Полная версия
Когда боги вернутся?
Есть более ранняя версия появления легенды: в IX веке князь Владимир отправил посольство в Беловоде («Сокровенное Сказание о Беловодье», изложенное В. Г., деятелем русской эмиграции в 1949 году).
В многочисленных «путеводителях» путь в Беловодье был описан в зашифрованной иносказательной форме. В наше время бренд Беловодья широко используется на Алтае в названиях гостиниц, курортов, санаториев, фермерских хозяйств.
Код Беловодья
Как же найти путь в Беловодье? У староверов была книга «Путешественник» с картами, описывающая путь в Беловодье. Особенно популярной книга была в середине XIX века.
Н. К. Рерих получил от староверов довольно размытое указание: «Отсюда пойдешь между Иртышем и Аргунью… Коли не затеряешься, то придешь к соляным озерам… И дойдешь ты до гор Богогорши, а от них пойдет еще труднее дорога. Коли осилишь ее, придешь в Кокуши. А затем возьми путь через самый Ергор, к самой снежной стране, а за самыми высокими горами будет священная долина. Там оно и есть самое Беловодье».
Рерих решил, что речь идет о Тибете, о священной Шамбале. Но русские старообрядцы вряд ли бы стали искать путь к далеким Гималаям. Для этого надо пройти широкие степи и безводные пустыни (например, пустыню Такла-Макан в Синьцзяне, где даже реки пересыхают). Путь к Беловодью за пределы Сибири не выходит.
Надо учесть, что это зашифрованное описание пути. Тайные знания передаются лишь устно. В письменном виде – лишь иносказания и намеренные неясности.
Ориентиры в Прибайкалье
Еще одно указание в поиске Беловодье: между Иртышем и Аргунью. Тоже головоломка: слишком широк разброс географических указателей. Иртыш течет в Западной Сибири. Его исток – на северо-западе Китая, в Монгольском Алтае. Аргунь течет между Забайкальским краем и Китаем.
Если прямо следовать этой подсказке, надо искать посередине между реками Иртыш и Аргунь. И не смущаться величиной расстояния. Середина между истоками этих рек – запад Бурятии. Это Саяны и Тункинская долина, ведущая к Байкалу.
Описание пути в Беловодье, данное выше, заканчивается на священной долине. Похоже на путь к Байкалу через долину Тунки, если спуститься в нее с гор Саян, придя со стороны Алтая.
Источники в Тункинском районе обладают целебной силой. Это тоже издревле связывалось с чудом, с волшебной силой природы. Старинные сведения указывают, что рядом с Беловодьем – горячие источники. Тунка известна минеральными водами. Нилова пустынь, Аршан, Шумак, Вышка недалеко от Жемчуга… Горячие источники там тоже есть.
Байкал и Ольхон
В Беловодье – белая вода. В источниках Аршана вода в каком-то смысле белая: пенится от пузырьков газа и от того, что бьет струей, вырываясь из-под земли.
Белым озером может быть Байкал. Равных в Сибири ему нет: и по размерам, и по значению. Байкал называют Священным озером. «Белый» в переносном смысле «священный».
Согласно описанию Беловодья А. Сухановым, Белый остров находится на Белом озере. На острове город. Рядом с ним высокая гора. С берега города не видно.
Остров Ольхон на Байкале тоже «белый», то есть священный в переносном смысле. Остров связан с традиционными верованиями бурят, он наделяется священной силой. Ольхон – место поклонения шаманов, контакта с духами природы.
Беловодье – тоже место высокой духовности. Ведь по сказаниям там живут люди, чистые духом. Прямой путь туда закрыт. Открывается он лишь для избранных. На Ольхоне, по мифам бурят, есть особо священные места, запрещенные для посещений территории, среди них священная гора Жима.
Ольхон изобилует археологическими памятниками: это могильники, древние городища, остатки каменных стен… Полагают, что их построили курыканы (эту версию предложил археолог Окладников).
Курыканы были земледельцами, знали письменность, владели секретами металлургии и кузничного дела. На Ольхоне повсеместно сохранились руины времен этого загадочного народа.
Ольхон – самый крупный остров Байкала – богат археологическими памятниками (около полутора сотен). По их количеству на квадратный километр ему нет равных во всём Прибайкалье.
Ольхон был крупным культовым центром курумчинской культуры VI—X веков (ее приписывает курыканам – объединению тюркских племен). Найдено множество курумчинских городищ-святилищ и шатровых могильников. Курыканская защитная стена длиной 185 метров протянулась поперек перешейка мыса Хоргой.
Белый город около Байкала?
В Центральной Азии существовала многовековая традиция сооружения оборонительных объектов. В эпоху раннего железа (около Х века до нашей эры) в Южной Сибири распространяются городища. В хунно-сарматское время, как пишет Ю. Худяков, сформировались основные виды крепостей и замков правителей.
Позже, при Уйгурском каганате, на рубеже 1-2 тысячелетий нашей эры, в В Прибайкалье и Забайкалье появились согдийцы из Средней Азии. Они торговали, закупали пушнину и основывали города. Чингизиды, позднее, в XIII веке захватив эти земли, селили согдийцев на Ангаре. Поселение согдийцев найдено в устье реки Унга у впадения в Ангару (Улан-Бор). Может, подобное городище, еще более величественное, могло быть Беловодьем и стало легендой?
Согдийцы покинули поселение на Унге в IX веке, когда Уйгурский каганат был завоеван енисейскими кыргызами. От опасностей войн строители города могли уйти дальше, на Ольхон. Поэтому Белый город трудно найти. У него нет порта, как следует из описания А. Суханова.
Крепости, оборонительные стены, монастыри строились монголами и джунгарами в Монголии и Саяно-Алтае, по данным Ю. Худякова. Тайный Белый город мог быть на Ольхоне или в другом месте Прибайкалья, похожем на описание.
Кто живет в Беловодье?
Еще одна версия появления Беловодья: по древнерусским преданиям чудь ушла под землю. То есть скрылась от обычных людей. Похоже на потаенность Беловодья. «Внутри же града во всем граде житье было под землею, под палатами чудно устроено». Так писал А. Суханов.
Беловодье порождено тайной подземной цивилизацией? Согласно преданиям них была высокая духовность, тайные знания в горном деле (искусное литье металлов, подземные ходы). Доступ обычным людям в такие места закрыт: «Коли душа твоя готова достичь это место через все погибельные опасности, тогда примут тебя жители Беловодья».
Мудры ли мы подобно далеким предкам? Справедливы ли в жизни, к другим людям? В этом главный смысл легенды о Беловодье.
Тайна древних каменных руин на окраине Улан-Удэ
Святилище Бронзового века или уйгурская крепость?
На склоне одного их холмов (невысокой горы) на окраине Улан-Удэ автор статьи обследовал остатки каменных сооружений – фрагменты кладки из полуобработанных камней и отдельные отёсаные блоки, лежащие на склоне холма. Автор рассматривает две версии их появления: древнейшую (время постройки уходит в прошлое вплоть до Бронзового века) и средневековую согдийскую: крепость Уйгурского каганата, построенная каменщиками – выходцами из Согдианы. Поскольку ископаемые здания в крепостях уйгурского периода в Южной Сибири и Монголии малоисследованы археологами, автор статьи предлагает рассматривать особенности каменных находок по аналогии с сооружениями и крепостями согдийского периода в Средней Азии.
На южном склоне горы у поселка Забайкальский, что находится на юго-восточной окраине Улан-Удэ, можно заметить остатки скальных пород. Если подойти ближе, то часть подобных скальных образований напоминает уложенные друг на друга камни, подозрительно напоминающие небольшие фрагменты кладки из полуобработанных камней.
Ветер, осадки, перепады температуры за века, а может и тысячелетия сделали свое дело: поверхность большинства камней стала еще более неровной. На крутом склоне холма после оползней, возможно, остались лишь крайне небольшие участки стен или башен. Или, будучи снесены вниз к подножию обвалами, они давно погребены под толстым слоем земли.
Тем не менее, на склоне среди прочих валунов есть отдельно покоящиеся камни длиной до метра чёткой прямоугольной формы – фактически, это отёсаные каменные блоки правильных геометрических пропорций.
Остальные камни, имеющие признаки искусственной обработки, разные по форме, в той или иной мере сохраняют природные неровности, обработка применена к ним с разной степенью интенсивности, так как подобные каменные сооружения обычно возводились из полуобработанных камней. Часть найденных камней имеет углубление с внутренней стороны – паз, с помощью которого камень крепился в кладке.
В ходе первичного осмотра появилось предположение, что постройки из камня очень древние, возможно, им более 2 тысяч лет. На такие мысли наводят плохая сохранность каменной кладки и то, что отдельно лежащие отесанные блоки редки: каждый такой артефакт лежит в стороне (за десятки метров) от других подобных крупных камней с пропорциями, похожими на искусственную обработку.
Тем не менее, в пользу более недавнего – уйгурского времени возникновения этих построек, говорит характер обработки камня. Валуны довольно внушительных размеров, гораздо удобнее обрабатывать металлическими орудиями, чем собственно бронзовыми орудиями Бронзового века…
Также, эта гора примечательна тем, что несколько восточнее от кладки камней на том же склоне имеется необычное скальное образование: из каменной груды возвышаются вверх, смотря своим концом в небо под углом, два продолговатых камня крупных размеров – несколько метров длиной. Частично (особенно с одной стороны) они имеют пропорции, напоминающие прямоугольные.
Еще раз о «Меркитской» крепости
Не так далеко от этой горы, дальше к юго-востоку от Улан-Удэ на территории Тарбагатайского района находятся похожие искусственные каменные сооружения – комплексы Хайласын. Например, смешанный могильник «Хайласын» (с похожим торчащим вверх продолговатым камнем) и так называемая «Меркитская крепость» на горе Ореховая (Шара Тэбсэг), недалеко от устья Тугнуя, впадающего в Селенгу.
По поводу самого названия «меркитская крепость», необходимо отметить, что крепость гораздо древнее, чем известное из истории укрепление монгольского племени меркитов, которое уничтожил Чингисхан из мести за свою похищенную жену. Нашел развалины этой крепости в 1988 году и отнес их к меркитам известный в Бурятии краевед, в ту пору научный сотрудник БИОН СО АН СССР Алексей Тиваненко.
За последние десятилетия меркитская крепость стала устойчивым туристическим брендом.
Как и описанные каменные сооружения горы поселка Забайкальский, меркитская крепость расположена на скальных уступах. Другая ее часть находится на уплощенной вершине горы.
Серия статей о найденной Алексеем Тиваненко меркитской крепости появилась в номерах республиканской газеты «Правде Бурятия» в 1988 году. В одной из них краевед сообщал, что еще в 1920-е годы сооружения меркитской крепости – длинные «стены» с южной, западной и северной сторон – описаны краеведами Научного общества им. Доржи Банзарова (действовавшего с 1924 -1930 гг. в Бурят-Монгольской АССР). Тогда В.В. Попов и Б. Тогмитов совершили восхождение к горе Шара-Тэбсэг и видели каменную стену длиной 800 метров, опоясывающую подножье скалистой горы с крепостью2.
Как и каменные артефакты пос. Забайкальского, «стены» располагаются на разных высотах, проходя по самому краю обрывов.
Специалисты-историки склоняются к версии, что эти каменные постройки относятся к гораздо более древним временам, к эпохе бронзы (более 3 тыс. лет назад).
По методам постройки, Меркитская крепость относится к типу древнейших в Байкальском регионе фортификационных сооружений, которые несколько тысяч лет назад строили племена, сходные по культуре с предками корейцев (дело в том, что раскопки самых древних крепостей людей, являющихся предками корейского народа, показывают похожий тип укреплений).
При этом подобные сооружения – комплексы Хайласын в Бурятии, – ученые относят к ритуальным сооружениям. То есть при возможных раскопках там можно не найти культурного слоя – аналогично многим ритуальным каменным сооружения Ольхона и Прибайкалья, в которых люди не жили, а приходили к ним совершать шаманские обряды. Следует заметить, что каменные сооружения Прибайкалья и острова Ольхон создали курыкане – предки части бурятов и якутов, жившие в тех местах у побережья Байкала в конце 1-го тысячелетия нашей эры – данное предположение об отнесении каменных могильников и ритуальных сооружений Прибайкалья к курумчинской культуре (т. е. курыканской) выдвинул еще знаменитый археолог Окладников – что подтверждается свидетельствами жителей Якутии, которые, в частности, знают предназначение выдолбленных в камне чаш – для ритуалов, поскольку шаманизм у якутов сохранился по сию пору в более сильном выражении, чем у соседних народов.
Особенности каменных сооружений хребта Цаган-Дабан
Итак, на северном склоне горы у поселка Забайкальский находятся как отдельные полуобработанные камни крупных размеров и отёсаные блоки (примерно 1 метр длиной), так и разрозненные остатки каменной кладки небольших размеров.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.