Полная версия
Улыбающийся святой. Жизнь и чудеса старца Порфирия Кавсокаливита
Старец Порфирий, рассудительный наставник, обладал этими духовными свойствами. Естественные ограничения органов чувств уже не имели значения для старца. Дух его был наделен глубоким и ясным ви́дением; старец ощущал Божественную вечность.
Отец Паисий Святогорец, также наделенный этими дарами, всякий раз, когда речь заходила о старце Порфирии и его дарах, решительно говорил: «У меня черно-белый телевизор, а у старца Порфирия – цветной».
Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смену поворотов и перемены времен, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремление ветров и мысли людей, различия растений и силы корней…
КНИГА ПРЕМУДРОСТИСОЛОМОНОВОЙ, 7: 17–21Преподобный старец Порфирий по природе своей обладал неспокойным и пытливым духом. Он всегда старался расширить свои познания и опыт. Старец расспрашивал специалистов, изучал книги, старался прикоснуться к тайнам животного и растительного мира, звезд, загадкам человеческого организма.
Помимо этой врожденной склонности к учению, главными силами, направлявшими его дух, были дары Святого Духа и премудрость Божия, «художница всего». С помощью этих сил он всегда стремился, по его собственным словам, «к чему-то мощному», к тому, чтобы пережить нечто уникальное и небывалое. Как и следовало ожидать, премудрость Божия была благосклонна к почтенному старцу и даровала ему такую возможность.
Святой старец, о чем в одной беседе говорит и приснопамятный Паисий Святогорец, своей проницательностью и прозорливостью помог тысячам людей. Старец мог узнавать, что происходит с людьми, посещающими его или находящимися вдали – даже на других континентах. Он имел способность определять состояние телесного и душевного здоровья, «диагностировать» психологические проблемы и психические болезни, исследовать генетику и наследственные особенности людей. Старец Порфирий мог проникнуть в мысли тех, кто приходил к нему, видел историю их жизни и душевный мир, скрытый от посторонних глаз.
Будучи извещен свыше, святой действовал сообразно расположению пришедшего к нему: иной раз говорил и убеждал, отвращая от чего-то, иной раз – молчал, заставляя человека задуматься. То буквально тряс своего посетителя, то осторожно раскрывал сокровенное.
Об одном таком случае рассказала нам духовная дочь старца, госпожа П. М.:
“Это было зимним вечером 1978 года. Мы ждали отца Порфирия у нас дома в Фисио. Когда он пришел и позвонил в дверь, я спустилась встретить его. Батюшка был, как всегда, исполнен радости. Он благословил меня и прошел внутрь. Я обратила внимание, что таксист, который его привез, почему-то не спешит уезжать. Было видно, что этот человек хочет со мной поговорить.
Когда я подошла к нему, таксист спросил: «Скажите, кто этот старец? Знаете, что со мной только что произошло? Небо раскрылось, и огонь вошел в мою душу! Я не имею никакого отношения ни к Церкви, ни к священникам, я просто остановился, чтобы его забрать. Но по пути он начал мне рассказывать о моей деревне, семье, моих личных проблемах… Я с ума схожу! Как я вам и сказал, вдруг открылось небо, и пламя вошло в мою душу! Скажи мне, как мне найти этого батюшку? Я хочу увидеться с ним еще раз…»„
Один из случаев, непосредственно связанных с даром прозорливости святого старца, произошел в начале лета в 1964 году, на острове Патмос.
Тогда благотворительная организация «Христианики гония» устроила паломническую поездку на остров Патмос. Одна пожилая пара, Георгиос и Кети Папафанасиу, которых связывали дружеские и духовные отношения с почтенным старцем, попросила его принять участие в поездке. Отец Порфирий любил экскурсии, к тому же никогда раньше не бывал на этом святом острове. Он принял приглашение, и они отправились в путешествие вместе. Когда паломники прибыли на остров, старец взял двух своих духовных чад и, отдалившись с ними от остальной группы, повел поклониться святой пещере Апокалипсиса.
Было тихо. Кругом царило спокойствие. Старец отвел своих чад в сторонку и сказал, чтобы они никому не рассказывали о том, что увидят или услышат. Потом он прошел в алтарь и стал кадить. Позади него тихо стояли, преклонив колени, Георгиос и Кети. Старец опустился на колени в центре пещеры. Казалось, что он молится. В молчании прошло около четверти часа. Вдруг старец издал странный звук. Лицо его осветилось, черты преобразились…
Как потом рассказал старец, он по благодати Божией видел сцену написания книги Откровения (93–96 гг. н. э.): из верхней части скалы, из трещины, исходил глас Божий, обращенный к святому Иоанну Богослову, который опирался на некое сидение. Иоанн диктовал своему ученику Прохору, и тот записывал Откровение. Старец увидел это величественное событие в жизни Церкви и, как он сам говорил, познал ее славу и торжество Закланного Агнца.
Весь остаток дня старец Порфирий пребывал в молчании и размышлении. Его лицо дышало боговдохновенной радостью, время от времени глаза наполнялись слезами. По прошествии многих лет почтенный старец всегда с особым чувством вспоминал об этом событии. Он говорил: «Я переживал и другие моменты глубокого умиления, но такого, как этот, – никогда. Это было самое сильное переживание в моей жизни».
Не менее важное событие описывает сам старец. В июне 1986 года, сопровождаемый некоторыми духовными детьми, он посетил древний монастырь пророка Илии, расположенный между городами Амфисса, Итея и деревней Хрисо, неподалеку от Дельф. Посетителей принял отец Синесий – старец монастыря, уважаемый священнослужитель, который, слушая рассказ старца Порфирия, все время плакал в умилении. Сейчас это женский монастырь.
В какой-то момент, находясь внутри храма, старец Порфирий прослезился.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Добротолюбие – перевод греческого слова «филокалия»: любовь к прекрасному, возвышенному, доброму. Так называется известный сборник творений различных святых отцов, писания которых выражают любовь к Божественной красоте, к Богу. Под добротолюбием с маленькой буквы понимается учение, дух, традиция, передаваемая этими святыми. По-гречески книга «Добротолюбие» называется «Добротолюбие отцов, пребывающих в трезвении» (φιλοκαλία νηπτικών πατέρων). – Пер.
2
Исихазм – в одном из значений: христианская монашеская жизнь, преимущественно отшельническая, ставящая своей целью созерцание и молитву (см. Православная энциклопедия). – Ред.
3
См.: Схимонах Паисий Святогорец. Отцы-святогорцы и святогорские истории. Издательство Альфа Риони, издательство Борисова, 2015. С. 212–213.
4
См.: Г. Крусталакис. Воспитание, жизненный путь, 1995. См. также: Эрих Фромм. Здоровое общество, 1973.
5
См.: У. Эко. Двадцатый век был как инфаркт, 1990. См. также: Д. Купер. Смерть семьи, 1976; Р. Д. Лэйнг. Феноменология переживания. Райская птичка, 1977.
6
См.: Протоиерей А. Алевизопулос. Размышление или молитва, 1993.
7
См.: Свт. Климент Александрийский. Педагог. Гл. 6.
8
Схимонах Паисий Святогорец. Отцы-святогорцы и святогорские истории, 2015. С. 8.
9
См. также: К. Иоаннидис. Старец Порфирий, свидетельства и воспоминания, 1993; К. Яннициотис. Рядом со старцем Порфирием, 1995; А. Калиацос. Идеже хощет Бог. Жизнь и чудеса старца Порфирия, 2004; А. Дзаварас. Воспоминания о старце Порфирии, 1992.
10
Ге́ронда – по-греч. «старец»; как правило, так обращаются к духовному отцу, главе монашеской общины. – Ред
11
См.: Митр. Иоанн (Зизиулас). Творение как Евхаристия, 1992.
12
См. соответствующую библиографию: Арх. Илиас (Мастрояннопулос). Отцы Церкви и человек, 1979; И. Корнаракис. О психологии трезвения, 1963; И. Корнаракис. Из жизни отцов одиннадцатого часа, 1977; И. Корнаракис. Учебник пастырской психологии, 1988; Арх. Иерофей (Влахос). Курс лечения, 1987.
13
Стихотворение поэта Ламброса Порфираса «Сосны» из сборника «Стихотворения», 1993. Старец читал это стихотворение с некоторыми изменениями. Перевод на русский – Потехиной А. А.
14
См. указанные выше книги о старце Порфирии, а также статью Х. Никитарас «Отец Порфирий Прозорливый», 1992, и работу иеромон. Никодима (Билалиса) «Старец Порфирий – пророк нашего поколения», 1992–1993.
15
Из аудиозаписи беседы старца Порфирия «Христос – все» в исихастирии (монастыре) Преображения Господня в Милеси.
16
Из аудиозаписи беседы «Христос – все».
17
См.: Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 25 и 26.
18
Добротолюбие. Т. 2, гл. 34, 1; Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 26, 4.
19
См.: Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 4, 105.