Полная версия
Гирлянда наставлений
Чандра Свами Удасин
Гирлянда наставлений. Наставления Бабы Бхуман Шаха и Шри Чандры Свами Удасина
Перевод с английского Г. Кумлевой
© Seekers Trust, Dehradun (Sadhana Kendra Ashram, Uttarakhand, India)
© Chandra Swami Udasin
© ООО Издательский Дом «Ганга», 2020
Бхагаван Шричандра (1494–1643), сто шестьдесят пятый ачарья в линии духовной передачи Удасинов
Традиция Удасинов
Удасины – один из древнейших монашеских орденов в индуизме. Этой духовной родословной, насчитывающей огромное число поколений, принадлежали многие и многие великие святые, мистики и ученые. Наиболее знаменитым из них в недавнем прошлом был Бхагаван Шричандра. Шричандра считается сто шестьдесят пятым Учителем из числа Удасинов, однако, поскольку он прославился в качестве великого йогина и сыграл исключительно важную роль в деле распространения учения Удасинов по миру, его нередко ошибочно почитают за основателя ордена. На деле же традиция Удасинов уходит своими корнями намного, намного глубже, вплоть ко времени творения самого мироздания.
Баба Бхуман Шах Удасин (1687–1747), гуру Чандры Свами Удасина
В священных Ведах мы имеем упоминание о четверых сыновьях Брахмы, творца этой Вселенной, родившихся из его ума: Санаке, Санандане, Санатане и Санаткумаре. Считается, что эти мудрецы жили даже еще до семи небесных мудрецов (о которых есть упоминания и в Ведах, и в других писаниях) и до великого Нарады. Об этих четырех риши (провидцах) говорят, что они всегда имеют облик детей и постоянно погружены в экстаз памятования о Божественном. Облик их утонченно прекрасен и нежен. Одетые лишь в набедренные повязки, они свободно передвигаются по всей Вселенной, непрестанно повторяя великую мантру «Хари Шаранам» («Я обрел прибежище в Боге»). Эти дети-провидцы пребывают в мире от момента творения и останутся тут до самого растворения Вселенной, которое называется пралайя. Самый выдающийся из них – мудрец Санаткумара, и именно он считается родоначальником и первым Учителем традиции Удасинов в индуизме. Как мы узнаем позднее, эти дети-провидцы проявили особое расположение к герою данной книги – Гурудэве. Они благословили его своей даршаной, наставлением и защитой.
Что касается философии, то тут Удасины следуют ведической традиции и верят в Брахмана, являющегося недвойственной Высшей Божественной Реальностью. Они верят в неоспоримый авторитет Вед, но также и в пураны. Ачарья Шричандра проповедовал в качестве средств для реализации Брахмана как практику джняны (знание), так и бхакти (преданная любовь).
В наши дни по всей Индии существуют тысячи ашрамов Удасинов и сотни тысяч монахов этого направления. Монахи-удасины обычно практикуют строгий аскетизм и вместе с тем известны вполне либеральным подходом. Они могут облачаться в оранжевое, черное или белое одеяние, но могут также ограничиваться набедренной повязкой, покрывая все тело священным пеплом. Некоторые обривают голову, тогда как другие отпускают волосы и носят их в виде длинных дредов, обмотанных вокруг головы, а иные выглядят как самые обыкновенные индуистские монахи. Многие из них посвящают себя бескорыстному служению обществу. Традиция Удасинов как таковая подразделяется на множество ветвей и направлений. Две главные организации, с которыми ассоциированы многие ашрамы Удасинов, – это «Шри Панчаяти Удасин Бада Акхара» и «Шри Панчаяти Найя Удасин Акхара». Эти две акхары[1] принадлежат к числу тринадцати основных акхар, которые представляют различные монашеские традиции в индуизме и управляются монахами, ставящими себе за цель распространение в обществе нравственных, культурных и духовных ценностей.
– Свами Прем Вивекананд
Возможно ли реализовать сущностное, вневременное, вечное Блаженство? Вы найдёте ответ на этот вопрос в данной книге. Здесь представлена суть подлинного духовно-практического учения одного из величайших святых своего времени – Бабы Бхуман Шаха, с рождения являвшего целомудрие и чистоту.
Более двух с половиной столетий прошло с тех пор, как Бабаджи (так называют Бабу Бхуман Шаха его последователи и ученики) оставил свою смертную оболочку. Но и сегодня он проявляется в своём духовном теле, чтобы наставлять и направлять искренних духовных искателей, помогать страждущим и обременённым, тем, кто имеет глубокую и полную веру в него. Таков реальный опыт многих духовных искателей.
Посвящаю эту книгу светлой памяти достопочтенного Бабы Бхуман Шаха джи.
– Шри Чандра Свами Удасин
Арати
Совершать арати, то есть воспевать хвалебные гимны Божественному, – очень древняя духовная традиция, глубоко укоренившаяся в Индии. Верующие следуют этой духовной практике, поскольку она наиболее распространена, проста и очень эффективна.
Арати – составная часть обряда поклонения и общения с ишта-дэватой (избранным идеалом; той формой Божества, которую человек избирает для себя в качестве символа Божественного). Эти гимны, или хвалебные песнопения, воспевающие славу и величие Бога, исполняются с целью стяжать милость ишта-дэваты и получить Его благословение.
Арати всегда выражается в поэтической форме и поётся с глубоким чувством, полным самоотдачи и любви к Божественному.
Шри Чандра Свамиджи сочинил великолепное арати на хинди в честь своего возлюбленного Учителя – достопочтенного Бабы Бхуман Шаха.
Balyati[2]aur param siddhaBhuman Shah Dev mahan.Moh maya tam dukh harta ko,Barambar pranam.Приветствуем Тебя, святой Баба Бхуман Шах,Вновь и вновь склоняясь к Твоим священным стопам.Приветствуем Тебя, рожденного для мудрости и чистой жизни,Спасителя душ, освободителя невежественных,Воплощение Божественности, одного из величайших святых,Дарующего истинную радость.Bhuman Shah ki karein arati,Sant shiromani deva.Arhsath tirth snan ka fal de,Shri charanan ki seva.Придите и воспойте гимн Бабе Бхуман Шаху,Царю святых и мудрецов.Плоды служения Его святым стопамРавнозначны плодам сотен благочестивых паломничеств.Balyati aur balsiddha Prabho,Shant saumya sukhakari.Sat chit anand prem sudha nidhi,Divya rup manhari.О властелин, рождённый для чистой жизни,Умиротворённый и смиренный.О податель истинной радости,Ты есть Саччидананда,Абсолютное Бытие-Сознание-Блаженство,Красота Твоей божественной формыВосхищает твоих поклонников.Baba Shri Chandra rup tumhin ho,Ati karuna avatara!Dukhiyan seva simaran Hari ko,Yaha sandesh tumhara.Поистине, Ты – воплощение великого святогоБабы Шричандры.Из великого сострадания к людямТы вновь вернулся на землю.«Служите бедным и угнетенным и постоянноПомните о Боге» – таково Твое великое послание миру.Samdarshi aur antaryami,Komal kripa nidhana.Sab vidhi samarath bhakt udharan,Prem-gyan do dana.О внутренний учитель!Ты тот, кому ведомы все сердца,Ты – океан невозмутимости,Милосердия и нежности.О всемогущий Бхуман Шах, спаситель верующих в Тебя,Благослови нас дарами Своей любви и мудрости.Gyan bhakti aur karma yog se,Path darsave bhaktan ka.Durachar kuvichar mita kar,Hare mail-mal jan-jan ka.О Возлюбленный! Ты всегда освещаешь путь искателям,Будь то путь преданности, путь знанияИли путь служения.Разрушая все негативные помыслы и поступки,Ты очищаешь Своих поклонниковОт гордыни и всяческой нечистоты.Vishay vikar mitavan hare,Karunamay gunsagar.Timir hatakar jyoti jagakar,Antar kare ujagar.О милосердный! Ты – источник всех добродетелей,Разрушитель всех пороков и слабостей.Мы молим Тебя, удали от нас всякую скверну,Всякую тьму и освяти наши сердца.Satya-purusha pitu-mata samana,He Prabhu suhrid mahana.Ham balak nirabodh ajana,Kripa karo bhagavana.О высшее Я, величайшее из величайших,Благой и верный Друг, добрый Отче!Мы – Твои дети, невежественные и недостойные,—Молим Тебя: яви нам Свою великую милость.Shuddh bhav aur nirmal buddhi,Do Prabhu din dayala,Sanyam shil namarta dijai,Bin karan kirpala.О Повелитель! Очисти наши сердца,Пусть наше понимание станет ясным и глубоким.О воплощение бесконечного милосердия!Одари нас способностью контролировать нашеЭго смирением и скромностью.Dukh sankat sab dur ho jaye,Sharan teri jo aye.Jo jan teri arati gaye,Bhavsagar tar jaye.О Возлюбленный Учитель! Все,Кто прибегает к Твоей защите, видят,Как их горести и несчастья бесследно исчезают.Те, кто воспевает Тебя с глубокой верой и любовьюВ этом хвалебном гимне,Легко преодолевают океан сансары.Divya drishti ke devan hare,Bhaktan ke rakhvare.Chandra bharose puran-satguru,avagaman nivareО Прибежище неприкаянных!Ты пробуждаешь божественное знаниеИ навечно берёшь под защиту Своих поклонников.Шри Чандра Свами утверждает:Из порочного круга рождений и смертиЯ смог вырваться лишь благодаря Твоей милости,О совершенный Учитель, я осознал Тебя,Того, Кто поистине есть моё прибежище.АУМ АУМ АУМ
Вступительное слово Чандры Свами Удасина
Все люди стремятся к счастью, к такому счастью, которое никто не смог бы у них похитить или разрушить, которое было бы с ними всегда и везде, которое никогда бы не убывало и не прерывалось. Все жаждут счастья бесконечного и неисчерпаемого. Будь то царь или нищий, старик или дитя, образованный интеллектуал или совсем безграмотный человек – все без исключения действуют, побуждаемые этим всеобщим универсальным желанием быть счастливыми. Эта жажда счастья не рождена ни самскарами, ни индивидуальными отличительными особенностями, она никак не связана с образованием и не обусловлена принадлежностью к той или иной религии, вероисповеданию, стране или нации. Это желание бесспорно – всеобщее явление, самое элементарное и основополагающее, коренное по своей природе.
По правде говоря, называть эту глубинную потребность человеческой природы желанием не совсем верно. На самом деле это, скорее, глубочайший зов или даже крик души человека, души, которая как была, так и остаётся отделенной от своего божественного источника и стремится вернуться к Всевышнему. Даже если вы попытаетесь заглушить или уничтожить этот внутренний зов, вам никогда не удастся этого добиться. Может, кто-то даже и вовсе не слышит его в назойливом шуме своих мыслей и страстей мира сего, но стоит ему хоть на мгновение остановиться и прислушаться, как он непременно вновь услышит этот неотразимый зов души. Этот зов прекращается лишь тогда, когда душа человека осознает свою чистую истинную Сущность, бесконечную и превосходящую пространство и время.
Никто в этом мире, за исключением святых и мудрецов, пришедших к Завершению (полноте обретения Себя) и постоянно погружённых в совершенство божественной любви-мудрости, не может, положа руку на сердце, честно и с полной искренностью утверждать, что он совершенно счастлив и во всех отношениях удовлетворен. Этот всеобщий зов души, свойственный каждому, а также опыт мудрецов, обретших Божественное, равно как и священные писания, свидетельствуют о том, что вечное Блаженство, не ограниченное ни временем, ни пространством, ни причинностью, существует и может быть реализовано. Но сладость сахара познаётся лишь тогда, когда мы сами отведаем его и на собственном опыте ощутим, что есть эта сладость. Поэтому-то высшая божественная Сущность определяется как свайям самвайдья, то есть «Тот, Кто может быть познан Сам Собой для Себя Самого». Непосредственная реализация Божественного – это и есть прямое, убедительное доказательство Его существования.
В этой небольшой книге мы постараемся поведать читателю об истинной цели человеческой жизни, а также о наилучших способах её достижения через короткие афоризмы духовно-практического содержания, полностью осознавая, что попытка передать таким образом наставления Бабы Бхуман Шахджи подобна попытке вместить бескрайний океан мудрости в кофейную чашку.
Слова в этой книге принадлежат мне, но учение поистине принадлежит Бабаджи и находится в полной гармонии с его божественной жизнью. Я смиренно могу утверждать это, основываясь на своей собственной духовной практике, которую я осуществлял на протяжении многих жизней под совершенным покровительством и милосердным водительством Бабы Бхуман Шахджи, а также в свете моих собственных достижений. Если же мне не удастся должным образом донести наставления Бабаджи, то это лишь свидетельствует о моей неспособности выразить это, и да простит меня за это читатель.
Если вы будете читать эти короткие наставления Бабаджи, забыв на время собственные убеждения и верования, отбросив предвзятые идеи и религиозные предрассудки, а потом поразмышляете над ними со спокойным, открытым и беспристрастным умом, вам непременно откроется божественная личность Бабаджи, исполненная милосердия и духовной мудрости. Здесь будет полезно вкратце изложить жизнь достопочтенного Бабы Бхуман Шаха. Некоторые ученики Бабаджи написали книги о его жизни, по крупице собирая сведения там и сям, однако для большинства читателей эти работы труднодоступны. В наш век материализма все гонятся за богатством, стараясь добыть его праведным или неправедным путем, и в этой гонке никто не желает быть отстающим. Сегодня жизнь человека получила такое ускорение, стала настолько стремительной, что у него нет времени даже на то, чтобы остановиться на мгновение и задуматься о том, кто он, откуда, куда идет и что в действительности ищет. При таком печальном раскладе где уж найти время, чтобы читать толстые, объёмные книги? Поэтому я надеюсь, что читатели окажутся способными собрать богатый урожай духовной мудрости, прочитав эту небольшую книгу о вдохновенной жизни и вдохновляющем учении Бабаджи.
Достопочтенный Баба Бхуман Шахджи, исполненный любви и вызывающий всеобщую симпатию, от рождения целомудренный, был одним из тех великих святых XVIII века, которые, посвящая всю свою жизнь непрерывному памятованию о Божественном и бескорыстному служению бедным и нуждающимся, пробуждали людей от гипнотической спячки, вызванной привязанностью к мирским утехам и преходящим вещам. Они руководили и направляли людей на пути к Истине. Как говорится в Гите, можно жить в миру, не запятнав себя его соблазнами, как лист лотоса, что, плавая на поверхности воды, не намокает: padma-patram ivambhasa[3]. Так жил и Бабаджи.
Родители Бабы Бхуман Шаха, Мата Раджо Бай и Хасса Рам Камбодж[4], были пламенными преданными Богу и имели непоколебимую веру в божественность Бабы Шричандры, ачарьи ордена Удасин Пантх, старшего сына известного святого и мистика XV века, основателя сикхизма гуру Нанака. Они жили в деревне Бехлолпур, округа Дипалпур, района Монтгомери в Пенджабе (нынешний Пакистан). У них был небольшой участок земли, который они возделывали и этим кормились. Они жили скромно и очень просто, довольствуясь тем, что дарила им жизнь, проводя большую часть времени в памятовании о Боге и медитации. Их жизнь поистине была идеалом супружества. Их плоть пребывала на земле, но их ум был погружен в радостное общение с Божественным.
Хоть и много времени прошло со дня их свадьбы, у них всё ещё не было детей. Наконец, в апреле 1687 года, когда они были уже давно не молоды, у них родился чудесный сын, красивый, спокойный и молчаливый. За одиннадцать дней до рождения этого божественного младенца его мать Мата Раджо Бай стала каждую ночь видеть во сне Бабу Шричандру. Все её дни были наполнены невыразимым блаженством при воспоминании об этих ночных видениях. К всеобщему изумлению её роды прошли совершенно безболезненно. Раджо Бай и её муж были абсолютно уверены, что их обожаемый ишта-дэвата, Баба Шричандра, благословил их этим младенцем и сам воплотился в их семействе как аватара. Они назвали его Бхумия (впоследствии он прославился как Баба Бхуман Шах). Лик этого младенца испускал такое сияние и духовную силу, что все, кто видел его хоть раз, приходили снова и снова, чтобы посмотреть на него. Молва о его чудесном рождении быстро разнеслась по окрестным деревням, и вскоре дом Хасса Рама наполнился толпой людей, пришедших из разных, подчас отдалённых мест, чтобы получить даршану Бхумии. Хасса Рам и его жена принимали всех с любовью и должным почтением и старались всем услужить, исходя из своих скромных средств. Их дом, их тела и сердца были наполнены божественной радостью, как если бы само Небо спустилось на землю.
Ребёнок рос и у него стали всё чаще и чаще спонтанно проявляться сверхъестественные способности. Часто видели, как его тело обвивали черные кобры, и он беззаботно играл с ними. Уместно напомнить, что в традиции святых и мудрецов-удаси Баба Шричандра считается воплощением Господа Шивы, в то время как его отец гуру Нанак – воплощением Господа Вишну. В Пуранах – сборниках мифов и легенд Индии – Господь Вишну предстает отдыхающим на огромной кобре, служащей Ему постелью, а Господь Шива изображается с кобрами, любовно обвивающими его руки и шею. Поэтому понять игру младенца Бхумии с кобрами легко. В санатана-дхарме
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Акхара – это место, где живут монахи. Они обеспечены жильем и питанием, что позволяет им выполнять духовную садхану. У разных монашеских традиций – собственные акхары.
2
Вalyati (хинди) – святой, от рождения ведущий аскетический образ жизни; тот, для кого целибат не является чем-то предписанным или практикуемым с усилием, тот, чья сексуальная энергия уже трансформирована с самого рождения в мудрость и божественную любовь. Также существует выражение «рожденный созерцателем», тот, для кого созерцание является чем-то естественным и присущим от рождения, так как это состояние было уже достигнутo человеком в его предыдущих воплощениях. В текущей жизни они возникают спонтанно и не требуют усилий.
3
Бхагавадгита, 5.10.
4
Камбодж – фамилия отца Бабаджи указывает на его принадлежность к североиндийской народности ирано-пенджабского происхождения камбодж. Баба Бхуман Шах, а также большинство святых в его парампаре – также камбодж.