровье, он особенно подробно остановился на следующих трех аспектах:

1. Высокая трудоспособность в широком смысле слова: и во время работы, и во время плясок, и во время игр. Это качество сразу бросается всем в глаза. Для хунза пройти сто-двести километров – все равно, что для нас совершить короткую прогулку возле дома. Они легко взбираются на крутые горы, чтобы передать кому-то письмо и возвращаются домой свежие и веселые.

2. Жизнерадостность. Хунзы постоянно смеются, они всегда в хорошем расположении духа, даже тогда, когда голодны и страдают от холода.

3. Исключительная стойкость. «У хунзов нервы крепкие, как канаты, и тонкие и нежные, как струна», – говорит о них Маккарисон. Они никогда не сердятся и не жалуются, не нервничают и не выказывают нетерпения, не ссорятся между собой и с полным душевным спокойствием переносят физическую боль, неприятности, шум и т. п.

Идеальное по нашим представлениям состояние человека, но неужели для достижения этого состояния необходимо жить в невыносимых с нашей точки зрения условиях? Мы предлагаем более приемлемый вариант здоровой и счастливой жизни и надеемся, что он вам подойдёт. Но сначала мы должны совместно проделать некоторый анализ и отыскать все необходимые для этой жизни ключи. Хунзы дают нам некоторые из них, но мы должны доказать, что это именно ключи, а не пожелания быть здоровым несмотря ни на что. Под ключами мы понимаем реальные методы предотвращения вреда, наносимого нашему здоровью реальными вредоносными факторами, независимо от мест обитания, от условий жизни или верований. Исключением является только наше мировоззрение и некоторые философские взгляды. Если мы с вами не будем исповедовать философию правильного образа жизни, философию созидания без разрушения, философию, основанную на истинных жизненных ценностях, то у нас вряд ли получится то, что нам необходимо для достижения здоровья и долголетия.

Под истинными жизненными ценностями мы понимаем следующее: здоровье прежде материального благополучия, сотрудничество и взаимопомощь вместо конкуренции, индивидуальное расширение сознания, образование и личностное развитие вместо праздного образа жизни, физический труд вместо сидения перед компьютером или телевизором. Знания о хунзах нам дают один очень весомый ключ к нашему здоровью. Они нам дают знание возможности обретения здоровья!

Глава 3. Искусство долголетия

3.1. Ключи к долголетию

Знакомясь с исследованиями феноменов долголетия, мы поняли, что здоровьем и долголетием можно управлять. Это своего рода искусство, для овладения которым имеются ключи.

Ключ первый: знание возможности достижения долголетия каждым человеком.

Ключ второй: «Хочешь долго жить и быть здоровым – не ешь много». Израильский врач, знаток натуральной терапии Горен в своей книге «Путь здоровья и долголетия» даёт ряд ключей для здоровья и долголетия, а также приводит ряд примеров, подтверждающих их значимость.

Мы познакомимся с историей старика, которая служит нам примером, подтверждающим эту истину.

Однажды он познакомился с современником Наполеона. К одному из пациентов пришел с визитом его дедушка. Пациент был 80-летним старцем. Рядом с ним сидел седобородый старец с густыми седыми бровями, прикрывавшими очень живые синие глаза, в которых светился ум. Худой и слабый, он сидел очень прямо, скрестив руки на трости. Когда говорил, были видны его собственные зубы, стертые, пожелтевшие, но свои. Ему было уже сто тридцать пять лет.

Когда старца спросили, как ему удалось дожить до такого возраста и чем он питался, он ответил: «Есть нечто не менее важное, чем еда, это пост. Два раза в неделю, по понедельникам и четвергам, я соблюдаю пост. В остальные дни я ем то, что Бог пошлёт: черный хлеб, мамалыгу или пшенную кашу, квашеную капусту, редьку, лук, чеснок, сыр, летом – дыни, виноград, разные фрукты, простоквашу. Лучше недоесть, чем переесть».

Третий ключ: комплексное употребление растительных белков, витаминов и микроэлементов.

Вспомним снова хунзов, здоровых и счастливых, и обнаружим, что питание стариков—долгожителей во многом совпадает с питанием хунзов.

Хунзы редко едят мясо и пьют очень мало молока. Они получают белки главным образом из пшеницы и ячменя (съедая зерна этих злаков целиком), из хлеба, приготовленного из тех же злаков, всегда с примесью отрубей. Эти зерна и их шелуха содержат белки, витамин B1, кальций и минеральные соли. Индусы же едят мало хлеба или совсем его не едят, основной элемент их питания – рис, который они употребляют в пищу очищенным. Рис содержит очень мало белков, а полезные минеральные соли и витамины группы В имеются только в шелухе риса. Хунзы едят много картофеля – тоже с шелухой, которая содержит белки и ценные минеральные соли. Индусы этого не едят. И те, и другие едят фасоль, которая богата белками, но для хунзов фасоль – один из продуктов, богатых протеином, а для индусов – единственный продукт в их рационе, содержащий белки. Но оказывается, что различные бобовые (фасоль, чечевица, горох), из которых человек получает белки, достаточны лишь в том случае, если он их потребляет в полном спектре. Если же один из видов бобовых выпадает из рациона, организм оказывается лишенным некоторых белков, важных для здоровья.

Следует добавить, что и в отношении витаминов питание хунзов и индусов тоже существенно отличается. Последние едят меньше фруктов, чем хунзы, и почти исключительно бананы, которые очень калорийны, но бедны минеральными солями и содержат скудное количество витаминов. Для хунзов фрукты – будь то свежие или сухие – главный элемент питания. Даже хлеб занимает более скромное место в их скудном рационе, чем разные виды абрикосов, которые они едят целиком, включая кожицу, косточки и капельки масла, которые содержатся в косточках. Кроме того, хунзы едят любую зелень, которую в состоянии добыть, включая траву. Индусы, напротив, едят очень мало зелени, особенно те, что живут в больших городах.

Все эти существенные различия в рационе и определяют разный уровень здоровья тех и других.

Следует высказать еще одно соображение, чтобы дополнить урок, который можно извлечь из примера здоровых и счастливых хунзов. Мы не раз повторяли, что эти жители очень бедны, мало едят, в зимние месяцы почти голодают и все же вполне здоровы. Именно путем диеты и почти голодания в течение довольно длительного периода можно избежать многих заболеваний.

Ключ четвёртый: хорошее состояние толстого кишечника.

Под хорошим состоянием кишечника мы в первую очередь понимаем отсутствие как явных, так и скрытых запоров. Во вторую очередь мы понимаем хорошую работу желудка, т. е. хорошую секрецию желудочного сока и хорошую запираемость клапана между желудком и двенадцатиперстной кишкой. В третью очередь мы понимаем отсутствие воспалительных процессов в слизистой оболочке тонкого кишечника (энтероколита) и толстого кишечника (колита). Профессор И. И. Мечников, лауреат Нобелевской премии, посвятивший много времени исследованию феномена долголетия, приводит в своей книге «Этюды оптимизма» (Мечников И. И., 1988) следующие истории:

«Правильное отправление кишок, усиленное изредка употреблением легких слабительных, должно уменьшать действие кишечных ядов и, следовательно, предохранять благородные элементы организма от отравления ими. Когда я спросил родных госпожи Робино, достигшей 106-летнего возраста, не могут ли они указать мне каких-нибудь особенных обстоятельств, способствовавших продлению жизни этой дамы, они мне ответили: „Мы убеждены, что наша старая родственница своим долголетием и здоровьем обязана склонности к расстройству кишечного канала, которое длится у неё более 50 лет. Не страдая поносами в тесном смысле слова, ей часто приходится опорожнять свои кишки“. Замечательно, что у этой старой женщины при выслушивании не было никаких признаков артериосклероза. Как противоположность, я могу указать на одного из моих старых товарищей, кишечник которого опорожнялся только раз в неделю. Если это случалось чаще, то это служило верным признаком болезни. И что же? У него развился очень сильный артериосклероз. Он умер, едва достигнув 50 лет. Этот факт, наряду со многими другими, указывает на тесную связь между артериосклерозом и отправлением пищеварительного канала». Именно этот человек стал прототипом героя повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича».

Ключ пятый: наследие в традициях питания и образа жизни.

Мы снова цитируем И. И. Мечникова:

«Уже в XVIII веке Галлер обратил внимание на то, что столетнего возраста часто достигают члены одной и той же семьи, что подало повод считать долговечность наследственной.

Действительно, из жизнеописания стариков видно, что потомки людей, достигших 100 лет, живут очень долго.

Так, например, сын выше упомянутого Фомы Парра дожил до 127 лет и в 1761 году умер в Мишелстауне, вполне сохранив до конца умственные способности. Список Шемэна указывает 18 примеров крайней старости в одних и тех же семьях. Мы не имеем никакого повода отрицать наследственность в этих случаях, потому что вообще самые различные прирожденные признаки передаются этим путем.

Но не следует упускать из виду и роли внешних условий, общих при совместной жизни родителей и детей. Часто супруги, несмотря на отсутствие кровного родства, оба одинаково достигают очень преклонного возраста. В сочинении Шемэна я насчитал 22 таких случая.

При настоящем положении наших знаний невозможно достаточно глубоко проникнуть в причины долговечности человека; совершенно естественно, однако, искать их в том же направлении, как и причины долговечности животных. Мы видели, что долговечность носит местный характер, что она часто обнаруживается у супругов, не имеющих ничего общего, кроме образа жизни. Это дает нам право искать причины, влияющие на долговечность, в кишечной флоре и в способах борьбы с нею самого организма. Совершенно естественно предположить, что в одной и той же местности при одинаковых условиях существования кишечные флоры должны быть очень сходными. Но только при помощи настойчивых исследований задача эта найдет свое решение в более или менее близком будущем».

Ключ шестой: дружественная микрофлора кишечника.

Микрофлоре кишечника И. И. Мечников уделял особое внимание, так как она вносит значительный вклад в интоксикацию организма. По оценкам ряда микробиологов, в общей сложности в кишечнике человека обнаружено до 400 видов бактерий: полезные, условно патогенные и патогенные. Дружественными нам являются только бифидобактерии и лактобактерии. Все прочие, потребляя за нас наши продукты, возвращают нам яды вместо полезного для нас комплекса аминокислот и витаминов. Все хорошо знают, что такое кишечное отравление. Но мы, как правило, не знаем, что мы постоянно находимся в состоянии слабого хронического отравления, одна из причин которого – патогенная или недружественная микрофлора. И вот вам ключ. Советско-американская экспедиция, исследовавшая абхазских долгожителей установила, что в кишечнике долгожителей состав микрофлоры отличается от всех прочих увеличенным содержанием лактобактерий (до 50%, против концентрации менее 4% у нормального здорового человека) и бифидобактерий.

Теперь мы вспомним рассказы Горена о стариках: все они потребляли йогурт – кисломолочный продукт на основе кисломолочных бактерий или лактобактерий. То же самое мы наблюдаем у долгожителей Абхазии: они регулярно потребляют мацони – кисломолочный продукт на основе кисломолочных бактерий.

Продолжаем цитирование И. И. Мечникова. «Болгарин Григоров, бывший женевский студент, был удивлен большим количеством столетних стариков в той части Болгарии, где кислое молоко, яурт (йогурт), составляет главную пищу. Многие из столетних стариков, сведения о которых собраны в записках Шемэна, питались главным образом молоком.

Так, Мари Приу из Высшей Гаронны умерла в 1838 году в возрасте 158 лет, прекрасно сохранившись. Последние 10 лет она питалась только сыром и козьим молоком. Земледелец из Вердена Амбруаз Жантэ, умерший в 1751 г. в возрасте 111 лет, ел только ячменный хлеб без закваски и не пил ничего, кроме воды или молочной сыворотки. Госпожа Николь Марк, умершая в возрасте 110 лет в замке Коламберг (Па-де-Кале), питалась только хлебом и молочной пищей. Мы обязаны любезности г-на Зимина, инженера на Кавказе, следующим сообщением, заимствованным из газеты «Тифлисский листок» от 8 октября 1904 г. В деревне Сба, Горийского уезда, проживает старая женщина, осетинка Тенсе Абалва, возраст которой исчисляют приблизительно в 180 лет. Эта женщина ещё достаточно бодра и способна заниматься хозяйством и шитьем. Походка её довольно уверенная, хотя сама она сгорблена. Тенсе никогда не употребляла спиртных напитков. Она встает рано, и главная её пища состоит из ржаного хлеба и маслянки, полученной при сбивании сливок. Маслянка же очень богата молочнокислыми микробами.

Интересно, что стотрехлетний ткач, описанный доктором Мейером, имел только одну страсть к еде – «он очень много ел кислой капусты, вареной, но еще более сырой». Известно, что последняя (квашеная) заключает множество живых молочнокислых бактерий, похожих на болгарского микроба.

Кислое молоко и другие молочные продукты, о которых упоминается в вышеприведенных фактах, обязаны своими полезными свойствами деятельности молочнокислых микробов, которые производят молочную кислоту.

Употребляемые в столь широких размерах различные виды кислого молока оказались вполне полезными. Поэтому возможно было бы предположить, что любой вид его одинаково пригоден для правильного употребления с целью помешать загниванию пищи в кишечнике. По-моему, с точки зрения вкуса, самое лучшее – это кислое молоко, приготовленное из сырого молока».

Нам было очень интересно отметить, что употребление кисломолочных продуктов у долгожителей часто совмещено с употреблением кислой капусты. Капуста во всех видах, особенно кислая, способствует нормализации микрофлоры кишечника, так как содержит вещество, токсичное для многих видов гнилостных бактерий, но поддерживает бифидо- и лактобактерии. Вывод – капусту надо есть, особенно квашеную, и к тому же свежеприготовленную.

Ключ седьмой: ограничение в животных белках и жирах, а также в белом хлебе и сахаре. Важно также избегать продуктов, наносящих вред здоровью – колбас, копченостей и прочих мясных деликатесов.

Научная дискуссия о роли белков длится более двух столетий, и конца ей пока не предвидится. Мы даже не будем пробовать перечислять то множество диет, которое ходит в мире, однако по некоторым лечебным диетам мы пройдёмся. Что касается нашей школы здоровья, то у нас есть свой опыт благодаря тому, что в нашем большом коллективе перебывали сторонники всех видов диет и экспериментаторы, которые на себе проверили действие различных диет. Здесь мы остановимся только на ключевых моментах. Белков животного происхождения в пище должно быть мало, но они должны содержать все необходимые нам так называемые незаменимые аминокислоты – компоненты животных белков, которые мы сами не в состоянии синтезировать. Это незаменимые аминокислоты. Это десять из двадцати аминокислот, из которых образованы все белки. Но избыточное употребление животных белков приводит к интоксикации организма.

Вот некоторые подтверждения.

3.2. Эксперименты Хиндхеда

Датский врач Хиндхед провел очень интересное исследование на себе, на членах своей семьи, на студентах и на рабочих и пришел к выводу, что можно очень долго жить на диете, крайне бедной белками.

Во время первой мировой войны доктор Хиндхед был назначен датским правительством ответственным за питание четырехмиллионного населения своей страны в последние годы войны, когда Дания была блокирована союзниками. Таким образом, он получил возможность проверить свою теорию на целом народе, и результаты проверки были блестящими. За один год Дания вышла на первое место по здоровью населения среди стран западной Европы. Те, кто интересуется историей здоровья человека (и человеческой глупостью), пусть познакомятся с работой Хиндхеда «Современное питание» (Берлин, 1925 г.), в которой он, в частности, пишет:

«Тридцать лет тому назад, в июне 1895 года, я начал испытывать на самом себе диету, бедную протеинами. В моем саду была также грядка земляники, дававшая примерно 300 кг ягод. Я решил есть как можно больше ягод и, кроме них, свежий картофель с маслом. Два-три раза в день картофель шел на первое блюдо, а земляника с молоком (в небольшом количестве) – на второе. Свежий картофель (в отличие от старого) беден протеинами, а земляника практически их вовсе не содержит. Таким образом, я получал едва четверть того количества протеинов, которое считается необходимым для здоровья.

Я считал, что такой режим можно выдержать недолго. Просто хотелось на собственном организме проверить влияние нехватки протеинов. Но, к своему большому удивлению, я обнаружил, что никаких неприятных последствий не было. Наоборот, я чувствовал себя лучше, чем раньше, моя трудоспособность повысилась. И тогда я перестал доверять теориям в области питания. Я перевел на эту диету всю свою семью. Мы начали питаться, в основном, продукцией нашего сада и огорода (фрукты, овощи, картофель). Покупали лишь черный хлеб, маргарин, очень немного молока и крупу для каши. Десять последующих лет моя семья оставалась на этой диете. Четверо моих сыновей прекрасно развивались и через два года обогнали своих сверстников в росте, весе, силе, объёме груди».

Доктор Хиндхед опубликовал результаты своего эксперимента в 1905 году.

Нужно сказать, что доктор Хиндхед проводил свой опыт не из научных соображений. Будучи врачом, он усиленно интересовался социальными проблемами. Его целью было научить рабочих своей страны сохранять здоровье и силы при минимальных материальных затратах.

Датское правительство заинтересовалось его экспериментами (возможно, из экономических соображений, учитывая их большое значение для неимущих слоев страны). Хиндхед был назначен руководителем научной лаборатории на государственном жаловании.

Он оставил свою медицинскую практику и занялся экспериментами. Объектом его исследований стали рабочие, у которых были различные типы диет, включая и такие, в которых отсутствовали жиры, мясо и рыба.

Хиндхед показал, что наш организм переваривает отруби пшеницы и ржи не хуже домашних животных и что человек может питаться растительным маслом вместо животного жира – факты, которые и сегодня игнорируются многими медиками. Он также показал, что необходимое количество протеинов организм может получить исключительно из картофеля (старого) и из той воды, в которой он варился. Её не следует выливать, а надо употреблять в пищу.

На страницу:
2 из 8