bannerbanner
Сарканд моя родина
Сарканд моя родина

Полная версия

Сарканд моя родина

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

До 80 х годов переселенцев было мало и их приходилось в эти края заманивать. Несмотря на заманчивые условия, ехать из России в далёкий мусульманский край находилось мало охотников. Слишком далеко и опасно. Часто крестьяне, перед тем, как отправляться в дальний край, посылали своих разведчиков, которых называли «охотниками» или « самовольцами». Те, побывав на новых местах, рассказывали, что, да как, но легче от этого не становилось.

Что ожидало переселенцев на новых местах? Как встретит русских мусульманское население с чуждыми нравами и обычаями, про которые рассказывали множество небылиц и ужасных историй? Как сложится жизнь без привычных бревенчатых домов, погребов, бань, церквей? Что с собой взять в дорогу? Дело, порой, доходило до смешного. Некоторые переселенцы, наслушавшись разных историй, клали в телегу на всякий случай тяжёлые камни, чтобы придавливать в бочках квашеную капусту. Как будто в Жетысу не было своих камней.

Добираться из Томской губернии приходилось на пароходе до Семипалатинска, а оттуда, на купленных телегах, по тряскому, наспех проложенному Капальскому тракту до укрепления Капал. Путь от Семипалатинска до Капала на телегах занимал не меньше 20 дней. Дети и женщины ехали в телегах, мужики шли пешком. Путь был нелёгким и полным опасностей. Нередко случались и трагедии. Это, когда степные звери, а иногда разбойники-барымтачи ночью угоняли единственную лошадь или когда погибал хозяин-кормилец. Сюжет известной картины. В. Иванова « Смерть переселенца» взят отнюдь не с потолка…

Место, которое выбрали первые сарканцы было хорошим. Умеренный предгорный климат обещал хорошие урожаи хлеба. Река Сарканка с непонятным названием, которое переводилось с казахского, то ли как « жёлтый сахар», то ли как « жёлтая кровь», была полна рыбы. По берегам раскинулись участки плодородной земли, а в прибрежных зарослях и горных ущельях много дичи, ягод и грибов. Не досаждали привычные для сибиряков кровопийцы-комары. И хотя постоянных поселков местного казахского населения здесь не было, а были лишь передвижные аулы, на кочевых трассах, да следы многочисленных стоянок скота., первые переселенцы видели кипевшую вокруг жизнь.


Первые переселенцы. Фотархив РК


Первоначально переселенцы разделили и засеяли выделенные участки земли. Жить первое время пришлось в своих телегах, в шалашах, скирдах сена и соломы, а позже в вырытых землянках. Такая жизнь продолжалась не менее 3—5 лет. Местное население с налаженным бытом жило тогда намного лучше. Между земледелием, собирательством и обустройством своего быта самые крепкие и предприимчивые мужики отправились в близлежащие горы валить и сплавлять по реке Сарканке лес. Внизу брёвна ловили и выкатывали на берег. Из них потом строили дома и сараи.

До 80 х годов XIX века переселенцев в Жетысу было мало. В это время здесь было лишь несколько русских станиц, хуторов и выселков в которых в основном жил военно-служилый люд под названием казаки. На территории нашего района это были станицы Сарканская, Тополёвская, да выселки Каргалинский и Покатиловский (Басканский).

С образованием в 1867 году Семиреченского казачьего войса Сарканд стал станицей. На казачьем кругу был выбран атаман, который управлял всей жизнью станицы.

Все мужчины, когда заканчивалась отсрочка от службы, должны были проходить военную подготовку и дважды в год отправляться в учебные лагеря. Каждый казак обязан был на свои средства приобрести строевого коня, военную форму, личное оружие. Это накладывало свой отпечаток на всю жизнь станицы.

Постепенно станица Саркандская увеличивалась численно и расстраивалась. Из землянок саркандцы перебрались в мазанки и бревенчатые дома, обзавелись скотом, птицей, пчёлами, разводили огороды и садики. Они начали приспосабливаться к местным условиям. Сюрпризов для переселенцев- сибиряков оказалось немало. После первых радостей от тёплого климата, богатой природы и белого пшеничного хлеба вместо ржаного, пришли некоторые разочарования. Как оказалось, поля и огороды здесь нужно регулярно поливать, к чему сибиряки были совершенно непривычны. Это означало, что нужно строить плотины, водозаборы, водохранилища, многокилометровые арыки и содержать их. Резкие перепады температур приводили к тому, что ранние посевы нередко вымерзали от заморозков, а овощи нужно было садить не раньше мая. Иногда хлеб погибал от сильной засухи, вымерзал, а временами погибал от нашествия саранчи.

Трава на лужайках быстро выгорала от зноя и поэтому с косьбой нужно было поторапливаться, а скот чаще перегонять на новые места и охранять.. Нужно было беречь поля от потравы, скот от конокрадов. Была и высокая смертность от болезней самих людей, поскольку никаких больниц до самого Капала и Верного здесь не было. Лечили местные знахарки, благо, что лекарственных трав было много.


Первые жилища переселенцев. Фотоархив РК


Постепенно налаживались деловые отношения с местным населением. Переселенцы заводили друзей среди казахов, учились у местных пастбищному скотоводству, табунному содержанию скота, в том числе и в зимнее время, узнавали особенности климата и много других секретов. Со временем пастухами казачьего и крестьянского скота нередко становились местные казахи, поскольку они лучше могли сохранить скот от хищников, барымтачей-конокрадов и не боялись за небольшую плату заниматься этой опасной для здоровья работой, а казаки и крестьяне делились за это своим урожаем. Часть казаков вообще отдавали на целый сезон свой скот в казахские отары и табуны. В станице несколько казахских семей обрели постоянное место жительства. Со своей стороны казахи учились у переселенцев огородничеству, возделыванию капусты и картофеля, некоторым секретам кузнечного, столярного и других ремёсел.

Большинство первых крестьян-переселенцев и казаков научились говорить по- казахски, а их дети знали его уже с малых лет. Все казахские названия рек, гор, ущелий и урочищ сохранились. Часть казахов начала осваивать русский язык.

Безусловно, во взаимоотношениях были не только положительные стороны. Бывали обман и обсчёты при торговле, хищения скота и ответные карательные меры, была потрава посевов, борьба за сенокосы, за лучшие участки земли, за арыки и т. д. Но в целом, как писал выходец из этих мест М. Тынышпаев, « Киргизская (казахская) масса еще раньше слыхавшая о порядке, справедливости и могуществе русских, встретила безусловно, дружелюбно, понимая, что прежним постоянным бедствиям от бесконечных войн, внутренних распрей и непорядков наступит конец.»


Записки Р. Закржевского о Сарканде


Что представлял из себя Сарканд в то время? Об этом мы узнаём из документов и рассказов очевидцев.

В 1893 году член Русского географического общества Роман Закржевский, посетив русские селения Семиречья, составил обширный очерк жизни и быта местных жителей. Из его очерка узнаём, что в станице Саркандской, где было 447 дворов с 1820 жителями, в центре стояла деревянная церковь с теннистым садом, училище для детей обоего пола, станичное управление, почта-телеграф, мусульманский молитвенный дом.

Р. Закржевский отмечает опрятный, привлекательный вид станицы… Почти все дома обсажены деревьями, во многих имеются фруктовые садики. Большинство населения- казаки русского и монгольского происхождения. Здесь же проживало несколько крестьянских семейств, а также татары, сарты- бухарцы и четыре еврейские семьи. Жили здесь и казахи, хотя основная масса их проживала в близлежащих аулах.

Основное занятие казаков- хлебопашество, но сеяли мало, поскольку нет хорошего сбыта хлеба. Свои земли они зачастую сдавали в аренду татарам, сартам (бухарцам) и местным казахам. Казахов здесь мало и они в основном нанимались к казакам на работу за низкую плату. Казаки- даже самые бедные, считают престижным нанимать наемных рабочих.

Лавки с «мелочной торговлей», которых около 20, – принадлежали татарам, сартам-бухарцам и евреям. 12 лавок- мясные, которые принадлежали предприимчивым казахам. Главные покупатели «мелочной торговли» были местные казахи из окрестных аулов. В июне-августе они привозили в Сарканд сырье; кожи, пушнину, шерсть и другое, а взамен покупали бытовые вещи промышленного производства: ситец, сахар, керосин и т. д. Осенью казахи из ближних и дальних округов приезжали за зерном и мукой. Цены на продукты были низкими: 1 пуд (16 кг.) пшеничной муки стоил всего 35 копеек, а пуд говядины-1рубль 20 копеек.

Так выглядел наш Сарканд в концеXIX века.

Со второй половины 90 х годов спокойная размеренная жизнь этих далёких от центров цивилизации мест начала быстро меняться.

Сарканд в начале ХХ века

В начале ХХ века станица Сарканстская была административной частью Лепсинского уезда Семиреченской области в которую входило 17 волостей и 10 казачьих станиц. Волости, где проживало местное казахское население, управлялись волостными султанами, утверждёнными вышестоящими губернаторами. Каждая волость делилась на административные аулы по 70—80 семей, (как тогда говорили- кибиток), во главе с избираемым казахскими мужчинами аульным старшиной. Волостные и аульные начальники и решали основную массу текущих дел: от сбора налогов и ремонта дорог до охраны порядка. Казахи жили как бы в двух измерениях; в традиционном и новом, пришедшем вместе с российским подданством. Основная жизнь текла по законам шариата и адата- нормам старинного мусульманского и семейного права, родовым обычаям и традициям.

Казачьи станицы, в отличие от местного населения, жили по своим законам и подчинялись своему начальству. Казаки были по своему статусу выше местного населения и их готовили в случае чего не только охранять границу, защищать земли новой Родины, но и усмирять…

Атаман подчинялся только станичному правлению, избранному на станичном сходе, который собирался не часто, да вышестоящему наказному атаману. Рядовых казаков и казачек с детства держали в ежовых рукавицах. Строгая дисциплина, уважение и подчинение старшим было у каждого вложено в сознание с детства. Во многом поэтому, приказы атамана и станичного правления выполнялись неукоснительно. С 20 лет молодых парней призывали на службу. Несколько недель они учились махать шашкой и колоть пикой, рубить на полном скаку лозу, стрелять, джигитовать, воспитывать боевого коня. Потом их допускали к несению службы.

После нескольких лет действительной службы в полку с 20 до 38 лет, казака отправляли в запас на 5 лет. В 38 лет казак выходил в отставку, но состоял в ополчении еще 10 лет. В 48 лет казак окончательно выходил в отставку, хотя обязан был сохранять боеготовность. Совсем старые казаки следили за жизнью станицы, охраняли традиции.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2