bannerbanner
Мечтают ли русские о Константинополе
Мечтают ли русские о Константинополе

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

К моменту вторжения в Болгарию князя Святослава Игоревича, царица Мария уже умерла, за ней в 969 году последовал и царь Пётр. Киевский князь Святослав с войском на ладьях прибыл в устье Дуная и сравнительно легко овладел придунайскими землями.

В это время в Византии происходит смена правителей. Император Никифор Фока был убит и новым правителем стал Иоанн Цимисхий, который начал войну со Святославом. Киевский князь в союзе с новым Болгарский царём Борисом II, выступил в поход на Царьград, разгромив византийцев во Фракии.

К 871 году положение противоборствующих сторон изменилось. Вызвав войска из Малой Азии, император Иоанн Цимисхий нанёс ряд поражений русско-болгарскому войску. Занял столицу Болгарии город Преслав и осадил Доростол, в котором укрепился князь Святослав. После трехмесячной осады князь запросил мира. Лев Диакон сообщает о личной встрече императора и Святослава. Указывая, что Киевский князь общался с императором Иоанном Цимисхием без переводчика.

По условиям договора заключенного 14 июля 971 года, русский князь поклялся в вечном мире и дружбе с Византией: «Я, Святослав, князь русский, клялся и подтверждаю этим договором клятву свою:… хочу иметь мир и полную дружбу со всяким великим царём греческим, … и со всеми людьми вашими до конца века. Что никогда не стану замышлять на страну вашу. Не буду собирать войско и никакого другого народа не наведу на землю вашу… А ежели кто иной помыслит на державу вашу, то я буду противником и обязуюсь бороться с ним».

Это была последняя большая война русичей с южным соседом. Несмотря на незначительные военные конфликты, с XI века начинается новый, мирный этап русско-византийских взаимоотношений.

В X веке Русь официально становиться христианской страной, а русско-византийские связи становятся постоянными.

В Византии складывается два центра, к которым тяготели все русские, проживающие или посещающие империю. Одним из них стал русский монастырь на горе Афон, основанный на рубеже X—XI веков. Первое упоминание об этом монастыре, носившем имя Ксилургу «Древодела», относится к 1016 году.

В 1169 году под опеку русских монахов переходит большой запустевший монастырь Фессалоникийца на Афоне, со всеми своими владениями, с сохранением за русскими и обители Ксилургу. Монастырь Фессалоникийца, получивший название русского монастыря Святого Пантелеймона, скоро становиться одним из крупнейших монастырей Афона. Он в течение многих веков играл значительную роль в развитии культурных и духовных русско-византийских связей.

Второй цент, светский, находился в Константинополе. В столице империи сложилось своеобразное русское землячество, объединявшее не только купцов и дипломатов, но и военных, служивших в византийском войске, паломников, путешественников, духовных лиц.

Русская диаспора в Константинополе была, по всей вероятности, многочисленной и составляла, с точки зрения византийских властей, определённую политическую и военную силу. С конца XII века в Константинополе имелся целый городской квартал «убол – эмвол», населённый русскими. Кроме того, значительные группы паломников из Киевской Руси постоянно находились в Иерусалиме, Антиохи и других духовных центрах православия.

К концу X века влияние византийской культуры на Русь стало настолько очевидным, что Киевские князья, и знать прочно приобщаются к христианской религии. В политических центрах русской земли в Киеве и Новгороде возводятся Софийские соборы, как дочерние храмы Константинопольского кафедрального Софийского собора.

Мирные и военные контакты древних славян-русичей с народами Византийской империи не могли не приводить к их знакомству с христианским культом и христианской символикой. Уже в ранних захоронениях славян находятся культовые христианские предметы. Константинопольский патриарх Фотий упоминает о создании во второй половине IX века русской епархии. В Никоновской летописи имеются сведения о крещении Киевских князей Аскольда и Дира. Договор с Византией князя Игоря от 944 года прямо свидетельствует о распространении христианства среди русичей. Наконец в русских летописях имеются сведения о крещении княгини Ольги в Константинополе, принявшей при крещении имя Елены, в честь христианской святой, матери основателя города Константинополя Римского императора Константина I Великого.

«Ольга идее, ко Царюграду и, приявтамо крещение… Приведя же с собою иереи мудры и церковь святыя Софеи деревянну устрои». При этом, летописи указывают, что крестил русскую княгиню сам Византийский император Константин VII Багрянородный.

В русской летописи под 987 годом, 6495 год от сотворения мира, повествуется о беседе князя Киевского Владимира Святославовича с греками о вере, в ходе которой христианские проповедники убедили Владимира в том, что византийская религия самая правильная. Хотя перед греками Киевский князь принимал у себя многих других религиозных проповедников.

Действительно в X веке Древнерусское государство окружали страны, население которых исповедовало все основные мировые религии. В Волжской Булгарии, располагавшейся на среднем течении Волги, на территории современного Татарстана, утвердился ислам. Часть населения Хазарского каганата, занимавшего низовье Волги, исповедовала иудаизм. На Западе, в Польше, распространилось христианство, подвластное Риму. Скандинавские страны продолжали веровать в своих старых языческих богов.

Самой привлекательной для Киева была Византия, наиболее развитая и могущественная страна с огромным культурным наследием и сильной императорской властью, влиявшей на церковь. Поэтому принимая христианство восточного обряда, Русь приобщалась к древней античной традиции являвшейся фундаментом всей европейской цивилизации и культуры.

По поводу принятия князем Владимиром христианства существует, так называемая «Корсунская легенда», согласно которой Владимир овладел византийским городом Корсунем в Крыму и с позиции силы выторговал у императора выгодные для себя условия мира, получив в жёны греческую принцессу.

«6496 году (988 год от Рождества Христова) иде Володимир с вои на Корсунь».

Таким образом, 988 год стал официальной датой крещения Руси.

Существуют веские доводы, опровергающие данное утверждение, и вполне справедливо считать утверждение среди русичей христианства арианского направления. «По сем идее Владимир на булгар и, победя их, мир учини и прият крещение сам и сыновей его, и всю землю Русскую крести. Царь же болгарский Симион присла иерей учены и книги довольны. И посла Владимир во Царьград ко царю и патриарху просити митрополита. Они же вельма возрадовашася и прислаша митрополита Михаила … с ним 4 епископа, и многи иереи, диаконы и демественники (певчие) от славян … посажа епископы по градам: в Ростове, Новеграде, Владимире и Белеграде.»

Однако, несмотря на разные истоки проникновения новой религии на Русь, в конечном счёте, Константинопольский патриарх был признан верховным духовным владыкой русских христиан. В главных русских городах, в Киеве и Новгороде были возведены Софийские храмы, в подражание главному византийскому собору святой Софии в Константинополе.

Причём именно с конца X века, то есть с момента утверждения на Руси христианской религии, заканчивается период военного противостояния Киева с Константинополем. Киевские князья перестают считаться варварами при Византийском дворе. Укрепляются русско-византийские политические и династические связи.

Многими историками поход князя Владимира Святославовича на Корсунь в 988 году, рассматривается, как выступление, направленное в поддержку императорской власти, против узурпатора Варды Фоки, мятеж которого поддерживали византийские города в Крыму.

Русские отряды в 1019 году оказали помощь византийцам в битве с норманнами в южной Италии при Каннах. Норманны были разбиты и «в бесчисленном количестве отведены в Константинополь».

В 1016 году император Василий II, получивший прозвище «Болгаробойца», шурин Киевского князя Владимира Святославовича, опираясь на отборный отряд русичей, разгромил болгар и подчинил Болгарское царство. Часть захваченных трофеев была предоставлена Руси.

В 1030 году русские телохранители спасли императора Романа III Аргира от неминуемого плена, во время похода в Сирию. В 1036 году русская дружина входили в состав византийского войска, овладевшего крепостью Перкрин на армянской границе.

В 1040 году русский отряд в составе византийской армии Георгия Маниака успешно сражался в Сицилии.

С конца X века дружеские и союзнические отношения Византии и Киевской Руси скрепляются частыми династическими союзами. Мы уже упоминали, что князь Владимир Святославич женился на принцессе Анне, дочери Византийского императора Романа II. Летописи сообщают, что и старший брат Владимира князь Ярополк был женат на гречанке.

Внук Владимира Святославича князь Всеволод Ярославич, так же женился на Византийской принцессе Анне Мономах. Их знаменитый сын князь Владимир именовался по имени матери Мономахом. Одну из своих дочерей князь Всеволод выдал замуж за византийского принца Леона Диагена.

Сын Владимира Мономаха, основатель Москвы, князь Юрий Долгорукий взял в жены византийскую принцессу Елену Комнин. Его внучка Ирина-Доброгнева Мстиславовна, стала женой Византийского императора Андроника Комнина.

Дочь князя Владимира Ростиславича Тмуротоканского – Ирина, вышла замуж за Византийского императора Исаака Комнина.

Известно, что находясь в Византии, князь Олег Святославич Черниговский, противник Владимира Мономаха, заслуживший у современников прозвище «Гориславича», женился на греческой аристократке Феофании Музалон.

Анализируя браки русских князей, можно сделать вывод, что династические связи с Византией хотя и не были преобладающими, но были довольно стабильными.

В XI веке на Руси складывается институт политических ссыльных. Часто потерпевшие поражение в борьбе за власть русские князья искали убежище в Византии, где их всегда принимали, с соответствующим их уровню, почётом.

Так четыре года жил в Византии князь Олег Святославич Черниговский. В 1129 году Киевский князь Мстислав Владимирович выслал в Константинополь своих противников, Полоцких князей Давыда, Святослава и Ростислава Всеволодовичей. Свои молодые годы провёл в Византии и великий князь Владимирский Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, упоминаемый в «Слове о полку Игореве». Его браться были крупными византийскими землевладельцами: Мстислав Юрьевич управлял Асконийской областью, а Василько Юрьевич владел 4-мя городами на Дунае.

Связи с Русью были важны и для самой Византии. Ни с каким другим государством Европы Византия не была тогда столь связана, как с Русью. Обе правящие династии были связаны тесными родственными узами. Торговые отношения постоянно развивались. Дружественные отношения Византии с Русью сохранялись при императорах новых династий – Комнинов и Ангелов. Политика доброго согласия с Русью стала с середины XI века традиционной для византийских правителей, несмотря на все превратности внутренней политической жизни империи.


Постепенно в тесные отношения с Византией втягивались и другие русские центры: Новгород, Ростов, Суздаль, Владимир, Полоцк, Галич.

Именно в XI—XII веках сложились и окрепли те культурные и духовные русско-византийские связи, которые дали толчок для дальнейшего развития России, несмотря на захват Константинополя крестоносцами в 1204 году и падения империи в 1453 году.

Глава 2. Московская Русь и судьба Константинополя.

«Москва третий Рим и четвёртому не бывать»

29 мая 1453 году Константинополь был захвачен турками. 30 мая турецкий султан Мехмед II Завоеватель торжественно въехал в город. Византийская империя перестала существовать. Последний император Византии погиб защищая свою столицу, его родственники бежали в Италию.

При папском дворе в Риме, преподнеся главе католической церкви спасённую христианскую святыню, забальзамированную голову апостола Андрея Первозванного, укрылся брат погибшего Византийского императора, бывший деспот Мореи, Фома Палеолог (1409 – 1465). Он получил от папского двора приличное содержание, около 500 золотых дукатов в месяц.

Фома Палеолог от брака с Катериной Заккария, дочерью последнего князя Ахайи, области завоеванной крестоносцами в Греции, имел четырех детей. Двух дочерей: Елену (1431-1473) и Зою (около 1455 – 1503), уже в Риме принявшую имя София, и двух сыновей: Андрея (1453 – 1502) и Мануила (1455 – 1512).

После смерти Фомы Палеолога его дети находились под опекой известного греческого учёного, ставшего римским кардиналом, Виссариона Никейского (1403 – 1472), и существовали на деньги Ватикана. Средств, для поддержания их высокого статуса, а старший из них Андрей именовался императором Византии и деспотом Мореи, явно не хватало. Спасаясь от бедности, младший из братьев Мануил, вернулся в захваченный турками Константинополь, прельстившись султанскими посулами о хорошей пенсии, в обмен на мифические права на Византийский трон. Его сын принял мусульманство, став мелким турецким чиновником.

Андрей Палеолог, принявший католицизм, остался в Италии, пытаясь по выгоднее уступить свои династические права на Византийский трон различным европейским монархам. Его сын Константин, служил Ватикану, командуя папской гвардией, не претендуя на громкие титулы предков.

Старшая из дочерей Фомы Палеолога – Елена, была женой сербского деспота Лазаря III Бранкованича, и после захвата Сербии мусульманами в 1459 году укрылась на греческом острове Лефкас, приняв монашество.

Неопределённой оставалась лишь судьба младшей дочери деспота – Софьи. Её судьбой занимался опекун кардинал Виссарион, предлагая высокородную невесту влиятельным итальянским вельможам. Однако охотников на руку беглянки было не много. Блеск её имени, титулов и высокородное происхождение, были не привлекательным товаром для европейской знати, предпочитавшей происхождению большое приданное.

С большим трудом в 1467 году при участии Римского папы Павла II руку Софьи Палеолог предложили знатному неаполитанскому князю Караччиоло. Состоялось торжественное обручение жениха и невесты, но брак не состоялся. Тогда папа Павел II решил устроить брак византийской принцессы с овдовевшим Московским великим князем Иваном III (1440 – 1505).

В Москву был послан кардинал Виссарион Никейский, который после долгих переговоров устроил брак Софьи с Иваном III. В ноябре 1472 года принцесса Софья Палеолог прибыла в Москву и обвенчалась с великим князем в Успенском соборе. Их дети, внуки и правнуки, наследовавшие Московский престол, являлись одновременно потомками последней Византийской императорской династии Палеологов, о чём Московские владыки не забывали напоминать своим подданным и европейским монархам.

Последние события, происходящие на фоне возвышения Москвы и укрепления абсолютной власти Московских князей, побудили великокняжескую династию определить для себя духовную опору своей власти, претендуя на исключительность своего положения.

С потерей Константинополя, главного духовного православного центра и турецкой оккупацией ряда православных государств на Балканах, Москва осталась единственным независимым государством, сохранявшим православную веру. А род Московских князей, ведущих своё начало от древней Киевской княжеской династии, состоял в родстве со всеми знатными фамилиями Европы и Византийскими императорскими династиями.

В конце XV века в Москве возрастает интерес к мировой истории, с целью определения роли русского государства во всемирном историческом развитии. Русь стремится развивать международные связи, и для этого ей нужен определённый политический вес. Поскольку прежде заслонённая Золотой Ордой, Русь долгое время находилась в полной политической изоляции.

Возрастает интерес и к родословию рода великих Московских князей, ставших во главе единого государства. Это теперь не правители удельного княжества, а правящая династия возрождённого мощного государства. Примерно в середине XVI века сочиняется новая родословная легенда происхождения великокняжеской семьи, якобы ведущей своё начало от древнего Римского императора Августа, приемника великого Юлия Цезаря.

«Августу Цесарю Римскому, обладающу всею вселенною и раздели вселенную в содержание братии своей:.. брата ж своего Пруса постави в березех Вислы реки, в град Мадборок и Турин и Хвоиницы и преславный Гданеск, и иных многих градов по реку глаголемую Немон, впадшую в море; и до сего числа по имени его зовётся прусская земля.

А от Пруса в 14 колене Рюрик».

Московские князья стали создавать новое государство, свою империю и нуждались в теоретическом обосновании своих притязаний. Россия возрождалась после векового затворничества, организованного Золотой Ордой.

Империя есть самое старое государственное устройство в Европе. Полярные Российская и Священно Римская империи, обе считали себя наследниками Рима, при этом, если Запад старался уничтожить Византию, подчинить её, как своего конкурента, Русь наоборот видела в Византии своего старшего брата, союзника, и только после падения Византийской империи, Россия выступает как её преемница.

Восточное христианство наложило на русский народ определённый отпечаток в купе с национальными особенностями славянского менталитета и это всё послужило цементирующей основой для целостности государства, потому что православие не делало ни одного человека, или народ лишним.

Как подметил один философ: «Ни одна нация в истории человечества не строила и не постигла такой государственности, при которой все втянутые в орбиту этого государства нации, народы, племена чувствовали себя – одинаково удобно или неудобно, но так же удобно или неудобно, как и русский народ. Если было удобно – было удобно всем, если было неудобно – то тоже всем. Это есть основная черта русского государственного строительства. И эта черта проходит через всю русскую историю».

Укрепление центральной власти в стране, поставило перед правителями задачу закрепления своего особого положения не только внутри страны, но и на международной арене. Прежний титул великого князя уже не отвечал требованиям дня.

Положение России как наследницы Византии обязывало её правителей принять соответствующий своему положению титул. При этом королевское звание не годилось. Этот титул, распространённый в Европе, не соответствовал той роли, которую возлагали на себя правители России, наследники древнего Рима и Византии. И их новый титул должен был всем напоминать об этом.

Поэтому в 1547 году великий князь Иван IV принял титул царя, ассоциирующийся с высшим достоинством древних императоров. И конечно, по мнению его носителей, стоящий выше королевского достоинства. Поскольку это был титул древних Римских императоров, «цезарей», возродившийся в России. С принятием царского звания Россия объявлялась империей.

Принятие царского титула в 1547 году имело двоякое значение. Прежде всего, как мы говорили выше, это должно было отразить духовную преемственность власти русских монархов от древних правителей Рима и Константинополя. Но не только. На Руси, царями, именовали Византийских правителей, а позднее и Золотоордынских владык, утвердивших своё господство над Русью. Освобождение России от татарского господства, уравнивало Московских правителей и с ханами Золотой Орды. Поэтому принятие царского титула Иваном IV означало утверждение духовного лидерства России в христианском мире.

Царский титул нуждался в новых атрибутах и церемониях. Появляется легенда о «шапке Мономаха», выполнявшей роль короны. Якобы эта «царская шапка» была преподнесена Византийским императором Константином IX Мономахом, правившим в 1042 – 1055 годах, своему внуку великому князю Киевскому Владимиру Всеволодовичу Мономаху (1053 – 1125).

Эта легенда должна была доказать «царское» происхождение Московских князей, наследовавших титул от Византии, путём прямого родства. Это так же означало, что род русских князей выше татарских ханов, несправедливо, «не по чину», несколько веков властвовавших над Русью.

Хотя справедливости ради, следует отметить, что исследователи происхождения «шапки Мономаха», отмечают, что это восточный головной убор, с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями: рубинами, изумрудами, жемчугом и увенчанный крестом. Появилась «шапка» в начале XIV века и, возможно, была даром хана Золотой Орды Узбека, правил в 1313 – 1341 годах, первым московским князьям Юрию Даниловичу или его брату Ивану I Калите, которым покровительствовал хан.

Примерно в это же время, наряду с Московским гербом, всадником поражающим копьём змея, появляется новая государственная эмблема «двуглавый орёл», как символ новой империи.

Вслед за принятием царских атрибутов власти, правители России доказали своё право на новый титул и на поле брани. Русская армия разгромила Ливонский рыцарский орден. В состав Русского государства были включены Казанское, Астраханское и Сибирские ханства, осколки могущественной Золотой Орды.

Однако, предъявляемые Россией права на особое положение в мире должны были быть подкреплены не только внешними атрибутами власти, но прежде всего духовной, идеологической составляющей этих притязаний. И вскоре такая идеологическая основа появилась. Это религиозно-политическая идея о «Третьем Риме».

Вся идея построена на концепции «переноса империи», при сохранении политических и культурных традиций. Раньше была великая Римская империя, созданная знаменитым Юлием Цезарем и его приемниками, но она погибла под ударами кочевых племён севера, потому что отступилась от веры предков, утеряв способность следовать своей исторической миссии.

После Рима, духовно оскудевшем, погрязшем в распутстве и разврате, духовный и политический центр европейской цивилизации переместился в «Новый Рим», то есть в Константинополь. Но и он не устоял, отступившись от истинной веры предков, пойдя на сговор с латинянами. Потерял способность к борьбе и пал под ударами мусульман. Тогда новым религиозным центром и блюстителем старых порядков и традиций становится Москва. Москва это новый, третий по счёту духовный мировой центр, то есть «третий Рим».

В России теория «Москва – Третий Рим», сложилась в период возвышения Московского княжества и создания единого русского государства под властью Московских князей. Дав право великокняжеской семье считать себя и свою роль в истории страны и европейской цивилизации исключительной, более того, божественной.

Новая роль Москвы, как наследницы православной традиции, возвышала великих князей перед другими русскими княжествами и даже европейскими монархами, обеспечивая им право на громкий титул царей. В то же время это накладывало на власть и большую ответственность не только охранять основы православной веры, но и выступать в роли миссионеров, распространяя христианское учение по всему миру.

Авторство идеи о «третьем Риме», точно не установлено. На этот счёт существуют различные мнения, кто первым высказался об этот вслух. Да это и не главное. Главное, что к началу XVI века русское общество и власть были готовы воспринять данную идею, на долге годы ставшую общенациональной.

Появление подобных взглядов складывалось не на пустом месте, а на исторических примерах и политических событиях. Ранее Русь безоговорочно признавала духовное лидерство Константинопольского патриарха и верховную власть Византийского императора, как блюстителя общественной правды. Однако со временем Византийская империя, отошла от предназначенного ей пути. Связь Византии с Ватиканом, ослабила авторитет Константинополя, как столпа веры.

В начале XV века произошёл такой поворот в отношении Рима к Православной Церкви, равного которого в истории ещё не случалось. На Ферраро-Флорентийском соборе 1438 –1439 годов, где вместе с католиками заседали некоторые греческие епископы, Константинопольский патриарх и Византийский император, была достигнута уния, имевшая форму двустороннего пакта. Был установлен союз двух церквей, на равных правах. Начало диалога с католиками пошатнуло в самом корне авторитет Константинопольской патриархии. Поэтому падение Константинополя в 1453 году, было воспринято в русском обществе, как Божья кара за отпадение от веры.

Место духовного центра Вселенской церкви освободилось. Его попытались занять различные претенденты. На духовное лидерство претендовали Сербия, возвысившаяся в XIV веке, когда её правители именовали себя «царями сербов и греков». Так же Болгария, правители которой имели тесные родственные связи с Византийской династией. В болгарских источниках встречается идея, что новым Константинополем является древняя болгарская столица – Тырново. Однако эти государства в последующем постигла участь Византии. Они попали под власть Турции, на долгие годы, сойдя с исторической сцены. Оплотом православия оставалась лишь Россия.

Таким образом, выбор России, был обусловлен самим проведением, без какой-либо конкурентной борьбы, ставшей лидером всего православного христианства. Тем более к моменту падения Византии и других православных государств, Россия, наоборот, освобождается из-под власти Золотой Орды, из-под власти мусульман.

На страницу:
3 из 4